Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
«Принято» на педагогическом совете Протокол №___ от
«___» _______ 2015 г. | | «Утверждаю» Директор школы _____/ Сук Т. А./
Приказ № ____ от
«___» _______ 2015 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
предшкольной подготовки
«Дошкольник»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 »
Дополнительная общеобразовательная программапредшкольной подготовки
«Дошкольник»
Гурьевск
2015
Автор- составитель:
Щекотько Евгения Григорьевна, учитель начальных классоввысшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Рецензент: кандидат педагогических наук Елена Григорьевна Прекина
Дополнительная общеобразовательная программапредшкольной подготовки«Дошкольник» [ Текст] /Авт. – сост. Е.Г. Щекотько, 2015. – 42 с.
Данная программа предназначена для подготовки дошкольников к обучению в 1 – ом классе, разработана на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторов Н.А. Федосова, Т.С. Комарова и др., рекомендованнойМинистерством образования РФ.
Программа включает следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», психолого–педагогическое сопровождение. Структура программы включает в себя: пояснительную записку, календарно- тематическое планирование, содержание программы, планируемые результаты освоения программы.
Программа предназначена для учителей начальных классов.
Пояснительная записка
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир, удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему работы с детьми и их родителями (законными представителями).
Основополагающими идеями данной программы являются:
- направленность на формирование психологической готовности детей к школе;
- сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели.
Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с учителями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.
Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.
И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.
Цели программы
Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
Формирование положительного отношения к школе.
Задачи программы
развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе предшкольной подготовки «Дошкольник». Занятия проводятся один раз в неделю для детей 6 – 7 летнего возраста: воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей, по различным причинам не посещающих их.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки
Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97.
Устав МАОУ «СОШ №11».
Локальный нормативный акт «Положение о платных дополнительных образовательных услугах в МАОУ «СОШ№11»».
Программа «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. , рекомендованная МО РФ.
Принципы построения программы
Данная программа разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Дополнительная общеобразовательная программа предшкольной подготовки «Дошкольник» базируется на следующих принципах:
-Принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
-Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это незнания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
-Принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
-Принцип овладения культурой.Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
-Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
-Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
-Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
Общая характеристика
В основе дополнительной общеобразовательной программы предшкольной подготовки «Дошкольник» лежат личностно ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий является развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержатразвивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное программой «Дошкольник», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы, она инвариантна. Наша цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Дополнительная общеобразовательная программа предшкольной подготовки «Дошкольник» включает следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», психолого-педагогическое сопровождение.
Описание места учебных предметов
Нормативный срок освоения программы 7,5 месяцев, занятия начинаются с 1 октября и длятся до 15 мая.
Занятия проводят с группой детей один раз в неделю. Три занятия продолжительностьюпо 30 минут каждое с 10-минутными перерывами. Общее количество занятий в год – 30 часов. Группы формируются по заявлению родителей (законных представителей).
Описание ценностных ориентиров
Посещая занятия по программе предшкольной подготовки «Дошкольник», старшие дошкольники начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей:
Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.
Планируемые результаты
Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, начинаетформировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.
Предлагаемая программа предусматривает так же, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие),логические задачи;
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами, ориентироваться на странице тетради;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
создавать образ-представление по описанию;
сравнивать предметы, находить их сходство и различия по нескольким признакам.
Оценка результатов
Реализация программы «Дошкольник» предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводитсяучителем в рамках педагогической диагностики два раза в год( в начале и конце учебного года) с целью отслеживания индивидуального развития дошкольников(см.Приложение 1).
Педагогическая диагностика проводится в виде диагностической работы, предназначенной для групповой работы.
Инструментарий для педагогической диагностики —контрольно – измерительные материалы на каждого ребёнка, оценочный лист,позволяющийфиксировать уровень развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты педагогической диагностики используются для рекомендаций родителям (законным представителям).
