МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 20» Г.О. САРАНСК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Составители программы:
кандидат педагогических наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Шуляпова Оксана Владимировна
учитель высшей категории русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 20»
Белова Елена Александровна
НОМИНАЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»
Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5 класса
«Родники народной мудрости»
САРАНСК, 2017 г.
«Родники народной мудрости»
Программа факультативного курса для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».
Занятия по данному курсу помогут ребенку задуматься о нравственной природе поведения и мотивах поступков, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе добро других людей.
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативном курсе «Родники народной мудрости» следует проводить со следующими целями:
- Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
- Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
- Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
Программа курса рассчитана на учащихся 5-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа учеников 5-х классов будет более эмоциональной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу — раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.
На занятиях курса «Родники народной мудрости» учитель может использовать следующие виды работ:
- выразительное чтение текста;
- комментирование текста;
- обсуждение личных качеств героев;
- сравнительный анализ текста;
- проигрывание этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации?);
- фольклорные праздники;
- театрализованное представление текста;
- иллюстрирование;
- заочные экскурсии с фольклорными персонажами.
Занятия курса следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино, театра.
Актуальность
Введение в базисный учебный план изучение курса «Родники народной мудрости» актуально в наши дни, так как наблюдаются отторжение культурных традиций, потеря исторической памяти. Данный курс способствует формированию гармонически развитой личности.
Педагогический потенциал данного курса заключен в формировании нравственных позиций учащихся на основе поэтического народного слова. Это позволяет детям видеть красоту литературного слова, любить и понимать свои «корни», духовные ценности прошлого, устное народное творчество. Ведь без знания и понимания фольклорных произведений родного края невозможно говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества русского и мордовского народа. Это позволяет в сравнительном плане познать фольклорное наследие родного края и своего народа.
Целью данного курса является формирование нравственности у учащихся пятого класса гуманитарной гимназии на основе произведений русского, мордовского фольклора и фольклора народов мира
Образовательные цели:
1. Познакомить детей с моральными качествами личности.
2. Дать им понятие о парности этих качеств (добрый — злой).
3. Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества.
4. Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.
Воспитательные цели:
1. Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.
2. Способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.
3. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Особенностью данной программы является включение значительного блока сказок русского, мордовского и других народов. Сказка позволяет в доступной форме продемонстрировать пятиклассникам те качества и отношения, которые им знакомы и понятны. При этом формируется представление о парности нравственных и безнравственных качеств:
- отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);
-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
-отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный);
- честность (честный – лживый);
-смелость (смелый - трусливый).
Ученик должен знать
Введение:
- понятие о фольклоре;
- способы создания и бытования фольклорных произведений;
- определения основных понятий, встречающихся в учебном процессе;
- роль общенародного нравственного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения;
- специфика отражения реальной действительности в фольклоре;
- фольклорные жанры;
- образ сказителя в фольклорном произведении.
Детский фольклор:
- понятие детского фольклора и его основные жанры;
- художественное своеобразие и особенности жанров детского фольклора;
- признаки и свойства подлинного искусства (ясность и прямодушие,
немногословность и живописность, доброта и шутка, легкий упрек и наставление);
- классификация детского фольклора (поэзия пестования (колыбельные песни, прибаутки и песенки, пестушки и потешки, докучные сказки); потешный и игровой фольклор (дразнилки и поддевки, небылицы, перевертыши, страшилки, игры);
- наследие и нравственный потенциал детского фольклора;
- исполнение и собирание детского фольклора.
«Малые» жанры фольклора:
- художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок;
- особенность художественной условности;
- отражение в загадках, пословицах, поговорках народного нравственного идеала;
- жизненная мудрость загадок, пословиц, поговорок;
- афористичность и значение художественного слова.
Сказки:
- понятие фольклорной сказки;
- художественное своеобразие фольклорной сказки;
- классификация фольклорных сказок;
- значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказок;
- язык и композиция сказок;
- сюжет сказки;
- сказочный герой и его нравственные черты;
- образ рассказчика в сказках.
