Программа подготовки будущих первоклассников
Тема программы:
«Диагностическая, коррекционная, формирующая деятельность при подготовке будущих первоклассников»
Название «Всезнайка»
(занятия по развитию познавательных способностей учащихся (окружающий мир, общение, математические способности) и мелкой моторики рук)
Цель:
Изучение личности ребенка до школы и его подготовка к предстоящему обучению.
Задачи:
Выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению, индивидуальные особенности повседневной деятельности; общения, поведения, психических процессов;
Выравнивание выявленных пробелов в готовности будущих первоклассников к обучению;
Планирование стратегии и тактики обучения будущих первоклассников с учетом их индивидуальных возможностей.
Пояснительная записка
Занятия по развитию познавательных способностей учащихся.
Актуальность:
Занятия по развитию познавательных способностей и мелкой моторики руки обоснованы тем, что в период подготовки к школе необходимо помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». В связи с тем, что не все дети посещают дошкольные учреждения, родители не знают уровня развития своего ребёнка, не могут подобрать упражнения, которые помогут ребёнку улучшить те или иные познавательные процессы направлены на диагностику и корректировку памяти, внимания, моторики рук.
По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договориться, обменяться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.
Основные задачи курса:
развитие
- зрительно-пространственного восприятия, внимания,
• формирование пространственного восприятия;
• развитие зрительной памяти;
зрительно-моторной функции:
Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и богатый иллюстрированный материал.
Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе адаптации первоклассника к школе.
Развитие мелкой моторики рук.
Актуальность:
Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков изображения, техники письма и рисования. Поэтому на занятиях поставлена задача сформировать до определённого уровня не только изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, но и навыки, необходимые в школе: понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.
Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость, равномерность, слитности, плавности. Необходим навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно положения кисти руки.
На занятиях ставится задача научить умению подчинять движение инструмента передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.
С этой целью на занятиях дети выполняют различные упражнения:
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш,
обведение фигур по трафарету или шаблону,
выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций
обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание,
написание по пунктиру элементов письменных букв.
Курс состоит из 10 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Занятие состоит из 3 уроков: Урок 1. Развитие интеллекта и навыков общения. Урок №2 Развитие математических способностей. Урок 3. Речевая готовность к школе. Штриховка.
Продолжительность одного урока 25 – 30 минут.
Общая продолжительность занятия- 90 мин.
Результатами обучения на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.
Содержание программы.
№ пп | кол-во часов | тема занятия |
1 | 1 | Введение в школьную жизнь. Урок и перемена. Знакомство. Знаки « Я» и «Мы» |
2 | 1 | Знаки «Я» и «Мы» Игры-знакомства. Пространственное ориентирование. Благодарность. |
3 | 1 | Введение оценки и самооценки. Игры на внимание. Штриховка |
4 | 1 | Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти. Работа над развитием мелкой моторики рук. Самооценка. Фрукты – овощи. |
5 | 1 | Цвет. Внимание. Память. Цифры. |
6 | 1 | Игры на внимание. Работа в группах. |
7 | 1 | 1. Развиваем память. 2. Игры на внимание. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов. Право. Лево. |
8 | 1 | Развитие внимания., воображения, пространственной ориентации. Обрывание по кругу. Аппликация |
9 | 1 | Знакомство с заданиями – ловушками. |
10 | 1 | Развиваем память Заключительное занятие. |
1 занятие
Тема: 1. Введение в школьную жизнь. Урок и перемена. Знакомство. Знаки « Я» и «Мы». 2. Штриховка вертикальная и горизонтальная.
Цель: а) создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. б) Познакомить с правилами школьного этикета. в) Познакомить с правильной посадкой при рисовании, положением тетради при работе. г) Учить штриховать в одном направлении.
2 занятие
Тема: 1.Знаки «Я» и «Мы». 2. Игры-знакомства. Пространственное ориентирование. 3. Благодарность.
Цель: 1.Привлечь внимание к новым знакам, для организации внимания на уроках и занятиях. 2. Учить различать содержание ответа и его форму. 3. Развивать способность дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу.
3 занятие
Тема: Введение оценки и самооценки. Игры на внимание. Штриховка
Цель: 1. Добиваться такой ситуации, чтобы дети всегда знали, за что и какую оценку они получают. 2. Развивать внимание, мышление. 3. Развивать произвольность. 4. Развивать мелкую моторику рук.
4 занятие
Тема: Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти. Работа над развитием мелкой моторики рук. Самооценка. Фрукты – овощи.
Цели: 1.Выявить знания детей об отличии фруктов и овощей, умение находить и исправлять ошибки на рисунке и в речи. 2.Развивать в игровой форме память (тактильную), внимание, межличностные отношения в группе, желание поделиться впечатлениями. 3.Развивать мелкую моторику рук. 4. Развивать навыки самооценки.
5 занятие
Тема: Цвет. Внимание. Память. Цифры.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. 2. Развитие внимания, логического мышления.
3. Отработка навыков штриховки и раскрашивания.
6 занятие
Тема: Игры на внимание. Работа в группах.
Цель: Развивать умение работать совместно, развивать внимание, мелкую моторику рук.
ЗАДАЧИ: развитие наблюдательности, внимания, памяти, произвольности движении, умения объединять слова в группы по определенным признакам, определять, к какой группе относится то или иное слово, развитие навыков раскрашивания предметов.
7 задание
Тема: 1. Развиваем память. 2. Игры на внимание. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов. Право. Лево.
Цели: 1. Развивать память, опираясь на символы. 2. Развивать внимание, произвольность. 3. Развивать мелкую моторику рук.
8 занятие
Тема: Развитие внимания, воображения, пространственной ориентации. Обрывание по кругу. Аппликация.
Цели: 1. Развивать память, опираясь на символы. 2. Развивать внимание, произвольность. 3. Развивать мелкую моторику рук.
9 занятие
Тема: Знакомство с заданиями – ловушками.
Цель: учить детей выяснять, где надо следовать за учителем, а где высказывать собственное мнение, развивать произвольность, рефлексию, мелкую моторику руки.
10 занятие
Тема: Развиваем память. Заключительное занятие.
Цель: развивать слуховую память, зрительно- слуховую и знаковую память. Обучение умению создавать ассоциации для запоминания, развитие мелкой моторики руки.
Список литературы
Литература для учащихся.
Готовим руку к письму (рабочая тетрадь) из серии «Школа для дошколят». – РОСМЭН
Развиваем память (рабочая тетрадь) из серии «Школа для дошколят». – РОСМЭН
Обучающие кроссворды (рабочая тетрадь) из серии «Школа для дошколят». – РОСМЭН
Литература для учителя.
Безладная. В.Г. Тропинка в школу. Ставрополь: СЕрвисшкола, 2006
Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996
Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития:,1996
Цукерман. Г. А. Введение в школьную жизнь. Москва: Генезис,2003
Литература для родителей
Соколова Ю.Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет. – М.: Эксмо,2004. – 64 с.