СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5 класса "Родники народной мудрости"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов образовательного процесса, нельзя не задуматься о формировании личности ребенка. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного сознания, поведения, мотивации, причем, проявляемых не от случая к случаю, а в повседневной жизни.

Занятия по данному курсу должны помочь ребенку задуматься о нравственной природе поведения  и мотивах поступков, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе добро других людей.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5 класса "Родники народной мудрости"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 20» Г.О. САРАНСК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



Составители программы:

кандидат педагогических наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Шуляпова Оксана Владимировна

учитель высшей категории русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 20»

Белова Елена Александровна

НОМИНАЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»





Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5 класса


«Родники народной мудрости»















САРАНСК, 2017 г.

«Родники народной мудрости»

Программа факультативного курса для учащихся 5 класса

 

Пояснительная записка

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного пове­дения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Из­вестный русский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».

Занятия по данному курсу помогут ребенку задуматься о нравственной природе поведения и мотивах поступков, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе добро других людей.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативном курсе «Родники народной мудрости» следует проводить со следующими целями:

- Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.

- Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.

- Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа курса рассчитана на учащихся 5-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа учеников 5-х классов будет более эмоциональной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу — раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях курса «Родники народной мудрости» учитель может использовать следующие виды работ:

-  выразительное чтение текста;

-  комментирование текста;

- обсуждение личных качеств героев;

- сравнительный анализ текста;

- проигрывание этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации?);

- фольклорные праздники;

-  театрализованное представление текста;

-  иллюстрирование;

- заочные экскурсии с фольклорными персонажами.

Занятия курса следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино, театра.

Актуальность

Введение в базисный учебный план изучение курса «Родники народной мудрости» актуально в наши дни, так как наблюдаются отторжение культурных традиций, потеря исторической памяти. Данный курс способствует формированию гармонически развитой личности.

Педагогический потенциал данного курса заключен в формировании нравственных позиций учащихся на основе поэтического народного слова. Это позволяет детям видеть красоту литературного слова, любить и понимать свои «корни», духовные ценности прошлого, устное народное творчество. Ведь без знания и понимания фольклорных произведений родного края невозможно говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества русского и мордовского народа. Это позволяет в сравнительном плане познать фольклорное наследие родного края и своего народа.

Целью данного курса является формирование нравственности у учащихся пятого класса гуманитарной гимназии на основе произведений русского, мордовского фольклора и фольклора народов мира

Образовательные цели:

1. Познакомить детей с моральными качествами личности.

2. Дать им понятие о парности этих качеств (добрый — злой).

3. Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозна­чающих различные качества.

4. Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным ка­чествам, понимать их значение.

Воспитательные цели:

1. Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

2. Способствовать формированию положительных качеств сна­чала в игре, затем в повседневной жизни детей.

3. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Особенностью данной программы является включение значительного блока сказок русского, мордовского и других народов. Сказка позволяет в доступной форме продемонстрировать пятиклассникам те качества и отношения, которые им знакомы и понятны. При этом формируется представление о парности нравственных и безнравственных качеств:

- отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);

-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

-отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный);

- честность (честный – лживый);

-смелость (смелый - трусливый).

Ученик должен знать


Введение:

- понятие о фольклоре;

- способы создания и бытования фольклорных произведений;

- определения основных понятий, встречающихся в учебном процессе;

- роль общенародного нравственного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения;

- специфика отражения реальной действительности в фольклоре;

- фольклорные жанры;

- образ сказителя в фольклорном произведении.

Детский фольклор:

- понятие детского фольклора и его основные жанры;

- художественное своеобразие и особенности жанров детского фольклора;

- признаки и свойства подлинного искусства (ясность и прямодушие,
немногословность и живописность, доброта и шутка, легкий упрек и наставление);

- классификация детского фольклора (поэзия пестования (колыбельные песни, прибаутки и песенки, пестушки и потешки, докучные сказки); потешный и игровой фольклор (дразнилки и поддевки, небылицы, перевертыши, страшилки, игры);

- наследие и нравственный потенциал детского фольклора;

- исполнение и собирание детского фольклора.

