Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
города Мичуринска Тамбовской области
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(10 класс)
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Составила учитель русского языка и литературы
Ерохина М.А.
2016-2017 учебный год
Тематическое планирование занятий
Дата | № | Тема | Основные цели и задачи | Формы и виды контроля |
| 1. | Морфемика и словообразование. Способы словообразования. | Повторение сведений о частях слова, закрепление умений производить морфемный разбор, навыков определения способа образования | Тренировочные упражнения. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор |
| 2. | Словообразовательные средства выразительности | Определять словообразовательные средства выразительности | Анализ текста |
| 3. | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений | Повторение сведений о частях речи | Анализ предложений |
| 4. | Морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи | Анализ предложений. Морфологический разбор |
| 5. | Служебные части речи | Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи | Анализ предложений. Морфологический разбор |
| 6. | Слова, находящиеся вне системы знаменательных и служебных частей речи | Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи | Анализ предложений. Морфологический разбор |
| 7. | Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности | Совершенствовать навыки и умения производить морфологический разбор частей речи | Анализ предложений. Морфологический разбор |
| 8. | Морфологические нормы | Закрепление знаний о морфологических нормах | Работа с текстом Анализ предложений |
| 9. | Правописание морфем. Орфограммы в приставках | Совершенствование навыков правописания приставок | Комментирование орфограмм |
| 10. | Виды орфограмм-гласных в корнях слов | Совершенствование навыков правописания гласных в корнях слов | Комментирование орфограмм |
| 11. | Виды орфограмм-гласных в корнях слов | Совершенствование навыков правописания гласных в корнях слов | Комментирование орфограмм |
| 12. | Правописание личных окончаний глаголов | Совершенствование навыков правописания окончаний глаголов | Анализ предложений Словарные диктанты |
| 13. | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных | Совершенствование навыков правописания суффиксов прилагательных | Комментирование орфограмм |
| 14. | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Совершенствование навыков правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных | Словарные диктанты |
| 15. | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Совершенствование навыков правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных | Словарные диктанты |
| 16. | Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи | Умение применять знания в практике правописания | Анализ предложений, комментирование орфограмм |
| 17. | Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи | Умение применять знания в практике правописания | Анализ предложений, комментирование орфограмм |
| 18. | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. | Умение проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений | Разбор словосочетаний |
| 19. | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. | Умение проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений | Разбор словосочетаний |
| 20. | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого | Закрепление умений согласования подлежащего со сказуемым | Тренировочные упражнения |
| 21. | Типы простых предложений | Совершенствовать навыки и умения синтаксического анализа предложения | Синтаксический анализ предложений |
| 22. | Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (определения) | Совершенствование навыков и умений в проведении пунктуационного разбора | Анализ предложений |
| 23. | Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (обстоятельства) | Совершенствование навыков и умений в проведении пунктуационного разбора | Анализ предложений |
| 24. | Знаки препинания в простом предложении при однородных членах | Закрепление умений постановки знаков препинания при однородных членах | Пунктуационный разбор |
| 25. | Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием) | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка | Анализ предложений |
| 26. | Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием) | Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка | Анализ предложений |
| 27. | Знаки препинания при вводных словах | Умение проводить пунктуационный разбор | Пунктуационный разбор |
| 28. | Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Повторение знаний о сложном предложении | Работа с текстом Анализ предложений |
| 29. | Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Повторение знаний о сложном предложении | Работа с текстом Анализ предложений |
| 30. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Закрепление знаний о постановке двоеточия и тире в БСП | Работа с текстом Анализ предложений |
| 31. | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.п. | Умение определять изобразительные средства синтаксиса | Анализ текста |
| 32. | Средства связи предложений в тексте | Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Анализ текста |
| 33. | Язык художественной литературы и литературный язык. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования | Умение определять тропы, стилистические фигуры | Анализ текста |
| 34-35 | Итоговое занятие. | | |
Содержание программы курса
Словообразование.
Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Словообразовательные средства выразительности.
Морфология.
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи. Слова, находящиеся вне системы знаменательных и служебных частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности. Морфологические нормы.
Орфография.
Правописание морфем. Орфограммы в приставках. Виды орфограмм-гласных в корнях слов. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Типы простых предложений. Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (определения, обстоятельства). Знаки препинания в простом предложении при однородных членах. Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием).
Знаки препинания при вводных словах. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.п. Средства связи предложений в тексте. Язык художественной литературы и литературный язык. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» построена на углублённом изучении отдельным тем по орфографии и пунктуации. Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера. Программа курса рассчитана на 35 часов (1час в неделю) для учащихся 10-11 классов.
Цель: способствовать углублённому изучению орфографии и пунктуации, подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, повышению речевой культуры школьников.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы
- при изучении словообразования выработать умения распознавать способ образования слов, производить морфемный и словообразовательный разбор;
- при изучении морфологии выработать умения определять части речи, быстро ориентироваться в тексте; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов, уяснить свойства частей речи;
- при изучении орфографии добиться совершенствования орфографической зоркости учащихся, навыков грамотного письма;
- при изучении синтаксиса и пунктуации развивать навыки сознательного употребления словосочетаний и предложений в речи, умение правильно строить предложения, выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно конструировать предложения.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся по орфографии и пунктуации. Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Основные задачи курса:
систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по орфографии и пунктуации;
обеспечить овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
обеспечить практическое использование знаний и умений по русскому языку на уроках по другим предметам;
способствовать развитию мышления, орфографической зоркости, коммуникативной культуры.
Виды деятельности учащихся:
написание предложений, текстов и их анализ;
конструирование предложений;
редактирование текста, составление собственного высказывания;
выполнение различных видов разбора, составление схем предложений;
комментирование орфограмм и пунктограмм
Формы занятий:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- объяснять изученные виды орфограмм и грамотно писать; уметь правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях; владеть основными нормами современного русского литературного языка.
- уметь конструировать простые и сложные предложения.
Литература для учителя:
1. Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1999.
2. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1985.
4. Шанский, Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.: Просвещение, 1975.
5. Горбачевич, К.С. Нормы современного литературного языка.
6. Меркин, Г.С., Зыбина, Т.М., Максимчук, Н.А., Рябикова, О.С. Развитие речи. Выразительные средства худож.
речи: Пособие для учителя/ Под общей редакцией Г.С.Меркина, Т.М.Зыбиной. – 4-е изд. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
7. Гужва, Ф.К. Современный русский литературный язык. – Киев, 1979.
8. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
Литература для учащихся:
Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967.
Миллер, Ц.Г. Словарно-орфографические упражнения. – М., 1976
Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. В.А.Мызина. – М.: Просвещение, 1976.
Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998
Хлебинская, Г.Ф. Русский язык. 10 класс - М.:Мнемозина, 2012
Греков,В.Ф., Крючков, С.Е, Чешко, Л.А. Русский язык 10-11 классы – М.: Просвещение, 2010