Ученик должен уметь
- определить жанр фольклорного произведения;
- давать устную характеристику изучаемого произведения;
- строить устный аргументированный развернутый ответ на поставленный вопрос;
- понимать и уметь использовать при изучении фольклорных произведений следующие основные понятия: жизнелюбие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный сюжет, композиция, жизненная мудрость, афористичность и значение художественного слова, признаки и свойства подлинного искусства, жанр;
- правильно и выразительно читать вслух фольклорные тексты;
- правильно и выразительно читать наизусть фольклорные тексты;
- инсценировать и разыгрывать фольклорные произведения;
- выделить, понимать и использовать основные изобразительно-выразительные средства литературного языка (эпитет, метафора, гипербола);
- анализировать нравственный потенциал фольклорного произведения;
- владеть художественным пересказом.
Ожидаемые результаты
Формирование основ нравственной культуры школьников, изменение уровня их нравственной воспитанности.
2. Отношения пятиклассников в коллективе и между собой приобретут нравственный характер.
3. Обогатится нравственный опыт школьников.
4. В результате изучения курса обучающиеся смогут различать: типы сказок, «малые» жанры фольклора, основные жанры детского фольклора и т.д.
5. Приобретут информационные компетенции (давать развернутый ответ на вопрос, обосновывать его примерами, извлекать необходимую информацию из источников различного типа), коммуникативные (владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности; владеть таким видом выступления, как монолог), познавательные (участвовать в учебно-познавательной работе; создавать собственные тексты),
культурологические (произносить слова с соблюдением норм русского литературного языка).
Распределение часов по темам:
Nп/п | Тематическое планирование |
1. | Фольклор - путь познания народа через народное творчество (введение). |
2. | Календарно - обрядовая поэзия. |
3. | Детский фольклор: добро с колыбели. |
4. | Театральные каникулы |
5-7 | Живой мир природы в песнях, загадках, небылицах, закличках, приговорках. |
8 | Театральные каникулы |
9 | "Доброе слово говорится не языком, а душой и сердцем" (мордовская пословица). |
10. | «Доброе братство лучше богатства» (русская пословица). |
| Блок: "Сказка ложь, да в ней намек" |
11 | В гостях у Крошечки - Хаврошечки (трудолюбие и лень, неряшливость и аккуратность и т.д.). |
12 | Театральные каникулы |
13 | Победа добра над злом. Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо». |
14 | Почему кот и собака не дружат (честность и лживость). |
15 | Русская народная сказка «Упрямый козленок» (доброта и злость). |
16 | Театральные каникулы |
17. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (смелость и трусость). |
18 | Русская народная сказка «Три поросенка» (трудолюбие и лень). |
19 | Мордовская народная сказка «Как собака друга искала» - (дружба). |
20 | Мордовская народная сказка "Порознь плохо, вместе хорошо»(дружба, товарищество). |
21 | Мордовская народная сказка "Ленивица" (лень и трудолюбие). |
22 | Мордовская народная сказка «Добрый брат и злая сестра» (добро и зло) |
23 | Старшая сестра и младший брат.(родство, забота, поддержка) |
24 | Король Дроздобород (уважение к людям, высокомерие). |
25 | Госпожа Метелица (аккуратность и неряшливость). |
26 | Герои Востока (Мир арабских сказок "1000 и одна ночь"). |
27 | Калейдоскоп мировых сказок (итоговое занятие по мировым сказкам). |
28-32 | Постановка сказок. |
33-34 | Итоговые занятия. Спектакль для родителей и учителей школы. |
1 ч. Введение. Фольклор - путь познания народа через народное творчество.
Фольклор как искусство.
Создатель фольклора.
Особенности содержания фольклора.
Яркое своеобразие и высокая художественность фольклора.
Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре.
Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.
Вариативность в фольклоре.
Общественная ценность фольклора.
Наука о фольклоре.
Фольклорные жанры.
Жанры устного народного творчества.
Жанровые и художественные особенности.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «фольклор», «фольклористика»; особенности фольклорного
произведения; главные признаки фольклора; название жанров устного народного
творчества и их особенности;
должны уметь: отличать фольклор от авторского, профессионального искусства, различать жанры устного
народного творчества.
1 ч Календарно - обрядовая поэзия.
Определение понятий обряд, обычай, праздник.
Функции обряда.
Циклы календарно - обрядовой поэзии: зимний, весенне-летний, осенний.
Структура и семантика обряда: на примере святочной, масленичной, троицко-семицкой обрядности.
