СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Азбука жизни" (социальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социального направления рассчитана на 4 года обучения  начальной школе и составлена на основе авторской программы "Гражданское образование в начальных классах" Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Ю.Яшина

Просмотр содержимого документа
«Программа "Азбука жизни" (социальное направление)»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области


Утверждаю.

Директор школы __________В. С. Солоницына

«___»_____________20 г

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

«___»_________20 г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой

Рабочая программа внеурочной деятельности

Курс «Азбука жизни»

Социальное направление

Возраст: 7-11лет

Срок реализации: 4 года

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов

первой квалификационной категории




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука жизни» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2 – 4класс) Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 20… учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 20….. учебный год.


Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.

Необходимость создания курса «Азбука жизни» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Курс «Азбука жизни» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Курс включает 143 занятий: одно занятие в неделю, 35 занятий в 1 классе и по 36 занятий в 2-4 классах.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.


Задачи программы:

  • Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

  • Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

  • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

  • Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

  • Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

  • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

  • Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

  • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

  • Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

  • Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.


Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

В основу программы курса «Азбука жизни» положены следующие принципы:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.

Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.



Особенности форм работы

Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы



Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • упражнения и тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование

  • практическая работа


Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.









Планируемые результаты освоения программы


Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.


Опыт творческой деятельности.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные

универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.


Планируемые результаты

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.


Содержание программы


Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

Модуль «Мои обязанности и права»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»


2

Модуль «Мой безопасный дом»

Модуль «Азбука безопасности»

Модуль «Я и мы»

Модуль «Азбука здоровья»


3

Модуль

«Моя безопасность »

Модуль « Разговор о правильном питании»

Модуль «Мои обязанности и права»,


«Продолжим разговор о правильном питании»

Модуль

« Если нужна моя помощь»»

4

Модуль «Азбука экономиста»

Модуль « Азбука здоровья»

Модуль «Здоровье и безопасность»

Модуль «Я и мои друзья»

Календарно - тематическое планирование

1 класс (35 часов)


п/п

Тема занятия

Кол. час.

Форма занятия

Элементы содержания (ключевые слова)


Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

Результат работы

Дата



1четверть

Модуль «Мои права и обязанности» - 8 часов

Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.



1.






Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.


1






Беседа






Ученик, учитель, школа, Устав школы



Знать права и обязанности школьника

Уметь соблюдать правила поведения в школе


Умение контролировать своё поведение




Рисунок «Я ученик»






2.

Мои одноклассники. Наши школьные обязанности.




1





Занятие-тренинг


Ученик, класс, одноклассник

Знать правила общения с одноклассниками

Уметь наладить доброжелательное, бесконфликтное общение с одноклассниками

Умение установить доброжелательное, бесконфликтное общение

Диагностика «Рукавички»




3.




Школьные вещи – наши помощники.

1

Практикум

Учебник, тетрадь, дневник, портфель, пенал.

Знать правила бережного пользования школьными принадлежностями.

Уметь безопасно работать со школьными предметами.

Умение ориентироваться в учебнике, тетради, портфеле.

Игра «Соберись в школу сам»



4.

Книги – наши друзья и помощники

1

Экскурсия

Книга, библиотека, части книги.

Знать, почему книги стали помощниками и друзьями человека

Уметь находить книгу, правильно называть части книги

Умение бережно обращаться с книгой

Презентация книги ( по выбору)



5.

Мои учителя.

1

Праздник к Дню учителя

День учителя, роль учителя, благодарность

Знать правила поведения во время праздника

Уметь поздравить учителя с праздником

Формирование нравственных чувств: благодарность, уважение.

Поздравительная открытка




6.

Школьные традиции.

1

практикум

Традиция, правило

Знать традиции школы, уклад школьной жизни

Уметь принимать их как норму общества.

Формирование интереса к традициям школы.

Мини - проект «Традиции школьной жизни»



7, 8.

Итоговое занятие «День рождения класса »

2

Праздник

Знать правила поведения.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни

Формирование нравственных чувств: дружба, доброта, вежливость.

Рисунок «Мой класс»



2 четверть

Модуль «Азбука безопасности» - 8 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.



1.

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар,

дорожные знаки

Знать дорожную азбуку.

Уметь пользоваться дорожной азбукой.

Применять полученные знания на практике.

Изготовить модель светофора



2.

Умелый пешеход

1

Игра

Зебра, виды переходов, перекрёсток.

Знать дорогу от школы до дома.

Уметь применять закон улиц и дорог

Применять полученные знания на практике

Составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома»



3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

1

Занятие-путешествие

Зебра, перекрёсток, регулировщик, опасный поворот, авария.

Знать какую опасность таит в себе дорога.

Уметь критически мыслить

Воспитывать культуру поведения пешехода.

Составить памятку.





4.

Мы пассажиры.

1

Заочная экскурсия

Пассажир, водитель, ремни безопасности, остановка, проезжая часть.

Знать правила пассажиров.

