СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа деятельности школьного музея боевой славы имени Н.Ф. Ватутина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа деятельности школьного музея боевой славы имени Н.Ф. Ватутина на 2015-2018г.

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности школьного музея боевой славы имени Н.Ф. Ватутина»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41» (ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»


Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776

ОГРН 1057731005672

ИНН/КПП 7731281039/773101001



«Рассмотрена»

«Утверждаю»

на МО классных руководителей

Руководитель подразделения


руководитель МО кл. рук.______ /_________/


_______________ /________/

“_____”_________________20 г.

“____”_______________20 г.





Программа деятельности школьного музея боевой славы имени Н.Ф. Ватутина

на 2015-2018г.







руководитель актива школьного музея

Кочубей Галина Николаевна









Москва

2015 г.


Народ, незнающий своего прошлого,

Не имеет права на будущее.

А.С. Пушкин.

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цели программы:

· Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, города, школы.

· Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

· Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

· Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну. 

Основные задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития школы.

2. Исследовать школьные традиции прошлого.

3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.


Обоснование значимости программы.

Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать: интересны судьбы учителей, директоров, выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. В педагогическом коллективе есть учитель – выпускница нашей школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с музеями города Белгород деревни Ватутинки, с городским и областным архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др.школьными музеями.


Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.


Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.


Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.


Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.


Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.


Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти.


Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;


Методическая деятельность

- выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.


Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-11 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.


Сроки действия программы. Программа рассчитана на 3 года. (2015-2018 гг.)

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-11 классов, классные руководители.



Рабочий план реализации Программы.

Направление деятельности

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

-Создание или обновление состава Совета музея.

2.

Работа с фондами школьного музея.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов..
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Создание архива музея в электронном варианте.
- Создание картотеки музейных предметов.

3.

Поисковая работа.

- Работа в районном архиве.

- Работа в районной библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в районной и городской администрации

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск материалов и документов об учителях и директорах школы.

- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.

- Встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной войны…

2. История школы:

«История школы в 50-е годы»

- «История школы в 60-е годы»

- «История школы в 70-е годы»

Альбомы по истории школы

- Летопись школы: праздники и будни.

3. История в лицах… (это учителя, ученики)

- Классные летописи

4. История пионерской и комсомольской организации школы:

- пионерская организация в 60 – 70е годы

- комсомол в истории школы - (самое начало)

5.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись в/ч

- Воины - интернационалисты

- Русская изба

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- Вечер встречи выпускников,

- День согласия и примирения,

- День Конституции,

- День воина – интернационалиста,

- День Победы,

- Акция «Подарок солдату»,

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- научно-практическая конференция, краеведческая конференция - краеведческие форумы, конкурсы экскурсоводов

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. Сотрудничество со школьными музеями школ района и города Корсаков.

6.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- История школы

- - Великая отечественная война в истории моей семьи

- «Герои нашего времени»

История школьного музея

История пионерской организации 60-70е годы

История комсомольской организации (самое начало)


Переписка музея:

- с выпускниками школы, членами, краеведческого кружка.

7.

Методическая работа.

Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематическое планирование объединения «Музейное дело».

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

Выступление на ШМО «Исследовательская деятельность учащихся».

Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея.

Создание видеоэкскурсий по экспозициям музея


Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.