СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа. «Биология (Животные)» 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение данной программы  позволит учащимся  продолжить биологическое образование. Основная идея раздела «Биология» (Животные) в 7 м классе  изучение особенностей строения, процессов жизнедеятельности, многообразие животных осуществляется  по таксономическим единицам типам и классам по степени их эволюционного усложнения.   Учащиеся 7 класса получат  знания об особенностях строения, жизнедеятельности ,  разнообразии животных, принципах классификации, усложнениями в процессе исторического  развития,  их обитании в природных  сообществах. 

Просмотр содержимого документа
«Программа. «Биология (Животные)» 7 класс»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отдел образования Тельмановского района

Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней





СОГЛАСОВАНО

Донецкий институт последипломного педагогического образования

Протокол заседания Ученого совета

от__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Приказ от __ _______ 20___ №_____



Программа

БИОЛОГИЯ

7 класс

(70 часов)

Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии Мичуринской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней










МИЧУРИНО – 2016





Краткиесведения о программе.


«Одобрено к использованию

в образовательныхорганизациях»



Министерствообразования и науки ДНР

Приказ от_________________№ _________



Рецензенты:


1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)


2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)


Составитель: Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии, высшая категория, учитель-методист, Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней


Аннотация к программе. Предлагаемая программа «Биология (Животные)» предназначена для изучения биологии в 7-м классе основной школы. Программа разработана с учетом действующих республиканских требований. (Приказ №656 от 12.10. 2016 г.) Освоение данной программы позволит учащимся продолжить биологическое образование. Основная идея раздела «Биология» (Животные) в 7 м классе изучение особенностей строения, процессов жизнедеятельности, многообразие животных осуществляется по таксономическим единицам типам и классам по степени их эволюционного усложнения. Учащиеся 7 класса получат знания об особенностях строения, жизнедеятельности , разнообразии животных, принципах классификации, усложнениями в процессе исторического развития, их обитании в природных сообществах.

Цель программы – развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности удивительного разнообракзия животного мира. Программа направлена на экологическое образование учащихся в процессе изучения особенностей животных и воспитание экологической культуры.



















































Экспертный листок.

Автор (составитель): Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологи, учитель-

методист, высшая категория

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)



Рецензенты: _______________________________________________(теоретик)

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)

_______________________________________________(практик)

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)







Утверждено педагогическим советом школы

(протокол от “ 5 ” января 2016 № 2)

Директор _______________ Семаненко Виктория Владимировна

М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)









Согласовано с методическим кабинетом

Заведующий ___________________ Пилипчук Ольга Фёдоровна

М.П. (подпись) (Ф.И.О. методиста)



Научно-методическая экспертиза ИППО:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



Пояснительная записка.

Программа адресована всем видам образовательных организаций для учащихся 7 класса.

Концепция программы: предмет «Биология» (раздел «Животные») призвана ознакомить учащихся с особенностями строения , процессов жизнедеятельности, многообразия животных, усложнения уровня их организации, взаимосвязях и ролью в биогеоценозах. Преподавание раздела направлено на овладение учащимися умениями и практическими навыками, необходимыми при подготовке к жизни и продолжения образования, так и на овладение системой знаний о животном мире. Формирование у учащихся понимания причин разнообразия животных, необходимости их охраны. Учащиеся должны понимать, что многообразие животных – результат эволюции и что сохранение животного мира является необходимым условием сохранения жизни на Земле. Программа способствует формированию единой научной картины органического мира, а также становлению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья человека.

Актуальность программы в том, что программа своими целями, задачами и содержанием должна способствовать развитию и становлению функционально грамотной личности, которая сможет постоянно учиться и использовать новые знания всю жизнь. Изучение этого раздела позволит формированию у подростков познавательного интереса, убеждений в необходимости охраны окружающей среды, при применении лабораторных работ обеспечить научную достоверность учебного материала.

Эта программа представляет собой одно из звеньев школьного курса биологии. С помощью этого раздела осуществляется преемственность от изучения растений, грибов, бактерий к изучению человеческого организма. Знания по зоологии дают основу для изучения биологических законов и закономерностей в 9, 10 и 11 классах таких общебиологических дисциплин: молекулярная биология, цитология, гистология, генетика, селекция, учение об индивидуальном развитии, экология, учение о биосфере, эволюционное учение.

Изучение раздела «Животные» направлено на достижение таких целей:

- освоение знаний о животных, об их многообразии, особенностях строения, жизнедеятельности, о роли в биогеоценозах и жизни человека;

- овладение умениями применять знания о животных, использовать информацию о животных вызывающих заболевания человека, о редких и исчезающих видах; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации и проведения наблюдений за животными;

- воспитание познавательного ценностного отношения к животным, культуры поведения в природе, любви и бережного отношения к родной природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, для соблюдения правил поведения в природе, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде

Задача раздела «Животные» : - всестороннее изучение способствующее формированию знаний о процессах и путях развития представителей разных систематических групп животных их разнообразия, экологических особенностей, значения в природе и жизни человека.

