СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по экологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по экологии для учащихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по экологии.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска РТ







ПРОГРАММА

элективного курса по экологии

« ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ »

11 класс








Составитель: учитель высшей квалификационной категории

Камалеева Ольга Викторовна
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса по экологии для 11 класса разработана на основе Программы для полной общеобразовательной школы, сориентирована на программу по экологии для 10-11 классов.

Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Данная программа позволяет учащимся более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности, тем самым не только расширяет кругозор учащихся, но и позволяет им адекватно мыслить, задуматься о взаимоотношении организмов и окружающей среды, отдавать себе отчет в последствиях расточительного обращения с природой и природными ресурсами.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности:учеба,познание,коммуникация,профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цель обучения экологии:

  • становление экологической культуры личности и общества как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

На основании Федерального образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования курса предполагается реализовывать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения экологии:

  • приобретение знаний об экосистемной организации природы в границах обитания человека и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

  • воспитание поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния среды;

  • развитие убеждений в возможности решения экологических проблем.

В связи с вышеизложенным сформулированы цели и задачи элективного курса

Цель курса:

  • знакомство учащихся с основными экологическими проблемами современности, возможностями устойчивого развития общества.

Задачи курса:

  • повышение информированности учащихся в вопросах экологии;

  • научиться понимать экологические принципы;

  • бережно относиться к окружающей среде.

Программа более основательно знакомит учащихся с экологическими проблемами, учит понимать экологические принципы и стремиться к гармоничному развитию в соответствии с ними.

Каждый раздел завершается перечнем конкретных действий, которыми любой человек может помочь проведению в жизнь практических мероприятий, обеспечивающих обществу устойчивость.


В процессе реализации программы используются различные методы работы: лекции, беседы, семинары, самостоятельная подготовка сообщений и их защита, анкетирование, просмотр и обсуждение видеофильмов, разработка презентаций, выполнение исследовательских работ, написание рефератов, участие в экологических проектах.

Программа реализуется на базе кабинета биологии, используется научно-популярная литература, средства массовой информации, микроскопы, интернет-ресурсы, предполагается проведение экскурсии.

Показателями успешного усвоения программы учащимися можно считать их заинтересованность, увлеченность, проявление инициативы, желание участвовать в подготовке сообщений с использованием компьютерной техники, а также выполнение исследовательских работ. Организация исследовательской работы учащихся и последовательность действий при выполнении работы описаны в приложении.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учащиеся привлекаются к проектированию и разработке компьютерных презентаций.

Темы сообщений выбираются учащимися самостоятельно по их желанию из предложенного списка или предлагаются самими учащимися.

Поощряется исследовательская деятельность учащихся, результаты которой могут быть представлены на муниципальных и региональных конференциях.

Учащиеся в индивидуальном порядке побуждаются к написанию рефератов, используя различные источники информации. С материалами рефератов и презентациями учащиеся могут выступать перед учащимися младших классов в рамках предметных недель и уроках экологической грамотности.






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Часы

Теория Практика

1

Ведение, обоснование значимости курса

1


2

Раздел I. Экосистемы и их функционирование

3

4

3

Раздел II. Устойчивость экосистем

1

2

4

Раздел III. Проблема народонаселения

1

2

5

Раздел IY . Почва и почвенные экосистемы

1

2

6

Раздел Y . Вода и круговорот воды

2

2

7

Раздел YI . Загрязнение воды

2

2

8

Раздел YII . Атмосферное загрязнение

2

3

9

Раздел YIII . Кислотные осадки, парниковый эффект, нарушение озонового слоя

2

2


Итого

15

19

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела и темы занятий

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение, обоснование значимости курса

1


Педагогическое наблюдение

Раздел I .Экосистемы и их функционирование


2

Определение экосистем

1


Собеседование

3

Биотическая структура экосистем


1

Собеседование

4

Абиотические факторы


1

Семинар

5

Экология и человек

1


Собеседование

6

Организация живых системах


1

Анкетирование

7

Изменение вещества и энергии в экосистемах


1

Семинар

8

Принципы функционирования экосистем

1



Раздел II .Устойчивость экосистем

9

Равновесие экосистем

1


Собеседование

10

Изменение экосистем: сукцессия


1

Собеседование

11

Значение сукцессии


1

Семинар

Раздел III .Проблема народонаселения


12

Проблемы народонаселения


1

Семинар

13

Рост человеческой популяции


1

Семинар

14

Решение проблемы народонаселения

1


Собеседование

Раздел IY .Почва и почвенные экосистемы


15

Растения и почва

1


Собеседование

16

Потери почвы


1

Педагогическое наблюдение

17

Предупреждение эрозии и опустынивания


1

Педагогическое наблюдение

Раздел Y .Вода и круговорот воды


18

Зависимость человека от кругооборота воды

1


Анкетирование

189

Возможности сохранения и вторичного использования воды


1

Собеседование

20

Естественная и антропогенная эфтрофикация

1


Собеседование

21

Контроль за накоплением осадков и уровнем биогенов


1

Собеседование

Раздел YI. Загрязнение воды


22

Вода в Республике Татарстан


1

Семинар

23

Опасность неочищенных сточных вод

1


Собеседование

24

Загрязнения сточными водами

1


Собеседование

25

Современные методы очистки сточных вод


1

Исследование


Раздел YII – «Атмосферное загрязнение»




