Министерство образования и науки Республики Хакасия
Программа элективного курса для 9 класса
Название программы:
«Речевой и деловой этикет»
( Русский язык. 12 час.)
Автор-составитель: Куликова
Ирина Михайловна
учитель русского языка
и литературы
высшей квалиф. категории.
Саяногорск. 2015-16 уч.г.
Пояснительная записка
Не секрет, что до сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально-речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в обществе взрослых, в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы абитуриенту, студенту, начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет постоянно ставить себя и других в трудное положение, вызывать конфликты в трудовом коллективе. Деловое общение часто трактуется как общение деловых людей - бизнесменов, предпринимателей, банкиров, коммерсантов и т.п. Авторы пособия «Деловой этикет», на котором будет построен курс, понимают деловое общение более широко: как общение в производственной и служебной сфере, учитывая при этом и более узкое понимание термина.
Выпускники школ, как показывает опыт, зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения.
Цель предлагаемого курса - познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов. Последнее поможет выпускникам школ не чувствовать себя неловко в незнакомой деловой обстановке, кроме того, человек, поминутно не задающий вопросов секретарю приемной комиссии, работнику отдела кадров о том, где поставить число, где указать свой адрес и прочее, производит хорошее впечатление.
Курс состоит из трех частей:
часть I - "Культура делового общения"
часть П - "Деловой стиль речи"
часть Ш - "Деловые бумаги"
Первая часть курса знакомит учащихся с понятиями "этикет", "речевой этикет", "этика", "служебный этикет", "служебная этика", с нормами поведения в трудовом коллективе. Ученики получают рекомендации по поведению в конфликтных ситуациях, усвоят навыки устного и письменного этикета.
На занятиях по речевому этикету ученики при анализе текстов художественных произведений понаблюдают за культурой речевого общения действующих лиц, выяснят идейно-образный смысл разных вариантов речевого общения , оценят их с точки зрения этической нормы, сделают выводы применительно к современным условиям. На тренинговых занятиях учащиеся освоят традиционные формы речевого этикета: выражения согласия и несогласия с мнением собеседника, предложение помощи и ответ на предложение помощи( согласие на помощь и отказ от нее ),обещание, совет, одобрение, приглашение, поздравление, комплимент.
Назначение второй части - познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. В третьей части учащиеся научатся составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Материал пособия, на котором строится курс, включает правила - инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также систему упражнений, основанную на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.
На занятиях курса будет даваться теоретический материал и отрабатываться на практических занятиях. Часть занятий будет проводиться в традиционной форме урока, часть – практикума, тренинга, творческих мастерских, в форме работы в малых группах, ролевых игр, имитационного ( подражательного) моделирования. В результате курса будут сформированы определенные умения и навыки общения и письменного этикета.
Формой контроля будет итоговая зачётная работа по курсу: написание деловых бумаг. Оценка будет выставляться в форме «зачтено / не зачтено»
Курс рассчитан на 12 час при занятии 1 час в неделю
Цель курса: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, научить составлять составлению и оформлению деловых документов
Задачи курса : понаблюдать над культурой речевого общения действующих лиц художественных произведений
- освоить традиционные формы речевого этикета ( научить вести деловой разговор, деловую беседу)
- дать рекомендации по поведению в конфликтных ситуациях
- познакомить учащихся с нормами и правилами составления и оформления деловых документов
- познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
- научить учащихся составлять такие документы , как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Согласна на использование программы «Речевой и деловой этикет» другими учителями.
Содержание курса
• Тема №1. Культура делового общения. Язык. Способы выражения вежливости. Тест умеете ли вы общаться ? Любят ли вас люди? Познай самого себя. Этика и этикет. Определения понятий. Функции этикета. Знакомство, приветствие, прощание.
• Тема №2. Искусство вежливости. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. Этикет телефонного разговора. Мимика, позы, жесты ( невербальные средства общения) Культура и бескультурье. Определение понятий. Дискуссия: грубость, двуличие, бестактность.
• Тема №3. Служебная этика и служебный этикет. Определение понятий. История делового этикета.
• Тема №4. Искусство вежливости делового человека. Правила поведения на рабочем месте. Как вести себя для преодоления конфликтной ситуации. Тест « Ваш стиль общения», « Умеете ли вы контролировать себя» Этикет деловой речи. Выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Образование формы отчества, имени, фамилии. Обращение( к незнакомым лицам, к официальному лицу) Выражение просьбы, желания. Диалог. Согласие, несогласие. Прощание. Берегись канцелярита.
• Тема №5 Традиции в составлении официальных писем. Жанры деловых документов. Образцы документов из «Истории государства Российского» Карамзина.
