СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Дорога к дому"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная программа разработана с учетом образовательной программы детского дома  " Я и что меня окружает" на 2011-2015 годы через  увеличение объема  совместной деятельности взрослого и детей при организации разных видов детской деятельности в целях подготовки ребенка к проживанию в новых условиях под названием «Семья». 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Дорога к дому"»

«ДОРОГА К ДОМУ» 

Пояснительная записка Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на совершенствование государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа разработана с учетом образовательной программы детского дома " Я и что меня окружает" на 2011-2015 годы через увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей при организации разных видов детской деятельности в целях подготовки ребенка к проживанию в новых условиях под названием «Семья».

Развитие и реформирование детского дома, как особого образовательного учреждения - это  целенаправленный,  закономерный,  непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. Вопросы, которые мы себе задаем и на которые ответим в процессе реализации программы:

Каким делом нам следует заниматься?

Создать условия для развития и сопровождения ребенка в детском доме с последующей передачей ребенка на воспитание в семью

Кто мы такие?

Коллектив единомышленников

Кому хотим принести пользу?

Местному сообществу. Детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Кто заинтересован в деятельности детского дома?

Сотрудники, общественность, законодательные органы, учредители, руководящие органы.

Чем мы занимаемся?

Содействуем становлению демократизации образовательным процессом.

В чем наша уникальность?

Мы открыты для опыта, сотрудничества и внедрения новых образовательных технологий.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • реализация максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье и всех средств по его возврату в нее;

  • признание оптимальной формой опеки устройство ребенка в семью родственников или знакомых, в случае, если оставление с биологическими родителями невозможно;

  • конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье или приемной;

  • взаимодействие с органами здравоохранения, образования, социальной защиты и других, которые по закону осуществляют защиту прав и интересов воспитанников.

Основные характеристики программы:
  • нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней;

  • индивидуальность - программа нацелена на решение специфических проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского дома, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и потенциальных родителей воспитанников.

  • рациональность - программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

  • реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их реализации.


Актуальность

Современная политика государства в плане изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию действующей системы, с целью проведения мероприятий по передаче детей на воспитание в замещающие семьи.

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.

В настоящее время одной из основных составляющих государственной социальной политики является обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в кровной семье,  дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в замещающую семью (ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации).

Все это накладывает на учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной, замещающей семьей. Воспитание ребенка в семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

Актуальность разработки и эффективность реализации Программы «Дорога к дому» в настоящее время предусматривает обязательный учет новых целей, стоящих перед системой образования России и зафиксированных в документах:

  • Указ Президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

  • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 118 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи"

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный Закон о Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей

  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

  • Федеральный закон Российской Федерации № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 386-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации"

  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации""

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

  • Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации

  • Уголовный Кодекс Российской Федерации

  • Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях

  • Закон Орловской области от 22.08.2005 N 529-ОЗ (ред. от 05.09.2012) "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" (принят ООСНД 12.08.2005)

  • Закон Орловской области от 06.12.2007 N 732-ОЗ (ред. от 09.09.2011, с изменениями от 03.11.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства"(принят ООСНД 23.11.2007)

  • Устав казенного образовательного учреждения Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» № 1368 от 05.06.2011 г.

  • Положение детского дома.

Принципы реализации Программы:

  1. Сопровождение всех участников процесса с целью поддержки, корректировки и социальной адаптации;

  2. Свобода выбора, только имея право для свободного выбора, личность может ориентироваться в мире ценностей и социально адаптироваться;

  3. Участие – вовлечение всех участников проекта в его реализацию;

  4. Сотрудничество – активная, продуктивная совместная деятельность всех участников процесса;

  5. Принцип гуманизации – соблюдение прав ребенка, закрепленных законом РФ «Об образовании», «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларацией прав ребенка», и др. нормативными документами.

  6. Системности – разработка и проведение программных профилактических мероприятий;

  7. Комплексности – организация взаимодействия с участием воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов, социальных педагогов, приемных, кровных родителей, опекунов, усыновителей;

  8. Соблюдения конфиденциальности на различных этапах социально педагогической адаптации.





Цель программы: реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставшихся без попечения родителей, на проживание и воспитание в семье, и создание оптимальных условий для его полноценной жизнедеятельности в условиях детского дома.

Задачи:

  • развитие у воспитанника детского дома мотивов межличностного общения, желания воспитываться в семье;

  • участие в межведомственном взаимодействии организаций и учреждений г. Мценска и Орловской области по развитию семейных форм жизнеустройства воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»;

  • привлечение внимания населения к проблеме семейного устройства воспитанников КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» через средства массовой информации;

  • возможное сопровождение восстановленных кровных и созданных замещающих семей.

Ожидаемые результаты:

  • Рост числа возвратов в кровные семьи.

  • Устройство детей в приемные семьи.

  • Сведение к минимуму возврата детей из приемных семей

  • Создание эффективно действующей модели социального межведомственного партнерства.

  • Усовершенствование комплекс памяток, методических рекомендаций для участников процесса (кровные родители, приемные родители, специалисты детского дома).





Направления:


  • Привлечение СМИ к проблемам семьи, профилактики сиротства и к семейному устройству детей-сирот.

  • Психолого-педагогическое: всестороннее изучение личности ребенка и разработка его индивидуального маршрута.

  • Социально-правовое: работа с кровной, замещающей семьей.

  • Социально-психологическое: коррекционно-реабилитационная деятельность с детьми для передачи их в кровную, замещающую семью, оказание профессиональной и коррекционной помощи ребенку.



Реализаторы программы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кандидаты в замещающие родители, кровные родители воспитанников детского дома, специалисты  и педагоги детского дома.



Сроки  реализации программы:

Постояннодействующая /с учетом изменений законодательной политики и контингента воспитанников/ с подведением итогов за каждый календарный год.



















Понятийный аппарат.

Для реализации цели программы используются следующие основные понятия:


Замещающая семья – это любой тип семейного устройства ребенка – приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении.

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

ПАТРОНАТ - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях.
Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

Принцип – гуманизации - требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).


Психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

Психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Ребенок-сирота - ребенок, оставшийся без попечения родителей вследствие их смерти.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - ребенок, родители которого лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могут выполнять родительские обязанности из-за болезни или длительного отсутствия, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов ребенка, отказываются взять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения.

Ребенок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом.

Социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное детьми, родители которых при жизни не могут обустроить им надлежащую заботу и воспитание.

Социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

Социально-педагогический патронаж - социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей.


УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).
























Литература

  1. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. СПб., 2001.

  2. Иванюк Н.А., Маханько A.M. и др. Некоторые аспекты содействия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. М, 2003.

  3. Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми. М. 2002.

  4. Лиханов А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.

  5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ высш. учебн. заведений. М., 2003.

  6. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности. М., 2003.

  7. Проект «Семья для каждого ребенка»: Учебно-методическое пособие. М., 2010.

  8. Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.

  9. Шипицина A.M., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. СПб, 2000.

  10. Шульга Т.Н. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. Пособие. М., 2005.