26

Проблемы загрязнения воздуха


1

Семинар

27

Основные загрязнители воздуха и их воздействия

1


Собеседование

28

Источники загрязнения и борьба с ними


1

Семинар

29

Загрязнение атмосферы Республике Татарстан


1

Собеседование

30

Стратегии борьбы с источниками загрязнения атмосферы Республике Татарстан

1


Исследование

Раздел YIII .Кислотные осадки, парниковый эффект, нарушение озонового слоя


31

Распространение и влияние кислотных осадков


1

Педагогическое наблюдение

32

Парниковый эффект

1


Собеседование

33

Истощение озонового слоя и борьба с истощением озонового экрана

1


Собеседование

34

Заключение. Подведение итогов.


1

Конференция( защита проектных и исследовательских работ)

Итого

34 часа























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общее количество часов -34

Введение – 1 час

Ознакомление с разделами программы, выбор учащимися тем для самостоятельного исследования, подготовки сообщений и написания рефератов.

Раздел I. Экосистемы и их функционирование - 7 часов

Основные понятия и законы экологии, функционирование экосистем, неоднократное использование и потребление чистой, практически вечной солнечной энергии для обеспечения человечеству устойчивого развития.

Раздел II. Устойчивость экосистем - 3 часа

Равновесие экосистем, равновесие популяций, поддержание равновесия между смертностью и рождаемостью, экологические нарушения – внезапные резкие изменения, вызывающие популяционный взрыв некоторых видов за счет гибели большинства других.

Раздел III. Проблема народонаселения - 3 часа

Проблемы народонаселения промышленных стран, связанные не столько с численностью населения, сколько с накоплением загрязняющих веществ. Проблемы народонаселения слаборазвитых стран, в которых проживает большинство населения Земли, где бедняки, ежедневно озабоченные выживанием, вырубают леса, истощают пастбища и пашни. Проблема демографического взрыва, статистика смертности и рождаемости, кривые выживания, демографическая картина России.

Раздел IY. Почва и почвенные экосистемы - 3 часа

Потери почвы, предупреждение эрозии и опустынивания. Основные источники загрязнения почвы.

Раздел Y – «Вода и круговорот воды» - 4 часа

Зависимость человека от кругооборота воды, возможности сохранения и вторичного использования воды. Естественная и антропогенная эфтрофикация воды и ее последствия.

Раздел YI .Загрязнение воды - 4 часа

Проблемы загрязнения воды, опасность неочищенных сточных вод, способы обезвреживания ядовитых отходов и контроль за ними.

Раздел YII. Атмосферное загрязнение - 5 часов

Основные загрязнители воздуха и их воздействие на организм человека, а также стратегии борьбы с ними..

Раздел YIII.Кислотные осадки, парниковый эффект, нарушение озонового слоя- 4 часа

Распространение и влияние кислотных осадков. Парниковый эффект и его влияние на изменение климата планеты. Истощение озонового слоя и борьба с истощением озонового экрана.

















ЛИТЕРАТУРА

О.Н.Пономарева, Н.М. Чернова.Основы экологии,М., «Дрофа»,2002

Б.М. Миркина, Л.Г. Наумпва. Популярный экологический словарь.М.: МДС Устойчивый мир,1999

Биология в 3-х томах (комплект).ТейлорД., Грин Н., Стаут У., «Мир», 2005

БигонМ., Харпер Д., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М., «Мир», 1989

Вернадский В.И. Биосфера. Ноосфера. М., 1989

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. Перевод с английского. М., «Мир», 1988

Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., «Гидрометеоиздат», 1974

Одум Ю. Экология. М., «Мир», 1986































Приложение. Организация исследовательской работы

Подробное описание исследования

Независимо от качества исследования и полученных данных исследование будет практически недоступно для других, пока данные не будут представлены в виде сообщения, которое необходимо оформить соответствующим образом.

1. Введение: включает основную идею, проблемы, гипотезы и цели (т.е. что вы хотели сделать и почему).

2. Метод: стратегия программы, т.е. что вы делали (сделали) раннее, где и как это было сделано, включая все существенные особенности работы приборов и методов, применявшихся в поле и в лаборатории.

3. Результаты и наблюдения: данные, сведенные в таблицы, графики, диаграммы, а также данные, представленные любыми другими наглядными и информационными способами.

4. Обсуждение результатов: включает анализ результатов (желательно количественных), по возможности пробные выводы, сделанные на основе представленных данных и ссылок на уже опубликованные материалы.

5. Выводы: критическая оценка применяемых методов, разбор источников ошибок и предложения для дальнейших исследований.

6. Список использованной литературы.

Последовательность действий при проведении исследования

1. Определение объективной области (области исследования), объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение понятий.
4. Формулирование гипотезы.
5. Формулирование цели и задач исследования.

Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).

Тема исследования – это сфера производимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Проблема исследования – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения по итогам исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать», «уточнить», «разработать».

Задачи исследования – это пути и средства достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.


10