СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по математике для 5 класса "Математические игры"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочных занятий (факультатива) "Математические игры" предназначена для учащихся 5-6 классов. Целью данной программы является развитие у учащихся логического мышления, творческих способностей, воспитание интереса к предмету математики, развитие самоконтроля и умения работать в группах. Программа расчитана на 1 год на 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по математике для 5 класса "Математические игры"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселёвского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 11»


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО учителей на педсовете протокол №__

образовательной области заместитель директора по УВР от «__»_____________2015 «_математика___» директор

протокол № _____ _________/_С.В.Колесова/ ___________/Н.А.Губанова/

от «__»____________2015 г. приказ № _____

руководитель МО «__»____________2015 г от «__»____________2015 г.

_________/О.И.Савицкая/









Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления



кружок по математике для 5 классов

«Математические игры»



Количество часов в неделю – 1 ч. в год – 34 ч.



Учитель: Савицкая Ольга Ивановна



на 2015-2016 учебный год
















г. Киселёвск

2015

Пояснительная записка.


Данная рабочая программа по математике разработана для обучающихся 5 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» , соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089) по математике и направлена на расширение и углубление знаний по предмету.

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и вариативного образования, в обновлении содержания, в разработке новых подходов к определению результатов обучения и другие. Основная идея состоит в том, чтобы создать обучаемому оптимальные возможности получения образования желаемого уровня и характера в любой период его жизни.

Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.

Целью данного кружка по внеурочной деятельности является привитие интереса учащимся к математике, воспитание культуры математического мышления, обучение решению нестандартных задач, развитие коммуникативных способностей.

Задачи занятий:

  • развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

  • развивать логику и сообразительность, интуицию, пространственное и творческое воображение, математическое мышление;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

  • выработать у учащихся навыки работы в группах;

  • рассмотреть с учащимися некоторые методы решения логических заданий, ребусов, головоломок и т.д.

  • познакомить учащихся видами математических игр;

  • воспитывать наблюдательность, привычку к самопроверке;

  • учить учащихся подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца

  • подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах;

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, командные, индивидуальные. В основном занятия проводятся в форме КВНов, математических праздников, викторин, соревнований. Изучение каждого раздела заканчивается групповой игрой-соревнованием.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, головоломкам, кроссвордам, математическим играм, ребусам, фокусам.



Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование раздела (темы)

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Ребусы

4

3

Математические загадки

3

4

Логические задачи

5

5

Математические игры

8

6

Математические головоломки

6

7

Математические фокусы

4

8

Кроссворды

2

9

Итоговое занятие - математический праздник.

1

Содержание

Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка. “Отношение учащихся к математике характеризуется в основном снижением ее популярности… Вообще, 5-6 классы – “критический возраст” в математическом развитии. Стремление добиваться владения учащимися необходимыми вычислительными навыками, делает учебу однообразной, а курс математики не интересным.

Требуются сейчас иные, не традиционные подходы к формированию знаний, выработке умения усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. От того как учителю удается: пробудить потребность в познании; вызвать интерес учащихся к предмету, во многом зависят результаты обучения и воспитания. В. А. Сухомлинский не раз напоминал о том, что каждый нормальный ребенок идет в школу с горячим желанием учиться, с огоньком любознательности и интереса. Очень важно сохранить этот интерес и пронести его через все школьные годы. Среди различных путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация их игровой деятельности. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка к учению и к труду. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением. Дидактические игры облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому способствует дидактическая игра на внеурочных занятиях математики, обладающая образовательной, развивающей и воспитательной функциями. На таких занятиях вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки.

  1. Вводное занятие

  2. Ребусы. Различные виды ребусов. Способы их решения. Ребусы с отгадыванием пропущенных чисел. Ребусы, содержащие в себе цифры. Ребусы определяющие названия математических понятий

Практика. Решение и составление ребусов. Игра «Пойми меня».

