СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа социального направления рассчитана на 4 года обучения начальной школе и составлена на основе авторской программы "Гражданское образование в начальных классах" Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Ю.Яшина
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Утверждаю.
Директор школы __________В. С. Солоницына
«___»_____________20 г
Приказ №________ «Согласовано
на заседании методического совета
«___»_________20 г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
Рабочая программа внеурочной деятельности
Курс «Азбука жизни»
Социальное направление
Возраст: 7-11лет
Срок реализации: 4 года
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука жизни» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2 – 4класс) Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина;
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 20… учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 20….. учебный год.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.
Необходимость создания курса «Азбука жизни» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.
Курс «Азбука жизни» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 143 занятий: одно занятие в неделю, 35 занятий в 1 классе и по 36 занятий в 2-4 классах.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.
Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы
В основу программы курса «Азбука жизни» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.
Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.
Особенности форм работы
Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.
Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
упражнения и тренинги;
экскурсии;
тестирование
практическая работа
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения программы
Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.
Опыт творческой деятельности.
Коммуникативные, регулятивные и познавательные
универсальные учебные действия.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.
Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Планируемые результаты
Выделяются три уровня планируемых результатов.
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Содержание программы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
2 | Модуль «Мой безопасный дом» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
3 | Модуль «Моя безопасность » | Модуль « Разговор о правильном питании» | Модуль «Мои обязанности и права», «Продолжим разговор о правильном питании» | Модуль « Если нужна моя помощь»» |
4 | Модуль «Азбука экономиста» | Модуль « Азбука здоровья» | Модуль «Здоровье и безопасность» | Модуль «Я и мои друзья» |
Календарно - тематическое планирование
1 класс (35 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Элементы содержания (ключевые слова)
| Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результат работы | Дата
|
| ||||||||||||||||||||
1четверть Модуль «Мои права и обязанности» - 8 часов Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1.
| Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.
| 1
| Беседа
| Ученик, учитель, школа, Устав школы
| Знать права и обязанности школьника Уметь соблюдать правила поведения в школе
| Умение контролировать своё поведение
| Рисунок «Я ученик»
|
|
| ||||||||||||||||||||
2. | Мои одноклассники. Наши школьные обязанности.
| 1
| Занятие-тренинг
| Ученик, класс, одноклассник | Знать правила общения с одноклассниками Уметь наладить доброжелательное, бесконфликтное общение с одноклассниками | Умение установить доброжелательное, бесконфликтное общение | Диагностика «Рукавички»
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.
| Школьные вещи – наши помощники. | 1 | Практикум | Учебник, тетрадь, дневник, портфель, пенал. | Знать правила бережного пользования школьными принадлежностями. Уметь безопасно работать со школьными предметами. | Умение ориентироваться в учебнике, тетради, портфеле. | Игра «Соберись в школу сам» |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Книги – наши друзья и помощники | 1 | Экскурсия | Книга, библиотека, части книги. | Знать, почему книги стали помощниками и друзьями человека Уметь находить книгу, правильно называть части книги | Умение бережно обращаться с книгой | Презентация книги ( по выбору) |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Мои учителя. | 1 | Праздник к Дню учителя | День учителя, роль учителя, благодарность | Знать правила поведения во время праздника Уметь поздравить учителя с праздником | Формирование нравственных чувств: благодарность, уважение. | Поздравительная открытка
|
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Школьные традиции. | 1 | практикум | Традиция, правило | Знать традиции школы, уклад школьной жизни Уметь принимать их как норму общества. | Формирование интереса к традициям школы. | Мини - проект «Традиции школьной жизни» |
|
| ||||||||||||||||||||
7, 8. | Итоговое занятие «День рождения класса » | 2 | Праздник |
| Знать правила поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Формирование нравственных чувств: дружба, доброта, вежливость. | Рисунок «Мой класс» |
|
| ||||||||||||||||||||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 8 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар, дорожные знаки | Знать дорожную азбуку. Уметь пользоваться дорожной азбукой. | Применять полученные знания на практике. | Изготовить модель светофора |
|
| ||||||||||||||||||||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | Зебра, виды переходов, перекрёсток. | Знать дорогу от школы до дома. Уметь применять закон улиц и дорог
| Применять полученные знания на практике | Составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома» |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Занятие-путешествие | Зебра, перекрёсток, регулировщик, опасный поворот, авария. | Знать какую опасность таит в себе дорога. Уметь критически мыслить | Воспитывать культуру поведения пешехода. | Составить памятку.
|
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | Пассажир, водитель, ремни безопасности, остановка, проезжая часть. | Знать правила пассажиров. Уметь применять правила в общественном транспорте и на остановках. | Воспитывать дисциплинированность и внимание. | Составить памятку «Правила выхода пассажиров»
|
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | Тротуар, переход, светофор, подземный переход, наземный переход, обочина. | Знать безопасные места. Уметь принимать правильное решение. | Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций. | План-схема безопасных мест перехода в нашем микрорайоне.
