МКОУ «Печениченская ОШ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом по школе
№1 от 30.08.2017 г. № 60 от 30.08.2017 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
« Проектная деятельность обучающихся»
для обучающихся 9 класса
Учитель географии
Трищенкова В.А.
2017-2018 учебный год
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
Обеспечение выполнения требований Стандарта предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной деятельности обучающихся. В ходе реализации программы факультатива «Проектная деятельность обучающихся» решаются такие задачи ООП ООО, как:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, форми-рованию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель-ности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Программа курса «Проектная деятельность обучающихся» предназначена для работы с обучающимися -9 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Проектная деятельность обучающихся» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Цель курса «Проектная деятельность обучающихся» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года.
Задачи факультатива «Проектная деятельность обучающихся»
1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Проектная деятельность обучающихся» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с применением в МКОУ «Печениченская ОШ» метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся; как необходимое условие реализации индивидуального проекта по итогам года. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации , ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса факультатива «Проектная деятельность обучающихся» отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса факультатива «Проектная деятельность обучающихся» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса факультатива «Проектная деятельность обучающихся» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность обучающихся» , должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
2.Содержание курса
2.1.Введение – знакомство с содержанием проекта.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
2.2.Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
1. Учебные исследования;
2. Информационный (сбор и обработка информации);
3. Игровые (занятия в форме игры);
4. Творческие проекты;
5. Практико - ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
2.3.Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
2.4.Портфолио проекта
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
2.5.Паспорт проекта
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио пятиклассника).
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел курса | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Введение | 1 | 1.Введение в проектную деятельность | 0,5 | 0,5 |
2 | Виды проектов | 2 | 2.Виды проектов | 1 | 1 |
3 | Этапы проекта | 18 | 3.Проблематизация | 1 | 1 |
| | | 4.Планирование | 1 | 1 |
| | | 5.Поиск информации и ее обработка | 1 | 2 |
| | | 6.Реализация проекта | 1 | 5 |
| | | 7.Презентация проекта | 1 | 2 |
| | | 8.Коррекция проекта , самооценка и рефлексия | 1 | 1 |
4 | Портфолио проекта | 10 | 9.Требования к оформлению проекта | 1 | 2 |
| | | 10.Оформление портфолио проекта | 1 | 4 |
| | | 11.Презентация портфолио проекта | 1 | 1 |
5 | Паспорт проекта | 3 | 12.Паспорт проекта | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 34 | | 11,5 | 22,5 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Дата проведения |
План | Факт |
| 1.Введение-1 час | | | | |
1 | 1.Введение в проектную деятельность – 1 час | | | | |
| Знакомство с понятием проект. | 0,5 | | | |
| Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени» | | 0,5 | | |
| 2.Виды проектов -2 часа | | | | |
| 2.Виды проектов – 2 часа | | | | |
2 | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | 1 | | | |
3 | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | | 1 | | |
| 3.Этапы проекта – 18 час | | | | |
| 3.Проблематизация-2 ч | | | | |
4 | Понятие проблемы проекта Составление «Ромашки» - 6 П проекта: Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио проекта | 1 | | | |
5 | Определение значимых лицейских проблем: мусор, дисциплина, гардероб, сменная обувь. | | 1 | | |
| 4.Планирование-2 ч | | | | |
6 | Значение планирования в проектной деятельности | 1 | | | |
7 | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов | | 1 | | |
| 5.Поиск информации и ее обработка – 3 ч | | | | |
8 | Виды информации и способы ее получения | 1 | | | |
9 | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | | 1 | | |
10 | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | | 1 | | |
| 6.Реализация проекта-6ч | | | | |
11 | Значение графика работ для выполнения плана проекта | 1 | | | |
12 | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | | 1 | | |
13 | Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта | | 1 | | |
14 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. | | 1 | | |
15 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта | | 1 | | |
16 | Составление отчета о ходе реализации проекта | | 1 | | |
| 7.Презентация проекта-3 ч | | | | |
17 | Требования к презентации проекта. | 1 | | | |
18 | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | | 1 | | |
19 | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованное выступление, презентация и т.п. | | 1 | | |
| 8.Коррекция проекта, самооценка и рефлексия-2 ч | | | | |
20 | Для чего нужна коррекция проекта | 1 | | | |
21 | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | | 1 | | |
| 4.Портфолио проекта-10 часов | | | | |
| 9.Требования к оформлению проекта-3 ч | | | | |
22 | Требования к оформлению портфолио проекта | 1 | | | |
23 | Отбор содержания для портфолио | | 1 | | |
24 | Оформление портфолио проекта | | 1 | | |
| 10.Оформление портфолио проекта-5 ч | | | | |
25 | Материалы и способы оформления портфолио | 1 | | | |
26 | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | | 1 | | |
27 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | | 1 | | |
28 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | | 1 | | |
29 | «Сборка» портфолио проекта | | 1 | | |
| 11.Презентация портфолио проекта-2 ч | | | | |
30 | Требования к презентации | 1 | | | |
31 | Составление презентации | | 1 | | |
| 5.Паспорт проекта | | | | |
| 12.Паспорт проекта -3 ч | | | | |
32 | Структура паспорта проекта | 1 | | | |
33 | Отбор материала для заполнения паспорта проекта | | 1 | | |
34 | Заполнение паспорта проекта | | 1 | | |
| Итого: 34 ч | 11,5 | 22,5 | | |