Пояснительная записка
В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д., для ДЮСШ и ДЮСШОР 1994.
В секции по волейболу могут заниматься дети в возрасте от 11 до 15 лет. Программа секции предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения.
В соответствии с годами обучения все занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на 2 учебные группы: группы первого года обучения (11 - 13 лет); второго года обучения (14 - 15 лет).
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основная цель работы по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
В связи с этим для учащихся групп ставятся следующие задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите;
- привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Для решения перечисленных задач важное значение имеет распределение времени по видам подготовки для составления документов планирования на год, месяц, неделю.
На первом году обучения удельный вес отдельных видов подготовки изменяется: в начале года большее количество часов дается на физическую подготовку, примерно в объеме 60—70% всего времени, во второй половине года рекомендуется увеличить количество часоз на техническую подготовку. Следует заметить, что физическая подготовка осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки.
На втором году обучения происходит логическое продолжение изучения технического, тактического арсенала и физической подготовленности занимающихся.
По-прежнему основное внимание уделяется физической и технической подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается на тактическую.
Основной задачей работы в группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
В процессе занятий в этих группах решаются следующие задачи: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
В годичном цикле учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах уменьшается объем общей физической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки.
Учебные группы кружка мальчиков и девочек, юношей и девушек комплектуются отдельно. Занятия в кружке проводятся раза в неделю по 1 ч.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителем секции совместно с занимающимися.
В секцию принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
Два раза в год (декабрь, май) в группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке. В группах первого года контрольные испытания проводятся 1 раз, в конце учебного года.
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе распределения объемов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объемов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора.
С этой целью на занятиях можно назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, школе, оздоровительном лагере. Каждый обучающийся должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учета результатов.
Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.
Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию: годовой план, поурочные планы на месяц, журнал учета учебной работы и посещаемости.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
| | 1год обучения | 2 год обучения |
| | всего | теоретические | практические | всего | теоретические | практические |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
2 | Сведения о строении и функциях организма | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
3 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 | 1 | - | - | - | - |
4 | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
5 | Правила игры в волейбол | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
6 | Места занятий и инвентарь | 1 | 1 | - | - | - | - |
1 | Общая и специальная физическая подготовка | 30 | 1 | 30 | 28 | 1 | 28 |
2 | Основы техники и тактики игры | 28 | 2 | 28 | 30 | 2 | 30 |
3 | Контрольные игры и соревнования | 8 | - | 8 | 8 | - | 8 |
4 | Контрольные испытания | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 |
5 | Инструкторская и судейская подготовка | - | - | - | 2 | | |
Итого | 76 | | | 76 | 8 | 76 |
Содержание изучаемого курса
Физическая культура и спорт в России — средство всестороннего развития личности. Выступления российских спортсменов за рубежом, их значение в деле укрепления мира и дружбы между народами.
Сведения о строении и функциях организма человека. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений)
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».
Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.
Спортивные игры. Баскетбол — ловля, передачи и ведение мяча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические действия. Простейшие групповые взаимодействия.
Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».
Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно—спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мячи (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Практические занятия. Техника нападения. Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).
Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча
от противника, «углом вперед».
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года
- Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 | Бег 30 м с высокого старта (с) | 5,9 | 5,7 |
2 | Бег 30 м, 6x5 (с) | 12,5 | 12,0 |
3 | Бег 92 м, «елочка» (с) | 32,7 | 31,0 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 140 | 160 |
5 | Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с | | |
| разбега (см) | 32 | 40 |
6 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за | | |
| головы двумя руками, сидя (м) | 4,0 | 5,0 |
7 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за | | |
| головы двумя руками в прыжке с места (м) | 6,0 | 8,0 |
Техническая подготовленность
№. п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Количественный показатель |
1 2 3 4 5 6 | Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4 Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены Подача верхняя прямая в пределы площадки Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3. Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) Нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах | 4 4 3 3 6 3 |
Методическое обеспечение
В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д., для ДЮСШ и ДЮСШОР 1994.
Список литературы
Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1976
Физическая культура в школе, журнал
Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М,
Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1975.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 1970.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М.,
Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные
школы по волейболу. М.,
Медицинский справочник тренера. М., 1996.
Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.,2002.
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992.
Список литературы для учащихся
Физическая культура в школе, журнал
Ивойлов А. В. Волейбол. М., 1994.
Фидлер М. Волейбол. М., 1992.
Материально-техническое обеспечение.
Для проведения занятий по волейболу необходимо следующее оборудование:
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастический мостик
Маты гимнастические
Скакалки
Мячи набивные различной массы
Мячи волейбольные
Сетка волейбольная
Рулетка