МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22"
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естествознания Протокол № ___ от « » __________ 2017г., Руководитель: ______________ /Соколова Л.В./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/Т.Н.Власова/
«_____» «__________ » 2017г
«_____» «__________ » 2«_____» «__________ » 201 | Утверждено: Директор школы: _________ /Н.А.Смирнова / «_____» «_______» 2017 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Решение и анализ теоретических заданий
при подготовке к ОГЭ по географии»
Кострома 2017
Пояснительная записка
Главная цель данного курса обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии за курс основной школы, ориентировать учащихся 9 классов в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии, формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Изучение географии в 9 классе на базовом уровне направлено на решение следующих задач:
повторить теоретические основы курса географии;
отработать практические навыки и умения;
познакомить учащихся с основными правилами оформления экзаменационных работ, с разными типами заданий;
повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы;
научить анализировать природные, экономические и социальные явления.
В основе рабочей программы лежит целый комплекс авторских программ, программно- методических материалов, учебников по географии за 8-9 классы:
1. Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина,В.И.Сиротин. М; Дрофа, 2015
2. Рабочии программы по курсу «География России»/сост. Н.В.Болотникова; В.П.Комарова., М.:Планета, 2010.
3. Рабочии программы. География России. 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2015
Рабочая программа по факультативному курсу «Комплексные задания по подготовке к ОГЭ по географии»» разработана для 9 классов в соответствии с государственным стандартом основного общего образования, с последними требованиями стандарта образования по «Географии», а также в соответствии с законом «Об образовании РФ». Рабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Рабочая программа по факультативному курсу «Комплексные задания по подготовке к ОГЭ по географии » отвечает всем требованиям и нормам, предъявляемым к обязательному минимуму содержания основного общего образования.
Достижение результатов обучения учащихся 9 классов по географии осуществляется через использование различных технологии обучения: личностно ориентированные технологии, проблемное обучение, уровневую дифференциацию, индивидуализацию обучения, коллективный способ обучения, учебное проектирование и мультимедийные технологии, систематическое проведение практических работ.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются такие формы контроля, как стартовый и итоговый контроль. Способами и средствами проверки и оценки результатов обучения стали фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, работа с карточками, контрольная работа.
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
№ п/п | Автор | Название учебника, учебно – методического пособия | Место и год издания | Федеральный перечень, год утверждения* |
1 | В.В.Барабанов | Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся. | Москва: интеллект-Центр, 2016. | |
2 | А.Б.Эртель | География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. | Ростов н/Д:Легион,2016. | |
3 | Э.М.Амбарцумова | ОГЭ.География: типовые экзаменационные варианты. | Москва: Национальное образование,2016. | |
4 | Ю.А.Соловьева | ОГЭ 2015.география:тренировачные варианты. | Москава:Эксмо,2015. | |
5 | С.В.Курчина | Рабочие программы. География.5-9 классы:учебно-методическое пособие | Москва:Дрофа 2015. | |
6 | | Атлас География. 6-9кл | Москва: Дрофа, 2016. | |
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, базируется на федеральном варианте программы к УМК классической линии учебников и соответствует требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания гражданина России. Назначение факультатива заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации по географии в 9 классе.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Учреждения
Программа рассчитана на 34 часов (1 ч в неделю), для подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно- нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускника основной школы должны быть сформированы:
1. ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
2. гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
5.Содержание учебного предмета, курса
Содержание факультативного курса 9 класса соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы Учреждения.
Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах
местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.
Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.
Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.
В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.
Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.