Программа рассчитана на один год обучения, 70 часов.

Основными принципами отбора материала являются: принцип научности, доступности и системности. Учащимся предлагаются научные, точные сведения, которые служат основой мотивации и развития познавательных действий. Изучаемый материал является доступным для познания учащимися. Принцип системности реализуется благодаря последовательности изложения тем, когда изучаемый материал вытекает из предыдущего изученного ранее.

Темы изложены в следующем порядке:

Введение. Общие сведения о мире животных

Тема 1. Строение и жизнедеятельность животных

Тема 2. Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

Тема 4. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

Тема 5. Тип Членистоногие

Тема 6. Тип Моллюски. Тип Иглокожие.

Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитающие.

Тема 10. Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

Тема 11. Развитие животного мира на Земле

Основные формы и методы обучения: информация учителя и проверка ее усвоения, беседа, собеседование, дискуссия, семинар, диспут, самостоятельная работа (наблюдение, выполнение практических работ, написание сообщений , рефератов), викторина, экскурсия, ролевая игра, работа в группах и защита проектов, работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами интернет.

Оценивание осуществляется в пятибалльной системе.

Оценка 5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Оценка 4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Оценка 3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Оценка 2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Оценка 1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

В качестве контроля используются такие формы и средства: устный опрос, фронтальный опрос, диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа, тест, взаимоконтроль, защита творческих работ, рефератов, проектов, контрольная работа.






















Учебно-тематический план

7 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Лабора-

торные работы

Введение. Общие сведения о мире животных

2

2


Текучий

Тема 1 Строение и жизнедеятельность животных

3

3

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 2. Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие

4

4

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

3

3

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 4. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

5

5

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 5.

Тип

Членистоногие

10

10

3

Текущий

Лабораторные работы – 3

Тема 6.

Тип Моллюски.

Тип Иглокожие.

4

4

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

2

2

1

Текущий

Лабораторная работа – 1

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

12

12

2

Текущий

Лабораторные работы – 2

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитающие.

16

16

2

Текущий

Лабораторные работы – 2

Тема 10.

Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

4

4


Текущий

Тема 11.

Развитие животного мира на Земле

2

2


Текущий

Обобщение

2

2


Контрольные работы – 2

Резерв времени

1

1



Всего

70

70

13














































Программа Биология

7 класс

Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Коли-чество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1.

Введение Общие сведения о мире животных

Зоология – наука о животных. Разнообразие животных и их место в природе. Классификация животных Основные процессы жизнедеятельности.

2

Ученик называет:

- царства живой природы ;

- признаки животных и основные процессы жизнедеятельности;

- особенности организма животного, гетеротрофа, эукариота;

- основные систематические категории царства животные.

Определяет:

- зоологию как науку.

Приводит примеры:

- представителей царства Животные;

- животных своей местности.

Сравнивает :

- процессы жизнедеятельности растений и животных;

Распознает:

Представителей разных царств организмов.


2.

Тема 1 Строение и жизнедеятельность животных

Клетки, ткани, органы, и системы органов животных. Обмен веществ, движение, размножение и развитие

Демонстрация:

Микропрепаратов тканей животных.

Демонстрация:

- постоянных микропрепаратов простейших Демонстрация:

- постоянных микропрепаратов тканей и муляжей органов и систем органов.

ЛР №1.Изучение особенностей животных клеток и тканей

3

Ученик называет:

- строение клетки, типы тканей;

- органы и системы органов у животных;

Определяет: ткани, органы, системы органов;

Приводит примеры тканей, органов, систем органов.

Сравнивает:

- строение клеток и типы тканей животных и растений;

Характеризует:

- особенности организации животных;

- обмен веществ и энергии.

Делает вывод:

- об особенностях строения животной клетки.

3.

Тема 2. Подцарство Одноклеточ-ные животные или Простейшие

Общая характеристика одноклеточных. Тип Саркодовые. Обыкновенная амеба. Дизентерийная амеба. Тип Жгутиковые. Зеленая амеба и вольвокс. Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. Многообразие и значение простейших.

Демонстрация:

- микропрепаратов одноклеточных животных.

Л Р № 2. Наблюдение под микроскопом за особенностями строения и передвижения инфузории-туфельки.

4

Ученик называет:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных;

- среды обитания простейших.

Определяет:

- некоторые виды разных типов одноклеточных.

Приводит примеры:

- представителей типов;

- представителей разных сред обитания.