  1. Математические загадки Различия в построении загадок. Математические задачи-загадки античных времен.

Практика. Отгадывание загадок с математическим содержанием. Игра «Очень много интересного и пока что неизвестного»

  1. Логические задачи Задачи-шутки, задачи на сравнение. Занимательные задачи. Задачи на взвешивание, задачи на переливание. Задачи на внимание.

Практика. Решение логических задач. Игра "Юный математик"

  1. Математические игры. Виды математических игр. Математические игры на шахматной доске. Как играть, чтобы не проиграть.

Практика. Игра «Морской бой». Игра «Математическое лото». Игра «Магические квадраты». Игра «Отгадай слово». Игра «Сказочные шахматы». Викторина «Игротека»

  1. Математические головоломки. Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические головоломки Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Головоломки со спичками. Задачи на разрезание. «Вечный» календарь.

  2. Практика. Разгадывание головоломок. Танграм, лабиринты, оригами. «Своя игра» Математические фокусы. Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку». Виды математических фокусов. Арифметические фокусы. Фокусы с часами, кубиками, картами.

Практика. Игра «Сверх способности»

  1. Кроссворды Разновидности «…вордов». Кроссворды. Сканворды. Японские кроссворды. Судоку.

Практика. Матч - ворд.

  1. Итоговое занятие.

Практика. Интеллектуальный марафон.


Ожидаемые результаты

Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года должны

знать/понимать:

  • приёмы разгадывания математических ребусов, загадок и головоломок;

  • правила математических игр;

  • этапы разгадывания сканвордов, судоку, японских кроссвордов .

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • решать головоломки;

  • составлять занимательные задачи, ребусы;

  • показывать математические фокусы.

использовать :

  • полученные знания при выполнении логических заданий;

  • некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

В результате освоения программы математического кружка «Математические игры» учащиеся должны приобрести навыки разработки выигрышных стратегий, решения логических, олимпиадных задач; овладеть приемами быстрого счета; научиться использовать свой творческий потенциал; оформлять работы; доказывать свою точку зрения, работать в группах; получить представление о масштабе использования математических знаний в повседневной жизни.


















Календарно-тематическое планирование учебного материала

по математике 5 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)


Изучаемый раздел (тема)

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

Коррекция (примечание)

Вводное занятие(1)

1

Вводное занятие



Ребусы (4)

2

Ребусы. Правила решения ребусов



3

Числовые ребусы



4

Ребусы, содержащие цифры



5

Игра «Пойми меня»



Математические загадки (3)

6

Различия в построении загадок



7

Математические задачи-загадки античных времен.



8

Игра «Очень много интересного и пока что неизвестного»



Логические задачи (5)

9

Задачи-шутки, задачи на сравнение



10

Задачи на взвешивание, задачи на переливание



11

Занимательные задачи.



12

Задачи на внимание



13

Игра "Юный математик"



Математические игры (8)

14

Виды математических игр



15

Игра «Морской бой»



16

Игра «Математическое лото»



17

Игра «Магические квадраты»



18

Игра «Отгадай слово»



19

Игра «Сказочные шахматы»



20

Математические игры на шахматной доске



21

Викторина «Игротека»



Математические головоломки (6)

22

Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания.



23

Арифметические головоломки.



24

Головоломки со спичками.



25

Задачи на разрезание. Танграмы.



26

«Вечный» календарь



27

«Своя игра»



Математические фокусы (4)

28

Виды математических фокусов



29

Арифметические фокусы.



30

Фокусы с часами, кубиками, картами.



31

Игра «Сверх способности»



Кроссворды (2)

32

Разновидности «…вордов»



33

Матч - ворд



Итоговое занятие (1)

34

Интеллектуальный марафон






Список литературы.
  1. Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г.

  2. Минскин Е. М. От игры к знаниям. - М. «Просвещение», 1987 г.

  3. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М. «Просвещение», 1995 г.

  4. Нагибин Ф. Ф., Канин У. С. Математическая шкатулка. - М. «Просвещение», 1988 г.