|
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | Дорожные знаки, троллейбус, трамвай, остановочный путь | Знать правила безопасного поведения. Уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос. | Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров. | Мини-викторина по ПДД. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки. | Знать каждую группу знаков. Уметь классифицировать знаки | Развивать познавательные процессы обучающихся. | Мини-проект в группах. |
|
| ||||||||||||||||||||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | Внимание, опасность, Госавтоинспекция, | Знать ПДД. Уметь применять на практике. | Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | Плакат, призывающий соблюдать ПДД. |
|
| ||||||||||||||||||||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | Азбука улиц и дорог | Знать дорожную азбуку. Уметь следовать нормам поведения
| Сознательное выполнение правил дорожного движения. | Макет значка «Отличник-пешеход» |
|
| ||||||||||||||||||||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | Радость, гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость и т.д. | Знать, понимать и оценивать свои эмоции. Уметь управлять собственными эмоциями. | Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому. | Составить правила общения. |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Правила жизни. | 1 |
Дискуссия | Доброта, гармония, простота, контакт, понимание, выдержка, спокойствие, благодарность, толерантность. | Знать правила хорошего тона и этикета. Уметь применять в жизни правила хорошего тона. | Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом. | Составить алгоритм взаимодействия. |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Город вежливости. | 1. |
Ролевая игра | Вежливые слова: спасибо,пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, извините и т. д. | Знать слова вежливости. Уметь применять слова вежливости в повседневной жизни. | Овладение современными средствами коммуникации. | Инсценировка жизненных ситуаций. |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Будь человеком. | 1 |
Читательская конференция. | Добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание. | Знать эмоционально-волевую сферу человека. Уметь быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. | Развитие эмоциональной и волевой сферы. | Составить самохарактеристику «Какой я?» |
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Что такое чувства? | 1 |
Игры-шутки | Обида, страх, злоба, гнев, добро. | Знать отличительные характеристики данных видов чувств. Уметь определять эмоциональное состояние человека. | Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра. | Раскрасить свои чувства. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 |
Диалог | Виды мимики, жестов, улыбка, взгляд. | Знать язык мимики и жестов. Уметь распознавать мимику и жесты. | Формирование умения управлять своими эмоциями. | Составить свою пиктограмму. |
|
| ||||||||||||||||||||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 |
Беседа | Комплимент, темп речи, чувство вины, понимание, выдержка, спокойствие. | Знать «Что такое хорошо….» Уметь оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. | Оценивание своих поступков, чувств, переживаний. | Игра «Сад камней» |
|
| ||||||||||||||||||||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 |
Утренник-игра | Комплименты: добрый, внимательный, красивый, любознательный. | Знать комплименты. Уметь применять комплименты в различных ситуациях. | Формирование коммуникативных навыков. | Подготовить комплимент – сюрприз. |
|
| ||||||||||||||||||||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 |
Практикум | Выдержка, спокойствие, самоуважение, самопохвала, самооценка, отзывчивость. | Знать характеристики положительных черт характера. Уметь собирать информацию об основных чертах характера, его ценностях и установках. | Формирование уважительного отношения друг к другу. | Создать портрет положительных черт характера своего друга. |
|
| ||||||||||||||||||||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других |
1 |
Тестирование | Личностная характеристика человека. | Знать личные качества. Уметь анализировать черты своего характера. | Регулирование собственного эмоционального состояния. | Тест «Довольны ли вы собой?» |
|
| ||||||||||||||||||||
4 четверть Цикл «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом «Я» |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. | Азбука здоровья. |
1 |
Беседа | Питание, зарядка, закаливание, гигиена, двигательная активность. | Знать основные составляющие здоровья. Уметь соблюдать ЗОЖ. | Формирование навыков ЗОЖ. | Составить индивидуальную памятку о соблюдении ЗОЖ. |
|
| ||||||||||||||||||||
2 | Твой организм. |
1 | Урок-познание | Части тела и органы человека. | Знать свой организм. Уметь определять и называть части тела и органы человека | Формирование знаний о строении тела человека. | Нарисовать себя и обозначить части тела. |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | Сон, питание, учёба, отдых, гигиена, прогулка и др. | Знать основные режимные моменты. Уметь создавать оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. | Формирование представлений о режиме дня. | Составить свой режим дня. |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | Кожа, волосы, ногти, полость рта. | Знать правила ухода за своим телом. Уметь ухаживать за своим телом. | Формирование представлений о личной гигиене. | Подобрать загадки о предметах гигиены. |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | Витамины, белки, жиры, углеводы, режим питания. | Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека. Уметь делать правильный выбор в питании. | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | Проект «Здоровые продукты» |
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Как стать нехворайкой? | 1 | Подвижные игры | Игра «Мое тело», «У медведя во бору», «Полезно - вредно», и др. | Знать виды подвижных игр для правильной работы организма. Уметь оценивать состояние собственного тела. | Формирование физического и психического развития учащихся. | Подобрать подвижную игру. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | «Румяные щёчки» | 1 | Живой журнал о здоровье | Правила здорового образа жизни (обобщение) | Знать правила ЗОЖ. Уметь организовать ЗОЖ. | Формирование культуры здоровья. | Проект « Портрет физически здорового человека» |
|
|
Календарно - тематическое планирование
2 класс (36 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Форма занятия | Элементы содержания (ключевые слова)
| Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результат работы | Дата
|
| ||||||||||||||||||||
1четверть Модуль «Мой безопасный дом»- 7 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1.
