Программа
«Что за прелесть эти сказки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Мензелинска Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №______ от «___» сентября 2013 г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ№1» ____________В.П.Яковлева «____» сентября 2013 года |
Программа
«Что за прелесть эти сказки»
/развитие речи и творческих способностей у детей
с нерезковыраженным общим недоразвитием речи через кукольный театр/
Разработала учитель – логопед 1 квалификационной категории Руденко В.А.
2013-2014 учебный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана учителем –логопедом логопункта Мензелинского казенного учреждения «Отдел образования Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района. Логопункт обслуживает детей – будущих первоклассников, детей младшего школьного возраста с нарушением и общим недоразвитием речи на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1». Здесь же проводятся консультации для родителей дошкольников и школьников района. Результат ежегодного обследования детей по дошкольным учреждениям, обследования неорганизованных дошкольников и наблюдение за первоклассниками в адаптационный период (первые дни пребывания в школе) показали, что многие дети имеют различные виды дефектов речи и отставание в общем развитии (2011-2012 учебном году: обследовано первоклассников 120, из них выявлено 60 детей( 50% ) нуждающихся в коррекции речи; соответственно 2012-2013 – 155, 84 ( 54% ); 2013-2014 – 209, 118( 57%) Количество детей с нарушением речи ежегодно растёт на 3-4%. Нарушение речевой деятельности младших школьников влечёт за собой не только недостаточность развития устной и письменной речи, но речь как совокупность процессов говорения и понимания, при еёнарушении может являться основой снижения коммуникативной и познавательной деятельности Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями и в формировании личности.Такие дети отличаются отвлекаемостью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.
Данная проблема привела к необходимости создания студии кукольного театра на базе логопункта, т.к.именнотеатрализованная деятельность является богатейшим полем для развития творческих способностей и развития речи у детей с нерезковыраженным общим недоразвитем речи. Театрально-игровая деятельность сочетает в себе средства и способы развития не только творческих, речевых способностей, но и развития коммуникативных способностей ребенка.Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями пока еще близок школьнику младшего возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Так появилась идея в названии кукольного театра «В гостях у сказки». В своей работе совместно с детьми принято было решение использовать русские народные сказки и сказки, переделанные на новый лад.
Театр сказки имеет и широкие воспитательные возможности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью диалогов персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые диалоги ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театр куколпозволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
С целью разрешения данной проблемы и реализациипостановок сказок за определенный период была создана Программа «Что за прелесть эти сказки…», рассчитанная на два года.
Цель программы — развитие творческих способностей и развития речи у детей с нерезковыраженным общим недоразвитием речи средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие
1.Формировать четкую, грамотную речь; пополнять словарный запас, образный строй речи; строить диалог между героями разных сказок.
Знакомить детей с терминологией театрального искусства; знакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссёр; 2.Ознакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
3.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4.Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно,
таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.); расширять диапазон и силу звучания голоса; улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
5.Обучение анализу и оценке своих творческих выступлений.
Воспитательные:
1.Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, о татарском драматическом театре своего города Мензелинска.
2. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
3.Прививать навыки вежливого поведения; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников; развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
4.Воспитывать зрительскую культуру.
Развивающие:
1.Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
2.Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость,воображение, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
3.Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в маленьком пространстве за ширмой.
4.Развивать ритмические способности и координацию движений с куклами, способность создавать образ героя-куклы с помощью разнообразных движений и жестов.
Для достижения программной цели необходим целый ряд умений:
Умение понимать и осмысливать содержание сказки;
Уметь пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в соответствии с движением театральной куклы.
Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу.
Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
Уметь прочитать наизусть стихотворный текс сказки, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером по содержанию сказки.
Уметь эмоционально, соответственно настроению героя вести диалог.
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц ведущей руки.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке за ширмой.
Уметь вовремя оказать взаимопомощь партнеру (в перестановке атрибутики, подсказать текст и др.).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и подбирать её к образу своего героя,отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ через движения, через исполнение песен. Подбор музыкального произведения для сопровождениявсего представления кукольного театра.Музыка, исполение индивидуальных песен помогает более точно передавать образ героя через его движения и жесты.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями русских народных сказок и учатся оформлять декорацию по сюжету (смена летних деревьев на зимний образ).
«Развитие речи»,на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; работа над грамматическом строем предложений, фраз, монологической и диалогоческой речи. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.Основная функция связной речи – коммуникативная (смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание)
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки кукольного театра и других форм организации театрализованной деятельности.
