Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В.Литвинова»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом Приказом директора №93/од
Протокол №1 от «29» августа 2014 г.
от «29» августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Искусство письма»
для 5 класса
на 2014/2015 учебный год
Учитель:
Доценко Ирина Валерьевна
Снежинск
2014
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, на основании которых разработана Рабочая программа по курсу «Искусство письма»
Федеральный уровень нормативного обеспечения включает:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
Примерные программы по иностранным языкам. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2008.
Региональный уровень нормативного обеспечения включает:
Школьный уровень нормативного обеспечения включает:
Приказ МБОУ СОШ № 135 от 30.08.2013г. № 79 «Учебный план, календарный график и режим работы МБОУ СОШ № 135 на 2013-2014 учебный год»;
Приказ МБОУ СОШ № 135 от 30.08.2013г. №78 «Об организации учебного процесса в МБОУ СОШ № 135 на 2013-2014 учебный год»
Приказ МБОУ СОШ № 135 от 30.08.2013г. №80 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении Рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
1.2 Цели и задачи изучения курса «Искусство письма»
Основная цель программы состоит в системном развитии у учащихся навыков и умений в письменной речи на базе чтения, аудирования и говорения по темам, наиболее востребованным в реальных жизненных ситуациях.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:
Учебные задачи:
Обучить школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний. Формировать умение составлять план изложения различных видов информации в письменном виде, анализировать неофициальные и официальные письма, описывать фотографии и иллюстрации, объявления т. д. с использованием разнообразных технологий.
Развить умения «эффективного» чтения. Развивать беглость чтения для быстрого ознакомления с текстом,
умение моментально опознавать сюжет текста по ключевым словам и ходу рассуждения, быстро воспроизводить текст в форме пересказа, узнавать словарных эквивалентов.
Научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Формировать умение понимать разнообразные аутентичные тексты с различными технологиями прослушивания, составлять монологические и диалогические высказывания на основе услышанного с последующим использованием их в письменной речи.
Расширить активный и пассивный словарный запас.
Формировать умение использования грамматических структур в устной и письменной речи.
Развивающие задачи:
Развить навыки логического изложения мысли.
Развить критическое мышление.
Развить мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма) и сравнить их с аналогичными структурами в русском языке.
Развить навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем.
Развить навыки быстрой письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в письме.
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы для формирования дальнейшего стимула к изучению искусства письменной речи.
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных жизненных ситуациях.
Воспитательные задачи:
Воспитать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
Воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в англосаксонских странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Сформировать у учащихся основы гражданской идентичности.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Искусство письма»
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
• значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
• значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, существительные, модальные глаголы, косвенные вопросы, пассивный залог, побуждение и др.,);
• страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
Уметь:
говорение
• вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики);
• беседовать о себе, своих планах;
• участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;
• представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование
относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
чтение
• читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
• писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
• получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
• изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
3. Распределение часов по разделам
№ |
Название раздела | Кол-во часов в рабочей программе |
1. | Семья | 1 |
2. | Знаменитые люди | 2 |
3. | Спорт | 3 |
4. | Погода | 2 |
5. | Каникулы | 2 |
6. | Еда. Приготовление пищи | 3 |
7. | Распорядок дня | 2 |
8. | Происшествие | 2 |
9. | Животные | 3 |
10. | Фильмы | 3 |
11. | Полезные советы для путешественников | 2 |
12. | Рассказ | 3 |
13. | Планы на каникулы | 2 |
14. | Приготовления к торжественному событию | 2 |
15. | Развитие технологии будущего | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1
«Семья» (1 час)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение выделять конкретную информацию из прослушанного текста; понимать основное содержание прослушанного. |
Чтение | Развивать умение использовать приемы ознакомительного чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание с использованием прямой и косвенной речи; строить повествовательное изложение с использованием официального и неофициального стилей. |
Письмо | Развивать умение писать сочинение-описание; описывать внешность, характер человека; использовать приемы повествования; кратко описывать внешность и характер людей с использованием ключевой лексики. |
Языковой материал | Лексика | Развивать умение использовать лексику по теме внешность и одежда. |
Грамматика | Употреблять в речи сравнительную степень прилагательных и наречий. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
1 | | | Внешность |
Раздел 2