| Наши помощники и враги
| 1
| Беседа
| Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус.
| Знать опасность самых обычных вещей. Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними
| Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей.
| Рисунок «Опасные предметы»
|
|
| ||||||||||||||||||||
2. | Огонь – друг и враг человека
| 1
| Занятие-открытие
| Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр. | Знать правила обращения с опасными предметами. Уметь соблюдать осторожность при применении. | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01»
|
|
| ||||||||||||||||||||
3.
| Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | 1 | Ролевая игра | Пожар, отравление, эвакуация. | Знать правила безопасности. Уметь быстро принять решение. | Учить детей ориентироваться в сложившейся ситуации. | Составить план действия для принятия решения. |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | Службы: 01, 02, 03, 04. | Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила. Уметь вызвать необходимую службу | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | Инсценировка вызова служб. |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | Подозрительный тип, полиция. | Знать правила поведения в непредвиденных ситуациях. Уметь применять элементарные приёмы самозащиты. | Учить детей наблюдательности и вниманию | Составить правила поведения в непредвиденных ситуациях.
|
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | Деловой практикум | Нападение, ограбление, пожар. | Знать правила по технике безопасности. Уметь применять их в жизненных ситуациях. | Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации. | Составить алгоритм действия. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Итоговое занятие «»Мой безопасный дом» | 1 | Тренинг | Обобщение всех ключевых слов темы. | Знать правила безопасного поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | Мини-проект по правилам безопасного поведения. |
|
| ||||||||||||||||||||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар, дорожные знаки | Знать дорожную азбуку. Уметь пользоваться дорожной азбукой. | Применять полученные знания на практике. | Изготовить модель светофора |
|
| ||||||||||||||||||||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | Зебра, виды переходов, перекрёсток. | Знать дорогу от школы до дома. Уметь применять закон улиц и дорог
| Применять полученные знания на практике | Составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома» |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Занятие-путешествие | Зебра, перекрёсток, регулировщик, опасный поворот, авария. | Знать какую опасность таит в себе дорога. Уметь критически мыслить | Воспитывать культуру поведения пешехода. | Составить памятку.
|
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | Пассажир, водитель, ремни безопасности, остановка, проезжая часть. | Знать правила пассажиров. Уметь применять правила в общественном транспорте и на остановках. | Воспитывать дисциплинированность и внимание. | Составить памятку «Правила выхода пассажиров»
|
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | Тротуар, переход, светофор, подземный переход, наземный переход, обочина. | Знать безопасные места. Уметь принимать правильное решение. | Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций. | План-схема безопасных мест перехода в нашем микрорайоне.
|
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | Дорожные знаки, троллейбус, трамвай, остановочный путь | Знать правила безопасного поведения. Уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос. | Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров. | Мини-викторина по ПДД. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки. | Знать каждую группу знаков. Уметь классифицировать знаки | Развивать познавательные процессы обучающихся. | Мини-проект в группах. |
|
| ||||||||||||||||||||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | Внимание, опасность, Госавтоинспекция, | Знать ПДД. Уметь применять на практике. | Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | Плакат, призывающий соблюдать ПДД. |
|
| ||||||||||||||||||||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | Азбука улиц и дорог | Знать дорожную азбуку. Уметь следовать нормам поведения
| Сознательное выполнение правил дорожного движения. | Макет значка «Отличник-пешеход» |
|
| ||||||||||||||||||||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | Радость, гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость и т.д. | Знать, понимать и оценивать свои эмоции. Уметь управлять собственными эмоциями. | Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому. | Составить правила общения. |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Правила жизни. | 1 |
Дискуссия | Доброта, гармония, простота, контакт, понимание, выдержка, спокойствие, благодарность, толерантность. | Знать правила хорошего тона и этикета. Уметь применять в жизни правила хорошего тона. | Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом. | Составить алгоритм взаимодействия. |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Город вежливости. | 1. |
Ролевая игра | Вежливые слова: спасибо,пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, извините и т. д. | Знать слова вежливости. Уметь применять слова вежливости в повседневной жизни. | Овладение современными средствами коммуникации. | Инсценировка жизненных ситуаций. |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Будь человеком. | 1 |
Читательская конференция. | Добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание. | Знать эмоционально-волевую сферу человека. Уметь быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. | Развитие эмоциональной и волевой сферы. | Составить самохарактеристику «Какой я?» |