«Малые» жанры фольклора:

- художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок;

- особенность художественной условности;

- отражение в загадках, пословицах, поговорках народного нравственного идеала;

- жизненная мудрость загадок, пословиц, поговорок;

- афористичность и значение художественного слова.


Сказки:

- понятие фольклорной сказки;

- художественное своеобразие фольклорной сказки;

- классификация фольклорных сказок;

- значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказок;

- язык и композиция сказок;

- сюжет сказки;

- сказочный герой и его нравственные черты;

- образ рассказчика в сказках.

Ученик должен уметь

- определить жанр фольклорного произведения;

- давать устную характеристику изучаемого произведения;

- строить устный аргументированный развернутый ответ на поставленный вопрос;

- понимать и уметь использовать при изучении фольклорных произведений следующие основные понятия: жизнелюбие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный сюжет, композиция, жизненная мудрость, афористичность и значение художественного слова, признаки и свойства подлинного искусства, жанр;

- правильно и выразительно читать вслух фольклорные тексты;

- правильно и выразительно читать наизусть фольклорные тексты;

- инсценировать и разыгрывать фольклорные произведения;

- выделить, понимать и использовать основные изобразительно-выразительные средства литературного языка (эпитет, метафора, гипербола);

- анализировать нравственный потенциал фольклорного произведения;

- владеть художественным пересказом.

Ожидаемые результаты

  1. Формирование основ нравственной культуры школьников, изменение уровня их нравственной воспитанности.

2. Отношения пятиклассников в коллективе и между собой приобретут нравственный характер.

3. Обогатится нравственный опыт школьников.

4. В результате изучения курса обучающиеся смогут различать: типы сказок, «малые» жанры фольклора, основные жанры детского фольклора и т.д.

5. Приобретут информационные компетенции (давать развернутый ответ на вопрос, обосновывать его примерами, извлекать необходимую информацию из источников различного типа), коммуникативные (владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности; владеть таким видом выступления, как монолог), познавательные (участвовать в учебно-познавательной работе; создавать собственные тексты),

культурологические (произносить слова с соблюдением норм русского литературного языка).





Распределение часов по темам:


Nп/п

Тематическое планирование

1.

Фольклор - путь познания народа через народное творчество (введение).

2.

Календарно - обрядовая поэзия.

3.

Детский фольклор: добро с колыбели.

4.

Театральные каникулы

5-7

Живой мир природы в песнях, загадках, небылицах, закличках, приговорках.

8

Театральные каникулы

9

"Доброе слово говорится не языком, а душой и сердцем" (мордовская пословица).

10.

«Доброе братство лучше богатства» (русская пословица).


Блок: "Сказка ложь, да в ней намек"

11

В гостях у Крошечки - Хаврошечки (трудолюбие и лень, неряшливость и аккуратность и т.д.).

12

Театральные каникулы

13

Победа добра над злом. Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

14

Почему кот и собака не дружат (честность и лживость).

15

Русская народная сказка «Упрямый козленок» (доброта и злость).

16

Театральные каникулы

17.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (смелость и трусость).

18

Русская народная сказка «Три поросенка» (трудолюбие и лень).

19

Мордовская народная сказка «Как собака друга искала» - (дружба).

20

Мордовская народная сказка "Порознь плохо, вместе хорошо»(дружба, товарищество).

21

Мордовская народная сказка "Ленивица" (лень и трудолюбие).

22

Мордовская народная сказка «Добрый брат и злая сестра» (добро и зло)

23

Старшая сестра и младший брат.(родство, забота, поддержка)

24

Король Дроздобород (уважение к людям, высокомерие).

25

Госпожа Метелица (аккуратность и неряшливость).

26

Герои Востока (Мир арабских сказок "1000 и одна ночь").

27

Калейдоскоп мировых сказок (итоговое занятие по мировым сказкам).

28-32

Постановка сказок.

