СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соединение учебных занятий с техническим творчеством и декоративно - прикладным искусством является одним из путей повышения интереса к труду. Трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. 

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Тогучинского района Тогучинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида



УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:

Директор МКС(К)ОУ

Тогучинского района Тогучинской

СКОШ 8 вида на заседании МО

Матецкая О.В. __________ протокол №_______

«____»______________20__г. «_____»__________20___г. «____»______20___г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива « Резьба по дереву» в 5-9 классах

учителя Спиридонова Сергея Алексеевича

МКС(К)ОУ Тогучинского района Тогучинской СКОШ 8 вида

на 2014-2015 учебный год










Корректировка рабочей программы:


п/п

Тема

Приказ

Подпись














г.Тогучин 2014г.




Пояснительная записка.


Соединение учебных занятий с техническим творчеством и декоративно - прикладным искусством является одним из путей повышения интереса к труду. Трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. Факультативный курс «Резьба по дереву» в 5-9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы YIII вида – важное звено трудового обучения и развития школьников. На этапе обучения столярному делу проходит формирование понятия о приёмах работы столярным инструментом, формируются основные навыки деревообработки и формируются доступные учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в допрофессиональном обучении. Совершенствуются и обогащаются умения выполнять задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям. Школьникам полезны занятия с чередованием разнообразных движений. Именно таковы занятия декоративно-прикладным искусством – в процессе художественной обработки материалов работа чередуется с ручными столярными операциями: строганием, пилением, долблением. Освоив уроки геометрической резьбы в сочетании с познаниями основ столярного ремесла ученики смогут добиться определённого уровня мастерства, научиться рационально изготавливать красивые и полезные вещи.

Программа факультатива «Резьба по дереву» рассчитана на учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее. Программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда – «резьба по дереву».

Формы занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений, полученных на уроках столярного дела. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности и организации своего рабочего места.

Цель программы:

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся через овладение технологией художественной обработки древесины, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы


Образовательные:


обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;

обучение основам техники выполнения различных видов резьбы.


Развивающие:


способствовать развитию у детей воображения, творческого мышления, пространственной ориентировки;

развивать двигательные способности, мелкую моторику рук


Воспитательные:


Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства обработки древесины.

воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к истории и традициям своей Родины; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.



Требования к уровню подготовленности обучающихся.


По завершению изучения данной программы обучающиеся

Должны знать:

-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

-основные понятия графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);

-способы разметки по шаблону и чертежу;

-принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

-способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, лакирование, окраска;

-историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева;

-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

-разные виды резьбы и их особенности;

-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

-рационально организовывать рабочее место;

- соблюдать правила техники безопасности;

-уметь читать чертежи, эскизы, технические рисунки;

-определять породу и пороки древесины по ее внешнему виду;

-производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

-применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

-производить отделку столярных изделий с учетом дизайна;

-выполнять элементы различных видов резьбы;

-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами










Учебно – тематический план


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Теор.

Практ.

Первая четверть

9



1

Вводное занятие.

1



2

Резьба по дереву. Материалы и инструменты для резьбы по дереву.

1



3

Виды узоров и орнаментов в резьбе.

1



4

Практическая работа. Изображение простых орнаментов и узоров.

1



5

Способы изображения художественного замысла.

Линейные орнаментальные композиции.

Сетчатые орнаментальные композиции.

Геометрические орнаментальные композиции.

1



6

Практическая работа. Копирование узоров с образца.

1



7

Правила резьбы вдоль волокон.

1



Правила резьбы поперёк волокон и под углом к волокнам.



Правила резьбы по кривой линии и по окружности.



8

Практическая работа. Резьба простых геометрических узоров способом двухгранной выемки.

1



9

Итоговое занятие

1



Итого за первую четверть

9



Вторая четверть

7



1

Вводное занятие.

1



2

Назначение и применение геометрической трёхгранно-выемчатой резьбы.

Разметка узора геометрического орнамента на заготовках.

1



3

Резьба трёхгранной выемки.

1



4

Практическая работа. Отработка приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы.

1



5

Декоративная разделочная доска из древесины.

1



6

Декоративное панно. Дверная филёнка.

1



7

Итоговое занятие.

1



Итого за вторую четверть:

7



Третья четверть

10



1

Вводное занятие.

1



2

Правила оформления графического рисунка.

1



3

Построение плоских геометрических фигур.

1



4

Построение геометрических орнаментов.

1



5

Основные элементы геометрической резьбы.

1



6

Некоторые узоры и мотивы орнаментов геометрической резьбы.

1



7

Практическая работа: Резная декоративная доска.

1



8

Декоративная кухонная разделочная доска.

1



9

Декоративная резная накладная доска.

1



10

Итоговое занятие.

1



Итого за третью четверть:

10



Четвёртая четверть

9



1

Вводное занятие.

1



2

Основные требования к материалу древесины для резьбы.

1



3

Условия эксплуатации деревянных резных изделий.

1



4

Практическое занятие. Составление плана изготовления резного изделия.

1



5

Деревянная декоративная шкатулка.

1



6

Декоративная подставка для цветов.

1



7


1



8

Контрольное задание. Фрагмент резного узора.

1



9

Итоговое занятие.

1



Итого за четвёртую четверть:

9



Итого за год:

38