  5. Леман И. Увлекательная математика. - М. «Знание», 1985 г.

  6. Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Мнемозина, 2010

  7. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: К учебнику Н.Я.Виленкина и др. Изд. 1-е/ 3-е, стереотип. 2008 г.  96 стр.  Мягкая обложка

  8. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: К учебнику Н.Я.Виленкина и др. "Математика: 5 класс", Экзамен, 2007

  9. А. С. Чесноков, К. И. Нешков - Дидактические материалы по математике. 5 класс, Просвещение, 2010

  10. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях: 5-8 классы: Нестандартные уроки; Занимательные задачи; Игры и др. Автор: Щербакова Ю.В., Глобус, 2008.

  11. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.

  12. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  13. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

  14. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

  15. А. Фарков «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы», М «Айрис-Пресс», 2007

  16. А. Фарков «Математические кружки в школе. 5-8 классы», М «Айрис-Пресс», 2008 г.

  17. О.Шейнина «Занятия школьного кружка по математике. 5-6 класс», М «НЦ ЭНАС», 2007г.

  18. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. — М. : Просвещение, 1994.

  19. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.

  20. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М.: Центрполиграф , 2010.

  21. Интернет ресурсы

  1. http://trick.fome.ru/main-5.html

  2. http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/matematicheskie-zagadki-s-otvetami.html

  3. http://fookus.narod.ru/




Приложение 1

Правила математических игр.

Игра «Быки и коровы» или «Мастермайнд» (тестовая игра)

Играют двое. Каждый задумывает четырёхзначное число с разными цифрами, которое должен отгадать партнёр. Ход заключается в том, что отгадывающий называет определённое число, также четырёхзначное с разными цифрами. Если задуманное и названное числа имеют общие цифры, стоящие на одних и тех же местах, то такую ситуацию называют «быком» ( «б»). Если общие цифры есть, но стоят они на разных местах, то это «корова» ( «к»).В ответ на ход партнёра загадчик сравнивает своё число с названным и сообщает общее число «быков» и «коров». Выиграет тот, кто быстрее отгадает число противника. Ходы и ответы можно заносить в таблицу.

Н-р:

1

2

3

4

5

6

1568

1586

1658

2576

4539

3594











Игра «Отгадай слово» (тестовая игра)

Играют двое. Один игрок задумывает слово из пяти букв, а другой должен его отгадать. С этой целью он называет одно за другим слова, состоящие из произвольного числа букв, на каждое из которых партнёр в ответ сообщает число, означающее, сколько раз буквы задуманного слова входят в названное; при этом каждая буква задуманного слова учитывается в ответе столько раз, сколько она содержится в названном. Например, задумано слово колба, противник назвал слово «оборона», тогда загадывающий называет число 5.

Игра «Морской бой» (тестовая игра)

Каждый из двух игроков рисует на клетчатой бумаге две доски размером 10Х10. На первой из них он расставляет свои карабли, а на второй разгадывает расположение кораблей противника.В состав флотилии входят 10 кораблей: один линкор (4х1, тетрамино), два крейсера (3х1, тримино), три эсминца (2х1, домино) и четыре катера (1х1, мономино). Корабли могут занимать любые поля доски, но не должны касаться друг друга ни сторонами, ни углами. Горизонтали доски обозначают числами от 1 до 10 (снизу вверх по левому краю), а вертикали - русскими буквами от а до к (слева направо по нижнему краю). После каждого выстрела (называют сначала букву, затем число) игрок получает от партнёра следующую информацию: «попал», «убил», «мимо».Игрок производит выстрелы до первого промаха. Корабль может быть не прямым, но должны палубы соприкасаться между собой одной стороной.

Игра «Знакомство»

Выбирается за основу какая-либо категория чисел. Например, числа, делящиеся на 3 и в записи которых есть цифра 3. Учащимися ведётся порядковый счёт. Вместо числа, попадающего под категорию, называется своё имя.