«Ознакомление с окружающим», где дети через сказку знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
«Компьютерная информационная технология». Навыки и умения пользоваться цифровыми и интерактивными средствами помогают ребятам ориентироваться в интернете для нахождения музыкальных произведений, иллюстраций по временам года для мультимедийного сопровождения сказок, создание презентаций и съёмок представлений для дальнейшего анализа и выводов в правильности исполнения ролей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков:
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы актерского мастерства, культура речи.
Блок 3 — музыкальное и художественное оформление постановки.
Блок 4 — театральная азбука.
Блок 5 — знакомство с различными видами театров.
Блок 6 - постановка кукольного представления.
Содержание программы включает 10 этапов над постановкой кукольного театра.
Этапы работы над постановкой кукольного театра.
1-этап.Выбор сказки, переработка её в сценарий и обсуждение содержания с детьми. Перед созданием сценария по русским народным сказкам и авторским сказкам русских писателей, проводится беседа, просмотр мультфильмов, иллюстраций по сказкам, прослушивание музыкальных произведений, которые помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес.Для развития воображения, умения фантазировать предлагается порассуждать о жизни героев, о их внешнем виде, чтобы впоследствии подобрать элементы костюма.
2-этап. Деление театральной постановки на эпизоды, их пересказ и постепенное заучивание детьми. Дети в парах обыгрывают различные ситуации по содержанию сказки, дополняя друг друга, и придумывают различные действия.
3-этап.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку сверстников и педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
4-этап.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, отработка движений куклы по сюжету. Поиск музыкальных произведений по интернету, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле, индивидуальное исполнение песен под руководством музыкального руководителя.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они
двигаются вместе с куклой, меняя её позы, жесты в соответствии с содержанием сказки.
Одновременно дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов сказки.
5-этап.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами сценария сказки. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Это постепенный переход собственно к тексту сценария. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
6-этап. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.Данный этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей, выбирает сам какую роль будет исполнять. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.
Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев в зависимости разговорной речи маленьких актёров: кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.
7-этап.Репетиции отдельных картин в разных детских составах с деталями декораций и с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене за ширмой, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают участники-помощники, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
8-этап. Репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов и декораций.Самыйнепродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. При подготовке дети действовали в условных просто комнаты, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов для кукол, которые помогают в создании образа.
Готовится презентация для оформления фона сюжетными картинами в соответствии с содержанием сказки - кукольного представления. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма выступления. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего кукольного представления может быть от одной до трех.
9-этап.Премьера кукольного театра. Просмотр видеозаписи. Обсуждение представления со зрителями и детьми. Премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией. Первыми зрителями становятся одноклассники, педагоги и родители, которые могут оценить объективно постановку и охарактеризовать выступающих. Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех кукольной постановки. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. (Из практики: обсуждение за чашкой чая самых интересных удачных моментов после выступления, каждый делится своим впечатлением) Но уже на следующий день в беседе во время просмотра видеозаписи можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Направляя беседу в нужное русло своими вопросами, педагог осторожно старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Здесь же идёт съемка кукольного представления на видео, чтобы впоследствии посмотреть и сделать самооценку своему выступлению самим ребёнком.
10-этап. Последний, заключительный, десятый этап — это повторные показы кукольного спектакля. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки сценария, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Дети показывают своё творчество перед маленькими школьниками –первоклассниками и дошколятами городских ДОУ.
Кроме того, постановку сказки обыгрывают в разных детских составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь раскрывается индивидуальность ребенка, в поисках своих выразительных средств, а не подражая другим исполнителям.
Работа над постановкой каждого представления кукольного театра фиксируется (альбом с фотографиями, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи одной и той же сказки внескольких представлений и перед разной аудиторией.
Основные правила по время постановки кукольного театра.
Составление сценария по сказке и совместная постановка сказки с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
В ходе подготовки к представлению постановки сказки необходимо соблюдать несколько основных правил:
Не перегружать детей: для первого представления должна быть любимая сказка, нетяжёлая в постановке, с целью быстрого получения удовлетворения (например: постановка сказки «Волк и лиса»);
Не навязывать своего мнения; (роли выбирают по желанию, согласуя с партнерами)
Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных детей (см. план-сетка показа кукольных представлений).
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Характеристика детей
с нерезковыраженным общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием речи – это дети с нарушением формированиявсех компонентов речевой системы, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей отмечается скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения. Нарушена связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения знаний. Чаще речь у детей трафаретна, недостаточно эмоциональна, бедна, речевой опыт ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, несовершенны.(Е.Н.Мастюкова).