«Знаменитые люди» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение выделять конкретную информацию из прослушанного текста и с пониманием основного содержания прослушанного. |
Чтение | Развивать умение использовать приемы просмотрового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание с использованием повествовательных технологий. |
Письмо | Развивать умение писать статью для журнала об известном человеке. |
Языковой материал | Лексика | Профессии, страны и национальности, виды деятельности, описание характера. |
Грамматика | Употреблять глагол to be, have got (Present Simple), модальный глагол can; союзы and и but. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
2 | | | Профессии |
3 | | | Страны и национальности |
Раздел 3
«Спорт» (3 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с целью понимания основного содержания (интервью, обмен мнениями и т.д.). |
Чтение | Развивать умение использовать приемы изучающего чтения. |
Говорение | Развивать умение группового обсуждения с использованием наглядного материала – дебаты. |
Письмо | Развивать умение написания брошюры – рекламы неофициального или полуофициального стиля. |
Языковой материал | Лексика | Спорт и спортивное снаряжение. |
Грамматика | Использовать в речи структуру there is/there are, предлоги места, правила английской пунктуации. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
4 | | | Спортивные игры |
5 | | | Спортивное снаряжение |
6 | | | Соревнования |
Раздел 4
«Погода» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с выделением конкретной информации. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и изучающего чтения. |
Говорение | Развивать умение рассказывать о погодных явлениях. |
Письмо | Развивать умение писать эссе-описание на заданную тему (праздник, торжественное событие, церемония) по плану. |
Языковой материал | Лексика | Описывать погодные и сезонные явления, деятельность в зависимости от погодных условий. |
Грамматика | Использовать в речи the Present Simple tense, наречия частотности. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
7 | | | Погода |
8 | | | Сезонные явления |
Раздел 5
«Каникулы» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать с пониманием основного содержания текста и с полным пониманием услышанного. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое аргументированное высказывание. |
Письмо | Развивать умение писать открытку, инструкцию-памятку; описывать маршрут. |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи слова-связки для согласования событий. |
Грамматика | Использовать в речи повелительное наклонение, пассивный залог. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
9 | | | Виды отдыха |
10 | | | Отдых на море |
Раздел 6
«Еда. Приготовление пищи» (3 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с полным пониманием прослушанного. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и изучающего чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание – рассказ от первого лица с использованием фраз и слов-связок. |
Письмо | Развивать умение писать краткое эссе от первого лица с использованием фраз и слов-связок. |
Языковой материал | Лексика | Уметь описывать еду, способы приготовления пищи. |
Грамматика | Использовать в речи множественное число имени существительного; неисчисляемые существительные; употребление конструкции how much/how many в вопросительном предложении; повелительное наклонение; some/any. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
11 | | | Еда |
12 | | | Способы приготовления пищи |
13 | | | Моя любимая еда |
Раздел 7
«Распорядок дня» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание с обоснованием. |
Письмо | Развивать умение писать свидетельские описания произошедшего события. |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи словосочетания (время). |
Грамматика | Использовать в речи модальные глаголы (необходимость и обязательство). |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
14 | | | Режим дня |
15 | | | Свободное время |
Раздел 8
«Происшествие» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить краткое монологическое сообщение, оценивающее чувства участников событий. |
Письмо | Развивать умение писать свидетельские описания произошедшего события. |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи прилагательные, характеризующие чувства; наречия времени. |
Грамматика | Использовать в речи употребление времени the Past Simple tense, слова-связки, выражающие последовательность. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
16 | | | Что случилось? |
17 | | | Грабители |
Раздел 9
«Животные» (3 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить аргументированное монологическое высказывание. |
Письмо | Развивать умение писать сочинение – эссе с элементами «за» и «против». |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи названия животных и домашних питомцев. |
Грамматика | Использовать в речи сравнительную и превосходную степени прилагательных, слова-связки для перечисления и противопоставления. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
18 | | | Животные на ферме |
19 | | | Питомцы |
20 | | | Домашние животные |
Раздел 10
«Фильмы» (3 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание с элементами описания и выражения своего отношения. |
Письмо | Развивать умение писать отзыв о фильме. |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи терминологию для описания фильмов и драматических произведений; лексику для выражения мнения и отношения. |
Грамматика | Использовать в речи прилагательных с окончанием на –ing; слов-связок, используемых для перечисления, противопоставлений и выражения причины. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
21 | | | Любимый фильм |
22 | | | Жанры кинематографа |
23 | | | Анонс |
Раздел 11
