СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Право для 10-11 классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива "Право" . Программа для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Право для 10-11 классов"»

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 10-11

Пояснительная записка

Содержание курса

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Данный курс изучается на профильном уровне как само­стоятельный учебный предмет Федерального компонента государ­ственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление ис­следовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «Осно­вы правовой культуры» на профильном уровне позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на право­вую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внима­ние на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения тео­ретические вопросы, ставшие основой для понимания норм пра­ва: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоот­ношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; консти­туционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологиче­ское право; международное право; правосудие; юридическое обра­зование.

Обучение праву в рамках курса формирует целостный ком­плекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьни­кам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юри­дической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования пра­вовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позво­ляет выработать доказательную аргументацию собственной по­зиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осу­ществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследо­вания, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активно­сти, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навы­ков правового поведения, необходимые для эффективного выпол­нения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, соб­ственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирова­ние умений осмысленно употреблять правовые понятия и катего­рии, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; пол­номочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отно­шений, урегулированных правом.


Изучение курса - «Право. Основы правовой культуры»- на­правлено на достижение следующих целей:

• развитие личности, направленное на формирование право­сознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюде­ния норм права, на осознание себя полноправным членом об­щества, имеющим гарантированные законом права и свобо­ды; содействие развитию профессиональных склонностей;

• воспитание гражданской ответственности и чувства соб­ственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим пра­вовым ценностям и институтам, правопорядку;

• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридиче­ской деятельности и основными юридическими профес­сиями;

• овладение умениями, необходимыми для применения осво­енных знаний и способов деятельности для решения практи­ческих задач в социально-правовой сфере, продолжения об­учения в системе профессионального образования;

• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулирован­ных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.



ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель­ность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осущест­вление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания инфор­мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценива­ние своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в кол­лективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям совре­менной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или буду­щей профессиональной деятельности. Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

• работа с источниками права, в том числе новыми норматив­ными актами;

• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

• изложение и аргументация собственных суждений о право­вых явлениях общественной жизни;

• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Термины:

Юриспруденция. Правовая информация. Официаль­ная правовая информация. Информация официально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Ос­новная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические функции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Ма­териальное право. Процессуальное право. Законодательная ини­циатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Преце­дент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Приме­нение права. Акт применения права. Реализация права. Исполь­зование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толко­вания права. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъективность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Пра­вонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонаруше­ния. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Мотив. Цель. Преступление. Убытки. Неустойка. Возмещение не­устойки (штрафа). Срок давности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-эконо­мическая формация. Суверенитет (государственный, народа, на­циональный). Сущность государства. Политическая система об­щества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская респуб­лика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм го­сударства. Орган государства. Иммунитет. Правительство. Граж­данское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражда­нин. Иностранец. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служ­ба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пас­сивное избирательное право.Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Милиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.







Тематическое планирование курса «Право. Основы правовой культуры»

10-11 класс(70 часов)


Наименование раздела программы и количество часов на раздел

№ - номер урока

Тема урока

§ учебника

Тип

урока


Элементы содержания.

Региональный компонент

Вид контроля

Дата проведения

Тема 1.Роль права в жизни человека

и общества

(8 часов)

1-2

Юриспруденция как важная область

человеческих знаний

1

1-лекция;


Значение изучения права. Система юридических наук.

Юриди­ческие профессии: адвокат, нотариус, судья.

Информация и пра­во. Теория происхождения права.

Закономерности возникнове­ния права. Исторические

особенности зарождения права в различных уголках мира.

Происхождение права в государствах Древнего Востока,

Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев

и славян. Право и основные теории его понимания.

Нормы права. Основные принципы права. Презумпции

и аксио­мы права. Система регулирования общественных отношений.


Взаимный контроль



3-4

Особенности и закономерности возникновения права

2

практичес. занятие


Входной контроль-тест за курс 8-9 класса



5-6

Принципы, аксиомы и презумпции права

3

1-лекция;



Готовимся к экзамену



7-8

Система регулирования общественных отношений

4

1-лекция;

2-практичес. занятие


Онлайн-тест


Тема 2.