Жанры календарно - обрядовой поэзии: приговоры
Результат обучения:
должны знать: значение слов «обряд», «обычай», «праздник»; циклы календарно - обрядовой поэзии;
жанры календарно - обрядовой поэзии
должны уметь: различать жанры календарно - обрядовой поэзии
1 ч. Детский фольклор: добро с колыбели.
Традиционный детский фольклор, детская поэтическая классика.
Изучение детского фольклора.
Признаки и свойства подлинного искусства (ясность и прямодушие, немногословность и живописность, доброта и шутка, легкий упрек и наставление).
Классификация детского фольклора:
- поэзия пестования (колыбельные песни, прибаутки и песенки, пестушки и потешки, докучные сказки);
- потешный и игровой фольклор (дразнилки и поддевки, небылицы, перевертыши, страшилки, игры).
Наследие. Исполнение и собирание детского фольклора.
Результат обучения:
должны знать: значение выражения «детский фольклор»; признаки и свойства детского фольклора;
классификация детского фольклора; назначение детского фольклора, его роль, признаки,
свойства, особенности, место;
должны уметь: отличать произведения детского фольклора от других жанров устного народного творчества.
Практическая работа: запись от мам, бабушек колыбельных песен; свободное инсценирование с
использованием аксессуаров (кукла);
создание собственных пестушек и потешек; собирание пестушек и потешек;
заучивание наизусть;
инсценирование пестушек и потешек; игра-викторина, творческая работа.
Живой мир природы в песнях, загадках, небылицах, закличках, приговорках. (3ч.)
1 ч. Прибаутки, песенки, загадки
История жанра.
Роль прибауток и песенок, их цель.
Содержание и предназначение, адресат прибауток и песенок.
Наследие. Собирание прибауток и песенок.
Загадка как метафорическое описание предмета в форме вопроса.
Принцип построения. Краткость, выразительность загадок.
Метафора – основа образной части большинства загадок.
Классификация их сюжетов, «действующих лиц» (предметов, явлений природы и др.).
Роль загадки в развитии поэтического мышления.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «прибаутки», «песенка»; история жанра; предназначение прибауток и песенок,
их роль, особенности, цель; содержание прибауток и песенок; эмоциональный настрой,
интонация прибауток и песенок; значение слова «загадка»; история жанра; жанровая
структура загадки; классификация их сюжетов, «действующих лиц»;
назначение загадок, их роль, особенности, место; тематика загадок;
эмоциональный настрой, интонация загадки;
должны уметь: отличать прибаутки и песенки; определять их место, роль; распределять прибаутки и песенки
по содержанию;
определять место загадок, их роль; отличать загадки от шуточных вопросов;
составлять загадки;
распределять загадки по темам.
Практическая работа: заучивание наизусть; инсценирование прибауток и песенок;
создание собственных загадок; собирание загадок;
создание книжки-малышки; заучивание наизусть; конкурс «Отгадай!».
1 ч. «Солнышко-солнышко, выгляни в окошко…» (заклички и приговорки).
История жанра.
Стихотворные обращения к различным силам и явлениям природы.
Связь с календарной обрядностью.
Образы закличек и приговорок. Цели. Функции.
Наследие. Исполнители.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «заклички», «приговорки»; история жанра; цель закличек и приговорок,
их функции; связь с магической функцией календарной обрядности; герои закличек и
приговорок;
должны уметь: находить заклички и приговорки среди других жанров детского фольклора; определять роль,
функции; исполнять заклички и приговорки.
Практическая работа: заучивание наизусть; сочинение собственных закличек и приговорок; творческая
работа.
1 ч. Небылицы, перевертыши.
История игрового жанра фольклора, связь с другими жанрами детского
фольклора.
Небылицы, перевертыши – первооснова юмора. Основа небылиц,
перевертышей – намеренное нарушение установленного порядка; нарочитое
отклонение от нормы; невероятное развитие событий.
Задача, суть небылиц, перевертышей.
Наследие. Собирание небылиц, перевертышей.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «небылицы», « перевертыши»; история жанра; связь с другими жанрами
фольклора; суть небылиц, перевёртышей, их основа, сюжет, назначение, задачи,
оригинальность и комичность;
должны уметь: видеть жанровую особенность небылиц, перевёртышей;
определять юмористическую основу небылиц, перевёртышей;
составлять небылицы, перевёртыши.
Практическая работа: создание собственных небылиц, перевёртышей; собирание небылиц, перевёртышей;
заучивание наизусть, творческая работа; игра.
