СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для загородного лагеря "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа творческого объединения "Умелые руки" составлена для детского оздоровительного лагеря. 

Просмотр содержимого документа
«Программа для загородного лагеря "Умелые руки"»

Детский оздоровительный лагерь «Бригантина +»
















Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Умелые руки»

Программа рассчитана для детей 7-14 лет

















Составитель программы:

Фёдоров И.Н.,

педагог дополнительного образования









Санкт-Петербург

2013


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….…….………1

Цель и задачи программы……………………………………………………………………………….…………..………..2

Реализация программы………………………………………………………………………………….…………………….2

Педагогическое обеспечение программы……………………..………………………………………………….………..2

Организация деятельности объединения………………………………………………………………………………..…3

Комплектование групп и расписание занятий………………………………………………………………..……………3

Тематический план занятий на смену / на лето……………………………………………………………………………4

Содержание работы…………………………………………………………………………………………………………….4

Ожидаемые результаты……………………………………………………… ……………………………………………….5

Рекомендуемая литература……………………………………………………………………………………………………6






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Лето – одно из самых любимых времён года для нашего школьника. Именно летом он может полностью посвятить себя разнообразным видам деятельности, отдохнуть и набраться сил после длительного учебного года. У него появилось больше свободного времени, изменён режим дня. Самым оптимальным можно считать, если ребёнок проведёт несколько недель за городом, в сосновом лесу, на берегу реки или моря…

Сегодня в России действует множество обществ и организаций, занимающихся летним молодёжным отдыхом. На базе круглогодичных лагерей, санаториев и домов отдыха организуются временные детские коллективы. Именно здесь создаётся благоприятная ситуация для работы кружков, творческих и спортивных объединений.

Технические кружки всегда были востребованы в детских и пионерских лагерях. Ребята с нетерпением ждут встречу с прекрасным. Самоделки, игрушки, сувениры и многое другое, что может оставить добрую память о лагере дорогого стоит. Как горят глаза детей, когда они с гордостью заявляют друзьям и родителям, что это они сделали сами, своими руками. Для многих знакомство в детстве с ремеслом становится выбором своей профессии. Личность наставника играет важную роль в духовном и нравственном становлении ребёнка.

□ □ □ □ □

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Занятия художественным, техническим творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.

Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.

Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической и технической деятельности.





ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы:


Создание условий индивидуального развития личности ребёнка, способной к художественно-эстетическому и техническому творчеству.


Задачи программы:


Обучающие:


  • подготовка к занятиям с разными материалами;

  • обучение приёмам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение приёмам разметки;

  • обучение приёмам установления причинной зависимости;

  • начальные сведения о построении чертежа;

  • основные понятия изобразительного искусства и композиции;

  • обучение приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.


Развивающие:


  • развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

  • развитие у детей технического мышления;

  • развитие образного мышления;

  • создание условий к саморазвитию воспитанников.


Воспитательные:


  • уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

  • прививать любовь к Родине, родной природе, народным традициям.

  • воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

  • формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

  • развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

  • развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.



В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  • технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем;

  • изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей, рисунков и сувениров;

  • история – небольшие повествовательные элементы по истории развития науки и техники.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание, методы и приёмы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы ребят были в самых выгодных условиях, чему способствуют:

- обстановка, в которой дети не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания, их ум не подавляется внешним воздействием;

- программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком лёгкими и не слишком трудными.

Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребёнку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрён каждый ребёнок.

Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами и поделками художественно-технического творчества. Занимаясь их изготовлением, ребята имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке.

Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагается сотрудничество с кружками различной направленности, имеющимися в лагере.

На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.

Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного творчества. Для расширения кругозора используется сотрудничество с учреждениями образования и культуры.


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ


Программа работы кружка рассчитана на 1 (2) смены в лагере. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей воспитанников, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Главное на занятиях – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.

Возраст воспитанников в группе от 7 до 15 лет. Количество детей составляет 12 -15 человек. Программой предусматривается нагрузка в смену 21 день примерно 72 часа. Кружок работает 2 раза в день по 2 часа, всего 36 занятий в смену.