«Полезные советы для путешественников» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить устное описание сюжетно-тематической картинки |
Письмо | Развивать умение писать письмо неофициального стиля другу с целью дать совет. |
Языковой материал | Лексика | Путешествия, подготовка к поездке. |
Грамматика | Использовать в речи модальные глаголы, повелительное наклонение, придаточные цели/причины. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
24 | | | Подготовка к поездке |
25 | | | Путешествие |
Раздел 12
« Рассказ» (3 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание (описание событий). |
Письмо | Развивать умение использования прямой речи в повествовании. |
Языковой материал | Лексика | Использовать в речи качественные и относительные прилагательные и разные категории наречий с целью описания события. |
Грамматика | Использовать в речи the Past Simple tense; союзы and/but; порядок слов в вопросительных предложениях. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
26 | | | Режим дня |
27 | | | Свободное время |
28 | | | Захватывающее событие |
Раздел 13
«Планы на каникулы» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить монологическое высказывание с элементами комментирования и интерпретирования. |
Письмо | Развивать умение писать письмо неофициального стиля другу с рассказом о предстоящей поездке. |
Языковой материал | Лексика | Каникулы, туризм, туристические достопримечательности. |
Грамматика | Использовать в речи be going to; выражение формы будущего действия; употребление инфинитива с частицей to. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
29 | | | Каникулы |
30 | | | Туризм |
Раздел 14
«Приготовления к торжественному событию» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить устное описание сюжетно-тематической картинки. |
Письмо | Развивать умение писать личное письмо неофициального стиля с описанием события. |
Языковой материал | Лексика | Праздники и торжества. |
Грамматика | Использовать в речи the Present Perfect tense (yet, already, just). |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
31 | | | Праздники |
32 | | | Торжества |
Раздел 15
«Развитие технологии будущего» (2 часа)
Задачи цикла
Виды речевой деятельности | Аудирование | Развивать умение слушать текст с пониманием основного содержания. |
Чтение | Развивать умение пользоваться приемами ознакомительного и поискового чтения. |
Говорение | Развивать умение строить устные высказывания с элементами обоснования. |
Письмо | Развивать умение писать краткую статью полуофициального стиля в школьный журнал. |
Языковой материал | Лексика | Образование, транспорт, архитектура домов, окружающая среда, здоровье, стиль жизни. |
Грамматика | Употреблять вспомогательный глагол will при использовании the Future Simple tense. |
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия |
Планируемая | Фактическая |
33 | | | Транспорт |
34 | | | Архитектура |
Материально-техническое обеспечение и список литературы
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
Примечания |
Основная школа | Старшая школа |
Базов. | Проф. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Библиотечный фонд |
| Пособия по страноведению Великобритании. | | Д | | |
| Двуязычные словари | | П | | |
| Толковые словари (одноязычные) | | Д | | |
2. | нАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ |
| Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения | | Д | | |
| Карты на иностранном языке Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка Карта мира (политическая) Карта Европы (политическая, физическая) Карта России (физическая) |
|
Д Д Д Д | | Карты представлены в демонстрационном (настенном). |
| Флаги стран(ы) изучаемого языка | | Д | | Флаги представлены в демонстрационном (настенном). |
| Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка | | Д | | |
3. | информационно-коммуникативные средства |
| Мультимедийные обучающие программы по английскому языку | | Д | | Мультимедийные обучающие программы размещены на сайте “English Club 135” и используются для работы над языковым материалом, а также для развития основных видов речевой деятельности. Мультимедийные обучающие программы ориентированы на систему дистанционного обучения. |
| Компьютерные словари | | Д | | |
| Электронная библиотека | | Д | | Электронная библиотека размещается на сайте “English Club 135” и включает комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности. |
5. | Технические средства обучения |
| Мультимедийный компьютер | | Д | | |
| Принтер лазерный | | Д | | |
| Копировальный аппарат | | Д | | Копировальный аппарат входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
| Сканер | | Д | | |
| Средства телекоммуникации | | Д | | Электронная почта, локальная и международная сеть. |
| Аудио-центр ( аудиомагнитофон) | | Д | | Аудио-центр с возможностью использования аудиодисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. |
| Мультимедийный проектор | | Д | | |
6 | Учебно-практическое оборудование | |
| Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц | | Д | | |
| Экспозиционный экран (навесной) | | Д | | |
| Шкаф 3-х секционный ( с остеклённой средней секцией) | | Д | | |
| Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток) | | Д | | |
Учебно-методический комплекс
Evans Virginia, Dooley Jenny. Reading and Writing Targets 1. Комплексное учебное пособие для развития умений в письменной речи (Student’s book). Berkshire, Newbury: Express Publishing, 2004.
Evans Virginia, Dooley Jenny. Reading and Writing Targets 1. Комплексное учебное пособие для развития умений в письменной речи (Teacher’s book). Berkshire, Newbury: Express Publishing, 2004.
Evans Virginia. Successful Writing Intermediate. Комплексное учебное пособие для развития умений в письменной речи (Student’s book, Class Audio CD). Berkshire, Newbury: Express Publishing, 2006.