ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Реформы и реформаторы» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 35 часов.
Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс
влияет на формирование системы мышления, давая возможность учащемуся свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
подготавливает молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.
Цель элективного курса "Реформы и реформаторы" - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи данного курса:
Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.
Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:
формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
анализ и сопоставление фактов;
работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
анализ документов;
оформление сообщений, рефератов и проектов.
В связи с этим актуальным направлением является: создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы, семинары - "Круглые столы", практические работы;
- работа в группах;
- конференции.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение делать обобщения;
- умение систематизировать материал;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Алгоритм работы
Ступень сложности | Содержание |
I ступень | Упражнения и познавательные задачи: - работа с текстом: «прочитал – осмыслил – проанализировал»; - нестандартные творческие задания: рассказ-версия, рассказ-характеристика. |
II ступень | Упражнения и задания на формирование причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития (с использованием приемов: объяснения, рассуждения, проблемного изложения, обобщающей характеристики, а также с построением схем, логических цепочек). |
III ступень | Упражнения и задания на формирование теоретических выводов (вывод - краткое перечисление, вывод – сопоставление, оценочный вывод). |
IV ступень | Работа со статистическим материалом (сопоставление, анализ, вывод). |
V ступень | Использование различных способов сопоставления сведений (статистическая таблица, сравнительная таблица, столбиковая диаграмма, фигурная диаграмма, график). |
VI ступень | Проведение комплексного анализа события, явления, с применением раннее накопленных умений и навыков. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Практика | Семинары | Формы контроля |
1 | Введение. Знакомство со структурой курса. | 1 | 1 | | | Лекция |
2 | Российское реформаторство | 2 | 2 | | | Лекция |
3 | Российское реформаторство | 2 | | | 2 | Семинар. Работа с документами. |
4 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир | 2 | | 2 | | Практическая работа. Работа с документами. |
5 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир | 2 | | | 2 | Круглый стол. |
6 | Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики. | 2 | 2 | | | Лекция |
7 | Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики. | 2 | | | 2 | Семинар. |
8 | Елена Глинская и Иван IV: как личности, правители, политики. | 2 | | 2 | | Практическая работа Тестирование |
9 | Софья и Петр I - равносильные ли величины? | 2 | 2 | | | Лекция |
10 | Петр I – реформатор или тиран? | 2 | | | 2 | Круглый стол |
11 | "Птенцы гнезда Петрова" | 2 | | | 2 | Беседа (сообщения, эссе, документы). |
12 | Александр I – надежды и реалии. | 2 | | | 2 | Беседа |
13 | Александр II и его окружение: великие реформы | 2 | | 2 | | Практикум. Тестирование. |
14 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | 2 | | | Лекция |
15 | Проблемы XX века в лицах и судьбах. | 2 | | 2 | | Круглый стол |
16 | Проблемы XX века в лицах и судьбах. | 2 | | 2 | | Работа в группах. Тестирование. |
17 | Итоговое занятие. Конференция. | 3 | | 3 | | Диспут |
18 | Резерв | 1 | | 1 | | |
| Итого | 35 | 10 | 13 | 12 | |
Условия для реализации
Оборудование: комплекты настенных карт, атласы по истории, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратура.
В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
Содержание курса " РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ"
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Лекция: Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов
Тема 1. Российское реформаторство (4 часа).
Лекция-беседа "Российское реформаторство"
Семинар "Реформы и реформаторы"
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир Святославович. (4 часа).
Практическое занятие "Что такое реформа?".
Круглый стол: "Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики".
Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Владимира.
Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Ее вклад в развитие русской истории. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.
Тема 3. Елена Глинская и Иван Грозный (6 часов).
Лекция: "Реформы XVI века: Преобразования в годы правления Елены Глинской и Ивана IV"
Семинар по теме: "Елена Глинская и Иван Грозный: политики, правители и просто личности".
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Практическая работа: "Женщины реформаторы". Сравнительный анализ деятельности Ольги и Елены Глинской. Работа с документами. Тестирование.
Тема 4. Петр I - реформатор или тиран? (6 часов).
Лекция "Софья и Петр I - равносильные ли величины?"
Круглый стол с элементами практической работы: "Петр I: чудо иль чудовище?".
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Работа с текстом.
Семинар по теме: Петр и "птенцы гнезда Петрова" (Сообщения, эссе)
Тема 5. "Александр I – надежды и реалии"(2 часа).
Эвристическая беседа Личность Александра I и его окружение. Первые преобразования, их оценка. Основные направления политики Александра I в 1815 – 1825 г.г., причины отказа от дальнейших реформ. Надежды и разочарования общества.
Тема 6. "Александр II и его окружение: великие реформы" (2 часа).
Практикум "Великие реформы царя освободителя и их природа".
Личность Александра II и его окружение. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Практикум: Работа с документами, тестирование, составление эссе.
Тема 7. Последние реформаторы Российской империи 2 часа).
Круглый стол: "Последние реформаторы Российской империи"
Личность С.Ю. Витте и П. А. Столыпина. Деятельность Витте и Столыпина. Сравнительный анализ подходов к реформированию России.
Итоги и дальнейшая судьба реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П. А. Столыпина.
Тема 8. Проблемы XX века в лицах и судьбах. (2 часа).
Круглый стол: "Революционные преобразования и пути их достижения".
Октябрьская революция: проблема «красного» и «белого». «Военный коммунизм» и НЭП. Эпоха «Великих свершений»: индустриализация и коллективизация. Достижения и проблемы.
Тема 9. Проблемы XX века в лицах и судьбах. (2 часа).
Работа в группах: Кризис и крах советской системы: хрущевская «оттепель» - почему не стала весной?; диссидентское движение как форма гражданской активности; «перестройка» и неуправляемое разрушение государства.
Итоговое занятие - конференция: "Новое поколение выбирает…что? " (социологи, политологи, экономисты, культурологи) (3 часа).
Литература
1. Аверх А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Чернова М. Н. «Настольная книга учителя истории. 5-11 классы». М. «Эксмо», 2006 г.
4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.
5. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2007.
6. Князьков С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. – Репринт изд. - М., 1991.
7. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
8. Литвак Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
10. Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1990.
11. Чеботарева В. И. «Личность и история России». Издательство «Учитель»,
2008 г., Волгоград