Уметь применять правила в общественном транспорте и на остановках.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Составить памятку «Правила выхода пассажиров»




5.

Островок безопасности

1

Игра «Марафон»

Тротуар, переход, светофор, подземный переход, наземный переход, обочина.

Знать безопасные места.

Уметь принимать правильное решение.

Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций.

План-схема безопасных мест перехода в нашем микрорайоне.




6.

Машины и пешеходы

1

Викторина

Дорожные знаки, троллейбус, трамвай, остановочный путь

Знать правила безопасного поведения.

Уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос.

Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

Мини-викторина по ПДД.



7.

Как разговаривает улица

1

Групповая работа

Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки.

Знать каждую группу знаков.

Уметь классифицировать знаки

Развивать познавательные процессы обучающихся.

Мини-проект в группах.



8.

Что значит быть ответственным?

1

Диспут

Внимание, опасность, Госавтоинспекция,

Знать ПДД.

Уметь применять на практике.

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

Плакат, призывающий соблюдать ПДД.



9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

1

Брейн-ринг

Азбука улиц и дорог

Знать дорожную азбуку.

Уметь следовать нормам поведения


Сознательное выполнение правил дорожного движения.

Макет значка «Отличник-пешеход»



3 четверть

Модуль «Я и мы» - 11 ч

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.



1.

2.

Азбука эмоций.

2

Беседа.

Групповая работа.

Радость, гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость и т.д.

Знать, понимать и оценивать свои эмоции.

Уметь управлять собственными эмоциями.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому.

Составить правила общения.



3.

Правила жизни.

1





Дискуссия

Доброта, гармония, простота, контакт, понимание, выдержка, спокойствие, благодарность, толерантность.

Знать правила хорошего тона и этикета.

Уметь применять в жизни правила хорошего тона.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Составить алгоритм взаимодействия.



4.

Город вежливости.

1.



Ролевая игра

Вежливые слова: спасибо,пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, извините и т. д.

Знать слова вежливости.

Уметь применять слова вежливости в повседневной жизни.

Овладение современными средствами коммуникации.

Инсценировка жизненных ситуаций.



5.

Будь человеком.

1



Читательская конференция.

Добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание.

Знать эмоционально-волевую сферу человека.

Уметь быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

Составить самохарактеристику «Какой я?»



6.

Что такое чувства?

1



Игры-шутки

Обида, страх, злоба, гнев, добро.

Знать отличительные характеристики данных видов чувств.

Уметь определять эмоциональное состояние человека.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Раскрасить свои чувства.



7.

Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния.

1





Диалог

Виды мимики, жестов, улыбка, взгляд.

Знать язык мимики и жестов.

Уметь распознавать мимику и жесты.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Составить свою пиктограмму.



8.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

1





Беседа

Комплимент, темп речи, чувство вины, понимание, выдержка, спокойствие.

Знать «Что такое хорошо….»

Уметь оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

Оценивание своих поступков, чувств, переживаний.

Игра «Сад камней»



9.

Давайте говорить друг другу комплименты

1



Утренник-игра

Комплименты: добрый, внимательный, красивый, любознательный.

Знать комплименты.

Уметь применять комплименты в различных ситуациях.

Формирование коммуникативных навыков.

Подготовить комплимент – сюрприз.



10.

Этюды для моделирования положительных черт характера.

1





Практикум

Выдержка, спокойствие, самоуважение, самопохвала, самооценка, отзывчивость.

Знать характеристики положительных черт характера.

Уметь собирать информацию об основных чертах характера, его ценностях и установках.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Создать портрет положительных черт характера своего друга.



11.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других



1



Тестирование

Личностная характеристика человека.

Знать личные качества.

Уметь анализировать черты своего характера.

Регулирование собственного эмоционального состояния.

Тест «Довольны ли вы собой?»



4 четверть

Цикл «Азбука здоровья» - 7 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»



1.

Азбука здоровья.



1



Беседа

Питание, зарядка, закаливание, гигиена, двигательная активность.

Знать основные составляющие здоровья.

Уметь соблюдать ЗОЖ.

Формирование навыков ЗОЖ.

Составить индивидуальную памятку о соблюдении ЗОЖ.



2

Твой организм.



1

Урок-познание

Части тела и органы человека.

Знать свой организм.

Уметь определять и называть части тела и органы человека

Формирование знаний о строении тела человека.

Нарисовать себя и обозначить части тела.



3.

Режиму дня – мы друзья.

1

Ролевая игра

Сон, питание, учёба, отдых, гигиена, прогулка и др.

Знать основные режимные моменты.

Уметь создавать оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Формирование представлений о режиме дня.

Составить свой режим дня.



4.

Откуда берутся грязнули?

1

Групповая работа

Кожа, волосы, ногти, полость рта.

Знать правила ухода за своим телом.

Уметь ухаживать за своим телом.

Формирование представлений о личной гигиене.

Подобрать загадки о предметах гигиены.



5.

Как и чем мы питаемся?