Игра «Наборщик» (игры со словами)

Берётся любое слово, и из его букв составляются другие слова. Используются имена существительные, нарицательные в исходной форме, в единственном числе, в именительном падеже и никаких ласкательно – уменьшительных. Выигрывает тот у кого окажется больше слов. Учитывается оригинальность слов и количество букв в них. Например, если играют 4 человека, то слово, найденное одним участником, оценивается в 3 очка, двумя – 2 очка, тремя – 1 очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков). (из слова «лекарство» придумано 180 слов.))

Игра «Анаграммы» (игры со словами)

Анаграмма – слово, составленное из всех букв данного слова. Например: колба – бокал, приказ –каприз, карта – карат – катар, клоун – колун – уклон – кулон, коршун – шнурок, материк – метрика, мошкара – ромашка, ротонда – торнадо, апельсин – спаниель, норматив – минотавр, хористка – акростих, вертикаль – кильватер, геометрия – геотермия, стационар – соратница, монограмма – номограмма, графология – голография, дозревание – раздвоение, ратификация – тарификация, старорежимность – нерасторжимость, выборочность – обрывочность, утонченность – уточненность, перемалывание - переламывание, автор – втора – рвота – тавро – товар, рост – сорт – торс - трос, вектор – корвет, корсет – сектор. Забавные анаграммы: схема смеха, фиалка калифа, ужимка мужика, реклама маклера, цитата Тацита, запонка напоказ, апостол полосат, волокита китолова. Вижу зверей – живу резвей, увидимся – удивимся, слепо топчут – после почтут.

ЭВМ и анаграммы. Чтобы найти анаграммы к словам, ЭВМ раполагает буквы, из которых состоит слово в алфавитном порядке, в словах, подходящих по количеству букв, проделывается та же операция. Затем сравнивается набор букв.

Игра «Палиндромы» (игры со словами)

Перевёртыши или полиндромы, - это слова, которые читаются одинаково слева направо и справо налево: поп, довод, доход, потоп, топот, наган, заказ, казак, шалаш, дом мод, «Аргентина манит негра», «И любит Сева вестибюли», «Лилипут сома на мосту пилил», «Удавы рвали лавры в аду», «Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером: Море, веру буди – ярок, скор, я иду буревером…» (Д.Авалиани), «А роза упала на лапу Азора» (А.Фет), «Я иду с мечём, судия» (Г.Державин)

Игра «Каркас» (игры со словами)

Известна древняя головоломка, в которой надо найти набор слов, использующий все 33 буквы алфавита, причём по одному разу каждую. Например: бык, вяз, гной, дичь, плющ, съём, цех, шурф, этаж.

Игру «каркас» придумал А.Битман. Играющие фиксируют несколько согласных, а гласные (а также й, ъ ,ь) подбирают произвольно. Например буквы К, Н, Т. Тогда: канат, танк, кнут, ткань, тоника, нытик…

Игра «Метаграммы и цепочки слов» (игры со словами)

Метаграмма данного слова получается заменой одной из его букв на другую. Игра заключается в нахождении цепочки метаграмм, соединяющей два заданных слова. Например: коза- поза- полк- волк, или коза- лоза- луза- лупа- липа- лиса…

Можно соревноваться в количестве метаграмм для того или иного слова. Так, дом, ком, лом, сом, том, дым, дог, док, дол. Или кочка, дочка, мочка, качка, кичка, кучка, корка, кошка.

Игра «Ассоциации» (игры со словами)

Два слова или понятия будем считать ассоциативно связанными, если между ними есть что-то общее. Необходимо найти кратчайшую цепочку ассоциативных переходов между двумя данными словами. Например, небо и чай. Небо – земля - вода - питьё – чай.

