Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
Кондинский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
Программа элективного курса по истории
«Все войны России»
9 класс
34 часа
Автор
Терентьева Г. Г.,
учитель истории.
2005г
Пояснительная записка
Война — явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времен. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остается прежней. Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. В условиях “информационного беспредела”, откровенной фальсификации событий определенная часть общества, особенно молодежь, теряет социальные ориентиры, уважение к отечественной истории и традициями народа, к гражданскому долгу - защите Отечества.
Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали не престижными. Все это накладывает на педагогов огромную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, будущего гражданина - патриота своей страны.
К сожалению, в последние годы наблюдалась тенденция резкого снижения воспитательного воздействия культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Только героические исторические события, отдельные достижения нашей огромной державы в области науки, техники, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов.
В период существования СССР ход многих исторических событий был искажен, чтобы скрыть истинные мотивы тех или иных действий советского руководства. Долгие годы устоявшиеся оценки и выводы о многих событиях советской истории не подвергались сомнению и перекочевывали из одного учебного пособия в другое. Во второй половине XXв. в. национальными историческими школами различных стран и различных идеологических направлений существенно продвинуто изучение вопроса о происхождении войны, конкретного механизма ее развязывания. Существенно расширилась источниковая база проблемы, появились более или менее разумные концепции, главное достоинство которых состоит в преодолении синдрома узко-националистического недалекого подхода .Поэтому учащиеся должны знать существующие варианты причин, следствий и оценок исторических событий, один вариант — общепринятый, другие— основанные на анализе отечественных и зарубежных исторических исследований последнего десятилетия.
Данный курс призван расширить знания учащихся по истории и пробудить интерес к более глубокому изучению прошлого нашей Родины.
Цели данного курса:
-- ее мотивы (оборонительные и агрессивные войны);
юридическое оформление (официальные и необъявленные);
состав участников, союзников и противников (двусторонние и многосторонние, коалиционные);
тип ведения боевых действий (наступательные, оборонительные, смешанные — оборонительно-наступательные, наступательно-оборонительные);
место, театр боевых действий (на своей, чужой территории, смешанные);
использование техники и технологий (в частности, средств уничтожения и средств передвижения);
особенности использовавшихся видов вооруженных сил;
особенности стратегии и тактики;
итоги войны (победа, поражение, соотношение потерь и приобретений).
осмысление учащимися роли войн в истории России на основе проблемного подхода и исследовательских методов учебно-познавательной деятельности;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации как основы решения исследовательских задач, комплексной работы с различными типами исторических источников, методами проектной учебно-познавательной деятельности (индивидуальный и групповой);
развитие у учащихся исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; формирование умения выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; усиление мотивации учащихся к самостоятельному познанию и творчеству как основе освоения исторического прошлого;
воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, обогащение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
формирование историко-познавательной информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся.
формирование основных концепций изучения истории войны на основе всестороннего обмена мнениями определить основные направления формирования у граждан высокого патриотического сознания, активной жизненной позиции.
Данный курс состоит из 6 разделов, где речь пойдёт о войнах разных эпох, включая время с ХY до ХХ века. Значительное место отведено знакомству с различными документами разных эпох. Из 34 часов учебного времени 18 часов отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение найдут уроки с применением видеоматериалов, практикумы с использованием документов различных эпох, семинары, круглые столы. В ходе учебных занятий предполагается шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.
Требования к знаниям и умениям школьников
В результате изучения данного курса ученик должен:
Уметь (владеть способами познавательной деятельности);
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
классифицировать исторические источники по типу информации;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения, суждения и интерпретации;
- реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-
следственных связей и динамики развития исторического явления;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об
общих принципах и логике всемирно-исторического процесса;
участвовать в обсуждении исторических проблем и в групповой работе, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
№ | Тема | Кол-во часов | Формы проведения | Образовательный продукт |
| | всего | лекций | практ. | | | |
1. | Войны 15 века | 2 | 1 | 1 | Лекция Практическое занятие | Конспект Характеристика Оценка | |
11. | Войны 16 века | 5 | 2 | 3 | Лекция Лабораторное занятие (работа с документами) | Конспект Оценка | |
III. | Войны 17 века | 7 | 3 | 4 | Лекция Лабораторное занятие Семинар | Конспект Характеристика Оценка | |
IV. | Войны 18 века | 6 | 3 | 3 | Видеолекция Консультация Выступление с сообщениями в 7 классах | Конспект Сообщение | |
V. | Войны 19 века | 5 | 2 | 3 | Лекция (видеолекция) | Конспекты Таблица Оценка | |
VI. | Войны 20 века | 8 | 4 | 4 | Лекция Круглый стол по итогам Великой Отчественно войны | Конспекты Оценка Сообщения | |
Итоги курса | 34часа | 15 | 18 | | Создание компьютерной презентации, или создание веб-сайта по теме курса | |
2.Учебно-тематический план
З. Содержание программы курса
Содержание данного раздела раскрывается через систему параметров ,указанных в целях данного курса, прописанных в пояснительной записке.