1

Урок-путешествие

Витамины, белки, жиры, углеводы, режим питания.

Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека.

Уметь делать правильный выбор в питании.

Формирование представлений о правильной и здоровой пище.

Проект «Здоровые продукты»



6.

Как стать нехворайкой?

1

Подвижные игры

Игра «Мое тело», «У медведя во бору», «Полезно - вредно», и др.

Знать виды подвижных игр для правильной работы организма.

Уметь оценивать состояние собственного тела.

Формирование физического и психического развития учащихся.

Подобрать подвижную игру.



7.

«Румяные щёчки»

1

Живой журнал о здоровье

Правила здорового образа жизни (обобщение)

Знать правила ЗОЖ.

Уметь организовать ЗОЖ.

Формирование культуры здоровья.

Проект « Портрет физически здорового человека»





Календарно - тематическое планирование

2 класс (36 часов)


п/п

Тема урока

Кол. час.

Форма занятия

Элементы содержания (ключевые слова)


Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

Результат работы

Дата



1четверть

Модуль «Мой безопасный дом»- 7 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска



1.






Наши помощники и враги


1






Беседа






Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус.



Знать опасность самых обычных вещей.

Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними


Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей.




Рисунок «Опасные предметы»






2.

Огонь – друг и враг человека




1





Занятие-открытие


Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр.

Знать правила обращения с опасными предметами.

Уметь соблюдать осторожность при применении.

Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами.

Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01»




3.




Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений

1

Ролевая игра

Пожар, отравление, эвакуация.

Знать правила безопасности.

Уметь быстро принять решение.

Учить детей ориентироваться в сложившейся ситуации.

Составить план действия для принятия решения.



4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

1

Групповая работа

Службы: 01, 02, 03, 04.

Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила.

Уметь вызвать необходимую службу

Учить детей диалогу общения при вызове служб.

Инсценировка вызова служб.



5.

Как не стать жертвой преступления?

1

Беседа

Подозрительный тип, полиция.

Знать правила поведения в непредвиденных ситуациях.

Уметь применять элементарные приёмы самозащиты.

Учить детей наблюдательности и вниманию

Составить правила поведения в

непредвиденных ситуациях.




6.

Как принять правильное решение?

1

Деловой практикум

Нападение, ограбление, пожар.

Знать правила по технике безопасности.

Уметь применять их в жизненных ситуациях.

Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации.

Составить алгоритм действия.



7.

Итоговое занятие «»Мой безопасный дом»

1

Тренинг

Обобщение всех ключевых слов темы.

Знать правила безопасного поведения.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни

Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения.

Мини-проект по правилам безопасного поведения.



2 четверть

Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.



1.

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар,

дорожные знаки

Знать дорожную азбуку.

Уметь пользоваться дорожной азбукой.

Применять полученные знания на практике.

Изготовить модель светофора



2.

Умелый пешеход

1

Игра

Зебра, виды переходов, перекрёсток.

Знать дорогу от школы до дома.

Уметь применять закон улиц и дорог

Применять полученные знания на практике

Составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома»



3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

1

Занятие-путешествие

Зебра, перекрёсток, регулировщик, опасный поворот, авария.

Знать какую опасность таит в себе дорога.

Уметь критически мыслить

Воспитывать культуру поведения пешехода.

Составить памятку.





4.

Мы пассажиры.

1

Заочная экскурсия

Пассажир, водитель, ремни безопасности, остановка, проезжая часть.

Знать правила пассажиров.

Уметь применять правила в общественном транспорте и на остановках.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Составить памятку «Правила выхода пассажиров»




5.

Островок безопасности

1

Игра «Марафон»

Тротуар, переход, светофор, подземный переход, наземный переход, обочина.

Знать безопасные места.

Уметь принимать правильное решение.

Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций.

План-схема безопасных мест перехода в нашем микрорайоне.




6.

Машины и пешеходы

1

Викторина

Дорожные знаки, троллейбус, трамвай, остановочный путь

Знать правила безопасного поведения.

Уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос.

Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

Мини-викторина по ПДД.



7.

Как разговаривает улица

1

Групповая работа

Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки.

Знать каждую группу знаков.

Уметь классифицировать знаки

Развивать познавательные процессы обучающихся.

Мини-проект в группах.



8.

Что значит быть ответственным?

1

Диспут

Внимание, опасность, Госавтоинспекция,

Знать ПДД.

Уметь применять на практике.

Формирование ответственного и безопасного поведения на улице.

Плакат, призывающий соблюдать ПДД.



9.

Знай правила движения как таблицу умножения.

1

Брейн-ринг

Азбука улиц и дорог

Знать дорожную азбуку.

Уметь следовать нормам поведения


Сознательное выполнение правил дорожного движения.

Макет значка «Отличник-пешеход»



3 четверть

Модуль «Я и мы» - 11 ч

Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.



1.

2.

Азбука эмоций.

2

Беседа.

Групповая работа.

Радость, гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость и т.д.

Знать, понимать и оценивать свои эмоции.