Игра «Балда» (игры со словами)

Первый игрок называет произвольную букву, второй добавляет букву слева или справа, имея в виду некоторое слово. Следующий игрок также приписывает букву в любое место, имея в виду своё слово, и т. д. Тот, кто очередным ходом вынужден закончить слово, либо вообще не может приписать никакой буквы (потому, что не догадывается как продолжить слово), проигрывает кон и в наказание получает букву «б». При вторичном проигрыше «ба» и т. д. до слова «балда».

Шахматная игра «ход конём»

Требуется обойти конём все поля обычной шахматной доски так, чтобы ни одно из них не посетить дважды. Известно более 30 миллионов маршрутов.

Игры на необычных досках (шахматы)

  • Доска 5х5 является минимальной, максимальная 12х12, есть прямоугольные доски 16х12.

  • Шахматы на параллельных досках Игра ведётся одновременно на двух досках расположенных одна над другой. На каждой плоскости ходы обычные, фигуры могут перемещаться и в пространстве – с одной доски на другую. Ферзь в пространстве ходит как король, пешке разрешается менять плоскость только при взятии. Можно вторую плоскость образовать с помощью прозрачных стаканов.

  • Гексагональные (шестигранные доски и поля) шахматы. Доска имеет форму шестигранника, по 6 полей на каждой стороне. Поля трёх цветов: белый, серый, чёрный. Полей 91.

Сказочные шахматы

  • Шахматы с шахами и без шахов. Игра «до первого шаха». Выигрывает тот, кто первым объявляет шах. В игре «шахматы без шахов» объявлять простой шах запрещено. Первый же шах должен быть одновременно и матом.

  • Поддавки. Основная задача игроков – избавиться от всех фигур. Мат отсутствует. Брать можно любую фигуру, включая короля.

Математические игры на шахматной доске

  • Конь и верблюд. В углу доски n х n (n≥4) стоит конь, которым противники ходят по очереди. Первый игрок перемещает его как обычного коня, но с двойным ходом (2 хода подряд), а второй – как верблюда, то есть на три поля вдоль одной линии и на одно поле вдоль другой. «Белые» начинают и стремятся поставить фигуру в противоположный угол доски, а «чёрные стараются помешать им.

  • Кошки – мышки. У первого игрока всего одна фигура – мышка, а у другого несколько фигур – кошек. Мышка и кошки ходят одинаково – на одно поле по вертикале или горизонтали. Если мышка оказалась на краю доски, то очередным ходом она спрыгивает с неё и убегает от кошек, если кошка и мышка попадают на одно поле, то кошка съедает мышку. Мышка стоит на середине поля, в первый ход она делает два шага. Кошек 2-3 стоят где угодно.

Узнай свое число.

В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован  в том, чтобы показать свое число.

Определить на ощупь.

Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.
Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.

Не ошибись.

6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.

Лучший счетчик.

На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.


Отыщи по ответу.

Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например: 156-39= 87+58= 231-83= 339:3= 38∙4=
Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. 
Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко. 
Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.

Угадаю день рождения.

- Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.
Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).
Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.
Пояснение: 
Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.

Найди свое место.

Для игры надо подготовить два комплекта карточек  с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.
Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.

Мгновенный подсчет.

Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д. 
Вот, к примеру, три таких столбика:
13-7= 15-8= 31-9=
18-13= 17-15= 56-31=
25-18= 23-17= 61-56=
38-25= 31-23= 69-61=
43-38= 39-31= 73-69=
Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).
Предупредите, что вы продиктовали  эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.
Пояснение:
чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.


Давайте посчитаем.

Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

Считай – не зевай!

В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.

Быстрое умножение.

-Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.
Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.

Веревка.

- Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.
2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.

Дроби.

К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.

Игра в – 10.

Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.

Кратно 11.

Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?

Знак числа.

Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.

Крестики – нолики.

В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.
Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.




Приложение 2

Головоломки со спичками


Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.

Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички

Задание: Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата

Задание: Переставьте три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.