Сравнивает:

- строение и процессы жизнедеятельности представителей разных типов одноклеточных животных.

Характеризует:

- заболевания, вызываемые паразитическими одноклеточными.;

- механизм заражения паразитическими одноклеточными;

- значение одноклеточных в природе и в хозяйственной деятельности человека;

Применяет знания:

- для соблюдения правил личной гигиены, предупреждая заражение паразитическими простейшими.

Соблюдает правила:

- работы с микроскопом.

Делает вывод:

- об особенностях строения, передвижения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.

4.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.


Общая характеристика многоклеточных. Общие черты типа Губки. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Особенности организации и процессов жизнедеятельности пресноводного полипа гидры. Разнообразие кишечнополостных и их роль в природе.

Демонстрация:

- постоянных препаратов и микропрепаратов губок и кишечнополостных.

ЛР № 3. Строение гидры.

3

Ученик называет:

- общие признаки многоклеточных животных;

- общие признаки представителей типов Губки и Кишечнополостные.

Приводит примеры:

- представителей губок и кишечнополостных;

- особенности организации и процессов жизнедеятельности пресноводного полипа гидры.

Сравнивает:

- организацию одноклеточных , колониальных и многоклеточных организмов;

- функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

- способы размножения губок и кишечнополостных;

- жизненные формы представителей Кишечнополостных.

Распознает:

- симметрию тела кишечнополостных;

- слои клеток на микропрепарате «Строение гидры»;

- различные виды кишечнополостных на рисунках.

Характеризует:

- усложнение организации губок и кишечнополостных по сравнению с одноклеточными животными;

- процесс регенерации.

Применяет знания:

- для объяснения места губок и кишечнополостных в эволюции животных;

- для объяснения значения губок и кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Соблюдают правила:

- изучения гидры на микропрепарате под микроскопом.

Делают выводы:

- об усложнении строения губок и кишечнополостных


5.

Тема 4.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.


Тип Плоские черви. Классы Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Тип Круглые черви. Аскарида. Тип Кольчатые черви. Классы Многощетинковые и Малощетинковые черви. Дождевой червь. Значение червей в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

- постоянных препаратов плоских, круглых и кольчатых червей.

ЛР № 4. Изучение внешнего строения и особенностей передвижения дождевого червя.

5

Ученик называет:

- общие признаки плоских, круглых и кольчатых червей;

- характерные признаки сосальщиков, реснитчатых, ленточных, малощетинковых и многощетинковых червей.

Приводит примеры:

- свободноживущих видов червей;

- видов червей, ведущих паразитический образ жизни.

Распознает:

- системы органов плоских, круглых и кольчатых червей на таблицах;

- представителей различных типов и классов червей на таблицах, рисунках.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- особенности размножения и распространения червей паразитов человека и животных

Объясняет:

- усложнения организации червей по сравнению с кишечнополостными;

- жизненные циклы паразитических видов червей;

- приспособление в строении и процессах жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей;

- значение червей в природе и в жизни человека.

Сравнивает:

Особенности строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей.

Наблюдает и описывает:

- внешнее строение и особенности передвижения дождевого червя;

- ответную реакцию дождевого червя на раздражение.

Применяет знания:

- о распространении паразитических червей в целях личной гигиены и защиты от заражения домашних животных.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

Делают выводы:

- об особенностях строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- об особенностях процессов жизнедеятельности паразитических и свободноживущих червей.

- о значении червей в природе и жизни человека.

6.

Тема 5.

Тип

Членистоно-гие

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные. Клещи. Членистоногие. Многообразие насекомых: с полным и неполным превращением. Значение членистоногих в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

- коллекций ракообразных, паукообразных и насекомых и влажных препаратов ракообразных и паукообразных.

ЛР № 5.Изучение признаков приспособления к среде обитания во внешнем строении речного рака.

ЛР №6.Изучение особенностей внешнего строения насекомых.

ЛР №7. Определение отрядов насекомых.
















































































10

Ученик называет:

- характерные признаки типа Членистоногие;

- характерные признаки классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Приводит примеры:

- ракообразных, паукообразных, насекомых встречающихся в нашей местности;

- редких и исчезающих видов;

- видов вредителей сельского хозяйства;

- видов являющихся переносчиками и возбудителями заболеваний человека и животных;

- видов опылителей растений;

- одомашненных насекомых

Распознает:

- системы органов членистоногих на таблицах;

- представителей классов членистоногих на наглядных пособиях и в природе;

- представителей отрядов класса насекомые на таблицах и натуральных объектах.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных, паукообразных, клещей и насекомых;

- особенности размножения и развития насекомых паразитов человека и животных;

- значение членистоногих в природных сообществах и жизни человека.