Уметь управлять собственными эмоциями.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому.

Составить правила общения.



3.

Правила жизни.

1





Дискуссия

Доброта, гармония, простота, контакт, понимание, выдержка, спокойствие, благодарность, толерантность.

Знать правила хорошего тона и этикета.

Уметь применять в жизни правила хорошего тона.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Составить алгоритм взаимодействия.



4.

Город вежливости.

1.



Ролевая игра

Вежливые слова: спасибо,пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, извините и т. д.

Знать слова вежливости.

Уметь применять слова вежливости в повседневной жизни.

Овладение современными средствами коммуникации.

Инсценировка жизненных ситуаций.



5.

Будь человеком.

1



Читательская конференция.

Добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание.

Знать эмоционально-волевую сферу человека.

Уметь быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

Составить самохарактеристику «Какой я?»



6.

Что такое чувства?

1



Игры-шутки

Обида, страх, злоба, гнев, добро.

Знать отличительные характеристики данных видов чувств.

Уметь определять эмоциональное состояние человека.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Раскрасить свои чувства.



7.

Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния.

1





Диалог

Виды мимики, жестов, улыбка, взгляд.

Знать язык мимики и жестов.

Уметь распознавать мимику и жесты.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Составить свою пиктограмму.



8.

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

1





Беседа

Комплимент, темп речи, чувство вины, понимание, выдержка, спокойствие.

Знать «Что такое хорошо….»

Уметь оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

Оценивание своих поступков, чувств, переживаний.

Игра «Сад камней»



9.

Давайте говорить друг другу комплименты

1



Утренник-игра

Комплименты: добрый, внимательный, красивый, любознательный.

Знать комплименты.

Уметь применять комплименты в различных ситуациях.

Формирование коммуникативных навыков.

Подготовить комплимент – сюрприз.



10.

Этюды для моделирования положительных черт характера.

1





Практикум

Выдержка, спокойствие, самоуважение, самопохвала, самооценка, отзывчивость.

Знать характеристики положительных черт характера.

Уметь собирать информацию об основных чертах характера, его ценностях и установках.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Создать портрет положительных черт характера своего друга.



11.

Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других



1



Тестирование

Личностная характеристика человека.

Знать личные качества.

Уметь анализировать черты своего характера.

Регулирование собственного эмоционального состояния.

Тест «Довольны ли вы собой?»



4 четверть

Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов

Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»



1.

Азбука здоровья.



1



Беседа

Питание, зарядка, закаливание, гигиена, двигательная активность.

Знать основные составляющие здоровья.

Уметь соблюдать ЗОЖ.

Формирование навыков ЗОЖ.

Составить индивидуальную памятку о соблюдении ЗОЖ.



2

Твой организм.



1

Урок-познание

Части тела и органы человека.

Знать свой организм.

Уметь определять и называть части тела и органы человека

Формирование знаний о строении тела человека.

Нарисовать себя и обозначить части тела.



3.

Режиму дня – мы друзья.

1

Ролевая игра

Сон, питание, учёба, отдых, гигиена, прогулка и др.

Знать основные режимные моменты.

Уметь создавать оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Формирование представлений о режиме дня.

Составить свой режим дня.



4.

Откуда берутся грязнули?

1

Групповая работа

Кожа, волосы, ногти, полость рта.

Знать правила ухода за своим телом.

Уметь ухаживать за своим телом.

Формирование представлений о личной гигиене.

Подобрать загадки о предметах гигиены.



5.

Как и чем мы питаемся?

1

Урок-путешествие

Витамины, белки, жиры, углеводы, режим питания.

Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека.

Уметь делать правильный выбор в питании.

Формирование представлений о правильной и здоровой пище.

Проект «Здоровые продукты»



6.

Играй!

1

Подвижные игры

Игра «Мое тело», «У медведя во бору», «Полезно - вредно», и др.

Знать виды подвижных игр для правильной работы организма.

Уметь оценивать состояние собственного тела.

Формирование физического и психического развития учащихся.

Подобрать подвижную игру.



7.

Журнал здоровья

1

Живой журнал о здоровье

Правила здорового образа жизни (обобщение)

Знать правила ЗОЖ.

Уметь организовать ЗОЖ.

Формирование культуры здоровья.

Проект « Портрет физически здорового человека»




3 класс

Календарно-тематическое планирование

(36 часов)


п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Форма занятия

Элементы содержания (ключевые слова)


Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

Результат работы

Дата



1четверть

Модуль «Моя безопасность» - 8 часов

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска



1.






Наши помощники и враги


1






Беседа






Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус.



Знать опасность самых обычных вещей.

Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними


Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей.




Рисунок «Опасные предметы»






2.

Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений



1





Занятие-открытие


Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр.

Знать правила обращения с опасными предметами.

Уметь соблюдать осторожность при применении.

Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами.

Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01»




3.




Юный друг природы

1

Природоохранная акция


Знать правила безопасного поведения на природе

Уметь быстро принять решение.

