СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для подготовки к ОГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель данного курса обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии за курс основной школы, ориентировать учащихся 9 классов в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии, формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.     

Просмотр содержимого документа
«Программа для подготовки к ОГЭ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22"

Рассмотрено

на заседании методического объединения

учителей естествознания

Протокол № ___

от « » __________ 2017г.,

Руководитель: ______________ /Соколова Л.В./


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Т.Н.Власова/



«_____» «__________ » 2017г



«_____» «__________ » 2«_____» «__________ » 201

Утверждено:

Директор школы:

_________ /Н.А.Смирнова /

«_____» «_______» 2017 г

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Решение и анализ теоретических заданий

при подготовке к ОГЭ по географии»






Кострома 2017

Пояснительная записка

Главная цель данного курса обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии за курс основной школы, ориентировать учащихся 9 классов в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии, формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Изучение географии в 9 классе на базовом уровне направлено на решение следующих задач:

  • повторить теоретические основы курса географии;

  • отработать практические навыки и умения;

  • познакомить учащихся с основными правилами оформления экзаменационных работ, с разными типами заданий;

  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

  • упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы;

  • научить анализировать природные, экономические и социальные явления.

В основе рабочей программы лежит целый комплекс авторских программ, программно- методических материалов, учебников по географии за 8-9 классы:

  • 1. Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина,В.И.Сиротин. М; Дрофа, 2015

  • 2. Рабочии программы по курсу «География России»/сост. Н.В.Болотникова; В.П.Комарова., М.:Планета, 2010.

  • 3. Рабочии программы. География России. 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2015



Рабочая программа по факультативному курсу «Комплексные задания по подготовке к ОГЭ по географии»» разработана для 9 классов в соответствии с государственным стандартом основного общего образования, с последними требованиями стандарта образования по «Географии», а также в соответствии с законом «Об образовании РФ». Рабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Рабочая программа по факультативному курсу «Комплексные задания по подготовке к ОГЭ по географии » отвечает всем требованиям и нормам, предъявляемым к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Достижение результатов обучения учащихся 9 классов по географии осуществляется через использование различных технологии обучения: личностно ориентированные технологии, проблемное обучение, уровневую дифференциацию, индивидуализацию обучения, коллективный способ обучения, учебное проектирование и мультимедийные технологии, систематическое проведение практических работ.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются такие формы контроля, как стартовый и итоговый контроль. Способами и средствами проверки и оценки результатов обучения стали фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, работа с карточками, контрольная работа.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).

Формирование умений предусматривает применение разнообраз­ных источников географической информации: таблиц, картосхем, про­стейших карт, моделей, отражающих географические закономернос­ти различных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст­вия при географической характеристике регионов и стран мира.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки.

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

п/п

Автор

Название учебника, учебно – методического пособия

Место и год издания

Федеральный перечень, год утверждения*

1

В.В.Барабанов

Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся.

Москва: интеллект-Центр, 2016.


2

А.Б.Эртель

География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс.

Ростов н/Д:Легион,2016.


3

Э.М.Амбарцумова

ОГЭ.География: типовые экзаменационные варианты.

Москва: Национальное образование,2016.


4

Ю.А.Соловьева

ОГЭ 2015.география:тренировачные варианты.

Москава:Эксмо,2015.


5

С.В.Курчина

Рабочие программы. География.5-9 классы:учебно-методическое пособие


Москва:Дрофа 2015.


6


Атлас География. 6-9кл

Москва: Дрофа, 2016.





2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, базируется на федеральном варианте программы к УМК классической линии учебников и соответствует требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания гражданина России. Назначение факультатива заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации по географии в 9 классе.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).





3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Учреждения

Программа рассчитана на 34 часов (1 ч в неделю), для подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно- нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускника основной школы должны быть сформированы:

1. ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

2. гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

5.Содержание учебного предмета, курса

Содержание факультативного курса 9 класса соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы Учреждения.

Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах

местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.

Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.

Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.

В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.

Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.

Содержание учебного предмета, курса 9 класс

п/п

Название раздела

Содержание учебного материала

Название практических работ

Кол-во часов

1

География 6 класс

Введение(рекомендации по подготовке к ОГЭ). Обзор курса географии 6 класса. План местности. Масштаб. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Географические координаты. Земля и ее строение, горные породы и минералы. Свойства океанической воды. Атмосферное давление. Ветер. Распределение солнечного тепла и света.