За смену ребёнок в состоянии изготовить несколько разноплановых работ. Если же он остаётся в лагере на несколько смен, то есть уверенность, что повысится его мастерство. Появится возможность принять участие в совместной работе, получить грамоту и одобрение окружающих.

Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством не более указанного.


КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП И РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Объявление о записи в разные объединения и кружки нужно сделать на одной из первых линеек, чтобы занятия начались без задержки и ребята в течение одной смены смогли сделать поделки или модель по интересующему их направлению.

Расписание занятий должно быть составлено заранее и согласовано с руководством лагеря.

Будет работать в лагере кружок одного направления или несколько наименований, нужно учесть заранее, чтобы комплектование групп разделилось прежде всего по опыту работы, по возрасту и, конечно, по интересу.

Лучше всего соединить в новые группы начинающих близкие возрасты (2-3 классов, 4-5 классов и т.д.) и вести с ними занятия по программе фронтальных работ. Для старших начинающих групп взять усложнённую тематику работ. Наконец, для ребят, имеющих опыт работ по выжиганию, выпиливанию и моделизму, можно организовать общую группу актива с серьёзной индивидуальной тематикой.








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА СМЕНУ

18 дней по 4 часа – 72 часа


Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

0

1

2

Основные инструменты. Приёмы работы.

1

0

1

3

Материалы. Свойства. Способы обработки древесины.

1

1

2

4

Простые поделки при выпиливании и выжигании.

Выжигание, нанесение лака.

1

15

16

5

Знакомство с моделированием. Разнообразие моделей.

2

0

2

6

Изготовление простых моделей из бумаги и картона.

1

11

12

7

Проведение испытаний моделей и соревнований.

0

2

2

8

Контурные и объёмные модели.

2

14

16

9

Изготовление сувениров. Роспись по дереву.

1

3

4

10

Изготовление моделей из нескольких частей.

1

7

8

11

Выпиливание и выжигание сложных форм.

1

5

6

12

Доработка изделий. Заключительные мероприятия.

Сдача инвентаря. Вручение дипломов.

1

1

2


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Наибольшей популярностью пользуются в детских оздоровительных лагерях авиа- и судомодельные кружки. Это не случайно, т. к. именно эти направления технического творчества имеют спортивное начало. Однако, кроме того, немалый интерес вызывают кружки юных умельцев по техническому моделированию, игротеке, выпиливанию, выжиганию, резьбе по дереву и картонажу.

Приведу тематические рекомендации по самоделкам в указанных кружках, а также некоторые советы руководителям занятий.

ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ


Объединение юных умельцев комплектуется обычно из ребят младшего возраста (2-5 кл.). Операции с ручным лобзиком, выжигателем и другими несложными инструментами являются основным содержанием работы.


Примерное наименование работ:


1. Простейшие контурные модели кораблей, автомобилей, кранов, экскаваторов и др. машин из фанеры.

2. Объёмные модели подъёмных кранов, экскаваторов, автомобилей, дорожно-строительных машин и тракторов из фанеры и других лёгких материалов.

3. Выпиливание контурных и объёмных значков, вымпелов, украшений, фигур для различных аттракционов.

4. Выжигание простых рисунков и панно с постепенным усложнением задания.


АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ


Для младшей группы начинающих можно рекомендовать следующий перечень фронтальных работ:

а) постройку бумажных летающих моделей самолётов, обучение их регулировке, запуску, проведение игр-соревнований на скоростной перелёт, пролёт в назначенный круг и т.д.;

б) изготовление моделей парашютов с самопуском и соревнования на продолжительность полёта и приземление в назначенную цель;

в) изготовление простейших моделей вертолётов типа «Муха» из дерева или фанеры. Запуск моделей и соревнования на продолжительность полёта и пролёт через кольцо;

г) постройку небольшой модели планера контурного типа смешанной конструкции из фанеры и плотной бумаги. Проведение соревнований на дальность полёта по прямой и выполнение фигур пилотажа.

Для группы старших начинающих можно предложить постройку схематических моделей планеров несложной конструкции, с прямоугольными крыльями и хвостовым оперением.


СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ


Начинающие судомоделисты младшего возраста в течение одной смены могут работать по постройке следующих моделей:

а) плавающих моделей яхт из бумаги с последующим их парафинированием. Проведение с этими моделями соревнований на «малой воде»;

б) контурных плавающих моделей с резиновыми моторчиками, изготовленных из фанеры. Это могут быть как надводные, так и подводные лодки. После их постройки следует проводить соревнование моделей.

Для начинающих судомоделистов старшего возраста можно предложить следующий перечень моделей для групповой или индивидуальной постройки:

а) плавающие модели буксирчиков из парафинированной бумаги с микромоторчиками;

б) модели несложных катеров и мелких судов наборной конструкции с микроэлектромоторчиком;

в) плавающие модели парусных яхт и судов с резиновыми двигателями из комплектов полуфабрикатов, выпускаемыми предприятиями ДОСААФ.

Судомоделисты, остающиеся в лагере на несколько смен, должны получать задания по постройке плавающих моделей из имеющегося перечня с последующим усложнением работ.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В конце смены / сезона ребята подготовлены.


Знать:


  • свойства древесины и её особенности для разных видов работ с деревом;

  • художественные народные промыслы;

  • основные элементы простейших конструкций моделей;

  • технику безопасности при работе с инструментами;

  • инструменты, их название и назначение;

  • свойства древесины и их применение в изделиях;

  • основные виды обработки древесины: пиление, строгание, долбление.


Уметь:


  • пользоваться инструментами по работе с деревом и бумагой;

  • работать с лобзиком и выжигательным прибором;

  • освоить контурное, силуэтное и живописное выжигание;

  • планировать и реализовывать свои собственные замыслы.





□ □ □ □ □




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Андриянов П.Н., Галагузова М.А., под ред. Развитие технического творчества младших школьников. – М: «Просвещение», 1990

Анохин П. Л. Бумажные летающие модели. – М., «ДОСААФ», 1959

Беляков Н. Д., Покровская А. И., Цейтлин Н. Е. Кружок «Умелые руки» в школе. – М., «Учпедгиз», 1954

Брагин В. П., Булатов Н. П. и др. Техническое творчество. – М., «Молодая гвардия», 1956

Васильев Д.В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: «Кристалл», 1998

Гаевский О. К. Авиамоделирование. – М., «ДОСААФ», 1990

Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997

Гукасова А. Внеклассная работа по труду. – М.: «Просвещение»,1981

Гульянц Э. Учите детей мастерить. – М: «Просвещение»,1984

Драгунов Г. Б. Автомодельный кружок. – М., «ДОСААФ СССР», 1988

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: «Просвещение», 1984

Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. – М: «Просвещение», 1982

Журавлева А. П. Что нам стоит флот построить . М., «Патриот», 1990

Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник» разные выпуски.

Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988

Колотилов В. В. И др. Техническое моделирование и конструирование. – М., «Просвещение», 1983

Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: «ДОСААФ», 1989

Лебединский М. Лети, модель! М., «ДОСААФ», 1969, 1970

Леонтьев П. Работы по металлу. – Л., «Детская литература», 1956

Максимихин И. А. Как построить модель корабля. – Л., «Учпедгиз», 1956

Мараховский С. Д., Москалёв В. Ф. Простейшие летающие модели. – М., «Машиностроение», 1989

Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: «Народное образование», 2007

Павлов А. П. Твоя первая модель. М., «ДОСААФ СССР», 1979

Программа подготовки судомоделистов (трёхгодичная). М., ЦМК ДОСААФ, 1974

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. – Москва.: «Просвещение», 1988

Пул Стефан. Выжигание по дереву. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: «АСТ-Пресс книга», 1995

Рожков В. С. Авиамодельный кружок. – М., «Просвещение», 1986

Севастьяов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997

Скобелицын В. С. Организация и работа технических кружков в пионерском лагере. Л., ЛДП им А.А. Жданова, 1965

Стахурский А. Е. Судомоделисты в пионерском лагере. – М., 1964

Техническое моделирование и конструирование: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1983.
Турьян В. Простейшие авиационные модели. – М: «ДОСААФ СССР»,1982

Энциклопедический словарь юного техника (сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков) – 2-е изд. – М.: «Педагогика», 1987

7