Учить детей бережному отношению к природе.

Уборка территории



4.

Экстренные вызовы. Общие правила.

1

Групповая работа

Службы: 01, 02, 03, 04.

Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила.

Уметь вызвать необходимую службу

Учить детей диалогу общения при вызове служб.

Инсценировка вызова служб.



5.

Как не стать жертвой преступления?

1

Беседа

Подозрительный тип, полиция.

Знать правила поведения в непредвиденных ситуациях.

Уметь применять элементарные приёмы самозащиты.

Учить детей наблюдательности и вниманию

Составить правила поведения в

непредвиденных ситуациях.




6.

Как принять правильное решение?

1

практикум

Нападение, ограбление, пожар.

Знать правила по технике безопасности.

Уметь применять их в жизненных ситуациях.

Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации.



7.

Итоговое занятие «Мой безопасный дом»

1

Игра -тренинг

Обобщение всех ключевых слов темы.

Знать правилабезопасного поведения.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни

Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения.

Мини-проект по правилам безопасного поведения.






8

Азбука безопасного поведения на улице

1

Беседа

Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар,

дорожные знаки

Знать дорожную азбуку.

Уметь пользоваться дорожной азбукой.

Применять полученные знания на практике.

Модель светофора





2 четверть

Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов

(Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья»)

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни


1.

Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища.

1

Групповая дискуссия.

Правильное питание, питательные вещества, жиры, белки, углеводы, их роль в организме

Знать о структурных компонентах пищи: жирах, белках, углеводах, их функциях в организме

Уметь вести дневник здоровья

Формирование понимания значимости правильного питания

Игра: «Меню сказочных героев».


2.




Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

1

Исследование

Зарядка, пульс, частота дыхания

Знать основные группы упражнений комплекса утренней зарядки.

Уметь организовать свой режим дня с учётом правильной физической нагрузки.

Овладение и принятие норм физической культуры

Комплекс утренней зарядки


3.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

1

Ролевая игра.

Виды закаливания: обливание ступней, обтирание влажным полотенцем, воздушные ванны

Знать, как правильно закаливать свой организм

Уметь правильно закаляться.

Развитие навыков заботы о своём здоровье

Плакат «О пользе закаливания»


4.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

Диспут.

Физическая нагрузка, спорт, калорийность, режим питания

Знать о зависимости рациона питания от физической активности

Уметь оценивать свой рацион питания с учётом физической нагрузки .

Формирование и поиск своей позиции

Диагностика:

« Завтрак чемпиона»


5.

Где и как готовят пищу

1

Экскурсия

Предметы кухонного оборудования, правила гигиены на кухне, профессии повара, технолога.

Знать кухонные приборы, их назначение, правила гигиены при готовке и хранении пищи

Формирование основ гигиены питания

Мини-проект «Чудо – печка»


6.

Блюда из зерна

1

Заочная экскурсия

Виды злаков, традиционные народные блюда, сельскохозяйственное оборудование и машины, профессии людей, связанные с производством хлеба

Знать трудовой процесс от колоска до булочки

Уметь рассказать о производстве хлеба.

Формирование правильного отношения к хлебу как результату труда многих людей

Мини - проект «Из чего каша родится»

Мини – проект «Фирменное блюдо моей семьи» ( на выбор)


7












8.

Молоко и молочные продукты











Вода и другие полезные напитки


1












1

Комплексное занятие












Комплексное занятие


Молоко, состав молока, виды молочных продуктов, способы хранения, молочные блюда в разных регионах России, профессии ветеринара, зоотехника, дояра



Питьевой режим, разнообразие напитков, очистка питьевой воды,

Знать о питательных свойствах молока и молочных продуктов

Уметь различать ассортимент молочных

продуктов.







Знать о роли воды для нормальной работы организма, как можно сберечь воду.

Уметь рассчитать личную норму потребления воды в зависимости от веса

Формирование правильного отношения к потреблению молочных продуктов






Формирование правильного отношения к потреблению воды, её охране


Игра - исследование «Удивительное молоко» (определение жирности молочных продуктов)





Конкурс плакатов «Береги воду»











3 четверть

Всего 12 часов

Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов

Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания.



1.





Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России.

1

Круглый стол

Конституция РФ, закон, права, обязанности.

Знать права и обязанности гражданина России.

Уметь владеть основными правами и свободами человека.

Формирование системы правовых знаний.

Мини-проект «Символы страны»


2.

Я и мои права.

1

КВН

Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Знать свои права.

Уметь грамотно пользоваться правами.

Формирование необходимых навыков правовой и демократической культуры у молодого поколения.

Составить памятку: «Я имею права…»


3.




Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу.

1

Правовая игра

Выборы, предвыборная кампания, голосование, демократия, свобода мысли.

Знать смысл и значение демократических выборов.

Уметь делать правильный выбор.

Воспитание уважения к правам и свободам личности.

Провести конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев».


4.

Герои книг имеют право.

1

Конкурс

Жизнь, имя, свобода, отдых и т.д.

