Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Тогучинского района Тогучинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида
УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:
Директор МКС(К)ОУ
Тогучинского района Тогучинской
СКОШ 8 вида на заседании МО
Матецкая О.В. __________ протокол №_______
«____»______________20__г. «_____»__________20___г. «____»______20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива « Резьба по дереву» в 5-9 классах
учителя Спиридонова Сергея Алексеевича
МКС(К)ОУ Тогучинского района Тогучинской СКОШ 8 вида
на 2014-2015 учебный год
Корректировка рабочей программы:
г.Тогучин 2014г.
Пояснительная записка.
Соединение учебных занятий с техническим творчеством и декоративно - прикладным искусством является одним из путей повышения интереса к труду. Трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. Факультативный курс «Резьба по дереву» в 5-9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы YIII вида – важное звено трудового обучения и развития школьников. На этапе обучения столярному делу проходит формирование понятия о приёмах работы столярным инструментом, формируются основные навыки деревообработки и формируются доступные учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в допрофессиональном обучении. Совершенствуются и обогащаются умения выполнять задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям. Школьникам полезны занятия с чередованием разнообразных движений. Именно таковы занятия декоративно-прикладным искусством – в процессе художественной обработки материалов работа чередуется с ручными столярными операциями: строганием, пилением, долблением. Освоив уроки геометрической резьбы в сочетании с познаниями основ столярного ремесла ученики смогут добиться определённого уровня мастерства, научиться рационально изготавливать красивые и полезные вещи.
Программа факультатива «Резьба по дереву» рассчитана на учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее. Программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда – «резьба по дереву».
Формы занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений, полученных на уроках столярного дела. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности и организации своего рабочего места.
Цель программы:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся через овладение технологией художественной обработки древесины, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы
Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
обучение основам техники выполнения различных видов резьбы.
Развивающие:
способствовать развитию у детей воображения, творческого мышления, пространственной ориентировки;
развивать двигательные способности, мелкую моторику рук
Воспитательные:
Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства обработки древесины.
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к истории и традициям своей Родины; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.
Требования к уровню подготовленности обучающихся.
По завершению изучения данной программы обучающиеся
Должны знать:
-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-основные понятия графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);
-способы разметки по шаблону и чертежу;
-принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, лакирование, окраска;
-историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева;
-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-разные виды резьбы и их особенности;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
-уметь читать чертежи, эскизы, технические рисунки;
-определять породу и пороки древесины по ее внешнему виду;
-производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
-производить отделку столярных изделий с учетом дизайна;
-выполнять элементы различных видов резьбы;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Теор. | Практ. |
Первая четверть | 9 | | |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Резьба по дереву. Материалы и инструменты для резьбы по дереву. | 1 | | |
3 | Виды узоров и орнаментов в резьбе. | 1 | | |
4 | Практическая работа. Изображение простых орнаментов и узоров. | 1 | | |
5 | Способы изображения художественного замысла. Линейные орнаментальные композиции. Сетчатые орнаментальные композиции. Геометрические орнаментальные композиции. | 1 | | |
6 | Практическая работа. Копирование узоров с образца. | 1 | | |
7 | Правила резьбы вдоль волокон. | 1 | | |
Правила резьбы поперёк волокон и под углом к волокнам. | | |
Правила резьбы по кривой линии и по окружности. | | |
8 | Практическая работа. Резьба простых геометрических узоров способом двухгранной выемки. | 1 | | |
9 | Итоговое занятие | 1 | | |
Итого за первую четверть | 9 | | |
Вторая четверть | 7 | | |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Назначение и применение геометрической трёхгранно-выемчатой резьбы. Разметка узора геометрического орнамента на заготовках. | 1 | | |
3 | Резьба трёхгранной выемки. | 1 | | |
4 | Практическая работа. Отработка приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. | 1 | | |
5 | Декоративная разделочная доска из древесины. | 1 | | |
6 | Декоративное панно. Дверная филёнка. | 1 | | |
7 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Итого за вторую четверть: | 7 | | |
Третья четверть | 10 | | |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Правила оформления графического рисунка. | 1 | | |
3 | Построение плоских геометрических фигур. | 1 | | |
4 | Построение геометрических орнаментов. | 1 | | |
5 | Основные элементы геометрической резьбы. | 1 | | |
6 | Некоторые узоры и мотивы орнаментов геометрической резьбы. | 1 | | |
7 | Практическая работа: Резная декоративная доска. | 1 | | |
8 | Декоративная кухонная разделочная доска. | 1 | | |
9 | Декоративная резная накладная доска. | 1 | | |
10 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Итого за третью четверть: | 10 | | |
Четвёртая четверть | 9 | | |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Основные требования к материалу древесины для резьбы. | 1 | | |
3 | Условия эксплуатации деревянных резных изделий. | 1 | | |
4 | Практическое занятие. Составление плана изготовления резного изделия. | 1 | | |
5 | Деревянная декоративная шкатулка. | 1 | | |
6 | Декоративная подставка для цветов. | 1 | | |
7 | | 1 | | |
8 | Контрольное задание. Фрагмент резного узора. | 1 | | |
9 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Итого за четвёртую четверть: | 9 | | |
Итого за год: | 38 | | |