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Что такое чувства? | 1 |
Игры-шутки | Обида, страх, злоба, гнев, добро. | Знать отличительные характеристики данных видов чувств. Уметь определять эмоциональное состояние человека. | Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра. | Раскрасить свои чувства. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 |
Диалог | Виды мимики, жестов, улыбка, взгляд. | Знать язык мимики и жестов. Уметь распознавать мимику и жесты. | Формирование умения управлять своими эмоциями. | Составить свою пиктограмму. |
|
| ||||||||||||||||||||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 |
Беседа | Комплимент, темп речи, чувство вины, понимание, выдержка, спокойствие. | Знать «Что такое хорошо….» Уметь оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. | Оценивание своих поступков, чувств, переживаний. | Игра «Сад камней» |
|
| ||||||||||||||||||||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 |
Утренник-игра | Комплименты: добрый, внимательный, красивый, любознательный. | Знать комплименты. Уметь применять комплименты в различных ситуациях. | Формирование коммуникативных навыков. | Подготовить комплимент – сюрприз. |
|
| ||||||||||||||||||||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 |
Практикум | Выдержка, спокойствие, самоуважение, самопохвала, самооценка, отзывчивость. | Знать характеристики положительных черт характера. Уметь собирать информацию об основных чертах характера, его ценностях и установках. | Формирование уважительного отношения друг к другу. | Создать портрет положительных черт характера своего друга. |
|
| ||||||||||||||||||||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других |
1 |
Тестирование | Личностная характеристика человека. | Знать личные качества. Уметь анализировать черты своего характера. | Регулирование собственного эмоционального состояния. | Тест «Довольны ли вы собой?» |
|
| ||||||||||||||||||||
4 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом «Я» |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
1. | Азбука здоровья. |
1 |
Беседа | Питание, зарядка, закаливание, гигиена, двигательная активность. | Знать основные составляющие здоровья. Уметь соблюдать ЗОЖ. | Формирование навыков ЗОЖ. | Составить индивидуальную памятку о соблюдении ЗОЖ. |
|
| ||||||||||||||||||||
2 | Твой организм. |
1 | Урок-познание | Части тела и органы человека. | Знать свой организм. Уметь определять и называть части тела и органы человека | Формирование знаний о строении тела человека. | Нарисовать себя и обозначить части тела. |
|
| ||||||||||||||||||||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | Сон, питание, учёба, отдых, гигиена, прогулка и др. | Знать основные режимные моменты. Уметь создавать оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. | Формирование представлений о режиме дня. | Составить свой режим дня. |
|
| ||||||||||||||||||||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | Кожа, волосы, ногти, полость рта. | Знать правила ухода за своим телом. Уметь ухаживать за своим телом. | Формирование представлений о личной гигиене. | Подобрать загадки о предметах гигиены. |
|
| ||||||||||||||||||||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | Витамины, белки, жиры, углеводы, режим питания. | Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека. Уметь делать правильный выбор в питании. | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | Проект «Здоровые продукты» |
|
| ||||||||||||||||||||
6. | Играй! | 1 | Подвижные игры | Игра «Мое тело», «У медведя во бору», «Полезно - вредно», и др. | Знать виды подвижных игр для правильной работы организма. Уметь оценивать состояние собственного тела. | Формирование физического и психического развития учащихся. | Подобрать подвижную игру. |
|
| ||||||||||||||||||||
7. | Журнал здоровья | 1 | Живой журнал о здоровье | Правила здорового образа жизни (обобщение) | Знать правила ЗОЖ. Уметь организовать ЗОЖ. | Формирование культуры здоровья. | Проект « Портрет физически здорового человека» |
|
|
3 класс
Календарно-тематическое планирование
(36 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Элементы содержания (ключевые слова)
| Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результат работы | Дата
|
| |||||||||||
1четверть Модуль «Моя безопасность» - 8 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска |
|
| ||||||||||||||||||
1.
| Наши помощники и враги
| 1
| Беседа
| Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус.
| Знать опасность самых обычных вещей. Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними
| Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей.
| Рисунок «Опасные предметы»
|
|
| |||||||||||
2. | Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений
| 1
| Занятие-открытие
| Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр. | Знать правила обращения с опасными предметами. Уметь соблюдать осторожность при применении. | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01»
|
|
| |||||||||||
3.
| Юный друг природы | 1 | Природоохранная акция |
| Знать правила безопасного поведения на природе Уметь быстро принять решение. | Учить детей бережному отношению к природе. | Уборка территории |
|
| |||||||||||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | Службы: 01, 02, 03, 04. | Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила. Уметь вызвать необходимую службу | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | Инсценировка вызова служб. |
|
| |||||||||||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | Подозрительный тип, полиция. | Знать правила поведения в непредвиденных ситуациях. Уметь применять элементарные приёмы самозащиты. | Учить детей наблюдательности и вниманию | Составить правила поведения в непредвиденных ситуациях.
