СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Учимся программировать. Исполнитель Чертежник"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе системно-деятельностного подхода в программе изучаются  простейшие навыки программирования на алгоритмическом  языке. Практические задания развивают  алгоритмическое мышление учащихся, нестандартный подход в решении поставленной задачи,  развивают   у обучающихся интерес к изучению информатики.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Учимся программировать. Исполнитель Чертежник"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 134" г. Новосибирска











Рабочая программа

элективного курса основ программирования

"Учимся программировать в среде Кумир"





Количество учебных часов - 34

Образовательная область: информатика

Возрастная группа: 5 классы

Составила: Третьякова Светлана Михайловна

Должность: учитель информатики 1 квалификационной категории















2015-2016 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Учимся программировать в среде Кумир» предназначен для начального изучения алгоритмизации и программирования учащимися 5 классов общеобразовательной школы, применяя системно-деятельностный подход в обучении.

Данный курс составлен на основе:

1. Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир Методическое пособие Томск - 2002 г.

2. Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»

3. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень "Основы информатики и вычислительной техники", Москва, "Просвещение", 1992 год.

Актуальность обучения программированию:

• в связи с введением нового федерального государственного стандарта необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;

• необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов).

Особенности системы КуМир:

• В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.

• При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.

• При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

• Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.

Основные цели:

• создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;

• развитие алгоритмического мышления учащихся

• расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;

• познакомить со спецификой профессии программиста

В ходе ее достижения решаются задачи: Обучающие:

освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”;

обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.

Воспитательные: воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач;

Развивающие: формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, развитие логического мышления и памяти обучающихся; развитие навыков проектно-творческой деятельности



Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие: 1. Индивидуальное обучение. Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия.

2. Обучение в активной деятельности. Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.

3. Преемственность. Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.

Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования.

Прогнозируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения 4 интересов .

Предметные: закрепление математического материала в области метода координат (работа в первой четверти с положительными числами), владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.

Весь курс построен на основе системно-деятельностного подхода и модульного принципа. Каждый обучающийся может выбрать стратегию своего обучения, т. е. создать алгоритм аналогичный разобранному, либо сделать дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы алгоритмизации. Для обучающихся с особыми образовательными способностями разработан отдельный блок теоретических работ и заданий для написания программ. Все этапы алгоритма тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченного алгоритма.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;

- внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.

Система оценки достижений обучающихся: Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем составления сложных, комбинированных алгоритмов для исполнителя Чертежник.











Тематическое планирование учебного материала

Предлагаемый материал рассчитан на 34 часа

Тема

Содержание курса

Количество часов

Тема 1: Метод координат. Симметрия относительно осей Х и У

Построение фигур (ключ, танк, парус, экскаватор, самолет, замок) на координатной плоскости (1 четверть, положительные числа). Алгоритм построения фигур.

6

Тема 2: Алгоритм. Программа. Среда Чертежника. Система команд Исполнителя Чертежник.

Предназначение исполнителя Чертежник. Система команд исполнителя. Алгоритмы и программы рисования простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). Написание алгоритмов и программ для рисования римских цифр, куба, звезды, елочки, домика.

12

Тема 3: Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор"

Алгоритмы и программы рисования фигур с помощью команд "сместиться в точку" и "смеситься на вектор"

12

Зачетная работа


2

Творческая работа


2

















Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Элементы содержания

Форма занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

метапредметные

предметные

Тема 1: Метод координат. (6 ч.)

1-6

Знакомство с координатной плоскостью.

Метод координат. Симметрия относительно осей Х и У

6

Построение фигур (ключ, танк, парус, экскаватор, самолет, замок) на координатной плоскости. Алгоритм построения фигур. Задания по карточкам.

лекция, практическое занятие

-ставить учебную задачу

- осуществлять поиск необходимой информации

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- составлять план действий

- контролировать действия партнёра

Знать:

- понятие о методе координат (1 четверть, положительные числа)

- алгоритм, виды алгоритмов

- понятие модели, виды моделей


Тема 2: Алгоритм. Программа. Среда Чертежника. Система команд Исполнителя Чертежник. (12 часов)

7-18

Алгоритм. Понятие, свойства. Программа. Определение, структура. Исполнитель Чертежник. Среда и СКИ Чертежника: "опустить, поднять перо", "установить цвет", "надпись". Линейный алгоритм

12

Предназначение исполнителя Чертежник.. Система команд исполнителя. Алгоритмы и программы рисования простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). Написание алгоритмов и программ для рисования римских цифр, куба, звезды, елочки, домика.

Практическое занятие, лекция

- Выбирать способ решения задачи,

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- Осуществлять поиск необходимой информации

-структурирование знаний

- взаимодействие в группах

Знать:

- СКИ Чертёжника

Уметь:

- составлять простейшие программы для исполнителя Чертёжник

- общий вид, структуру программы

-вспомогательные алгоритмы

Уметь:

- составлять программы в среде Чертежника

Тема 3: Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор" (12 часов)

19-30

Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор". Программы "Волк", "Собака", "Слон", "Кот", "Человечек", "Гриб", "Колокольчик". "Бабочка", "Звезды"


12

Алгоритмы и программы рисования фигур с помощью команд "сместиться в точку" и "смеситься на вектор"

лекция, практическая работа

- проводить сравнение

- владеть приёмами решения задачи

- корректировать действие после завершения задачи

Решать задачи наиболее эффективным способом

31

Зачетная работа

"Домик", "Машина"

2

учащимся предлагается реализовать задачи в среде исполнителя Чертёжник

Практическая работа

Адекватно воспринимать оценку своей деятельности

Адекватно оценить освоенные теоретические знания

32

Творческая работа

"Бегемот", "Снеговик"

2




33,34

Итоговая работа в среде Чертежника





Требования к умениям и навыкам

В результате изучения основ программирования обучающиеся 5 класса должны:

знать:

• что такое формальный исполнитель Чертежник

• систему команд формального исполнителя Чертежника

уметь:

• составлять алгоритмы для формального исполнителя «Чертежник»

Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — программы и творческого проекта

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

5) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников.

Качество ученической программы оценивается следующими критериями:

- Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.

- «Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников





Содержательная часть (практические занятия, творческие работы)