Объясняет:

- особенности ловли добычи у пауков

- особенности питания пауков, клещей и насекомых-паразитов;

- признаки отрядов насекомых.

Сравнивает:

- особенности организации членистоногих и кольчатых червей;

- особенности строения ракообразных, паукообразных и насекомых;

- особенности развития насекомых с полным и неполным превращением.

Наблюдает и описывает:

- поведение общественных насекомых и пауков.

Применяет знания:

- при определении отрядов насекомых;

- о биологических особенностях паразитических членистоногих и клещей для соблюдения личной гигиены, профилактики переносимых ими заболеваний;

- для борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве и быту.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

- наблюдения за поведением насекомых.

Делает выводы:

- о возникновении признаков приспособления к среде обитания во внешнем строении членистоногих.

7.

Тема 6. Тип Моллюски и Иглокожие.


Тип Моллюски. Классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски. Тип Иглокожие. Значение в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

Влажных препаратов и коллекций моллюсков и иглокожих.

ЛР № 8. Изучение особенностей строения брюхоногих моллюсков.

4

Ученик называет:

- характерные признаки типов Моллюски и Иглокожие;

- характерные признаки классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Приводит примеры:

- видов моллюсков своей местности;

- видов моллюсков и иглокожих которые имеют важное значение в природных сообществах и жизни человека.

Распознает:

- системы органов моллюсков и иглокожих на таблицах;

- представителей моллюсков и иглокожих на таблицах, изображениях и натуральных объектах.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков и иглокожих;

- приспособления моллюсков и иглокожих к условиям существования.

Объясняет:

- особенности симметрии тела моллюсков и иглокожих.

Сравнивает:

- особенности строения моллюсков и кольчатых червей;

- особенности строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков;

- особенности внешнего строения морских лилий и морских звезд.

Наблюдает и описывает:

- особенности передвижения моллюсков.

Применяет знания:

- об особенностях жизнедеятельности моллюсков при уходе за аквариумными видами.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

Делает выводы:

- об особенностях строения моллюсков и иглокожих;

- о значении моллюсков и иглокожих в природе и жизни человека.

8.

Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.


Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Демонстрация: препаратов и микропрепаратов ланцетника.

ЛР № 9.Изучение внутреннего строения ланцетника.

2

Ученик называет:

- характерные признаки типа Хордовые;

- характерные признаки подтипа Бесчерепные.

Приводит примеры:

- приспособлений ланцетника к условиям существования.

Распознает:

- органы и системы органов ланцетника на таблице и постоянных микропрепаратах.

Сравнивает: особенности строения опорно-двигательной системы хордовых с червями, членистоногими, моллюсками и иглокожими.

Объясняет:

Взаимосвязь внешнего строения , образа жизни и среды обитания.

Делает выводы: об особенностях внутреннего строения ланцетника.


9.

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.


Подтип Позвоночные. Общая характеристика классов Хрящевые и Костные рыбы. Размножение костных рыб. Поведение рыб. Сезонные явления в жизни рыб. Разнообразие костных рыб. Роль в водных экосистемах и значение в жизни человека. Охрана рыб. Общая характеристика класса Земноводные. Размножение, сезонные явления в жизни земноводных. Разнообразие земноводных.

Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана земноводных.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Размножение, сезонные явления в жизни пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Демонстрация: влажных препаратов рыб, земноводных, пресмыкающихся; скелетов окуня, лягушки и ящерицы.

ЛР № 10. Изучение внешнего строения рыб.

ЛР № 11.Сравнение скелета земноводных и рыб.

12

Ученик называет:

- характерные признаки хрящевых, костных рыб, земноводных и пресмыкающиеся.

Приводит примеры:

- известных хрящевых рыб;

- рыб, обитающих в водоёмах своей местности;

- рыб имеющих важное промысловое значение;

- виды земноводных и пресмыкающихся обитающих в природных сообществах своей местности;

- известных земноводных и пресмыкающихся;

- рыб, земноводных, пресмыкающихся нуждающихся в охране.

Распознает:

- представителей классов Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;

- системы органов и органы рыб, земноводных и пресмыкающихся на таблицах;

- представителей некоторых отрядов рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе, на фотографиях таблицах.

Характеризует:

Среды обитания , особенности внешнего и внутреннего строения, процессы жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся;

-- сезонные явления в жизни рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Объясняет:

- взаимосвязь строения организма и среды обитания рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- приспособления пресмыкающихся к жизни на суше;

- причины необходимости охраны рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природных сообществах и жизни человека.

Сравнивает:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности ланцетника, рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- черты приспособления ланцетника, рыб, земноводных и пресмыкающихся к жизни в определенных средах обитания;

- усложнение поведенческих реакций позвоночных с моллюсками и членистоногими.