|
|
| |||||||||||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | практикум | Нападение, ограбление, пожар. | Знать правила по технике безопасности. Уметь применять их в жизненных ситуациях. | Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации. |
|
|
| |||||||||||
7. | Итоговое занятие «Мой безопасный дом» | 1 | Игра -тренинг | Обобщение всех ключевых слов темы. | Знать правилабезопасного поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | Мини-проект по правилам безопасного поведения. |
|
| |||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
8 | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар, дорожные знаки | Знать дорожную азбуку. Уметь пользоваться дорожной азбукой. | Применять полученные знания на практике. | Модель светофора |
|
|
2 четверть Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни |
| |||||||||||||||||||||
1. | Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | 1 | Групповая дискуссия. | Правильное питание, питательные вещества, жиры, белки, углеводы, их роль в организме | Знать о структурных компонентах пищи: жирах, белках, углеводах, их функциях в организме Уметь вести дневник здоровья | Формирование понимания значимости правильного питания | Игра: «Меню сказочных героев». |
| ||||||||||||||
2.
| Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | 1 | Исследование | Зарядка, пульс, частота дыхания | Знать основные группы упражнений комплекса утренней зарядки. Уметь организовать свой режим дня с учётом правильной физической нагрузки. | Овладение и принятие норм физической культуры | Комплекс утренней зарядки |
| ||||||||||||||
3. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 1 | Ролевая игра. | Виды закаливания: обливание ступней, обтирание влажным полотенцем, воздушные ванны
| Знать, как правильно закаливать свой организм Уметь правильно закаляться. | Развитие навыков заботы о своём здоровье | Плакат «О пользе закаливания» |
| ||||||||||||||
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | Диспут. | Физическая нагрузка, спорт, калорийность, режим питания | Знать о зависимости рациона питания от физической активности Уметь оценивать свой рацион питания с учётом физической нагрузки . | Формирование и поиск своей позиции | Диагностика: « Завтрак чемпиона» |
| ||||||||||||||
5. | Где и как готовят пищу | 1 | Экскурсия | Предметы кухонного оборудования, правила гигиены на кухне, профессии повара, технолога. | Знать кухонные приборы, их назначение, правила гигиены при готовке и хранении пищи
| Формирование основ гигиены питания | Мини-проект «Чудо – печка» |
| ||||||||||||||
6. | Блюда из зерна | 1 | Заочная экскурсия | Виды злаков, традиционные народные блюда, сельскохозяйственное оборудование и машины, профессии людей, связанные с производством хлеба | Знать трудовой процесс от колоска до булочки Уметь рассказать о производстве хлеба. | Формирование правильного отношения к хлебу как результату труда многих людей | Мини - проект «Из чего каша родится» Мини – проект «Фирменное блюдо моей семьи» ( на выбор) |
| ||||||||||||||
7
8. | Молоко и молочные продукты
Вода и другие полезные напитки
| 1
1 | Комплексное занятие
Комплексное занятие
| Молоко, состав молока, виды молочных продуктов, способы хранения, молочные блюда в разных регионах России, профессии ветеринара, зоотехника, дояра
Питьевой режим, разнообразие напитков, очистка питьевой воды, | Знать о питательных свойствах молока и молочных продуктов Уметь различать ассортимент молочных продуктов.
Знать о роли воды для нормальной работы организма, как можно сберечь воду. Уметь рассчитать личную норму потребления воды в зависимости от веса | Формирование правильного отношения к потреблению молочных продуктов
Формирование правильного отношения к потреблению воды, её охране
| Игра - исследование «Удивительное молоко» (определение жирности молочных продуктов)
Конкурс плакатов «Береги воду» |
| ||||||||||||||
3 четверть Всего 12 часов Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания. |
| |||||||||||||||||||||
1.
| Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России. | 1 | Круглый стол | Конституция РФ, закон, права, обязанности. | Знать права и обязанности гражданина России. Уметь владеть основными правами и свободами человека. | Формирование системы правовых знаний. | Мини-проект «Символы страны» |
| ||||||||||||||
2. | Я и мои права. | 1 | КВН | Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека. | Знать свои права. Уметь грамотно пользоваться правами. | Формирование необходимых навыков правовой и демократической культуры у молодого поколения. | Составить памятку: «Я имею права…» |
| ||||||||||||||
3.
| Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. | 1 | Правовая игра | Выборы, предвыборная кампания, голосование, демократия, свобода мысли. | Знать смысл и значение демократических выборов. Уметь делать правильный выбор. | Воспитание уважения к правам и свободам личности. | Провести конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев». |
| ||||||||||||||
4. | Герои книг имеют право. | 1 | Конкурс | Жизнь, имя, свобода, отдых и т.д. | Знать основные права. Уметь определять уровень знаний своих прав. | Формирование уважительного отношения к закону. | Инсценировка (по группам) |
| ||||||||||||||
5. | Ответственность в семье и обществе | 1 | Деловая игра. | Свобода слова, родители, семья, правонарушение и т.д. | Знать права, по которым живут люди. Уметь владеть навыками уверенного поведения. | Развитие правового самопознания. | Анкета: «Моя позиция». |
| ||||||||||||||
6. | Как надо относиться к природе и животным. | 1 | Природоохранная акция | Ответственность, трудолюбие, равнодушие, сердечность, чуткость и т.д. | Знать правила достойного поведения. Уметь отвечать за свои поступки. | Формирование правовых знаний законопослушного поведения и основ толерантности. | Природоохран-ная акция |
| ||||||||||||||
Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||
7. | Что и как можно приготовить из рыбы | 1 | Комплексное занятие | Рыба, рыбные блюда в традициях народов | Знать ассортимент рыбных блюд Уметь работать с дополнительной литературой, | Формирование правильного отношения к потреблению рыбы
| Коллективное панно « В подводном царстве» |
| ||||||||||||||
8. | Дары моря. | 1 | Игра - путешествие | Морепродукты, йодированная соль, профессии людей, связанных с морем | Знать моря России, морепродукты, их полезные свойства Уметь рассказать о морях и их обитателях | Формирование правильного отношения к потреблению рыбы,йодированной соли
| Викторина « В гостях у Нептуна» |
| ||||||||||||||
9. | Кулинарное путешествие по России | 1 | Праздник | Традиции, гостеприимство, этикет | Знать особенности традиционной кухни в разных регионах России, правила этикета. Уметь представить сообщение кулинарных традициях региона ( по выбору обучающегося) | Формирование культуры поведения, норм этикета | Рассказ «Моё любимое блюдо» |
| ||||||||||||||
10 | Спортивное путешествие по России | 1 | Спортивный праздник | Виды спорта, национальные спортивные игры, спортсмен, спортивные достижения страны | Знать о пользе физической активности для здоровья, о многообразии спортивных занятий
| Формирование физической культуры; отказа от малоподвижного образа жизни. | Дневник физического развития |
| ||||||||||||||
11, 12 | Олимпиада здоровья | 2 | Олимпиада | Олимпиада, девиз, питание, спорт. | Обобщить знания о правилах питания, полезных продуктах, о роли физической культуры и спорта в жизни каждого ребёнка. Уметь применять полученные знания в жизни. | Формирование положительного отношения к правильному питанию и активной физической нагрузке | Диагностика |
| ||||||||||||||
4 четверть Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.
| | |||||||||||||||||||||
2. | Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. | 1 | Практикум. | Ссадина, ушиб, порез, йод, бинт, повязка и т.д. | Знать правила оказания помощи пзри травмах. Уметь оказывать помощь при травмах. | Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью. | Памятка |
| ||||||||||||||
3.
| Первая помощь при укусах. | 1 | Практикум. | Укус, жало, укол адреналина, жгут, лёд. | Знать правила оказания помощи при укусах. Уметь применять правила в данной ситуации. | Формирование знаний об основных правилах личной гигиены. | Художественный мини-проект «Опасные насекомые». |
| ||||||||||||||
4. | Первая помощь при термических ожогах. | 1 | Практикум. | Ожог, термический ожог, тепловой удар, холодный компресс. | Знать правила личной безопасности. Уметь оказывать помощь при ожогах. | Формирование навыков ответственного поведения. | Рисунок «Опасные предметы». |
| ||||||||||||||
5. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Деловая игра. | Аптечка, бактерицидный пластырь, аллергия, профилактика, головокружение, слабость и т.д. | Знать средства индивидуальной защиты. Уметь владеть собой. | Формирование здоровых установок. | Работа в группах: «Средства индивидуальной защиты». |
| ||||||||||||||
6. | Первая помощь в различных ситуациях. | 1 | Беседа. Ролевая игра. | Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное; антисептики, солнечный удар | Знать виды кровотечений. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. | Формирование здорового образа жизни. | Игра: «Помощь». «Собрать аптечку». |
| ||||||||||||||
7. | Что можно есть в походе | 1 | Комплексное занятие | Продукты питания, дикорастущие растения, съедобные грибы | Знать меры предосторожности в время похода, способы приготовления и хранения продуктов питания Уметь правильно принимать решение. | Формирование ответственного и безопасного поведения на природе | Игра «Собери рюкзак» |
| ||||||||||||||
8. | Заключительное занятие «Подари улыбку миру» | 1 | Праздник | Доброта, толерантность, щедрость, доброжелательность нежность, ласка. | Знать правила точности, деликатности и вежливости Уметь проявлять их в отношении друг друга. | Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека. | Мини-проект «Я в мире..мир во мне» |
|
Тематическое планирование, 4 класс
36 часов
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Форма занятия | Элементы содержания (ключевые слова)
| Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия
| Результат работы | Дата | |||||||||
1 четверть Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов. |
| ||||||||||||||||
1.
| Что такое экономика?
| 1
| Беседа
| Экономика, экономист, доходы, налоги, аванс, авансовый отчёт и т. д.
| Знать элементарные экономические понятия. Уметь находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с жизнью
| Формирование основных экономических понятий
| Составить вопросы «Почемучек».
|
| |||||||||
2. | Что значить экономить?
| 1
| Практикум (решение задач)
| Потребности, возможности, доходы, расходы, время, деньги.
| Знать свои возможности. Уметь принимать осознанное решение. | Формирование умений ориентироваться в жизненных ситуациях. | Составить свои потребности в соответствии с возможностями.
|
| |||||||||
3.