1 ч. «Доброе слово говорится не языком, а душой и сердцем» (мордовская пословица).
1 ч. «Доброе братство лучше богатства» (русская пословица).
История жанра.
Пословицы – «цвет народного ума… житейская народная правда» (В. Даль).
Назначение, сфера употребления пословиц и поговорок.
Выразительность, меткость, краткость этого жанра. Отличие поговорок от пословиц. Поэтический стиль.
Влияние общественных явлений на пословичный репертуар.
Тематика пословиц и поговорок: «Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение
в лицах» (В. Даль).
Связь пословиц с народными приметами, хозяйственным календарем.
Пословицы и поговорки – наиболее распространенный жанр фольклора Мордовии.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «пословица», «поговорка»; история жанра;
назначение пословиц и поговорок, их роль, особенности,
место; тематика пословиц и поговорок;
должны уметь: видеть различия между пословицами и поговорками; определять
место пословиц и поговорок в нашей речи; толковать значение
пословиц и поговорок; распределять пословицы и поговорки по темам.
Практическая работа: сочинение-миниатюра, заголовком которого служит мордовская
пословица или поговорка; создание книжки - малышки «Пословицы и
поговорки русского и мордовского народов».
Блок: "Сказка ложь, да в ней намек" (15 ч.)
Русская народная сказка (6 ч.)
Мордовская народная сказка (5 ч.)
Сказки народов мира (4 ч.)
История жанра, понятие фольклорной сказки.
Собирание и изучение сказки.
Художественное своеобразие фольклорной сказки.
Назначение сказок, их роль.
Классификация сказочных сюжетов. Наиболее распространенные сюжеты сказок о животных, волшебных,
новеллистических. Их художественный мир.
Язык и композиция сказок.
Сказочный герой и его типы.
Образ рассказчика в сказках.
Результат обучения:
должны знать: значение слов «сказка», «сказочник», «сказитель», «собиратель
сказок»; история жанра; назначение сказки, её роль, особенности, место; классификация
сказочных сюжетов; сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, зачин,
присказка, повтор, постоянный эпитет, концовка;
иметь представление о парности нравственных и безнравственных качеств:
- отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);
-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
-отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный);
- честность (честный – лживый);
-смелость (смелый - трусливый).
должны уметь: отличать сказки по их сюжетным линиям (о животных, волшебные, новеллистические);
художественно пересказывать сказочный текст, выделяя основные эпизоды, события,
тему сказки; составлять характеристику героя;
находить выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы);
выразительно и правильно читать вслух фрагменты сказки;
строить устный аргументированный ответ на поставленный вопрос; словесно рисовать.
Практическая работа: инсценирование сказок
Театральные каникулы (4 ч.)
1 ч. Фольклорный праздник
3 ч. Посещение Национального театра, Музыкального драматического театра.
Итоговые занятия. (4 ч.)
Спектакль для родителей и учителей школы.
Список используемой литературы
1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных
славян. М., 2000.
2. Афанасьев А.Н. Русский народный фольклор в обучении и воспитании младших школьников.- М. 1993.
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1982.
4. Колпакова Н. П. У золотых родников: Записки фольклориста. – Л., 1975.
5. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника.- М.: Просвещение, 1988.
6. Мордовские народные сказки. – Саранск. Морд. кн. издательство, 1988.
7.Новицкая М.Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение,1995.
8. Обрядовая поэзия. Кн. I. Календарный фольклор / Сост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. М., 1997.
9. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. – М., 1997.
10. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. – М., 1976.
11. Родники народной мудрости: Устно - поэт. творчество мордов. народа / сост. Л. В. Седова. – Саранск.
Морд. кн. издательство, 2007.
12. Русские сказочники. Пособие для учащихся. Сост. Э. Померанцева. - М.: Просвещение, 1976.
13. Самородов К. Г. Мордовские пословицы и поговорки. – Саранск. Морд. кн. издательство, 1968.
14. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков – Ярославль. Академия развития.2005.
15. Фольклор народов России. В 2-х т. Т. 1. – М.: Дрофа, 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень качеств
Нравственно развитой личности
Аккуратный человек тщательно следит за чистотой одежды, вещей, бережно к ним относится.