Наблюдает и описывает:

- особенности передвижения и поведения рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- сезонные явления в жизни рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Применяет знания:

- о рыбах для объяснения особенностей их разведения в водоемах , содержания в аквариумах;

- о рыбах, земноводных и пресмыкающихся для доказательств необходимости их охраны.

Соблюдает правила:

- охраны мест обитания рыб, земноводных и пресмыкающихся;

Делает выводы:

- об особенностях внешнего строения рыб;

- о зависимости строения опорно-двигательных систем рыб и земноводных от среды обитания;

- о значении рыб, земноводных и пресмыкающихся в природных сообществах и в жизни человека.

10.

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитаю щие.


Общая характеристика класса Птицы. Особенности жизнедеятельности птиц. Признаки приспособленности к полёту и разнообразным средам обитания. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни. Разнообразие птиц. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности млекопитающих. Размножение и развитие. Многообразие млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Плацентарные: отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Сезонные явления в жизни млекопитающих, особенности поведения. Роль млекопитающих в экосистемах. Охрана млекопитающих. Их значение для человека. Животноводство.

Демонстрация: чучела птиц, млекопитающих; скелетов голубя и кролика.

ЛР №12.Изучение внешнего строения птиц и строение пера.

ЛР №13. Изучение особенностей строение скелета птиц.

16

Ученик называет:

- характерные признаки птиц и млекопитающих;

- черты приспособленности птиц к полету;

- характерные признаки отрядов птиц и млекопитающих;

- виды домашних птиц и млекопитающих;

Приводит примеры:

- видов основных отрядов птиц и млекопитающих;

- видов перелетных, кочевых и оседлых птиц;

- приспособления птиц и млекопитающих к разным средам обитания;

- редкие и исчезающие виды птиц и млекопитающих;

- видов птиц и млекопитающих имеющих значение для человека;

Распознает:

- системы органов птиц и млекопитающих на таблицах;

- представителей отрядов птиц и млекопитающих;

Характеризует:

- особенности поведения птиц и млекопитающих;

- сезонные явления в жизни млекопитающих и птиц;

- особенности брачного поведения и размножения птиц и млекопитающих;

- особенности развития птенцов;

- особенности развития зародышей млекопитающих;

- экологические группы птиц.

Объясняет:

- особенности поведения птиц и млекопитающих;

- особенности заботы о потомстве у птиц и млекопитающих;

- значение кольцевания птиц;

- значение птиц и млекопитающих в природе и в жизни человека.

Сравнивает:

- строение птиц и млекопитающих со строением земноводных и пресмыкающихся;

- особенности поведения, заботу о потомстве птиц и млекопитающих с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.

- особенности в строении птиц и млекопитающих некоторых отрядов в зависимости от их приспособления к определенным средам обитания. Наблюдает и описывает:

- особенности строения перьев птиц;

- сезонные явления в жизни птиц;

- особенности поведения домашних животных.

Применяет знания:

- о птицах и млекопитающих для доказательств необходимости их охраны.

- о птицах для подкормки зимой и привлечения их в искусственные лесонасаждения для гнездования.

Соблюдает правила:

- личной гигиены при общении с домашними птицами и млекопитающими.

Делает выводы:

- об особенностях организации птиц и млекопитающих;

- о значении птиц и млекопитающих в природных сообществах и в жизни человека.

11.

Тема 10.

Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

Уровни организации жизни. Среда обитания. Экологические факторы.

Природные сообщества. Связь животных в природных сообществах. Роль животных в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир. Охрана животных.

4

Ученик называет:

- уровни организации жизни;

- условия существования и среды обитания животных;

- природные сообщества;

Определяет:

- экологические факторы.

Характеризует:

- приспособленность животных к факторам среды;

- роль животных в жизни человека;

- влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.

Приводит примеры:

- взаимоотношений между растениями и животными;

- животных занесенных в Красную книгу.


12.

Тема 11.

Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции органического мира. Учение Чарльза Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле. Закономерности размещения животных.

2

Ученик называет:

- причины многообразия животного мира;

- доказательства эволюции;

- зоогеографические области.

Определяет:

- закономерности размещения позвоночных животных (по карте);

- этапы эволюции животных (по таблице);

Характеризует:

- основные этапы развития животного мира.

Приводит примеры:

- видов обитающих в

зоогеографических областях.

Сравнивает естественный и искусственный отбор.

Приводит примеры палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции.

13.

Обобщение

Основные признаки и особенности усложнения организации животных. Место и роль животных в системе органического мира.

2



Резерв времени


1



Всего


70

















































Литература, использованная при подготовке программы:

1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981. С. 522-552.

2. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975. С. 440-456.

3. Фролова Е. Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1983. С. 222-227.

4. Шарова И. Х.

5. Дзержинский Ф.Я., Васильев Б.Д., Малахов В.В. Зоология позвоночных. М.: "Академия", 2013. — 464 с.

6. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: В 2-х томах.

Том 1. — М.: Высшая школа, 1979. — 333 с. (беспозвоночные хордовые, бесчелюстные, рыбы и земноводные).

Том 2. — М.: Высшая школа, 1979. — 272 с. (рептилии, птицы и млекопитающие).

7. Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 383 с.

8.Шабанов Д.А., Шабанова Г.В., Шапаренко С.О. Біологія. Підручник для 7 класу загальноосвітних навчальних закладiв. Х.: Торсінг, 2003. — 320 с.

9. Жизнь животных. В 7-ми томах. — М.: Просвещение, 1984 - 1989.


Литература, рекомендованная для учителя:

1. Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы / Под ред. проф. Д. В. Наумова 17-е изд. М.: Просвещение,

1986. 245 с.

2. Дольник В.Р., Козлов М.А. - Зоология. Беспозвоночные. Учебник для 7 класса, М.: Специальная литература, 1997.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. - Биология. 7 класс. Издательство: Вентана-Граф, 2014. - 272 с.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. - Биология. 7 класс. (От амёбы до человека). М.: Просвещение, 2013. - 320 с.

5.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для образовательных учреждений. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 304с.

6.Латюшин В.В. Биология. Животные: Учеб. для ? кл. общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шишкин. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2004. – 304с.


Литература, рекомендованная для учащихся:

1. Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы / Под ред. проф. Д. В. Наумова 17-е изд. М.: Просвещение,

1986. 245 с.

2. Коллектив авторов. Зоология. 7-8 классы. – М.: Издательство: Новый диск, 2004.- 1000 с.

3. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 2002. – 594 с.

4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для образовательных учреждений. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 304с.

5. Латюшин В.В. Биология. Животные: Учеб. для ? кл. общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шишкин. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2004. – 304с.

6."За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Диденко Любовь Васильевна, учитель биологии


Электронные ресурсы:

1. Аудиокнига 7 класс. Зоология - ...Andro Smart apps - Россия

androsmartapps.com›russia…7-класс--Зоология.html

2. Зоология. 7-8 классы » Электронная библиотека

eknigi.org›nauka_i_ucheba…zoologiya-7…klassy.htm

3. «Зоология. 7-8 классы »

findknig.com›book.php?id=24150235

4. Герберт Громан. Книга для чтения по зоологии.

kursak.net›…kniga-dlya-chteniya-po-zoologii/

5. Книга для чтения по зоологии, 1981, 224 c.

BankReferatov.ru›db/B/…

6. Диденко Любовь Васильевна, "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии... festival.1september.ru›articles/592825/




























Основные понятия курса (глоссарий)

Тема

Основные понятия

Введение. Общие сведения о мире животных

Зоология, животные, фауна, раздражимость, питание, размножение, клетка, ядро, систематика, прокариоты, эукариоты, надцарство, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, фотосинтез, автотрофные и гетеротрофные организмы.

Тема 1 Строение и жизнедеятельность животных

Клетка, органоиды, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, микротрубочки, пластиды, генетический аппарат, ткань, нейрон, органы, системы органов, симметричность, двустороннесимметричные и радиально-симметричные животные, опорно-двигательная система, скелет, кожно-мускульный мешок, кутикула, раковина, панцирь, осевой скелет, кутикула, мышцы, мускулатура, размножение, половые клетки, половая система, яйцеклетки сперматозоиды, самка, самец, пол, половой процесс, половое, бесполое, вегетативное размножение, оплодотворение, зигота, зародыш, онтогенез, жизненный цикл, личинка.

Тема 2. Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие

Типы: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории, Споровики, ложные ножки, амебоидное движение, эластическая мембрана, пищеварительная вакуоль, жгутик, глазок, сократительная вакуоль, циста, колониальность, реснички, таксис, клеточный рот, клеточная глотка, порошица, коньюгация, чредование поколений.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.


Тип Губки, вегетативная почка, внутренняя почка, тип Кишечнополостные, кишечная полость, подошва, клетки, эктодерма, энтодерма, стрекательные , кожно-мышечные, пищеварительные и железистые клетки, мезоглея, почкование, регенерация, жизненный цикл, гидроидные медузы, сцифоидные медузы, коралловые полипы, полип, орган равновесия, мадрепоровые кораллы.

Тема 4.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.