Знать основные права.

Уметь определять уровень знаний своих прав.

Формирование уважительного отношения к закону.

Инсценировка (по группам)


5.

Ответственность в семье и обществе

1

Деловая игра.

Свобода слова, родители, семья, правонарушение и т.д.

Знать права, по которым живут люди.

Уметь владеть навыками уверенного поведения.

Развитие правового самопознания.

Анкета: «Моя позиция».


6.

Как надо относиться к природе и животным.

1

Природоохранная акция

Ответственность, трудолюбие, равнодушие, сердечность, чуткость и т.д.

Знать правила достойного поведения.

Уметь отвечать за свои поступки.

Формирование правовых знаний законопослушного поведения и основ толерантности.

Природоохран-ная акция














Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов

(Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья»)

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

7.

Что и как можно приготовить из рыбы

1

Комплексное занятие

Рыба, рыбные блюда в традициях народов

Знать ассортимент рыбных блюд

Уметь работать с дополнительной литературой,

Формирование правильного отношения к потреблению рыбы


Коллективное панно « В подводном царстве»


8.

Дары моря.

1

Игра - путешествие

Морепродукты, йодированная соль, профессии людей, связанных с морем

Знать моря России, морепродукты, их полезные свойства

Уметь рассказать о морях и их обитателях

Формирование правильного отношения к потреблению рыбы,йодированной соли

Викторина « В гостях у Нептуна»


9.

Кулинарное путешествие по России

1

Праздник

Традиции, гостеприимство, этикет

Знать особенности традиционной кухни в разных регионах России, правила этикета.

Уметь представить сообщение кулинарных традициях региона ( по выбору обучающегося)

Формирование культуры поведения, норм этикета

Рассказ «Моё любимое блюдо»


10

Спортивное путешествие по России

1

Спортивный праздник

Виды спорта, национальные спортивные игры, спортсмен, спортивные достижения страны

Знать о пользе физической активности для здоровья, о многообразии спортивных занятий

Формирование физической культуры; отказа от малоподвижного образа жизни.

Дневник физического развития


11, 12

Олимпиада здоровья

2

Олимпиада

Олимпиада, девиз, питание, спорт.

Обобщить знания о правилах питания, полезных продуктах, о роли физической культуры и спорта в жизни каждого ребёнка.

Уметь применять полученные знания в жизни.

Формирование положительного отношения к правильному питанию и активной физической нагрузке

Диагностика


4 четверть

Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.

1.

В стране здоровья.

1

мини-проект

Человеческий организм, здоровье, здоровый образ жизни.

Знатьнеобходимое о здоровом образе жизни

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни

Учить владеть своим телом и элементами саморегуляции.

Пословицы о здоровье.




2.

Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах.

1

Практикум.

Ссадина, ушиб, порез, йод, бинт, повязка и т.д.

Знать правила оказания помощи пзри травмах.

Уметь оказывать помощь при травмах.

Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью.

Памятка


3.




Первая помощь при укусах.

1

Практикум.

Укус, жало, укол адреналина, жгут, лёд.

Знать правила оказания помощи при укусах.

Уметь применять правила в данной ситуации.

Формирование знаний об основных правилах личной гигиены.

Художественный мини-проект «Опасные насекомые».


4.

Первая помощь при термических ожогах.

1

Практикум.

Ожог, термический ожог, тепловой удар, холодный компресс.

Знать правила личной безопасности.

Уметь оказывать помощь при ожогах.

Формирование навыков ответственного поведения.

Рисунок «Опасные предметы».


5.

Средства индивидуальной защиты.

1

Деловая игра.

Аптечка, бактерицидный пластырь, аллергия, профилактика, головокружение, слабость и т.д.

Знать средства индивидуальной защиты.

Уметь владеть собой.

Формирование здоровых установок.

Работа в группах: «Средства индивидуальной защиты».


6.

Первая помощь в различных ситуациях.

1

Беседа. Ролевая игра.

Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное; антисептики, солнечный удар

Знать виды кровотечений.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Формирование здорового образа жизни.

Игра: «Помощь». «Собрать аптечку».


7.

Что можно есть в походе

1

Комплексное занятие

Продукты питания, дикорастущие растения, съедобные грибы

Знать меры предосторожности в время похода, способы приготовления и хранения продуктов питания

Уметь правильно принимать решение.

Формирование ответственного и безопасного поведения на природе

Игра «Собери рюкзак»


8.

Заключительное занятие «Подари улыбку миру»

1

Праздник

Доброта, толерантность, щедрость, доброжелательность нежность, ласка.

Знать правила точности, деликатности и вежливости

Уметь проявлять их в отношении друг друга.

Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека.

Мини-проект «Я в мире..мир во мне»




Тематическое планирование, 4 класс

36 часов


п/п

Тема урока

Кол. час.

Форма занятия

Элементы содержания (ключевые слова)


Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные учебные действия


Результат работы

Дата

1 четверть

Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов

Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.


1.





Что такое экономика?


