Автор-составитель: Шаврина М. В. учитель начальной школы МБОУ «Ягуновская средняя школа» 2014 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности……………………………………………….5 3. Тематическое планирование 3 класс……………………………………………..6 3.1Тематическое планирование 4 класс…………………………………………….11 4. Содержание 3 класс…………………………………………………………………16 4.1 Содержание 4 класс………………………………………………………………..18 5. Список литературы………………………………………………………………….21 1. Пояснительная записка Приоритетной целью российской системы образования является личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основной Программы обще интеллектуального развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция обще интеллектуального развития и воспитания личности гражданина России. Назначение программы: для обучающихся: образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, основанных на свободе выбора учащимся сфер и форм познания, деятельности и творчества, права на гарантию качества получаемых услуг; для педагогических работников МБОУ «Ягуновская СОШ»: программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования; для администрации МБОУ «Ягуновская СОШ»; программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования. Обоснование выбора программы Программа «Экономика: первые шаги». О.С.Корнеевой за счет указанных в учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия позволит в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для 3 – 4 классов разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный), выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: 1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. 2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере. 3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия. Цель: формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. Задачи: 1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей; 2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности; 3. Развивать основы потребительской культуры; 4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины; 5. Мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала; 6. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих; 7. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость; 8. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики. Место предмета в учебном плане Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3 - 4 классах по 1 ч в неделю всего 70 часов. Программа рассчитана на 2 года. В 3 классе – 35 часов, 4 класс 35 часов, итого 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 3 – 4 классах. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3 – 4 -х классов. Возраст обучающихся 9 - 10 лет без базовой подготовки. В работе используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания. Ценностные ориентиры содержания программы. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. При изучении экономики ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты обучения отражены в содержании программы. 2. Планируемые результаты: Личностные результаты: • развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду; • понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи); • уважительное отношение к иному мнению. Предметные результаты: • овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый; • понимание необходимости бережного отношения к любой собственности; • знакомство с различными профессиями; • осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства; • осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. Метапредметные результаты: • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.); • умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. К концу обучения в 3 классе ученик узнает: — что такое собственность; — почему все люди трудятся; — какие бывают профессии; — как нужно относиться к своей и чужой собственности; — какие бывают потребности; — почему все потребности нельзя удовлетворить; — какие бывают товары и услуги; — где можно приобрести товары и услуги; — почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека; — о деньгах и их роли в жизни человека и общества. К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться: — самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. — соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; — различать товары и услуги; — составлять свой бюджет; — отличать российские деньги от иностранных. К концу обучения в 4 классе ученик узнает: — о доходах и расходах в семье; — о формировании бюджета семьи; — основные виды ресурсов; — как производят товары; — какова роль меценатов в развитии культуры и искусства; — почему налоги важны для существования государства. К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться: — рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи; — определять ресурсы, необходимые для производства товара; — объяснять важность меценатства и милосердия. 3. Тематическое планирование 3 класс 35 часов. № п\п | Название темы | К – во часов | Содержание занятия | Планируемые результаты (УУД) | | Я и моя семья | 3 | | | 1 | Семья. Состав семьи. | 1 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. | 2 | Дом, в котором мы живём. | 1 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Практические игры. «Генеральная уборка»; игра «Я — хозяин большого дома». | Развитие у детей социальных и коммуникативных умений | 3 | Экономика ведения домашнего хозяйства. | 1 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность, щедрость. | Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». | | Моё и чужое | 3 | | | 4 | Собственность человека. | 1 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). | Умение обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. | 5 | Как человек становится собственником. | 1 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Игра: «Страна Обмения» | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. | 6 | Отношение к собственности | 1 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. | | Почему люди трудятся | 6 | | | 7 | Труд – это полезная деятельность людей | 1 | Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека. | 8 | Проект. «Как создаётся произведение искусства». | 1 | Подготовительный этап. | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека. | 9 | Проект. «Как создаётся произведение искусства». | 1 | Представление результатов по реализации проекта. | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека. | 10 | Ценность труда людей разных профессий Экскурсия в школьную столовую. | 1 | Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. | Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде, придумывать свои варианты. | 11 | Домашний труд | 1 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. | 12 | Учебный труд Экскурсия в библиотеку. | 1 | Учение – труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. | | Все работы хороши | 4 | | | 13 | Все работы хороши. Я выбираю профессию. | 1 | Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом. | Уважать труд людей разных профессий. | 14 | Как люди получают профессию. | 1 | Каждый человек имеет профессию – работу. | Классифицировать профессии по предмету труда. | 15 | Проект. «Профессии в моей семье». | 1 | Подготовительный этап. | Рассказать о профессиях своей семьи. | 16 | Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». | 1 | Представление результатов по реализации проекта. | Рассказать о своей будущей профессии и мастерстве. | | Что нам нужно для жизни | 2 | | | 17 | Естественные потребности человека | 1 | Потребности – это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности. | Различать потребности по видам. Определять потребности домашних питомцев. | 18 | Культурные потребности человека | 1 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | Формулировать свои потребности. | | Хочу, могу и надо | 6 | | | 19 | Потребности и желания человека | 1 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | Формулировать свои потребности. Соотносить свои потребности с потребностями своей семьи. | 20 | Все ли желания исполняются | 1 | Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) всех членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Многие желания и потребности человек может исполнить с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища, питье) и промышленные (одежда, обувь, мебель, посуда, бытовая техника, игрушки, книги и др.) товары. Товары приобретают в магазине, на рынке, на ярмарке. | Формулировать свои желания. | 21 | Ценность желаний | 1 | Ценность желаний, направленных на других людей ( из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | Формировать умение соотносить желаемое с действительным. | 22 | Товар. | 1 | Товары — предметы, вещи, продукты, которые мы можем купить. | Различать товары и услуги. | 23 | Проект «Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний». | 1 | Практическая и игровая деятельность: — рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | Умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы. | 24 | Подарок своими руками из природного и бросового материалов. | 1 | Изготовление изделий из природного и бросового материала для подарка. Умение устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. Игра «Ярмарка». | Умение устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. | | Как товары и услуги исполняют желания | 5 | | | 25 | Где приобретают товары? Как делать покупки. | 1 | Продавец – профессия человека, который продает товары. Покупатель – человек, покупающий товары. Игра «Супермаркет». | Соотносить виды товаров и место их потребления. | 26 | Услуги, которые получает человек Продавец и покупатель. | 1 | Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и др. | Различать товары и услуги; понимать разницу между ними. | 27 | Услуги, которые получает человек | 1 | Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, на почту и др.). | Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населении. Услуги. | 28 | Образование человека Важность образовательных услуг | 1 | Школа, вуз, колледж как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Игра «Школа». | Знать важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Игра «Школа». | 29 | Мастер-класс «Я умею и могу научить всех». | 1 | Изготовление изделий из природного и бросового материала для подарка. | Умение устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. | | Жила-была денежка | 3 | | | 30 | Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Купюры — бумажные деньги. | 1 | Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Рассматривание коллекций разных монет и бумажных купюр. | Умение раскрывать причины возникновения денег. | 31 | Деньги России - рубли и копейки. Валюта — иностранные деньги. | 1 | Определение валюты. Знакомство с валютой других государств. Что такое курс валюты. | Различать российские и иностранные деньги. | 32 | Необходимость обмена. Бартер. | 1 | Игра «Путешествие в страну Обмению». | Различать материальные и нематериальные ценности. | | У всякого товара цена есть | 3 | | | 33 | Деньги. Наличные деньги. | 1 | Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Наличные деньги- деньги, которые находятся в обращении, то есть используются (бумажные деньги и монеты). | Объяснять, как оплачивают товары и услуги. | 34 | Что показывает цена товара. Что такое сдача. | 1 | Стоимость товара выраженная в деньгах. | Определять размер сдачи при осуществлении покупки. Рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи. | 35 | Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. | 1 | Чек документ, по которому можно получить деньги в банке. Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Умение устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами; Умение выделять существенные характеристики товара. | | Итого | 35 | | | 3.1 Тематическое планирование 4 класс № п\п | Название темы | К – во часов | Содержание занятия | Планируемые результаты (УУД) | | Что нужно знать, чтобы товары покупать? | 3 | | | 1 | Свойства товаров: цена и качество. | 1 | Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. | Знать права на покупку качественного товара по закону. | 2 | «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» | 1 | Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? | Умение анализировать рекламируемые товары. | 3 | Проект «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» | 1 | Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. | Формировать умение защищать проект в группе. | | Доход не бывает без хлопот | 4 | | | 4 | Доходы и расходы семьи. | 1 | Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. | Умение составлять свой бюджет. | 5 | Бюджет семьи. | 1 | Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета». | Умение составлять свой бюджет. | 6 | Сберегательный банк. | 1 | Сберегательный банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Игра «Банк». Рисование банковской карты | Развитие познавательного интереса. Работа в парах, в группах. | 7 | Кредит. | 1 | Дать деньги под процент. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. | Развитие познавательного интереса. | | «Дом невелик, да лежать не велит» | 4 | | | 8 | Собственность. | 1 | Собственность – то, чем мы владеем и пользуемся и распоряжаемся по праву. | Формирование первых навыков собственности. | 9 | Семейное хозяйство. | 1 | Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. | Формировать умения вести домашнее хозяйство. | 10 | Экономия и бережливость. | 1 | Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). | Формировать первые навыки экономии. | 11 | Способы экономии | 1 | Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Игра «Путешествие в страну минуток» | Формировать первые навыки экономии. | | Богатство и бедность | 9 | | | 12 | Как создаётся богатство. Источники богатства государства | 1 | Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). | Устанавливать закономерности и формулировать выводы. | 13 | Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» | 1 | Природные ресурсы нашего села. | Формирование умений сравнивать, анализировать. определять ресурсы, необходимые для производства товара. | 14 | Источники богатства человека. | 1 | Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. | Устанавливать источники богатства человека. | 15 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. | Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 16 | Богатство и культура. Богатство и милосердие. | 1 | Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. | Умение объяснить важность меценатства и милосердия. | 17 | Проект на тему «Как распорядиться богатством» | 1 | Практическая работа. | Умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы. | 18 | Налог на имущество и налог на землю. | 1 | Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. | Различать виды налогов. | 19 | Значение налогов. | 1 | За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. | Обосновывать важность значение налогов. | 20 | Банкротство. | 1 | Банкротство- разорение. | Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей. Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. | | Труд — основа жизни | 8 | | | 21 | Ценность и значимость труда. | 1 | Ценность и значимость труда человека. | Умение договориться, находить общее решение проблемы. | 22 | Труд как потребность человека. | 1 | Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. | Формирование умений сравнивать, анализировать. | 23 | Заработная плата. | 1 | Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. | Развитие познавательного интереса. | 24 | Учебный труд школьников. | 1 | Важность учебного труда школьников. | Развитие познавательного интереса. | 25 | Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» | 1 | Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). | Умение договориться, находить общее решение проблемы. | 26 | Причины различий в оплате труда | 1 | Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. | Бережное отношение к труду человека. | 27 | Результатом труда людей является продукт труда. | 1 | Продукт труда — результат труда людей. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). | Уважение и бережное отношение к людям труда. | 28 | Продукты труда человека. | 1 | Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | Уважение и бережное отношение к людям труда. | | Как товары производят | 7 | | | 29 | Ресурсы. Природные ресурсы. | 1 | Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это обору- дование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необхо- димые для производства товаров. | Изготовление изделий из природного и бросового материалов | 30 - 31 | Мастера, люди, которые создают товары | 2 | Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. | Уважать труд мастеров своего дела. | 32 | Производители — люди, которые создают (производят) товары | 1 | Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. | Уважать труд мастеров своего дела | 33 | Важность труда людей разных профессий. | 1 | Важность труда людей разных профессий. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. | Формировать знания о разных профессиях. | 34 | Проект «Как хлеб к нам на стол пришёл». | 1 | Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл». | Умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы. | 35 | Рынок. | 1 | Рынок – отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями. Игра «Ярмарка». | Обобщение. Подведение итогов. |