Содержание учебного предмета, курса 9 класс
№ п/п | Название раздела | Содержание учебного материала | Название практических работ | Кол-во часов |
1 | География 6 класс | Введение(рекомендации по подготовке к ОГЭ). Обзор курса географии 6 класса. План местности. Масштаб. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Географические координаты. Земля и ее строение, горные породы и минералы. Свойства океанической воды. Атмосферное давление. Ветер. Распределение солнечного тепла и света. | №1«Топографический план и карта местности», №2«Определение географических координат», №3«Геологическое строение территории», №4«Расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты и явления» | 10 |
2 | География 7 класс | Обзор курса географии 7 класса. (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида, мировой океан климатические пояса мира). Важнейшие географические факты. | | 5 |
3 | География 8 класс | Обзор курса географии 8 класса. Особенности географического положения России. Природа России, заповедники и экологические проблемы. Россия на карте часовых поясов. Карты погоды. Анализ климатограмм. | №5« Определение разницы во времени», №6«Карта погоды», №7 « Анализ климатограмм» | 5 |
4 | География 9 класс | Обзор курса географии 9 класса. Население России. Основные географические понятия и термины. Хозяйство России. Природные и хозяйственные особенности регионов. | №8«Анализ географической информации», №9«Размещение населения по регионам России», « | 12 |
5 | Итоговое тренировочное тестирование | Тренировочный тест ( 10 вариантов) | | 2 |
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока |
1. | Географические модели. |
2. | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. |
3. | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. |
4. | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли. |
5. | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. |
6. | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. |
7. | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. |
8. | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. |
9. | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. |
10. | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. |
11. | Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. |
12. | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. |
13. | Основные типы природопользования. |
14. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. |
15. | Территория и акватория, морские и сухопутные границы. |
16. | Часовые пояса. |
17. | Административно-территориальное устройство России. |
18. | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. |
19. | Типы климатов, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. |
20. | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. |
21. | Природно-хозяйственные различия морей России. |
22. | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. |
23. | Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. |
24. | Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. |
25. | Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. |
26. | Народы и основные религии России. |
27. | Городское и сельское население. Крупнейшие города. |
28. | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. |
29. | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. |
30. | География отраслей хозяйства. |
31. | Природно-хозяйственное районирование России. |
32. | Россия в современном мире. |
33. | Итоговая диагностическая работа. |
34. | Анализ диагностической работы, коррекция знаний. |
6.Результаты обучения (в классах, реализующих федеральный компонент образовательного стандарта)
Результаты обучения по предмету географии, факультативного курса 9 класса спланированы в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой Учреждения, а также в соответствии с программой к УМК классической линии учебников.
Планируемые результаты обучения 9 класс
№ п/п | Название раздела | Результаты обучения |
Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
1 | География 6 класс | План местности. Масштаб. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Географические координаты. Земля и ее строение, горные породы и минералы. Свойства океанической воды. Атмосферное давление. Ветер. Распределение солнечного тепла и света. | Определять расстояние на местности между объектами, направление, в котором находится один объект по отношению к другому, правильность построения профиля, географические координаты | Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для чтения топографических планов и карт, планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; выделять главные и существенные признаки понятий; сравнивать объекты, факты по заданным критериям; |
2 | География 7 класс | Обзор курса географии 7 класса. (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида, мировой океан климатические пояса мира). Важнейшие географические факты. | Определять главные и существенные признаки географических объектов. | формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию; формирование целостного научного мировоззрения; формирование экологического мышления. |
3 | География 8 класс | Обзор курса географии 8 класса. Особенности географического положения России. Природа России, заповедники и экологические проблемы. Россия на карте часовых поясов. Карты погоды. Анализ климатограмм. | Уметь анализировать карты погоды, климатограммы, определять разницу во времени. | работать с дополнительными источниками информации, формирование экологического мышления, работать с текстом и картами, |
4 | География 9 класс | Обзор курса географии 9 класса. Население России. Основные географические понятия и термины. Хозяйство России. Природные и хозяйственные особенности регионов. | Определение плотности населения, определение главных районов размещения отраслей хозяйства. | давать определения; работать с географическими объектами. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству; сравнивать объекты, факты по заданным критериям; выявлять причинно‑следственные связи; использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации; работать с текстом и картами, воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству. |
5 | Итоговое тренировочное тестирование | Тренировочный тест ( 10 вариантов) | Уметь анализировать карты, схемы, статистические материалы, установление причинно-следственных связей. | работать с дополнительными источниками информации оценивать свою работу и работу одноклассников; |
Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса:
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2016-2017 года.
Соловьёва Ю.А.: ОГЭ-2017. География. Сборник заданий. Эксмо-Пресс, 2016 г.
Барабанов В.В: ОГЭ-2017. География. Интеллект-Центр, 2017 г.