Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 134" г. Новосибирска
Рабочая программа
элективного курса основ программирования
"Учимся программировать в среде Кумир"
Количество учебных часов - 34
Образовательная область: информатика
Возрастная группа: 5 классы
Составила: Третьякова Светлана Михайловна
Должность: учитель информатики 1 квалификационной категории
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Учимся программировать в среде Кумир» предназначен для начального изучения алгоритмизации и программирования учащимися 5 классов общеобразовательной школы, применяя системно-деятельностный подход в обучении.
Данный курс составлен на основе:
1. Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир Методическое пособие Томск - 2002 г.
2. Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»
3. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень "Основы информатики и вычислительной техники", Москва, "Просвещение", 1992 год.
Актуальность обучения программированию:
• в связи с введением нового федерального государственного стандарта необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
• необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов).
Особенности системы КуМир:
• В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.
• При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.
• При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.
• Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.
Основные цели:
• создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
• развитие алгоритмического мышления учащихся
• расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;
• познакомить со спецификой профессии программиста
В ходе ее достижения решаются задачи: Обучающие:
освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”;
обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные: воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач;
Развивающие: формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, развитие логического мышления и памяти обучающихся; развитие навыков проектно-творческой деятельности
Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие: 1. Индивидуальное обучение. Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия.
2. Обучение в активной деятельности. Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.
3. Преемственность. Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.
Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования.
Прогнозируемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения 4 интересов .
Предметные: закрепление математического материала в области метода координат (работа в первой четверти с положительными числами), владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.
Весь курс построен на основе системно-деятельностного подхода и модульного принципа. Каждый обучающийся может выбрать стратегию своего обучения, т. е. создать алгоритм аналогичный разобранному, либо сделать дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы алгоритмизации. Для обучающихся с особыми образовательными способностями разработан отдельный блок теоретических работ и заданий для написания программ. Все этапы алгоритма тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченного алгоритма.
Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;
- внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.
Система оценки достижений обучающихся: Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем составления сложных, комбинированных алгоритмов для исполнителя Чертежник.
Тематическое планирование учебного материала
Предлагаемый материал рассчитан на 34 часа
Тема | Содержание курса | Количество часов |
Тема 1: Метод координат. Симметрия относительно осей Х и У | Построение фигур (ключ, танк, парус, экскаватор, самолет, замок) на координатной плоскости (1 четверть, положительные числа). Алгоритм построения фигур. | 6 |
Тема 2: Алгоритм. Программа. Среда Чертежника. Система команд Исполнителя Чертежник. | Предназначение исполнителя Чертежник. Система команд исполнителя. Алгоритмы и программы рисования простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). Написание алгоритмов и программ для рисования римских цифр, куба, звезды, елочки, домика. | 12 |
Тема 3: Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор" | Алгоритмы и программы рисования фигур с помощью команд "сместиться в точку" и "смеситься на вектор" | 12 |
Зачетная работа | | 2 |
Творческая работа | | 2 |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся |
метапредметные | предметные |
Тема 1: Метод координат. (6 ч.) |
1-6 | Знакомство с координатной плоскостью. Метод координат. Симметрия относительно осей Х и У | 6 | Построение фигур (ключ, танк, парус, экскаватор, самолет, замок) на координатной плоскости. Алгоритм построения фигур. Задания по карточкам. | лекция, практическое занятие | -ставить учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации - осуществлять итоговый и пошаговый контроль - составлять план действий - контролировать действия партнёра | Знать: - понятие о методе координат (1 четверть, положительные числа) - алгоритм, виды алгоритмов - понятие модели, виды моделей |
Тема 2: Алгоритм. Программа. Среда Чертежника. Система команд Исполнителя Чертежник. (12 часов) |
7-18 | Алгоритм. Понятие, свойства. Программа. Определение, структура. Исполнитель Чертежник. Среда и СКИ Чертежника: "опустить, поднять перо", "установить цвет", "надпись". Линейный алгоритм | 12 | Предназначение исполнителя Чертежник.. Система команд исполнителя. Алгоритмы и программы рисования простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). Написание алгоритмов и программ для рисования римских цифр, куба, звезды, елочки, домика. | Практическое занятие, лекция | - Выбирать способ решения задачи, - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль - Осуществлять поиск необходимой информации -структурирование знаний - взаимодействие в группах | Знать: - СКИ Чертёжника Уметь: - составлять простейшие программы для исполнителя Чертёжник - общий вид, структуру программы -вспомогательные алгоритмы Уметь: - составлять программы в среде Чертежника |
Тема 3: Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор" (12 часов) |
19-30 | Команды "сместиться в точку" и "сместиться на вектор". Программы "Волк", "Собака", "Слон", "Кот", "Человечек", "Гриб", "Колокольчик". "Бабочка", "Звезды" | 12 | Алгоритмы и программы рисования фигур с помощью команд "сместиться в точку" и "смеситься на вектор" | лекция, практическая работа | - проводить сравнение - владеть приёмами решения задачи - корректировать действие после завершения задачи | Решать задачи наиболее эффективным способом |
31 | Зачетная работа "Домик", "Машина" | 2 | учащимся предлагается реализовать задачи в среде исполнителя Чертёжник | Практическая работа | Адекватно воспринимать оценку своей деятельности | Адекватно оценить освоенные теоретические знания |
32 | Творческая работа "Бегемот", "Снеговик" | 2 | | | |
33,34 | Итоговая работа в среде Чертежника | | | | |
Требования к умениям и навыкам
В результате изучения основ программирования обучающиеся 5 класса должны:
знать:
• что такое формальный исполнитель Чертежник
• систему команд формального исполнителя Чертежника
уметь:
• составлять алгоритмы для формального исполнителя «Чертежник»
Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — программы и творческого проекта
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
5) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников.
Качество ученической программы оценивается следующими критериями:
- Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.
- «Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников
Содержательная часть (практические занятия, творческие работы)