Тип Плоские черви, классы Ресничные, Ленточные черви, Сосальщики, кишечник, глотка, паренхима, зародышевые листки, ганглий, нервные стволы, условные и безусловные рефлексы, органы осязания, глаза, гермафродит, половые железы, прямое развитие, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, финна, тип Круглые черви, кутикула, линька, первичная полость тела, гидроскелет, губы, пищевод, кишечник, анальное отверстие, щетинки, галлы, тип Кольчатые черви, классы Многощетинковые и Малощетинковые черви, сегменты, щупики, обонятельная ямка, боковые выросты, передняя и анальная лопасти, челюсти, кожные железы, вторичная полость тела, спинной и брюшной сосуды, зоб, желудок, семенники, яичники, антенны, пиявки.

Тема 5.

Тип

Членистоногие

Тип Членистоногие, классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, голова, грудь, брюшко, головогрудь, ногочелюсти, ходильные ноги, брюшные ножки, клешни, хвостовой плавник, хитиновый панцирь, зеленые железы, сердце, фасеточные глаза, орган обоняния, планктон, паутина, паутинные железы, хелицеры, ядовитые железы, ногощупальца, паутинные бородавки, слюнные железы, печень, легкие, трахеи, мальпигиевы сосуды, гемолимфа, головной мозг, когти, хоботок, клещи, головная капсула, усики, ротовой аппарат, половой диморфизм, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, крылья, надкрылья, ротовая полость, жировое тело, дыхальца, чувствительные волоски, орган слуха, орган вкуса, яйцевод, семявыводной канал, партеногенез, метаморфоз, нимфа, куколка, диапауза, виды космополиты, защитная и предостерегающая

окраска, мимикрия, жужжальца, социальные насекомые, жалоносные насекомые, матка, трутень, рой, социальный паразитизм.

Тема 6. Тип Моллюски и Иглокожие

Тип Моллюски, классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, туловище, нога, подошва, мантия, мантийная полость, терка, язык, зубчики, почка, предсердье, желудочек, сифоны, мускулы-замыкатели, замок, жемчуг, животные-фильтраторы, пигменты, роговой клюв, пищеварительная железа, чернильный мешок, крючечки, серое вещество, воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, половой диморфизм, сперматофоры.

Тип Иглокожие, классы Морские лилии, Морские звезды, вторичноротые, амбулакральная система, кольцевой канал, радиальные каналы, мадрепоровая пластинка, присоски, скелетные пластинки, половой тяж, половой синус.

Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.


Тип Хордовые, подтип Бесчерепные, класс Головохордовые, внутренний осевой скелет, хорда, нервная трубка, спинной, хвостовой и подхвостовой плавники, , складки, лентовидные мышцы, предротовое отверстие, жаберные щели, капилляры, вена, спинная артерия, венозная и артериальная кровь, обонятельная ямка, светочувствительные глазки, осязательные клетки, неотения.

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.


Подтип Позвоночные, классы Хрящевые и Костные рыбы, череп, позвоночник, позвонки, кости, хрящи, грудные и брюшные плавники, конечности, бриызгальца, жаберный аппарат, жаберные лепестки, жаберные дуги, боковая линия, клоака, тулупные почки, выделительные канальцы, круг кровообраще-ния, передний мозг, мозжечок, спинной мозг, внутреннее ухо, электрические органы, ноздри, жаберные крышки, ребра, плавательный пузырь, плавниковые лучи, мочевой пузырь, жаберные тычинки, аорта, сонные артерии, инстинкты, яйцеживорождение, яйцерождение, молочко, икра, половое отверстие, нерест, предличинка, желточный мешок, малёк. отряды Акулы и Скаты, надотряд Кистеперые, отряд Осетрообразные, жучки, надкласс Костистые рыбы, отряды Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные, жировой плавник, глоточные зубы, проходные рыбы.

Классы Земноводные и Пресмыкающиеся, оцепенение, веко, мигательная перепонка, барабанная перепонка, резонаторы, ноги, бедро, голень, лапка, плавательная перепонка, плечо, предплечье, кисть, крестцовый отдел, хвостовая кость, пояс конечностей, плечевой пояс, грудина, ключица, воронья кость, лопатка, тазовый пояс, тазовые кости. двенадцатиперстная кишка, желчный проток, поджелудочная железа, прямая кишка, ротоглоточная полость, кожное дыхание, большие полушария, среднее ухо, стремечко, головастик, отряды Хвостатые и Бесхвостые земноводные, роговые чешуйки, щитки, кольца, автотомия, грудной, туловищно-поясничный, хвостовой отделы, грудная клетка, межреберные мышцы, гортань, бронхи, тазовые почки, якобсонов орган, мочеточники, мочеиспускательный канал, желток, скорлупные оболочки, отряды Черепахи, Крокодилы, Чешуйчатые, подотряды Ящерицы, Змеи.