| Без чего человеку не обойтись? | 1 | Дискуссия. | Образование, профессия, заработная плата, доходы. | Знать, что образование – это один из путей для достижения благополучия в дальнейшей жизни. Уметь развивать свои возможности. | Формирование основных взаимоотношений в обществе. | Составить план действия для принятия решения. |
| |||||||||
4. | Магазин. | 1 | Ролевая игра. | Товары, продавец, покупатель, цена, деньги. | Знать основную функцию денег. Уметь рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи. | Формирование деятельностного подхода в процессе использования приобретённых знаний. | Игра «Раcсчитай свою покупку» |
| |||||||||
5. | Потребность в образовании. | 1 | Дискуссия. | Образованность, уважение, знание, библиотека, семья, учебные заведения. Самообразование. | Знать источники получения образования. Уметь приводить примеры потребностей и объяснять их значение. | Формирование потребности в обучении. | Инсценировка С.Маршака «Мастер-ломастер»
|
| |||||||||
6. | Бюджет: доходы и расходы семьи. | 1 | Групповая работа. | Заработная плата, пенсии, пособия, сбережения, расходы. | Знать как появляются доходы и откуда берутся расходы в семье. Уметь планировать бюджет семьи. | Формирование умения «по приходу делать расход» | Составить семейный бюджет. |
| |||||||||
7. | Может ли человек обеспечить себя сам? | 1 | Дискуссия. | Обязанности, распределение, услуги, выгода, доходы. | Знать распределение обязанностей в семье. Уметь приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды. | Формирование культуры экономического мышления. | Игра « Хозяюшка» |
| |||||||||
8. | Экономическое поле чудес. | 1 | Звёздный час. | Банк, валюта, бизнес, бизнесмен, банкир, банкрот. | Знать изученные экономические понятия. Уметь пользоваться экономическим инструментарием. | Воспитание экономической культуры и общения. | Экономические головоломки. |
| |||||||||
2 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний. |
| ||||||||||||||||
1.
| Понятие об инфекционных заболеваниях.
| 1
| Беседа.
| Инфекция – заражение, симптомы, заразные болезни, бактерии.
| Знать, что такое инфекционное заболевание. Уметь называть симптомы инфекционных заболеваний.
| Формирование навыков личной гигиены.
| Нарисовать рисунок «Осторожно, инфекция!»
|
| |||||||||
2. | Коварный грипп. | 1 | Беседа. | Вирус, карантин, пневмония, гайморит, отит, масочный режим, закаливание. | Знать об основных осложнениях коварного гриппа. Уметь пользоваться полученными знаниями. | Формирование бережного отношения к собственному организму. | Составить памятку «Если в доме больной»
|
| |||||||||
3.
| Чем опасна корь? | 1 | Беседа. | Корь, вирус, простуда, насморк, кашель, высыпания, прививка. | Знать симптомы данного заболевания и его осложнения. Уметь правильно называть свои ощущения. | Формирование умения сообщать взрослому о недомогании. | Составить памятку «Если в доме больной»
|
| |||||||||
4. | Кишечные инфекционные заболевания. | 1 | Рассказ. | Гепатит А, В, сальмонеллёз, ротовирусная инфекция. | Знать о кишечных инфекциях. Уметь определять симптомы кишечных заболеваний. | Формирование умения следить за своим телом. | Составить алгоритм самозащиты от кишечных заболеваний. |
| |||||||||
5. | Полезные привычки воспитывай с детства. | 1 | Практикум. | Профилактика, гигиенические навыки, зарядка, уход за руками, вещи. | Знать основные гигиенические навыки. Уметь следить за своим организмом. | Формирование потребности следить за собой. | Составить памятку «Полезные привычки»
|
| |||||||||
6. | Чистота и здоровье | 1 | Викторина | Тело, предметы личного пользования, гигиена при общении с животными. | Знать факторы, разрушающие здоровье. Уметь пользоваться приобретёнными знаниями. | Формирование потребности в здоровом образе жизни. | Художественный мини-проект «Предметы личной гигиены» |
| |||||||||
7. | «Наше здоровье» | 1 | КВН | Чистота, закаливание, отдых, оздоровление. | Знать, отчего зависит наше здоровье. Уметь пользоваться практическими советами по сохранению своего здоровья. | Формирование у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ | Проект «Мои практические советы» |
| |||||||||
8. | «Я помогу себе не болеть» | 1 | Круглый стол | Ключевые слова по данной теме. | Знать правила здорового образа жизни. Уметь пользоваться ими в жизненных ситуациях. | Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ. | Инсценировка «Доктор Айболит» Мониторинг здоровья. |
| |||||||||
3 четверть Цикл «Здоровье и Безопасность»- 11 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. |
| ||||||||||||||||
1.
| Что такое чрезвычайная ситуация?
| 1
| Беседа.
| Источники, опасность, виды чрезвычайных ситуаций, РСЧС.
| Знать, что такое чрезвычайная ситуация. Уметь называть источники опасности
| Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях.