4. Содержание 3 класс (35 ч) Раздел 1. Я и моя семья 3 ч Семья. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину. Универсальные учебные действия: - Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. - Развитие у детей социальных и коммуникативных умений. - Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый» Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я – хозяин большого дома». Раздел 2. Моё и чужое 3 ч Собственность человека. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Отношение к своей и чужой собственности. Универсальные учебные действия: — обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Игровая и исследовательская деятельность: Тема исследований: «Как становятся собственниками». Игра «Страна Обмения». Раздел 3. Почему люди трудятся 6 ч Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Универсальные учебные действия: — обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; — объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; — проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; — осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия на завод. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Раздел 4. Все работы хороши 4 ч Профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. Универсальные учебные действия: — уважать труд людей разных профессий; — классифицировать профессии по предмету труда; — рассказывать о профессиях. Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» Раздел 5. Что нам нужно для жизни 2 ч Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Универсальные учебные действия: — различать потребности по видам; — определять потребности домашних питомцев; — формулировать свои потребности. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; — рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров». Раздел 6. Хочу, могу и надо 6 ч Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Универсальные учебные действия: — определять потребности своих близких; — оценивать свои желания и возможности их реализации. Практическая и игровая деятельность: — рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Раздел 7. Как товары и услуги исполняют желания 5 ч Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Универсальные учебные действия: — соотносить виды товаров и место их приобретения; — различать товары и услуги: понимать разницу между ними; — кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Практическая и игровая деятельность: — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — мастер-классы «Я умею и могу научить всех». Раздел 8. Жила-была денежка 3 ч Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. Универсальные учебные действия: — раскрывать причины возникновения денег; — различать российские и иностранные деньги. Практическая и игровая деятельность: — рисование страны Натурального хозяйства; — рисование денег страны Экономики; — игра «Путешествие в страну Обмению»; — рассматривание коллекций разных монет. Раздел 9. У всякого товара цена есть 3 ч Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. Универсальные учебные действия: — объяснять, как оплачивают товары и услуги; — определять размер сдачи при осуществлении покупки. Практическая и игровая деятельность: — экскурсия в магазин; — игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг. Что нужно знать, чтобы товары покупать? 4.1 Содержание 4 класс (35 ч) Раздел 1. Что нужно знать, чтобы товары покупать? 3 ч Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. Универсальные учебные действия: — устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами; — выделять существенные характеристики товара. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»; — тема проекта «Реклама продукта»; — исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»; — изготовление упаковки для подарка. Раздел 2. Доход не бывает без хлопот 4 ч Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом. Универсальные учебные действия: — производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета; — осуществлять простейшие экономические расчёты; — планировать результаты экономии и бережливости. Практическая и игровая деятельность: — составление семейного бюджета, составление личного бюджета; — нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла; — экскурсия в банк; — игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»; — рисование банковской карты. Раздел 3. «Дом невелик, да лежать не велит» 4 ч Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. Универсальные учебные действия: — планировать результаты экономии и бережливости; — взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Практическая и игровая деятельность: — путешествие в страну Минуток. Раздел 4. Богатство и бедность 9 ч Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Универсальные учебные действия: — определять источники формирования богатства; — сравнивать возможные пути распоряжения богатством; — различать материальные и нематериальные ценности; — обосновывать важность меценатства и милосердия; — объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; — тема проекта «Как распорядиться богатством»; — тема доклада «Русские меценаты». Раздел 5. Труд — основа жизни 8 ч Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Продукт труда — результат труда людей. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. Универсальные учебные действия: — обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; — проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; — осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: — игра «Служба быта»; — встреча с человеком интересной профессии; — экскурсия в школьную столовую; — экскурсия в библиотеку; — экскурсия в художественный музей; — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Раздел 6. Как товары производят 7 ч Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары. Универсальные учебные действия: — различать виды ресурсов; — обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; — уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. Практическая, игровая и исследовательская деятельность: — прогулка в парк за природным материалом; — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; — рисование на темы проектов. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Виноградова Н. Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1– 4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2011 2. Воронина М. М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения. В. «Учитель», 2013 3. Воронина М. М. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников. В. «Учитель», 2013 4. Корнеева О.С. Экономика: первые шаги. М.: «Вентана-Граф», 2011. 5. Смирнова Т. В. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Белка и компания. С., «Федоров», 2013 |