Приложение 3

Загадки

1. Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (минус)

2. Не похож я на пятак, Не похож на рублик. Круглый я, да не дурак, С дыркой, но не бублик. (нуль)

3. Шея длинная такая, Хвост крючком. И не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи — нет! (двойка)

4. Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (круг)

5. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз)

6. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич? (2 килограмма)

7. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12 подков) 8. Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться? (такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом)

9. Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3, Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ? (2, т.к. «Иа» – две буквы).

10. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх? (запятая)

11. Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов? (7*7*7*7*7*7)



















Приложение 4

Положение о проведении дидактических игр

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.

8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.





















Приложение 5

Математические головоломки

К головоломкам, развивающим логическое мышление, можно отнести логические головоломки на поиск недостающих фигур. Для решения подобных головоломок нужно задействовать следующие мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение.

Задание в таких головоломках можно сформулировать одним из приведенных ниже способов:

Определи, какой фигуры не хватает.

Нарисуй вместо знака вопроса недостающую картинку.

Найди закономерность в изображенных в таблице фигурах и скажи, какая фигура должна быть расположена в последней ячейке таблицы.

Предлагаемые логические головоломки расположены в порядке возрастания сложности. Начиная с головоломки, фигуры которой отличаются по одному признаку: наличие и расположение закрашенных элементов. И заканчивая головоломкой, в которой нужно будет анализировать  и сравнивать фигуры по трем признакам (форма, цвет, принцип закрашивания: отсутствие закрашивания, штриховка, полное закрашивание).

Логические головоломки на поиск недостающих фигур

Логическая головоломка – 1

(смотрите картинку в начале статьи)

Логическая головоломка – 2 Логическая головоломка – 3

Такие логические головоломки можно начинать разгадывать уже с детьми старшего дошкольного возраста. Хотя и нас, взрослых, подобные головоломки заставляют подумать, включить свое логическое мышление. А еще больше умений требуется нам, чтобы правильно объяснить детям закономерность расположения фигур в таблице и принцип  разгадывания логической головоломки на поиск недостающей фигуры.

Ответ к головоломке с числами - 1

Ответ к головоломке с числами - 2

Ответ к головоломке с числами - 3


Приложение 6

Правила разгадывания детских ребусов

 1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Возможно, что необходимый предмет на рисунке указан стрелкой.

 2. Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий.  Также может иметь одно общее и одно конкретное значение, например, «авто» и «машина», «цветок» и «растение».  Выбирать необходимо подходящее по смыслу.

 3. В ребусе часто вы можете увидеть запятые. Если запятая стоит слева от рисунка и перевернута, то это значит, что от названия предмета на рисунке необходимо отбросить первую букву, если справа от рисунка – тогда последнюю. Сколько запятых стоит, столько букв и нужно отбрасывать.

 

 

   Например, нарисовано «сорока», а необходимо читать только «сорок».

 4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в».

 

 В данном случае, изображение можно прочитать как «воз» или «зво»

 5. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союзов «за» или «перед».

 

 6. Если один предмет или буква изображены под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под».  Требуемый вариант подбирается по смыслу. В ребусе такое сочетание может быть изображено как с горизонтальной линией, так и без нее.

 

 

Например: «под-с-ол» или «над-ол-с», или «с-над-ол», или «ол-под-с»

 

7. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по».

 

   Например: «по-р-т» или «т-по-р»

 8. Если одна буква лежит возле другой, присоединена к ней, наклонена на неё, то читают с прибавлением предлога «у».

  

 Например: «и-у-ч» или «у-ч-и»:

 9. Если в ребусе изображение предмета перевернуто вверх ногами, то его название читают с конца. Предмет могут и не переворачивать, но нарисовать стрелку справа налево.

 

 В этих двух случаях читать необходимо «нолс»

10. Если под изображенным предметом стоит перечеркнутая буква, то это означает, что эту букву при расшифровке не используют. Букву могут заменить цифрой, обозначающей порядковый номер буквы в слове. Если необходимо вычеркнуть из расшифрованного слова несколько букв, то тогда будет указано несколько перечеркнутых букв или цифр (порядковых номеров букв). Если буквы идут подряд друг за другом, то может быть указан диапазон.