№1«Топографический план и карта местности», №2«Определение географических координат», №3«Геологическое строение территории», №4«Расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты и явления»


10

2

География 7 класс

Обзор курса географии 7 класса. (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида, мировой океан климатические пояса мира). Важнейшие географические факты.


5

3


География 8 класс

Обзор курса географии 8 класса. Особенности географического положения России. Природа России, заповедники и экологические проблемы. Россия на карте часовых поясов. Карты погоды. Анализ климатограмм.

№5« Определение разницы во времени», №6«Карта погоды», №7

« Анализ климатограмм»

5

4


География 9 класс

Обзор курса географии 9 класса. Население России. Основные географические понятия и термины. Хозяйство России. Природные и хозяйственные особенности регионов.

№8«Анализ географической информации», №9«Размещение населения по регионам России», «

12

5

Итоговое тренировочное тестирование

Тренировочный тест ( 10 вариантов)


2







Тематическое планирование.


урока

Тема урока

1.

Географические модели.

2.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

3.

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

4.

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли.

5.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и

подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

6.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

7.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.

8.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

9.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

10.

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

11.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы.

12.

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

13.

Основные типы природопользования.

14.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

15.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

16.

Часовые пояса.

17.

Административно-территориальное устройство России.

18.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

19.

Типы климатов, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

20.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

21.

Природно-хозяйственные различия морей России.

22.

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

23.

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

24.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.

25.

Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции.

26.

Народы и основные религии России.

27.

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

28.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

29.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

30.

География отраслей хозяйства.

31.

Природно-хозяйственное районирование России.

32.

Россия в современном мире.

33.

Итоговая диагностическая работа.

34.

Анализ диагностической работы, коррекция знаний.









6.Результаты обучения (в классах, реализующих федеральный компонент образовательного стандарта)

Результаты обучения по предмету географии, факультативного курса 9 класса спланированы в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой Учреждения, а также в соответствии с программой к УМК классической линии учебников.

Планируемые результаты обучения 9 класс



№ п/п

Название раздела

Результаты обучения

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

География 6 класс

План местности. Масштаб. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Географические координаты. Земля и ее строение, горные породы и минералы. Свойства океанической воды. Атмосферное давление. Ветер. Распределение солнечного тепла и света.

Определять расстояние на местности между объектами, направление, в котором находится один объект по отношению к другому, правильность построения профиля, географические координаты

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для чтения топографических планов и карт, планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

участвовать в совместной деятельности;

выделять главные и существенные признаки понятий;

сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

2

География 7 класс

Обзор курса географии 7 класса. (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида, мировой океан климатические пояса мира). Важнейшие географические факты.

Определять главные и существенные признаки географических объектов.

формирование ответственного отношения к обучению,

способности к самообразованию;

формирование целостного научного мировоззрения;

формирование экологического мышления.

3


География 8 класс

Обзор курса географии 8 класса. Особенности географического положения России. Природа России, заповедники и экологические проблемы. Россия на карте часовых поясов. Карты погоды. Анализ климатограмм.

Уметь анализировать карты погоды, климатограммы, определять разницу во времени.

работать с дополнительными источниками информации, формирование экологического мышления, работать с текстом и картами,

4


География 9 класс

Обзор курса географии 9 класса. Население России. Основные географические понятия и термины. Хозяйство России. Природные и хозяйственные особенности регионов.

Определение плотности населения, определение главных районов размещения отраслей хозяйства.


давать определения;

работать с географическими объектами.

Воспитание российской гражданской идентичности,

чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

выявлять причинно‑следственные связи;

использовать дополнительные источники для поиска

необходимой информации;

работать с текстом и картами, воспитание российской гражданской идентичности,

чувства патриотизма, уважения к Отечеству.

5

Итоговое тренировочное тестирование

Тренировочный тест ( 10 вариантов)

Уметь анализировать карты, схемы, статистические материалы, установление причинно-следственных связей.

работать с дополнительными источниками информации оценивать свою работу и работу одноклассников;




Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса:

  1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2016-2017 года.

  2. Соловьёва Ю.А.: ОГЭ-2017. География. Сборник заданий. Эксмо-Пресс, 2016 г.

  3. Барабанов В.В: ОГЭ-2017. География. Интеллект-Центр, 2017 г.