СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Реформы и реформаторы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Реформы и реформаторы» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 35 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Реформы и реформаторы»»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Реформы и реформаторы» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 35 часов.

Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс

  • влияет на формирование системы мышления, давая возможность учащемуся свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;

  • исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;

  • воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;

  • подготавливает молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.

Цель элективного курса "Реформы и реформаторы" - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи данного курса:

Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.

Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:

  • формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.

В процессе изучения курса происходит формирование умений:

  • анализ и сопоставление фактов;

  • работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

  • анализ документов;

  • оформление сообщений, рефератов и проектов.

В связи с этим актуальным направлением является: создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы, семинары - "Круглые столы", практические работы;

- работа в группах;

- конференции.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Алгоритм работы



Ступень сложности

Содержание



I ступень

Упражнения и познавательные задачи:

- работа с текстом: «прочитал – осмыслил – проанализировал»;

- нестандартные творческие задания: рассказ-версия, рассказ-характеристика.


II ступень

Упражнения и задания на формирование причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития (с использованием приемов: объяснения, рассуждения, проблемного изложения, обобщающей характеристики, а также с построением схем, логических цепочек).


III ступень

Упражнения и задания на формирование теоретических выводов (вывод - краткое перечисление, вывод – сопоставление, оценочный вывод).


IV ступень

Работа со статистическим материалом (сопоставление, анализ, вывод).


V ступень

Использование различных способов сопоставления сведений (статистическая таблица, сравнительная таблица, столбиковая диаграмма, фигурная диаграмма, график).



VI ступень

Проведение комплексного анализа события, явления, с применением раннее накопленных умений и навыков.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование тем

Всего часов

Лекции

Практика

Семинары

Формы контроля

1

Введение. Знакомство со структурой курса.

1

1



Лекция

2

Российское реформаторство

2

2



Лекция

3

Российское реформаторство

2



2

Семинар.

Работа с документами.


4


Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир



2



2




Практическая работа.

Работа с документами.


5

Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир


2



2

Круглый стол.


6

Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики.


2

2



Лекция

7

Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики.


2



2

Семинар.

8

Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики.


2


2


Практическая работа Тестирование

9


Софья и Петр I - равносильные ли величины?


2

2



Лекция


10

Петр I – реформатор или тиран?

2



2

Круглый стол


11

"Птенцы гнезда Петрова"


2



2

Беседа (сообщения, эссе, документы).

12


Александр I – надежды и реалии.

2



2

Беседа


13

Александр II и его окружение: великие реформы


2


2


Практикум. Тестирование.

14

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи


2

2



Лекция


15

Проблемы XX века в лицах и судьбах.

2


2


Круглый стол


16

Проблемы XX века в лицах и судьбах.

2


2


Работа в группах.

Тестирование.

17

Итоговое занятие. Конференция.

3


3


Диспут

18

Резерв

1


1




Итого

35

10

13

12


Условия для реализации

Оборудование: комплекты настенных карт, атласы по истории, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратура.

В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьников.



Содержание курса " РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ"

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Лекция: Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов

Тема 1. Российское реформаторство (4 часа).

Лекция-беседа "Российское реформаторство"

Семинар "Реформы и реформаторы"

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир Святославович. (4 часа).

Практическое занятие "Что такое реформа?".

Круглый стол: "Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики".

Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Владимира.

Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Ее вклад в развитие русской истории. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.

Тема 3. Елена Глинская и Иван Грозный (6 часов).

Лекция: "Реформы XVI века: Преобразования в годы правления Елены Глинской и Ивана IV"

Семинар по теме: "Елена Глинская и Иван Грозный: политики, правители и просто личности".

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Практическая работа: "Женщины реформаторы". Сравнительный анализ деятельности Ольги и Елены Глинской. Работа с документами. Тестирование.

Тема 4. Петр I - реформатор или тиран? (6 часов).

Лекция "Софья и Петр I - равносильные ли величины?"

Круглый стол с элементами практической работы: "Петр I: чудо иль чудовище?".

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

Работа с текстом.

Семинар по теме: Петр и "птенцы гнезда Петрова" (Сообщения, эссе)

Тема 5. "Александр I – надежды и реалии"(2 часа).

Эвристическая беседа Личность Александра I и его окружение. Первые преобразования, их оценка. Основные направления политики Александра I в 1815 – 1825 г.г., причины отказа от дальнейших реформ. Надежды и разочарования общества.

Тема 6. "Александр II и его окружение: великие реформы" (2 часа).

Практикум "Великие реформы царя освободителя и их природа".

Личность Александра II и его окружение. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Практикум: Работа с документами, тестирование, составление эссе.

Тема 7. Последние реформаторы Российской империи 2 часа).

Круглый стол: "Последние реформаторы Российской империи"

Личность С.Ю. Витте и П. А. Столыпина. Деятельность Витте и Столыпина. Сравнительный анализ подходов к реформированию России.

Итоги и дальнейшая судьба реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П. А. Столыпина.

Тема 8. Проблемы XX века в лицах и судьбах. (2 часа).

Круглый стол: "Революционные преобразования и пути их достижения".

Октябрьская революция: проблема «красного» и «белого». «Военный коммунизм» и НЭП. Эпоха «Великих свершений»: индустриализация и коллективизация. Достижения и проблемы.



Тема 9. Проблемы XX века в лицах и судьбах. (2 часа).

Работа в группах: Кризис и крах советской системы: хрущевская «оттепель» - почему не стала весной?; диссидентское движение как форма гражданской активности; «перестройка» и неуправляемое разрушение государства.

Итоговое занятие - конференция: "Новое поколение выбирает…что? " (социологи, политологи, экономисты, культурологи) (3 часа).





















Литература

1. Аверх А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.

2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Чернова М. Н. «Настольная книга учителя истории. 5-11 классы». М. «Эксмо», 2006 г.

4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2007.

6. Князьков С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. – Репринт изд. - М., 1991.

7. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

8. Литвак Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.

10. Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1990.

11. Чеботарева В. И. «Личность и история России». Издательство «Учитель»,

2008 г., Волгоград