Условно выделяют 4 группы общего недоразвития речи.В общеобразовательную школу поступают дети с нарушением устной речи и с нерезковыраженным общим недоразвитием речи. Данный уровень речевого развития, характеризуется наличием остаточных явлений недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Состав театральной группы
учащиеся 3 класса МБОУ «СОШ№1» /9-10 лет/- 12 детей
Режим организации занятий театрального кружка
общее количество часов в год - 32 часа
количество часов и занятий в неделю-1 час (1 занятие)
периодичность занятий – еженедельно (по четвергам)
Занятия проводятся во второй половине дня в режиме ГПД (в группе продлённого дня)
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика развития творческих способностей и развития речи) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Конкретные ожидаемые результаты:
Деятельность реализации программы предполагает добиться следующих результатов:
повышение темпа развития речи в целом за счет включения в театральную деятельность детей микрорайона с дефектами речи, неорганизованных детей, детей дошкольного и школьного возраста из многодетных семей, не имеющих возможность получить бесплатную коррекционную помощь;
целостное воздействие на речевую систему;
речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые дефекты.
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
Перспективный план программы
Блоки | Задачи | Содержание театральной деятельности | Ча сы |
1.Основы кукловождения | Сентябрь-ноябрь Познакомить детей с приемами вождения пальчикового театра. | 1.Шитьё кукол-головок для пальчиков (зарисовки, изготовление заготовок, шитьё) 3.Вождение кукол с проговариванием потешки, скороговорок, прибауток. | 1 |
Декабрь-январь Познакомить с приёмами вождения «наручными» куклами. | 1.Просмотр кукольного театра (на выбор) с использованием интерактивных средств (обсуждение) 2.Вождение кукол при построении диалогов двух актёров по эпизодам из русских народных сказок. | 1 |
Февраль-март Познакомить с теневым театром. | 1.Изготовление плоскостных фигурок различных героев. 2.Вождение вырезными куклами с проговариванием стихов. | 2 |
Апрель-май Закрепление навыков вождения куклами различных видов театров. | 1.Выступление с показом эпизодов из сказок перед первоклассниками во время ГПД с использованием различного вида кукольного театра. | 2 |
2.Основы кукольного театра. | Сентябрь-ноябрь Формировать интерес к кукольному театру | 1. Инсценировка: эпизодов к сказкам, рассказывание потешек, скороговорок. | 2 |
Декабрь — февраль. Прививать детям устойчивый интерес и творческую самостоятельность | Инсценировка зпизодов по сказкам на выбор (самостоятельность в передаче образа кукольного героя русских народных сказок) | 2 |
Март — май. Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. | Разработка сценария и инсценировка сказки «Волк и лиса» | 2 |
3.Основы актерско го мастерст ва | Сентябрь — ноябрь. Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. | Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками-пиктограммами:«Передавалки», «Нарисуй и скажи» (Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций) | 2 |
Декабрь — февраль. Развивать умения согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёру по игре. | Этюды на внимание, веру, наивность, фантазию, создание атмосферы (обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу, развивать память и фантазию) | 2 |
Апрель — май. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. | Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами | 1 |
4.Ритмопластика | Сентябрь - ноябрь Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. | Задачи: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Игры (изображение героев): Муравьи Буратино и Пьеро Баба – Яга Насос и кукла Снеговик Снежная Королева Гипнотизёр Марионетки | 1 |
Декабрь – февраль Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. | Задачи: совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Игры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зёрнышко Заводная кукла Тюльпан | 1 |
Апрель – май Создавать образы с помощью жеста и мимики. | Задачи: развивать воображение и способность к пластической импровизации; совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Пластические этюды: В замке Спящей красавицы Факир и змея Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный | 2 |
5.Театральная азбука | Сентябрь - ноябрь Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы). | Работа над театральным словарем: осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля ( активизировать познавательный интерес) | 1 |
Декабрь - февраль Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. | Постановка этюдов по русским народным сказкам. Пополнение театрального словаря: осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера. | 1 |
Март – май Познакомить детей с атрибутами театрального представления. | Рассматривание фотографий с изображениями различных театров. Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом. О чём рассказала театральная программка. Театральный словарь:театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа | 2 |
6. Проведение театральных постановок | Сентябрь — май Организовывать для детей представления кукольного театра. Приучать всех детей активно участвовать в постановке кукольного театра. | Постановка сказок на сцене перед своими сверстниками, дошкольниками ДОУ города и перед детьми инвалидами: «Лиса и волк» «Новогодняя ёлка в лесу» «Заюшкина избушка» | 7 |
Информация о постановках кукольного театра
№№ п/п | Название постановки | Дата проведения | Место проведе ния | Для кого проводили | Исполнители |
1. | «Лиса и волк» | 11.06.2013 | в актовом зале СОШ№1 | Для детей пришкольного лагеря | |
2. | «Лиса и волк» | 09.09. 2013 | в актовом зале СОШ№1 | Для 1-х классов СОШ№1 |
3 | «Лиса и волк» | 06.11. 2013 | в актовом зале СОШ№1 | Для дошкольников ДОУ№№ 3,8,4 (два сеанса) |
4 | Новогод няя ёлка в лесу | 10.01.2014 | РЦ (реабилитационный центр) | Декада инвалидов-школьников | |
5. | Новогод няя ёлка в лесу | 14.01.2014 | Актовый зал СОШ№1 | Для 1-х классов |
6. | «Заюшкина избушка» | 22.05.2014 | Актовый зал СОШ№1 | ДОУ №№1,4. | |
7. | «Заюшкина избушка» | 01.06.2014 | Актовый зал СОШ№1 | День защиты детей Перед детьми пришкольного лагеря |
Диагностика развития творческих способностей и активной речи.