Русско-литовская(Пограничная ) война(1487-1494гг).
Русско-шведская война (1496-1497гг) .Русско-литовская война (1499-1503гг) .
Война с Ливонским орденом(1501-1503гг). Русско-литовская война(1507-1508гг)
Русско-литовская война(1512-1522гг). Война с Казанским ханством(1523-1524гг)
Война с Казанским ханством(1530г). Русско-литовская война(1534-1536гг)
Война с Казанским ханством(1545г). Война с Казанским ханством(1548-1550гг)
Война с Казанским ханством(1552г). Война с Крымским ханством(1555-1559гг)
Завоевание Астраханского ханства(1556г). Ливонская война (1558-1583гг)
Война с Крымским ханством(1571-1572гг). Русско-шведская война (1590-1593гг)
Польская и шведская интервенция в Россию(1609-1618гг). Русско-польская (Смоленская ) война(1632-1634гг). Русско-польская война(1654-1667гг)
Русско-шведская война( 1656-661гг). Русско-турецкая война(1676-1681гг)
Война с Крымским ханством (1687-1689гг). Русско-турецкая война(Азовские походы)(1695-1700гг)
Северная война (1700-1721гг). Русско-турецкая война (Прутский поход) (1710-1711). Русско-иранская война (Персидские походы) (1722-1724гг). Русско-польская война (война за польское наследство)(1733-1735гг). Русско-турецкая война(1735-1739гг). Русско-шведская война (1741-1743). Семилетняя война(1756-1763гг).Русско-польская война 1768-1772гг). Русско-турецкая война(1768-1774гг) .Русско-турецкая война(1787-1791гг)
Русско-шведская война (1788-1790гг).Русско-польская война(1792).Русско-французская война (1798-1800гг)
Войны 19 века.
Русско-иранская война (1804-1813гг). Участие России в войне против Франции в составе 3й коалиции (1805г). Участие России в войне против Франции в составе 4й коалиции. Русско-прусско-французская война (1806-1807гг). Русско-турецкая война (1806-1812гг). Русско-шведская война (1808-1809гг) Русско-французская война (1812—1814 гг.) Заграничный поход русской армии (1813—1814 гг.)
Завоевание Кавказа. Кавказская война (1817-1864 гг). Русско-иранская война (1826-1828гг Русско-турецкая война (1828—1829 гг.) Крымская война (1853-1856 гг.). Завоевание Средней Азии (1864—1885 гг.). Русско-турецкая война (1877-1878 гг.
Русско-японская война (1904—1905 гг.) .Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.
Иностранная интервенция в Россию (1918—1922 гг.) Советско-польская война (1920 год) Советско-финская (Зимняя) война (1939-1940 гг.Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) .Война с Японией (1945 год).
4. Список литературы
Бодер Д.И.Все войны России.Справочное пособие.М.2001г.
Великие государственные деятели России / Под редакцией Киселёва Д. - М., 1996
Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси (серия Ж.З.Л.). - М., 1986.
Канва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII - XV вв. Учебное пособие.
Кацва Л.А., Юрганов А.П. История России XVI - Х\ГШ вв. Учебное пособие.
Сенявская Е.Войны 20столетия.История.(еженедельное приложение к газете «Первое сентября»)1999г,№31,42,43,47
Энциклопедии и справочники
5. Приложение
Конечная цель курса - создание компьютерной презентации, или создание веб-сайта по теме курса.
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
Кондинский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
Программа элективного курса по истории
«Все войны России»
Автор
Терентьева Г. Г.,
учитель истории.
2005г