• Тема №6. . Деловые качества. Выбор профессии. Тест « Самооценка склонностей», « Легко ли вы приобретаете друзей» Ключи к успеху в жизни. Правила Дейла Карнеги и М. Мольца. Усовершенствование себя. Человек- хозяин своей судьбы. Три способа выработки иммунитета от эмоциональных травм. О счастье и несчастьях.
• Тема №7 Заповеди делового человека. Заповеди в пословицах и поговорках. Совета врача-психиатра Д. Бернса. Деловая женщина и женственность. Человек и его дело. Отношение человека к работе. Чувство ответственности. Дисциплина. Уважение к самому себе. Ваша информационная культура. Информированность о профессиях. Реклама. Типы рекламы. История рекламы. Тест « Моя информационная культура»
• Тема № 8. Деловой стиль речи. Языковые средства. Нормы, особенности официально-делового стиля. Лексические средства делового стиля. Упражнения.
• Тема №9. Фразеология деловой речи. Лексическая несочетаемость. Упражнения в исправлении ошибок в употреблении фразеологизмов.
• Тема №10. Морфологические средства языка. Трудности в употреблении кратких форм прилагательных, в употреблении местоимений, числительных, предлогов. Особенности в употреблении форм глагола. Упражнения.
Тема №11 Синтаксические ошибки делового стиля. Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим, в согласовании определений, в употреблении дополнений и обстоятельств. Использование конструкций с отглагольными существительными. Употребление личных и безличных конструкций , действительных и страдательных оборотов. Сложное предложение. Упражнения. Определение стилей.
Тема №12 зачет-практикум. Написание документов в деловом стиле.
Учебно-тематический план
№ занятия | Сроки | Тема | Кол-во часов | Форма |
1 | | Культура делового Общения. Этика и этикет | 1 | Урок общения лекция дискуссия |
2 | | Искусство вежливо Сти. Культура и бескуль турье | 1 | Практикум Ролевые игры дискуссия |
3 | | Служебная этика и служебный этикет | 1 | лекция |
4 | | Искусство вежливости делового человека Этикет деловой речи | 1 | Тренинг. Тестирование |
5 | | Традиции в составле нии официальных писем | 1 | Психологиче ский практи кум |
6 | | Деловые качества Ключи к успеху в жизни | 1 | практикум Беседа тестирование |
7 | | Заповеди делового человека. Ваша информационная культура | 1 | Семинар тестирование |
8 | | Деловой стиль речи. Языковые средства . | 1 | Лекция практикум |
9 | | Фразеология деловой речи. | 1 | практикум |
10 | | Морфологические средства языка | 1 | практикум |
11 | | Синтаксические ошибки делового стиля | 1 | практикум |
12 | | зачет | 1 | Зачет- практикум |
Источники информации ( для учащихся):
1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кущлина Э.Н. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1989.
2. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994.
3. Голуб. И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. Учебное пособие для вузов. М., 1979.
4. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов)
М., 1989.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Список литературы ( для учителя):
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М.,. Просвещение. 1975.
2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., Просвещение1990.
3.Розенталь Д.Э. Голуб И. Б. Секреты стилистики.М. Айрис Рольф 1996. 199 с.
4. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кущлина Э.Н. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1989.
5. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? ж. "Русская речь", 1985, № 1.
6. Веселов П.В., Овчинникова И.В. Служебный речевой этикет, ж. "Русская речь", 1986, № 5. '
7. Власова Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. М., 1980.
8. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994.
9. Голуб. И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. Учебное пособие для вузов. М., 1979.
10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
11. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
12. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов)
М., 1989.
13. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.
14. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
15.. Власенков А.И. Русская словесность .М. Аркти.2000.79 с.
16. . Львова С.И. Речь в речевом общении. М., 1992.
17. Кудрявцева Т.С. Шарапова О.Ю.Деловой этикет. М. Юнвес.1997.191 с.
18.Капинос В.И. Сергеева Н.Н.Соловейчик М.С. Развитие речи. М. Линка-пресс 1994г.190с.
Презентация( для учащихся)
Данный курс расскажет вам о нормах и правилах поведения:
среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми вам предстоит работать. Вы узнаете об этике и этикете. Зная правила служебного этикета, вы не попадете в трудное и неловкое положение, сможете избежать конфликта на рабочем месте.
Курс познакомит вас с нормами и правилами делового общения, а тесты помогут вам взглянуть на себя со стороны, оценить свои способности и деловые качества. Читая тексты пособия, работая над их содержанием, знакомясь с невербальными средствами общения, вы сумеете сравнить этикет и нормы поведения в одних и тех же ситуациях у разных народов. А сравнение, как известно, основа всякого познания.
Из данного курса вы узнаете также о языковых особенностях официально-делового стиля речи, а выполняя различные задания и упражнения, научитесь вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Надеемся, что этот курс поможет вам успешно общаться с одноклассниками, с теми, кто будет принимать вас на работу, с теми, кто будет вас учить, наконец, с вашими будущими коллегами.
8