1





Беседа





Экономика, экономист, доходы, налоги, аванс, авансовый отчёт и т. д.


Знать элементарные экономические понятия.

Уметь находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с жизнью


Формирование основных экономических понятий


Составить вопросы «Почемучек».



2.

Что значить экономить?




1





Практикум (решение задач)


Потребности, возможности, доходы, расходы, время, деньги.


Знать свои возможности.

Уметь принимать осознанное решение.

Формирование умений ориентироваться в жизненных ситуациях.

Составить свои потребности в соответствии с возможностями.



3.




Без чего человеку не обойтись?

1

Дискуссия.

Образование, профессия, заработная плата, доходы.

Знать, что образование – это один из путей для достижения благополучия в дальнейшей жизни.

Уметь развивать свои возможности.

Формирование основных взаимоотношений в обществе.

Составить план действия для принятия решения.


4.

Магазин.

1

Ролевая игра.

Товары, продавец, покупатель, цена, деньги.

Знать основную функцию денег.

Уметь рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.

Формирование деятельностного подхода в процессе использования приобретённых знаний.

Игра «Раcсчитай свою покупку»


5.

Потребность в образовании.

1

Дискуссия.

Образованность, уважение, знание, библиотека, семья, учебные заведения. Самообразование.

Знать источники получения образования.

Уметь приводить примеры потребностей и объяснять их значение.

Формирование потребности в обучении.

Инсценировка С.Маршака «Мастер-ломастер»



6.

Бюджет: доходы и расходы семьи.

1

Групповая работа.

Заработная плата, пенсии, пособия, сбережения, расходы.

Знать как появляются доходы и откуда берутся расходы в семье.

Уметь планировать бюджет семьи.

Формирование умения «по приходу делать расход»

Составить семейный бюджет.


7.

Может ли человек обеспечить себя сам?

1

Дискуссия.

Обязанности, распределение, услуги, выгода, доходы.

Знать распределение обязанностей в семье.

Уметь приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды.

Формирование культуры экономического мышления.

Игра « Хозяюшка»


8.

Экономическое поле чудес.

1

Звёздный час.

Банк, валюта, бизнес, бизнесмен, банкир, банкрот.

Знать изученные экономические понятия.

Уметь пользоваться экономическим инструментарием.

Воспитание экономической культуры и общения.

Экономические головоломки.



2 четверть

Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов

Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний.


1.





Понятие об инфекционных заболеваниях.


1





Беседа.





Инфекция – заражение, симптомы, заразные болезни, бактерии.


Знать, что такое инфекционное заболевание.

Уметь называть симптомы инфекционных заболеваний.


Формирование навыков личной гигиены.


Нарисовать рисунок «Осторожно, инфекция!»



2.

Коварный грипп.

1

Беседа.

Вирус, карантин, пневмония, гайморит, отит, масочный режим, закаливание.

Знать об основных осложнениях коварного гриппа.

Уметь пользоваться полученными знаниями.

Формирование бережного отношения к собственному организму.

Составить памятку «Если в доме больной»



3.




Чем опасна корь?

1

Беседа.

Корь, вирус, простуда, насморк, кашель, высыпания, прививка.

Знать симптомы данного заболевания и его осложнения.

Уметь правильно называть свои ощущения.

Формирование умения сообщать взрослому о недомогании.

Составить памятку «Если в доме больной»



4.

Кишечные инфекционные заболевания.

1

Рассказ.

Гепатит А, В, сальмонеллёз, ротовирусная инфекция.

Знать о кишечных инфекциях.

Уметь определять симптомы кишечных заболеваний.

Формирование умения следить за своим телом.

Составить алгоритм самозащиты от кишечных заболеваний.


5.

Полезные привычки воспитывай с детства.

1

Практикум.

Профилактика, гигиенические навыки, зарядка, уход за руками, вещи.

Знать основные гигиенические навыки.

Уметь следить за своим организмом.

Формирование потребности следить за собой.

Составить памятку «Полезные привычки»



6.

Чистота и здоровье

1

Викторина

Тело, предметы личного пользования, гигиена при общении с животными.

Знать факторы, разрушающие здоровье.

Уметь пользоваться приобретёнными знаниями.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Художественный мини-проект «Предметы личной гигиены»


7.

«Наше здоровье»

1

КВН

Чистота, закаливание, отдых, оздоровление.

Знать, отчего зависит наше здоровье.

Уметь пользоваться практическими советами по сохранению своего здоровья.

Формирование у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ

Проект «Мои практические советы»


8.

«Я помогу себе не болеть»

1

Круглый стол

Ключевые слова по данной теме.

Знать правила здорового образа жизни.

Уметь пользоваться ими в жизненных ситуациях.

Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ.

Инсценировка «Доктор Айболит»

Мониторинг здоровья.



3 четверть

Цикл «Здоровье и Безопасность»- 11 часов

Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.


1.





Что такое чрезвычайная ситуация?


1





Беседа.





