Просмотр содержимого документа
«Программа экологического воспитания школьников МОУ "Кобяконская СОШ"»
I. Характеристика общеобразовательного учреждения
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» Кобяконского наслега основана в 1932 году, стала называться средней с 1979 года.
В настоящее время школа расположена в центре Кобяконского наслега. В школе обучается 93 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 14.00.
В школе 11 классов-комплектов. Действует школьный музей, библиотека , учебная мастерская, спортивный зал.
II. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы образования: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в учебно-воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе накопилась определенная система образования и воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа этноэкологического воспитания и образования школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей этноэкологической культурой и этноэкологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
III. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
воспитание этноэкологически целесообразного поведения как показателя духовного, нравственного развития личности;
формирование этнокологического мышления и этноэкологической культуры учащихся;
развитие таланта и способностей как особой ценности;
формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат этноэкологического воспитания, образования – воплощение модели выпускника МОУ «Кобяконская средняя общеобразовательная школа» , обладающего этноэкологической культурой.
V. Содержание Программы экологического воспитания
Программа этноэкологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, традициями. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон» Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли» Конкурс экологических сказок Конкурс экологических журналов и газет |
Формы работы с классом | Общение с природой |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. | Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке овощей. Научно-исследовательская деятельность. |
Экологические игры |
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. |
Экологические проекты |
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. | Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга наслега. Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон. | Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки. Экология озер наслега. Разработка экологических троп. |
Классные часы, беседы |
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга РС(Я)», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». |
Посещение природной зоны «Сутаннаах» |
Деятельность Досугового центра «Детство» | Кружки «Цветоводство», «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья». Клуб друзей природы. Исследовательская работа (8–11 классы). Музей истории школы: музейные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы», поисковая работа. Летний экологический лагерь. |
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистый наслег», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». |
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. |
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. Турпоходы. Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории. |
Формы работы с классом | Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» |
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе .Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. | Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. |
Классные часы, беседы |
«Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «Будьте здоровы»,«Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?» |
Досуговая Деятельность | Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика.
Конкурс «Спортсмен года». Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
|
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Походы весеннего, осеннего дня. |
| |
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника |
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Праздник «День школы». Деятельность органов детского самоуправления. |
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи с.Хатырык,с. Намцы, г.Якутск. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги пожилым» |
Классные часы, беседы. |
«Герб и флаг России», «Правила поведения в обществе», «Зачем учиться в школе?», «Мои увлечения», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность». |
Досуговая деятельность | Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам .Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
|
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников. |
| |
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия предков, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. |
VI. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. Критерии анализа:
-отношение к природе;
-отношение к окружающим людям;
-отношение к окружающей среде;
-помощь, сострадание, поддержка;
Министерство образования РС(Я)
МКУ «Управление образованием МО «Намский улус»»
МБОУ «Кобяконская СОШ»
Программа этноэкологического образования
и воспитания детей
Авторы: Бочкарева-Жиркова Л.Е,
Зырянова В.А.