Содержание программы
Раздел «Речевое развитие» представлен учебным предметом «От слова к букве», который направлен на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширениесловарного запаса детей: пополнение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер, и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; знакомство детей с обобщающими словами, стимулирование их правильного употребления в собственной речи; нахождение в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе), слов, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употребление их в собственной речи.
Звукопроизношение. Наряду с развитием монологической и диалогической речи фиксирование внимания на технике речи,включениев занятия элементов дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений, речевых разминок, помогающих развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.Речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Подготовка к обучению чтению. Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха: называние слова с определенным звуком, нахождение слова с этим звуком в предложении, определение места звука в слове. Закрепление правильного произношения звуков. Упражнение в дифференциации звуков на слух. Укрепление и развитие артикуляции: обучение детей четкому произношению слов и фраз; формирование умения менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов по порядку; различение гласных и согласных звуков и обозначение их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавание гласных и согласных звуков в словах. Выделение звуков в начале, в конце и в середине слова; сопоставление слов по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; обучение работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями; знакомство с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.
Раздел «Развитие математических способностей» представлен учебным предметом «Математические ступеньки»,в основу которого положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.). Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились;
геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.;
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Психолого – педагогическое сопровождение программы представлено учебным предметом «Психология», который построен таким образом, что начиная с первого занятия происходит постепенное многокомпонентное формирование готовности ребенка к школе: умственное развитие, развитие мелкой моторики руки, мотивация к обучению и социальная позиция школьника. На каждом занятии проводится индивидуальная деятельность с ребенком по ориентированию на листе бумаги. Содержание учебного материала соответствует возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Освоение разделов программы строится от простогок сложному. Изучение нового материала осуществляется с опорой на уже имеющийся опыт детей и в сравнении, сопоставлении, что побуждает воспитанников постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы.
Курс состоит из теоретических и практических занятий, в которые входят правила поведения на занятиях, пользование учебнымипринадлежностями (беседа, показ).Понятие «правильного ориентирования на себе», «относительно себя», «на листе бумаги»; знакомство с понятием «правый верхний», «правый нижний», «левый верхний», «левый нижний». Объяснение правил выполнения упражнения, тестового материала. Работа с сюжетной картинкой, развитие графического навыка: написание графического диктанта, упражнения на формирование навыка работы по образцу. Определение уровня сформированности восприятия предметов: работа по карточкам-рисункам с целью формирования навыков определения признаков предмета; упражнение на развитие мыслительных процессов, наглядно-образного мышления, внимания, задания на сообразительность «Угадай-ка», «Весёлый робот», «Сосчитай квадраты». Развитие памяти, внимания, мышления.
Игры на знакомства, установление контакта друг с другом, создание атмосферы взаимодействия «Мяч лови- имя говори», «Рассказ о себе», «Как я провёл лето».Игра на развитие и закрепление новых понятий; упражнения на развитие зрительной и двигательной памяти «Запоминайка», «Волшебный лабиринт». А также выполнение тестовых заданий из диагностического пакета «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
Календарно –тематическое планирование
№ | «От слова к букве» | Кол –во часов | «Математические ступеньки» | Кол –во часов | «Психология» | Кол-во часов | Общее кол-во часов | Личностные и метапредметные УУД |