Источники, опасность, виды чрезвычайных ситуаций, РСЧС.


Знать, что такое чрезвычайная ситуация.

Уметь называть источники опасности


Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях.


Мини-проект «ЧС»



2.

Стихийные бедствия.

1

Рассказ с элементами видеопоказа.

Явление природы, землетрясение, сила, эпицентр, очаг, вулкан, извержение, огнедышащие горы.

Знать о стихийных бедствиях.

Уметь различать землетрясения от извержения вулкана.

Формирование представлений о грозных явлениях природы.

Нарисовать «Стихийное бедствие»



3-4




Снежные опасности.

2

Групповая работа.

Оползень, лавина, снегопад.

Ураган, снежные бури, способы защиты.

Знать основные способы защиты в стихийных бедствиях.

Уметь применять меры предосторожности в случае опасности.

Формирование безопасного поведения.

Составить памятку «Спасение»



5.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Беседа. Просмотр видеофильма.

Наводнения, цунами, природные пожары.

Знать о чрезвычайных ситуациях природного характера.

Уметь правильно ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Формирование готовности к действиям в ЧС.

Составить памятку «Мои действия»


6.

Правила поведения и эвакуации при ЧС.

1

Сюжетная игра.

Опасность, экстремальная ситуация, государственная служба безопасности

Знать основные принципы самоспасения.

Уметь предвидеть опасность и по возможности избегать её.

Формирование умения предвидеть опасность.

Составить формулу безопасности.


7.

Аварии на транспорте.

1

Беседа.

Государственная служба безопасности, перекрёсток, ремень безопасности, детское кресло, скорость и т. д.

Знать причины ДТП.

Уметь пользоваться средствами защиты.

Формирование знаний, которые помогут сохранить жизнь.

Составить памятку пешехода.


8.

Пожары и средства пожаротушения.

1

Ролевая игра.

Пожар, системы оповещения: световые, речевые, звуковые, взрыв, угроза взрыва, средства пожаротушения.

Знать о причинах пожара и средствах пожаротушения.

Уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Формирование у обучающихся умения быстро принимать решение в сложившейся ситуации.

Художественный мини-проект «Как можно спастись в случае пожара в доме или в школе?»


9.

Город как источник опасности.

1

Путешествие.

Дорога, транспорт, час пик, позднее время, авария, большое скопление людей, преступность, опасные промышленные объекты.

Знать всевозможные опасные ситуации в городе.

Уметь предпринимать меры предосторожности.

Формирование наблюдательности и внимательности.

Проект «Где меня подстерегают опасности?»


10.

Я учусь думать и действовать.

1

Тренинг

Пожар, аварии на транспорте, экстремальные ситуации.

Знать меры предосторожности в чрезвычайных ситуациях.

Уметь правильно принимать решение.

Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Составить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации.


11.

«Что значит быть в ответе за себя и за других»

1

Диспут

Ключевые слова цикла.

Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь принимать правильное решение.

Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Контрольные вопросы.





4 четверть

Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов

Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения.


1.





Я творю свою жизнь.


1





Диспут.





Человеческие качества, таланты, поступки, эмоции, надежды, откровения, интересы, способности.


Знать личностные характеристики человека.

Уметь сравнивать поведение и характеры людей.


Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей.


Тест М. Рокич «Ценностные ориентации»



2.

А ты вежлив?

1

Диалог.

Вежа, вежливость, культура, духовность.

Знать правила вежливости.

Уметь вести себя в любой ситуации согласно определённым нравственным нормам.

Формирование нравственных правил общения.

Составить словарь вежливых слов.



3.




«В стране хорошего тона»

1

Путешествие.

Правила приличия: благодарение, уважение, тактичность, обходительность, доброжелательность.

Знать правила хорошего тона.

Уметь использовать их в жизни.

Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении.

Инсценировка.



4.

Добро и зло.

1

Ролевая игра.

Доброта, отзывчивость, забота, чуткость, вежливость, грубость, жестокость, зависть, жадность.

Знать социальные нормы нравственности.

Уметь правильно оценивать свои поступки.

Формирование интереса к другому человеку как к личности.

Собрать сундучки «Добра и зла».


5.

«Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе»

1

Игровая программа.

Волшебные слова.

Знать как помочь товарищу.

Уметь быть хорошим другом.

Формирование коммуникативной компетенции.

Создать «Законы дружбы»



6.

Воспитание и воспитанность

1

Круглый стол.

Самокритичность, простота, скромность, самолюбие, себялюбие, толерантность.

Знать сущность данных понятий.

Уметь оказывать внимание и проявлять чуткость к людям.

Формирование личностного нравственного опыта.

Провести диагностику «Уровень нравственной воспитанности»


7.

Мир человеческих отношений.

1

Ролевая игра.

Жадность-щедрость, зависть-доброжелательность грубость-нежность, жестокость-ласка.

Знать правила точности, деликатности и вежливости

Уметь проявлять их в отношении друг друга.

Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека.

Мини-проект «Я в мире..мир во мне»





26