Программа элективного курса «Символизм в литературе и культуре «серебряного века»». 11 класс. 18 часов.
Топалэ Анжела Федоровна, учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ «Каштановская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильной школы, которым интересна русская литература конца ХIХ – начала XX века и которые, возможно, свяжут свою жизнь с филологией. «Серебряный век» – один из ярких и блистательных периодов в истории развития русской литературы. Но рассматривать его без учета тысячелетней истории России, ее национальной культуры, религии… - нельзя. Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников слова, а также невозможно не учитывать того, что русский ренессанс «произрастал» из «большого», европейского, Ренессанса. Все выше перечисленные «составляющие» являются истоками рождения «новой поэзии» 1900 – 1920 годов.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: «старших символистов», «младосимволистов». Данная программа предоставляет возможность интеграции литературы с другими видами искусства (музыкой, живописью), позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие культуры Серебряного века периода расцвета символизма. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личностям поэтов-символистов, а следовательно, и к их творчеству. Элективный курс носит междисциплинарный характер.
Предметом изучения является русская литература конца ХIХ – начала XX века.
Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного образования:
- помочь ученику достаточно полно представить литературную ситуацию конца ХIХ – начала XX века;
-совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;
-формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;
- совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации художественного профиля;
- формировать умения и навыки по использованию литературоведческих терминов и культурологических категорий, в которых осмысляется художественная культура и литература конца ХIХ – начала XX века;
- прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой, философской литературой, словарями, интернет-ресурсами;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать формированию у учащихся гражданской позиции.
Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.
Принципы построения курса:
– доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;
– ориентированность на единство знаний и умений;
– индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса
Элективный курс «Символизм в литературе и культуре «серебряного века»» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 18 часов. Он предназначен для классов с профильным обучением, в частности с углубленным изучением русского языка и литературы.
Данная программа может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников, интересующихся литературой конца XIX – начала XX века. Содержание курса основывается на методах и формах активного обучения, способствует эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию учащихся, что полностью соответствует современным целям и задачам российского образования,
Тематическое планирование элективного курса (18 ч.)
№ занятия | Название темы, тема занятия |
1 | Тема 1: «Введение». Исторический и идейный фон художественного творчества России рубежа веков. |
2 | Европейский Ренессанс и русская действительность |
3 | Философские идеи Серебряного века. |
4 | Итоговое занятие: «Европейский и русский ренессансы – две встречные взаимопроникающие тенденции». |
5 | Тема 2: « Символизм». Русский символизм. |
6 | «Старшие символисты» Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1990) - «духовный отец» русского символизма. Внутренний мир и система мировоззренчес- ких категорий философа и поэта. |
7 | Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников) (1863-1927). |
8 | Дмитрий Сергеевич Мережковский (1861-1941) – философ, поэт, писатель, литературовед. |
9 | Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов. |
10 | Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – солнечный поэт России. |
11 | Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г. |
12 | Иннокентий Федорович Анненский (1855 -1909). |
13 | Тема 3: «Младо-символисты» Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900). Роль его учения в становлении эстетики младо-символистов. |
14 | Вячеслав Иванович Иванов (1866 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ». |
15 | Андрей Николаевич Белый (Бугаев) (1880-1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик. |
16 | Александр Александрович Блок (1880-1921). Поэт, его время, творчество. |
17 | Итоговое занятие по теме: «Символизм». Подготовка проектов по теме курса. |
18 | Защита проектов. |
Содержание элективного курса
ТЕМА №1. Череда катастроф, созданных человеком в период с 1900 по 1920г.г. (Революция 1905г. Первая мировая война. Февральская буржуазная революция. Октябрьская революция 1917г.) Бездуховность времени. Неоднозначное освещение в науке.
ТЕМА №2. Обзорная лекция с элементами беседы (с опорой на уже известное). История символизма. Русский символизм. История символизма. Категории музыки и символа. Символизм, символ, ассоциативное значение «развоплощение слова», старославянская лексика, словесно-музыкальное построение, реальное и мистическое, «внутренние» символы.
«Старшие» символисты. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1990) -«духовный отец» русского символизма. Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта. Основные мотивы его творчества. Обоснование символизма. Художественное и историческое в прозе Мережковского. Жизнь и творчество в эмиграции.
Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников) (1863-1927). Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1861-1941) –философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества. Обоснование символизма. Д.Мережковский и В. Соловьев о Лермонтове и о Пушкине.
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов. «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь». Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество.
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867 – 1942) – солнечный поэт России. Мотив печали, одиночества, усталости… в раннем поэтическом творчестве поэта. Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта. Изысканная образность, музыкальность, противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.
Валерий Яковлевич Брюсов(1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г.Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.
Иннокентий Федорович Анненский (1855 -1909). Жизнь и творчество. Этическое и эстетическое в его творчестве. Глубокий философский смысл поэзии И. Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Анненского.
ТЕМА №3. Младосимволисты.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900).Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов. Сложность, противоречивость, художественно-эстетическое своеобразие творчества В. Соловьева.
Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ». В. И. Иванов – неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов. Обоснование Ивановым эстетической теории русского символизма.
Андрей Николаевич Белый (Бугаев) (1880 - 1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик. Статьи А. Белого «Почему я стал символистом». Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.
Александр Александрович Блок(1880-1921).Поэт, его время, творчество. «Дневник» Блока -«исповедь правдивой души». Статья «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам (Статья «О назначении поэта»). Блок в воспоминаниях современников.
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Ахматова А.А., М.Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматургия, эссе. Москва, АСТ ОЛИМП, 1997г.
Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
4. Бекетова М. А . «Воспоминания об Александре Блоке». Москва, «Правда». 1990г.
5. Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
6. Бутромиев В. Великие и знаменитые. Средние века и эпоха Возрождения. – М.: Деконт-Алкиона, 1995.
7. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
8. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
9. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.
10. Кралин М. Артур и Анна. Ленинград, 1990г.
11. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1996.
12. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
13. Павловский А. И. Анна Ахматова. Москва, «Просвещение», 1991 г.
14. Переписка Бориса Пастернака. Москва, «Художественная литература», 1990г.
15. Поэзия Серебряного века. Том 1 – 2, Москва, Дрофа: Вече, 2002 г.
16. Эвентов и. «Три поэта», «Советский писатель»,1984г.
17. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www .KM . ru.
18. Трофимов Я, Герасимов А. «Русская музыка начала 20 века». E – mail: silwerart @ mail. ru
19. Дорофеев Н.В. «Движение модернизма в русской живописи Серебряного века». E – mail: silwerart @ mail. Ru