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитающие.


Класс Птицы, копчиковая железа, оперение, контурные, покровные, маховые, пуховые перья; пух, стержень, очин, опахало, бородки, бородочки, крючёчки, клюв, надклювье, подклювье, цевка, грудной киль, сложные крестцы, копчиковые кости, сухожилия, секреты желудка, тонкий кишечник, толстый кишечник, воздушные мешки, двойное дыхание, теплокровные и хладнокровные животные, зрительные доли, обонятельные доли, гормоны, гнездо, гнездовая территория, моногамные и полигамные птицы, токование, певчие птицы, скорлупа, белок, зародышевый диск, канатики, кладка, гнездовые и выводковые птицы; оседлые, кочевые и перелетные птицы; сезонные миграции, миграционные пути, метод кольцевания, Центр кольцевания, надотряды Пингвины, Бескилевые, Килегрудые, отряды Африканские страусы, Американские страусы, Австралийские страусы, Кивиобразные, Гусеобразные, Аистообразные, Журавлеобразные, Соколообразные, Совообразные, Курообразные, Воробьиобразные; подотряд певчие птицы.

Класс Млекопитающие, волос, шерсть, подшерсток, остевой волос, волосяная луковица, волосяной мешочек, сальные железы, потовые железы, пахучие железы, молочные железы, сосок, плечевая, локтевая, и лучевая, бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы, дентин, эмаль, корни, резцы, клыки, коренные зубы, молочные зубы, жевательные мышцы, диафрагма, грудная и брюшная полости, бронхиолы, альвеолы, промежуточный, средний и продолговатый отделы мозга, кора больших полушарий, извилины мозга, вибриссы, матка, плацента, пуповина, беременность, гон, надклассы Первозвери, Низшие звери (Сумчатые), Высшие звери (Плацентарные), отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, непарнокопытные, Приматы, семейства Куньи, Кошачьи, Медвежьи, Псовые, летательная перепонка, эхолокация, китовый ус, рубец, сетка, книжка, сычуг.

Тема 10.

Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

Экология, популяция, экосистема, биосфера, условия среды, экологическая ниша, этология, биоэтика, биологическое разнообразие, заповедник, биосферный заповедник, национальный парк, заказник, животноводство, гибридизация.

Тема 11.

Развитие животного мира на Земле

Изменчивость, наследственность, искусственный отбор, порода, естественный отбор, борьба за существование, вид, эволюция, видообразование, палеонтология, филогенетическое древо. палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции, эры, зоогеография, фаунистические царства.



Списки тем рефератов и проектов

№п/п

Изучаемая тема

Темы проектов

1.

Введение. Общие сведения о мире

животных

1.Жизнь К. Линнея.

2.Вклад в науку биология К. Линнея.


2.

Строение и жизнедеятельность животных

1.Типы перемещения животных.

2.Разнообразие опорно-двигательного аппарата у животных.

3.Особенности развития животных.

3.

Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие

1.Особенности распространения, передачи и протекание болезни малярия.

2. Особенности распространения, передачи и протекание сонной болезни.

3.Жгутиковые – возбудители опасных болезней.

4.Симбиотические жгутиковые, их роль в природе.

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

1.Разнообразие губок.

2.Коралловые полипы.

3.Разнообразие кишечнополостных.

5.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

1.Многообразие сосальщиков.

2.Разнообразие ленточных червей.

3.Почему пиявка медицинская?

4.Значение кольчатых червей в природе.

6.

Тип

Членистоногие

1.Клещ – угроза здоровья человека.

2.Скорпион – гроза пустыни.

3.Домашние насекомые.

7.

Тип Моллюски. Тип Иглокожие

1.Как появляется жемчуг?

2.Мифы и правда о спрутах.

8.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1. История изучения особенностей хордовых. 2.Ланцетник – типичный представитель хордовых.


9.

Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1.Что мы знаем о глубоководных рыбах?

2. Латимерия – живое ископаемое.

3.Странности угря.

4.Особенности илистого прыгуна.

5.Особенности размножения ринодермы и пипы.

10.

Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитающие.

1.Особенности размножения птиц.

2.Сезонные перелеты птиц.

3.Особенности пингвинов.

4.Сезонные миграции у млекопитающих.

5.Утконос и ехидна пришельцы из прошлого.

11.

Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

1.Взаимоотношения различных видов животных между собой.

2.Взаимоотношение различных видов животных и растений.

3.Животные-экстремалы.

12.

Развитие животного мира на Земле

1.Путешествие в ледниковый период.

2.Разнообразие динозавров.

4.Южнее Сахары.

5.Индомалайские чудеса.

6.Живая Амазония.

7.Богатсво северных широт.

8.Чудаки на пятом континенте.