СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» построена на углублённом изучении отдельным тем по орфографии и пунктуации. Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера.  Программа курса рассчитана на 35 часов (1час в неделю) для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Мичуринска Тамбовской области









ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


(10 класс)


«Трудные случаи орфографии и пунктуации»






Составила учитель русского языка и литературы

Ерохина М.А.






2016-2017 учебный год

Тематическое планирование занятий


Дата

Тема

Основные цели и задачи

Формы и виды контроля


1.

Морфемика и словообразование.

Способы словообразования.

Повторение сведений о частях слова, закрепление умений производить морфемный разбор, навыков определения способа образования

Тренировочные упражнения.

Морфемный разбор.

Словообразовательный разбор


2.

Словообразовательные средства выразительности

Определять словообразовательные средства выразительности

Анализ текста


3.

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений

Повторение сведений о частях речи

Анализ предложений


4.

Морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.

Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи

Анализ предложений.

Морфологический разбор


5.

Служебные части речи

Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи

Анализ предложений.

Морфологический разбор


6.

Слова, находящиеся вне системы знаменательных и служебных частей речи

Умение определять морфологические и синтаксические признаки частей речи

Анализ предложений.

Морфологический разбор


7.

Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности

Совершенствовать навыки и умения производить морфологический разбор частей речи

Анализ предложений. Морфологический разбор


8.

Морфологические нормы

Закрепление знаний о морфологических нормах

Работа с текстом

Анализ предложений


9.

Правописание морфем. Орфограммы в приставках

Совершенствование навыков правописания приставок

Комментирование орфограмм


10.

Виды орфограмм-гласных в корнях слов

Совершенствование навыков правописания гласных в корнях слов

Комментирование орфограмм


11.

Виды орфограмм-гласных в корнях слов

Совершенствование навыков правописания гласных в корнях слов

Комментирование орфограмм


12.

Правописание личных окончаний глаголов

Совершенствование навыков правописания окончаний глаголов

Анализ предложений

Словарные диктанты


13.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Совершенствование навыков правописания суффиксов прилагательных

Комментирование орфограмм


14.

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Совершенствование навыков правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных

Словарные диктанты


15.

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Совершенствование навыков правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных

Словарные диктанты


16.

Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

Умение применять знания в практике правописания

Анализ предложений, комментирование орфограмм


17.

Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

Умение применять знания в практике правописания

Анализ предложений, комментирование орфограмм


18.

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Умение проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений

Разбор словосочетаний


19.

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Умение проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений

Разбор словосочетаний


20.

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого

Закрепление умений согласования подлежащего со сказуемым

Тренировочные упражнения


21.

Типы простых предложений

Совершенствовать навыки и умения синтаксического анализа предложения

Синтаксический анализ предложений


22.

Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (определения)

Совершенствование навыков и умений в проведении пунктуационного разбора

Анализ предложений


23.

Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (обстоятельства)

Совершенствование навыков и умений в проведении пунктуационного разбора

Анализ предложений


24.

Знаки препинания в простом предложении при однородных членах

Закрепление умений постановки знаков препинания при однородных членах

Пунктуационный разбор


25.

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием)

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка

Анализ предложений


26.

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием)

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка

Анализ предложений


27.

Знаки препинания при вводных словах

Умение проводить пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор


28.

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Повторение знаний о сложном предложении

Работа с текстом

Анализ предложений


29.

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Повторение знаний о сложном предложении

Работа с текстом

Анализ предложений


30.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепление знаний о постановке двоеточия и тире в БСП

Работа с текстом

Анализ предложений


31.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.п.

Умение определять изобразительные средства синтаксиса

Анализ текста


32.

Средства связи предложений в тексте

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Анализ текста


33.

Язык художественной литературы и литературный язык. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования

Умение определять тропы, стилистические фигуры

Анализ текста


34-35

Итоговое занятие.





Содержание программы курса


Словообразование.

Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Словообразовательные средства выразительности.

Морфология.

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи. Слова, находящиеся вне системы знаменательных и служебных частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности. Морфологические нормы.

Орфография.

Правописание морфем. Орфограммы в приставках. Виды орфограмм-гласных в корнях слов. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Типы простых предложений. Знаки препинания в простом предложении при обособленных членах (определения, обстоятельства). Знаки препинания в простом предложении при однородных членах. Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастием).

Знаки препинания при вводных словах. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.п. Средства связи предложений в тексте. Язык художественной литературы и литературный язык. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.



Пояснительная записка

Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» построена на углублённом изучении отдельным тем по орфографии и пунктуации. Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера. Программа курса рассчитана на 35 часов (1час в неделю) для учащихся 10-11 классов.

Цель: способствовать углублённому изучению орфографии и пунктуации, подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, повышению речевой культуры школьников.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы

- при изучении словообразования выработать умения распознавать способ образования слов, производить морфемный и словообразовательный разбор;

- при изучении морфологии выработать умения определять части речи, быстро ориентироваться в тексте; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов, уяснить свойства частей речи;

- при изучении орфографии добиться совершенствования орфографической зоркости учащихся, навыков грамотного письма;

- при изучении синтаксиса и пунктуации развивать навыки сознательного употребления словосочетаний и предложений в речи, умение правильно строить предложения, выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно конструировать предложения.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся по орфографии и пунктуации. Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Основные задачи курса:

  • систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по орфографии и пунктуации;

  • обеспечить овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

  • обеспечить практическое использование знаний и умений по русскому языку на уроках по другим предметам;

  • способствовать развитию мышления, орфографической зоркости, коммуникативной культуры.

Виды деятельности учащихся:

  • написание предложений, текстов и их анализ;

  • конструирование предложений;

  • редактирование текста, составление собственного высказывания;

  • выполнение различных видов разбора, составление схем предложений;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм

Формы занятий:

  • уроки-практикумы;

  • лекции с элементами беседы;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- объяснять изученные виды орфограмм и грамотно писать; уметь правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях; владеть основными нормами современного русского литературного языка.

- уметь конструировать простые и сложные предложения.


Литература для учителя:


1. Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1999.

2. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1985.

4. Шанский, Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.: Просвещение, 1975.

5. Горбачевич, К.С. Нормы современного литературного языка.

6. Меркин, Г.С., Зыбина, Т.М., Максимчук, Н.А., Рябикова, О.С. Развитие речи. Выразительные средства худож.

речи: Пособие для учителя/ Под общей редакцией Г.С.Меркина, Т.М.Зыбиной. – 4-е изд. – М.:

ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

7. Гужва, Ф.К. Современный русский литературный язык. – Киев, 1979.

8. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998



Литература для учащихся:


  1. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967.

  2. Миллер, Ц.Г. Словарно-орфографические упражнения. – М., 1976

  3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. В.А.Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

  4. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

  5. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998

  6. Хлебинская, Г.Ф. Русский язык. 10 класс - М.:Мнемозина, 2012

  7. Греков,В.Ф., Крючков, С.Е, Чешко, Л.А. Русский язык 10-11 классы – М.: Просвещение, 2010