 

 Приведен пример того, что из слова «автобус» нужно использовать только «обус». Все три варианта одинаковы.

 11. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».

 

 Например: «не-бо»:

 12. Если под изображением предмета стоят неперечёркнутые цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображения читаются в том порядке, который указан цифрами и только те буквы, порядковый номер которых указан цифрой. Также может быть указан диапазон цифр, если они идут друг за другом.

 Например: вместо «радуга», необходимо прочитать «дра»

13. Если под изображением предмета между буквами стоит знак «=», то это означает, что первую букву (или сочетание букв) нужно заменить второй буквой (или сочетанием букв)

 

 

 Например: на рисунке «гусь», а нужно прочитать «русь»

 14. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»

 

Например: «из-б-а» или же можно прочитать «а-из-б»

 15. Во многих случаях в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответствующими нотами.

 

Приложение 7

Математические ребусы




Приложение 8 Задачи на внимательность

1) Как разделить пять яблок между пятью людьми таким образом, чтобы одно яблоко осталось лежать в корзине?

2) Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

3) Маша живет от школы на расстоянии 3 км. А Петя – на расстоянии 5 км. На каком расстоянии друг от друга живут дети?

4) Может ли страус назвать себя птицей?

5) Врач выписал три таблетки, которые нужно принимать каждые полчаса. За сколько вы их выпьете?

6) За чем вода в бутылке?

7) Если из стакана вылить воду, что в нем останется?

8) Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и в третий ряд. Сколько всего уток?

9) Какая птица из яйца родится, но яйца не несет?

10) Летела стая гусей, увидал их другой гусь и говорит: - Поди-ка вас сто? А гуси отвечают: - Кабы нас столько, да еще столько, да еще полстолька, да четверть столька, да ты бы с нами – сто и было бы. Сколько было гусей?

11) Летела стая тетеревов и села на деревья. По двое на дерево сядут – одно дерево лишнее. По одному сядут – один тетерев лишний. Сколько было тетеревов и сколько деревьев?

12) Моего отца зовут Иван Петрович, моего сына зовут Михаил Иванович. А как зовут меня?

13) Несла женщина сто яиц, а одно выпало. Сколько яиц осталось?

14) На березе 6 больших и 3 маленьких шишек. Сколько всего шишек?

15) Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь?

16) Представьте себе, что вы кондуктор. Поезд везет сто вагонов, в каждом вагоне 10 купе. В каждом купе 4 пассажира. Сколько лет кондуктору?

17) Сколько дней рождения у человека, дожившего до 70 лет?

18) Чем кончаются день и ночь?

19) Что было «завтра», а будет «вчера»?

20) Что можно видеть закрытыми глазами?

21) Вы идете спать в 8 часов, ставите будильник и просыпаетесь в 9 часов. Сколько вы спали?

22) Что никогда в кастрюлю не поместится?

23) Шел охотник в лес. Встретил троих грибников и одного пастуха. Сколько всего человек шло в лес?

24) Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый?

25) Шли гурьбой: теща с зятем да муж с женой, мать с дочерью да бабушка с внучкою, да дочь с отцом. Сколько всего шло людей?

26) Вы заходите в темную комнату со спичками. В комнате есть, лампа, свеча и камин. Что вы зажжете в первую очередь.

 Ответ:

1.Один из пяти человек должен забрать своё яблоко вместе с корзиной. 2. Перевернуть

3 минимум 2 км, максимум 8 км. 4 Нет – он не может разговаривать 5 За час 6 За стеклом 7 Воздух 8 Три 9 Петух 10 36 11 4 тетерева и 3 дерева 12 Иван Иванович 13 0 14 0

15 Под мокрым 16 Столько, сколько вам 17 один 18 Мягким знаком 19 Сегодня 20 сон

21 1 час 22 крышка 23 один 24 две 25 четверо 26 спичку