1 | Понятие об устной и письменной речи. Составление рассказа по теме «Осень» | 1 | Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.) | 1 | Вводное занятие Мониторинг предшкольного образование (начало года) | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы |
2 | Составление предложений. Обведение предметов по контуру. | 1 | Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой — маленький, больше — меньше | 1 | Ориентация в окружающем мире. | 1 | 3 |
3 | Общие признаки предметов и их различия | 1 | Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий, выше — ниже | 1 | Ориентация в окружающем мире. | 1 | 3 |
4 | Составление и разгадывание загадок об осени о ее приметах. | 1 | Ориентация на плоскости: слева, справа | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
5 | Письмо в ограниченном пространстве(овалы и полуовалы) | 1 | Длина. Длиннее — короче | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
6 | Формирование четкого произношения звуков | 1 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
7 | Работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание) | 1 | Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы |
8 | Произношение гласных звуков протяжно | 1 | Прямоугольник. Квадрат | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
9 | Работа со словами на тему «Перелетные птицы» Знакомство с рабочей строкой | 1 | Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
10 | Работа в рабочей строке, рисование графических узоров | 1 | Сравнение объектов по массе: легкий — тяжелый, легче — тяжелее | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 |
11 | Заучивание стихотворения Работа в рабочей строке, элементы букв а, и, ш. | 1 | Закрепление пройденного материала | 1 | Развитие графического навыка. | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы |
12 | Работа над произношением: интонация, темп речи. Работа в строке. Графический диктант. | 1 | Число и цифра 1. Понятия «один — много» | 1 | Определение уровня сформированности восприятия предметов. | 1 | 3 |
13 | Умение строить речевые высказывания в устной форме Работа в рабочей строке, элементы букв а, о. | 1 | Число и цифра 2. Понятие «пара» | 1 | Определение уровня сформированности восприятия предметов. | 1 | 3 |
14 | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Работа в строке | 1 | Число и цифра 3. Состав числа 3 | 1 | Определение уровня сформированности восприятия предметов. | 1 | 3 |
15 | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Работа в строке | 1 | Число и цифра 4. Состав числа 4 | 1 | Развитие памяти. | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы |
16 | Звонкие и глухие согласные Работа в строке | 1 | Число и цифра 0 | 1 | Развитие памяти. | 1 | 3 |
17 | Звонкие и глухие согласные Работа в строке | 1 | Число и цифра 5. Состав числа 5 | 1 | Развитие памяти. | 1 | 3 |
18 | Выделение звуков в словах Работа в строке. Гласные буквы:а.о.у.ы.и. | 1 | Понятие «равенство». Знак « = » | 1 | Развитие внимания. | 1 | 3 |
19 | Выделение звуков в словах Работа в строке. Гласные буквы:и.я.е.ё | 1 | Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложение» « + » | 1 | Развитие внимания. | 1 | 3 |
20 | Схема слова. Работа в строке. Графический диктант. | 1 | Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия | 1 | Развитие внимания. | 1 | 3 |
21 | Выделение звуков в словах Работа в строке. Строчные печатные буквы: л.м.н.р. | 1 | Число и цифра 6 | 1 | Развитие мышления. Развитие речи. | 1 | 3 |
22 | Работа со схемой слова. Работа в строке. Прописные печатные буквы: Л.М.Н.Р | 1 | Число и цифра 7 | 1 | Развитие мышления. Развитие речи. | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. |
23 | Звуковой анализ слов Работа в строке. Строчные печатные буквы: в..ф. Слоги: ва.во.ву.вы. | 1 | Число и цифра 8 | 1 | Развитие мышления. Развитие речи. | 1 | 3 |
24 | Звонкие и глухие согласные. Работа в рабочей строке. | 1 | Число и цифра 9 | 1 | Развитие мышления. Развитие речи. | 1 | 3 |
25 | Работа в строке. Строчные печатные буквы:в.ф.з.с. | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 | 3 |
26 | Звуковой анализ слов. Работа в строке. Строчные печатные буквы:ф.с.ш. | 1 | Число 10. Особенности записи числа 10 | 1 | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 | 3 | Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки. Познавательные:знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника. Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы |
27 | Звуковой анализ слов. Работа в строке. Строчные печатные буквы Печатание слогов. | 1 | Решение простых задач | 1 | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 | 3 |
28 | Звуковой анализ слов. Работа в строке. Строчные печатные буквы Печатание слогов. | 1 | Решение логических задач | 1 | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 | 3 |
29 | Звуковой анализ слов. Работа в строке. Строчные печатные буквы Печатание слогов. | 1 | Решение простых и логических задач | 1 | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 | 3 |
30 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 | Итоговое занятие Мониторинг предшкольного образования (конец года) | 1 | 3 |
Описание материально – технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Печатные пособия |
Сюжетные (предметные) картинки для фронтальной работы(в том числе и в цифровой форме) Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме). Подборка произведений детских писателей о природе Подборка произведений детских писателей и русских народных сказок | 30
26
10
15 | |
Учебные пособия |
Рабочая тетрадь Волкова, С. И. «Математические ступеньки» Рабочая тетрадь Федосова, Н. А. «От слова к букве» Рабочая тетрадь Савенков, А.И. «Развитие познавательных способностей». | 60
60
60 | |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Телевизор Компьютер Сканер Принтер лазерный Интерактивная доска Мобильный класс | 3
2
3 1 2 1 1 |
|
Экранно-звуковые пособия |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. | 3
| |
Дидактические пособия |
Математическое лото Набор муляжей: овощи, фрукты Пазлы деревянные Счётная лесенка Числовая прямая Дидактическое пособие по математике «Учимся считать» «Математические пазлы» Азбука подвижная Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. Набор цветных счётных палочек | 8 1 20 1 1
8 8 2 2 50 | |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбою. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 45
3 9
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Список литературы
1. Весёлые уроки. Учим цифры и счёт [Электронный ресурс] . – Электрон, текстовые, зв. дан. - М. : ИДДК, 2013. – 1 электрон, опт.диск (CD-ROM) : зв., цв. - Загл. с этикетки диска.
2. Весёлые уроки. Учимся читать [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, зв. дан. - М. : ИДДК, 2013. – 1 электрон, опт.диск (CD-ROM) : зв., цв. - Загл. с этикетки диска.
3.О подготовке детей к школе [Текст]: письмо Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 // Вестник образования. – 1997. - № 13. – С. 3–7.
4.Белова, Т. В. Готов ли я к школе? [Текст] : пособие для детей 5-7 лет / Т. В. Белова, В. А. Солнцева. - М. : Просвещение, 2012. – 48 с. – (Серия «Преемственность»).
5.Ашканова, М. З. Занятие по предшк.подготовке[Электронный ресурс] : задания на внимание :математика : 6-8 лет/ М. З. Ашканова //Детские электронные презентации и клипы : [cайт]. - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/3501. - Загл. с экрана.
6. Иванова, С.И.Учебное планирование занятий по подготовке детей к школе [Электронный ресурс] / С. И. Иванова // ПроШколу.ру : интернет-портал. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/zuvak/list/1-11112. - Загл. с экрана.
7. Летняя школа. Поступаем в 1 класс [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, зв. дан. - М. : 1С, 2014. – 1 электрон, опт.диск (CD-ROM) : зв., цв.- Загл. с этикетки диска. – (Серия «1С:Образовательная коллекция»).
8. Подготовка к школе – развивающие игры для детей [Электронный ресурс] // Весёлые уроки :[сайт]. - Режим доступа:http://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole.php. - Загл. с экрана.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / под ред. И. А. Сафроновой. – М. : Просвещение, 2011. – 35 с. - (Серия «Стандарты второго поколения»).
10. Федосова, Н. А. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет [Текст] / Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова. - М. : Просвещение, 2012. - 160 с. - (Серия «Преемственность»).
Литература для обучающихся
1. Волкова, С. И. Математические ступеньки [Текст] : учеб.пособие для подготовки детей к школе / С. И. Волкова. - М. : Просвещение, 2009. - 65 с. - (Серия «Преемственность»).
2.. Федосова, Н. А. От слова к букве [Текст] : учеб.пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. / Н. А. Федосова. - М. : Просвещение, 2009. – 123 с. - (Серия «Преемственность»).
3.Савенков, А.И. Развитие познавательных способностей. [Текст]:учебное пособие для подготовки детей к школе/А.И. Савенков.-Издательский дом.:Федоров, 2010.-24с.
11