(на начало года)
Ф. И. ребенка | Культура и техника речи | Основы кукловождения | Творческая активность (подбор музыки,оформлен.декорации | Театральная азбука | Общая оценка |
Эмо цио ность | интонация | сценич.образ(ритмопла стика) | правильная речь | | | | |
| В | С | В | В | В | В | С | В |
| С | С | С | В | В | С | С | С |
| С | С | С | В | В | С | С | С |
| В | В | С | В | В | В | С | В |
| С | С | С | С | С | С | С | С |
| В | В | С | С | С | С | С | С |
| В | В | В | В | В | С | С | В |
| С | С | С | В | В | С | С | С |
| С | В | В | В | В | В | С | В |
| С | С | С | С | С | В | С | С |
| В | С | С | С | С | С | С | С |
| С | С | С | С | С | С | С | С |
| | | | | | | | |
Средний уровень | 8 |
Высокий уровень | | 4 |
По результатам исследования техники речи у детей на начало составляло: высокий уровень – 33,3% средний уровень – 66,7 % |
Диагностика развития творческих способностей и эмоциональной сценической речи.
(на конец года)
Ф. И. ребенка | Культура и техника речи | Культура т и техника речи | Основы кукловождения | Творческая активность (подбор музыки,оформлен.декорации | Театральная азбука | Общая оценка |
Эмо цио ность | интонация | сценич.образ(ритмопла стика) | правильная речь |
1. Козина Анастасия | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
2. Стацура Елизавета | В | В | В | С | В | С | В | В | В |
3. Низамова Индира | В | С | В | В | В | В | С | В | В |
4.Самаркина Аида | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
5. Губернаторова Арина | В | С | В | В | В | В | В | В | В |
6. Гильмеев Данил | В | В | В | С | С | С | В | В | В |
7. Жирнов Андрей | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
8. Зарипов Азат | С | С | В | В | В | В | В | С | В |
9. Булат Шайхатаров | В | В | В | С | В | В | В | В | В |
10. Мингазов Алмаз | С | В | В | В | С | В | С | С | С |
11.Нурееева Алина | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
12.Халикова Миляуша | В | С | С | В | В | С | В | С | С |
Средний уровень | | 10 |
Высокий уровень | | 2 |
По результатам исследования техники речи у детей на начало составляло: - высокий уровень – 83,3% - средний уровень – 16,7 % |
|
Словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом. Актер — деятельный, действующий (акт — действие). Амфитеатр — места, расположенные за партером. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Аплодисменты — одобрительные хлопки. Артист — художник (умение, мастерство). Афиша — объявление о представлении. Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром. Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены. Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения). Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната). Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма — сочинение для сцены. Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли. Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций. | Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей. Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние. Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют. Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором. Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыс лей лицом и всем телом. Парик — накладные волосы. Партер — места для зрителей ниже уровня сцены. Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля. Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые акте рам по ходу действия спектакля. Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах. Репертуар — пьесы, идущие в театре Театр — место для зрелищ. |
Используемая литература.
Автор | Наименование | Издательство | Год издания |
Е. Д. Селиванова | «Театрально – литературные композиции в школе» | Москва «Просвещение» | 1982 г. |
Н. А. Кушаева | «Основы эстетического воспитания» | Москва, «Просвещение», | 1988 г. |
Л. В. Артемова | «Театральные игры » | Москва «Просвещение», | 1991 г |
Э.Г.Чурилова | «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» | Изд. центр ВЛАДОС | 2001. |
Н.С.Жукова Т.Б.Филичева | «Преодоление общего недоразвития речи у детей | Екатеренбург | 2011 |
Л.Г.Козарева М.П.Резунова | «Практический материал для занятий по развитию речи с ОНР» | Воронеж | 2012 г.; |
Л.Н.Шаманская, Л.Ю.Козина | «Путешествие по сказкам- развитие речи у детей с ОНР» | Творческий центр, Москва | 2010 |