Теоретические основы права

как системы

(14 часов)


9-10

Система права

5

1-лекция;

2-практичес. занятие

Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристи­ка.

Классификация норм права, структура правовой нормы.

Спо­собы изложения норм права в нормативных актах.

Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Поня­тие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

Юриди­ческая техника. Источники права. Правовой обычай.

Договор как форма выражения воли участников правоотношений,

их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных

пра­вовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве

и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности

применения права. Правила разрешения юридических противо­речий.

Сущность и назначение толкования права. Способы и ви­ды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права.


Взаимный контроль



11-12

Правотворчество и процесс формирования права

6

Урок проверки знаний и умений.



Зачетное тестирование



13-16

Формы права


7-8

1-лекция;

2-практичес. занятие





17-18

Действие норм права во времени,

в пространстве и по кругу лиц


9

Урок-анализ


Готовимся к экзамену



19-20

Реализация права

10

Урок-проблема


Онлайн-тест



21-22

Толкование права: задачи и особенности

11

Урок-анализ


К\срез


Тема 3. Правоотношения и правовая культура

(12 часов)

23-26

Правоотношения и их виды


12-13

Урок-исследование

Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура.


Взаимный контроль



27-28

Правонарушения и их характеристика

14

Урок-деловая игра


Готовимся к экзамену



29-30

Юридическая ответственность

15

Урок-анализ


Онлайн-тест



31-32

Правосознание и правовая культура


16

Урок –семинар





33-34

Правовые системы современности

17

Урок-проблема


Взаимный контроль


Тема 4.

Государство и право

(28 часов)

35-36

Понятие государства и его признаки.


18

Урок- практикум.


Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Проис­хождение древневосточного государства. Происхождение антич­ного государства. Происхождение государства у древних герман­цев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущ­ность государства. Функции государства. Виды функций госу­дарства. Формы государства и ее элементы. Монархия как фор­ма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава го­сударства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Су­дебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Призна­ки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приоб­ретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Изби­рательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.


Готовимся к экзамену



37-38

Теории происхождения государства


19

Урок контроля знаний и умений.


Онлайн-тест



39-40

.Сущность и функции государства.


20

Зачет





41-42

Форма государства.


21

Урок-исследование


Взаимный контроль



43-44

Организация власти и управления в стране.


22

Урок-исследование


Эссе



45-46

Правовое государство и его сущность.


23

1-лекция;



Готовимся к экзамену



47-48

Конституция РФ -основной закон страны.


24-25



Онлайн-тест



49-50

Гражданство как правовая категория.


26

урок-практикум.

урок проверки знаний и умений.





51-56

Правовой статус человека.

27-28

Урок-проблема


Взаимный контроль



57-60

Избирательные системы и их виды.


29-30

Урок-исследование


Готовимся к экзамену



61-62

Государство и право


Урок-деловая игра


Онлайн-тест


Тема 5.

Правосудие и правоохранительные органы


63-66

Правоохранительные органы в РФ


31-32

Урок-анализ

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрис­дикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в су­дах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранитель­ные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ


Эссе



67-68

Защита прав человека в государстве.

33-34

Урок-проблема


Взаимный контроль



69-70



Урок-исследование


Готовимся к экзамену





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Требования направлены на реали­зацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллекту­альной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющи­ми ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохране­ния окружающей среды и собственного здоровья.

характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систе­му конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законо­дательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социаль­ного обеспечения; порядок получения платных образова­тельных услуг;

объяснять происхождение государства и права, их взаимо­связь; механизм правового регулирования; содержание ос­новных понятий и категорий базовых отраслей права; содер­жание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, нало­гоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регу­лируемых публичным и частным правом;

различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказа­ния; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, ад­воката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; иму­щественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры различных видов правоотношений, пра­вонарушений, ответственности; гарантий реализации основ­ных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

УМК издательства «Русское слово» по праву


Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;


Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;


Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО.Основы правовой культуры»Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2008;


Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.


Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.


Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;


Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2008.