| Мини-проект «ЧС»
|
| |||||||||
2. | Стихийные бедствия. | 1 | Рассказ с элементами видеопоказа. | Явление природы, землетрясение, сила, эпицентр, очаг, вулкан, извержение, огнедышащие горы. | Знать о стихийных бедствиях. Уметь различать землетрясения от извержения вулкана. | Формирование представлений о грозных явлениях природы. | Нарисовать «Стихийное бедствие»
|
| |||||||||
3-4
| Снежные опасности. | 2 | Групповая работа. | Оползень, лавина, снегопад. Ураган, снежные бури, способы защиты. | Знать основные способы защиты в стихийных бедствиях. Уметь применять меры предосторожности в случае опасности. | Формирование безопасного поведения. | Составить памятку «Спасение»
|
| |||||||||
5. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Беседа. Просмотр видеофильма. | Наводнения, цунами, природные пожары. | Знать о чрезвычайных ситуациях природного характера. Уметь правильно ориентироваться в чрезвычайной ситуации. | Формирование готовности к действиям в ЧС. | Составить памятку «Мои действия» |
| |||||||||
6. | Правила поведения и эвакуации при ЧС. | 1 | Сюжетная игра. | Опасность, экстремальная ситуация, государственная служба безопасности | Знать основные принципы самоспасения. Уметь предвидеть опасность и по возможности избегать её. | Формирование умения предвидеть опасность. | Составить формулу безопасности. |
| |||||||||
7. | Аварии на транспорте. | 1 | Беседа. | Государственная служба безопасности, перекрёсток, ремень безопасности, детское кресло, скорость и т. д. | Знать причины ДТП. Уметь пользоваться средствами защиты. | Формирование знаний, которые помогут сохранить жизнь. | Составить памятку пешехода. |
| |||||||||
8. | Пожары и средства пожаротушения. | 1 | Ролевая игра. | Пожар, системы оповещения: световые, речевые, звуковые, взрыв, угроза взрыва, средства пожаротушения. | Знать о причинах пожара и средствах пожаротушения. Уметь пользоваться средствами пожаротушения. | Формирование у обучающихся умения быстро принимать решение в сложившейся ситуации. | Художественный мини-проект «Как можно спастись в случае пожара в доме или в школе?» |
| |||||||||
9. | Город как источник опасности. | 1 | Путешествие. | Дорога, транспорт, час пик, позднее время, авария, большое скопление людей, преступность, опасные промышленные объекты. | Знать всевозможные опасные ситуации в городе. Уметь предпринимать меры предосторожности. | Формирование наблюдательности и внимательности. | Проект «Где меня подстерегают опасности?» |
| |||||||||
10. | Я учусь думать и действовать. | 1 | Тренинг | Пожар, аварии на транспорте, экстремальные ситуации. | Знать меры предосторожности в чрезвычайных ситуациях. Уметь правильно принимать решение. | Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Составить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации. |
| |||||||||
11. | «Что значит быть в ответе за себя и за других» | 1 | Диспут | Ключевые слова цикла. | Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Уметь принимать правильное решение. | Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Контрольные вопросы. |
|
4 четверть Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения. |
| ||||||||
1.
| Я творю свою жизнь.
| 1
| Диспут.
| Человеческие качества, таланты, поступки, эмоции, надежды, откровения, интересы, способности.
| Знать личностные характеристики человека. Уметь сравнивать поведение и характеры людей.
| Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей.
| Тест М. Рокич «Ценностные ориентации»
|
| |
2. | А ты вежлив? | 1 | Диалог. | Вежа, вежливость, культура, духовность. | Знать правила вежливости. Уметь вести себя в любой ситуации согласно определённым нравственным нормам. | Формирование нравственных правил общения. | Составить словарь вежливых слов.
|
| |
3.
| «В стране хорошего тона» | 1 | Путешествие. | Правила приличия: благодарение, уважение, тактичность, обходительность, доброжелательность. | Знать правила хорошего тона. Уметь использовать их в жизни. | Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении. | Инсценировка.
|
| |
4. | Добро и зло. | 1 | Ролевая игра. | Доброта, отзывчивость, забота, чуткость, вежливость, грубость, жестокость, зависть, жадность. | Знать социальные нормы нравственности. Уметь правильно оценивать свои поступки. | Формирование интереса к другому человеку как к личности. | Собрать сундучки «Добра и зла». |
| |
5. | «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» | 1 | Игровая программа. | Волшебные слова. | Знать как помочь товарищу. Уметь быть хорошим другом. | Формирование коммуникативной компетенции. | Создать «Законы дружбы»
|
| |
6. | Воспитание и воспитанность | 1 | Круглый стол. | Самокритичность, простота, скромность, самолюбие, себялюбие, толерантность. | Знать сущность данных понятий. Уметь оказывать внимание и проявлять чуткость к людям. | Формирование личностного нравственного опыта. | Провести диагностику «Уровень нравственной воспитанности» |
| |
7. | Мир человеческих отношений. | 1 | Ролевая игра. | Жадность-щедрость, зависть-доброжелательность грубость-нежность, жестокость-ласка. | Знать правила точности, деликатности и вежливости Уметь проявлять их в отношении друг друга. | Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека. | Мини-проект «Я в мире..мир во мне» |
|
26