Альтруист (заботливый) проявляет внимание к людям и заботится о них, оказывает помощь, обладает высокими нравственными качествами, безукоризнен в своих поступках, действует в интересах других.
Вежливость – моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности, готовность оказать услугу, деликатность, такт.
Великодушие — такая форма проявления человечности во взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
Верный человек неукоснительно выполняет данные обязательства, постоянен в отношениях с другими людьми.
Вероломство — злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств.
Высокомерный человек держится важно, стремясь придать себе больше значения, чем следует, выставляет напоказ свое превосходство над другими людьми. Такого человека отличает неуважительно-презрительное отношение к людям без должных на то оснований. Преувеличивает свои достоинства и заслуги.
Грубость — внешнее проявление неуважения к людям. Выражается в недоброжелательности к окружающим, невнимании к чужим интересам, навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать раздражение, оскорблении достоинства другого человека, развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, хулиганских действиях.
Добрый человек расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость.
Жадный человек стремится получить, захватить в свое владение, в свое распоряжение как можно больше всего, что представляет собой какую-либо ценность, не соизмеряя с необходимостью; проявляет чрезмерную бережливость, стремится избегать трат и расходов.
Зазнайство — отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, который утратил критическое отношение к себе, который переоценивает свои способности и достоинства, перестал считаться с мнением окружающих. Возникает на почве достигнутых в прошлом успехов (действительных или мнимых). К нему склонны люди с преувеличенным самолюбием, тщеславием и самомнением.
Злой человек стремится причинить неприятность, обидеть; его не трогают страдание, горе, беззащитность ближнего; не знает сострадания, снисхождения.
Искренность — моральное качество, которое выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит.
Коварство — нравственная установка замышляющего злодеяние индивида на лицемерие и обман. Основывается на осознанном принятии аморального принципа, согласно которому эгоистические цели могут быть оправданы любыми средствами.
Ленивый человек не желает трудиться, склонен к праздности, избегает работы.
Лживый человек (обманщик) намеренно искажает истину в словах, поступках, действиях, вводит в заблуждение, скрывает подлинные чувства и мысли, лицемерит.
Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Малодушие — отрицательное моральное качество, слабость воли личности, выражающаяся в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит.
Милосердие — сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей (на все живое). Это понятие обязательно соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей), конкретно-практический (порыв к реальной помощи).
Мужество — моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе. В отличие от смелости мужество предполагает воздержание от слепой отваги и ярости.
Неряшливый человек (неряха) не следит за чистотой и порядком.
Рыцарство — образ жизни и сложившийся на его основе свод правил и норм достойного поведения. Предполагает проявление следующих качеств: чести, храбрости, мужества, достоинства, верности слову, гордости, галантности.
Самоотверженность — добровольное принесение в жертву своих интересов ради достижения цели, идеалов. Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей.
Скупость — моральное качество, характеризующее особое отношение человека к материальным ценностям, когда они рассматриваются как сокровище.
Смелый человек не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, вдет навстречу опасности, не теряет присутствия духа перед опасностью, трудностями.
Сочувствие — отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании ему моральной поддержки.
Трудолюбие - моральное качество, оно проявляется в трудовой активности, добросовестности, старании и усердии; предполагает наличие потребности и привычки трудиться, увлеченности трудовым процессом, заинтересованности в достижении полезного результата труда.
Трусливый человек всего боится, поддается чувству страха, не способен с ним бороться, отступает перед опасностью.
Тщеславие - желание добиться славы, привлечение всеобщего внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславного человека интересуют собственные поступки с точки зрения не их значения, а лишь внешнего эффекта, привлекающего внимание окружающих.
Уважение подразумевает такое отношение к людям, в котором через поступки, мотивы признается достоинство личности.
Честный человек выражает свои подлинные чувства и мысли, всегда говорит правду, не скрывает от других людей и от себя самого действительного положения дел; исполнен постоянства и верности другому, на него можно положиться, ему можно довериться.
Чуткость — моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим его людям. Тесно связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, проблемам, мыслям и чувствам, понимание мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении, тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства другого человека, вежливое обращение с ним.
Щедрый человек охотно делится с другими своими денежными средствами, имуществом и т. д.; не жалеет тратить, расходовать что-либо.
Эгоист ставит превыше всего свои личные интересы, заботится и думает только о себе.
13