33-34

Итоговые занятия. Спектакль для родителей и учителей школы.

1 ч. Введение. Фольклор - путь познания народа через народное творчество.

Фольклор как искусство.

Создатель фольклора.

Особенности содержания фольклора.

Яркое своеобразие и высокая художественность фольклора.

Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре.

Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.

Вариативность в фольклоре.

Общественная ценность фольклора.

Наука о фольклоре.

Фольклорные жанры.

Жанры устного народного творчества.

Жанровые и художественные особенности.

Результат обучения:

должны знать: значение слов «фольклор», «фольклористика»; особенности фольклорного

произведения; главные признаки фольклора; название жанров устного народного

творчества и их особенности;

должны уметь: отличать фольклор от авторского, профессионального искусства, различать жанры устного

народного творчества.


1 ч Календарно - обрядовая поэзия.


Определение понятий обряд, обычай, праздник.

Функции обряда.

Циклы календарно - обрядовой поэзии: зимний, весенне-летний, осенний.

Структура и семантика обряда: на примере святочной, масленичной, троицко-семицкой обрядности.

Жанры календарно - обрядовой поэзии: приговоры

Результат обучения:

должны знать: значение слов «обряд», «обычай», «праздник»; циклы календарно - обрядовой поэзии;

жанры календарно - обрядовой поэзии

должны уметь: различать жанры календарно - обрядовой поэзии


1 ч. Детский фольклор: добро с колыбели.


Традиционный детский фольклор, детская поэтическая классика.

Изучение детского фольклора.

Признаки и свойства подлинного искусства (ясность и прямодушие, немногословность и живописность, доброта и шутка, легкий упрек и наставление).
Классификация детского фольклора:
- поэзия пестования (колыбельные песни, прибаутки и песенки, пестушки и потешки, докучные сказки);
- потешный и игровой фольклор (дразнилки и поддевки, небылицы, перевертыши, страшилки, игры).

Наследие. Исполнение и собирание детского фольклора.

Результат обучения:

должны знать: значение выражения «детский фольклор»; признаки и свойства детского фольклора;

классификация детского фольклора; назначение детского фольклора, его роль, признаки,

свойства, особенности, место;

должны уметь: отличать произведения детского фольклора от других жанров устного народного творчества.


Практическая работа: запись от мам, бабушек колыбельных песен; свободное инсценирование с

использованием аксессуаров (кукла);

создание собственных пестушек и потешек; собирание пестушек и потешек;

заучивание наизусть;

инсценирование пестушек и потешек; игра-викторина, творческая работа.

Живой мир природы в песнях, загадках, небылицах, закличках, приговорках. (3ч.)

1 ч. Прибаутки, песенки, загадки


История жанра.

Роль прибауток и песенок, их цель.

Содержание и предназначение, адресат прибауток и песенок.

Наследие. Собирание прибауток и песенок.

Загадка как метафорическое описание предмета в форме вопроса.

Принцип построения. Краткость, выразительность загадок.
Метафора – основа образной части большинства загадок.

Классификация их сюжетов, «действующих лиц» (предметов, явлений природы и др.).

Роль загадки в развитии поэтического мышления.


Результат обучения:

должны знать: значение слов «прибаутки», «песенка»; история жанра; предназначение прибауток и песенок,

их роль, особенности, цель; содержание прибауток и песенок; эмоциональный настрой,

интонация прибауток и песенок; значение слова «загадка»; история жанра; жанровая

структура загадки; классификация их сюжетов, «действующих лиц»;

назначение загадок, их роль, особенности, место; тематика загадок;

эмоциональный настрой, интонация загадки;

должны уметь: отличать прибаутки и песенки; определять их место, роль; распределять прибаутки и песенки

по содержанию;

определять место загадок, их роль; отличать загадки от шуточных вопросов;

составлять загадки;

распределять загадки по темам.


Практическая работа: заучивание наизусть; инсценирование прибауток и песенок;

создание собственных загадок; собирание загадок;

создание книжки-малышки; заучивание наизусть; конкурс «Отгадай!».


1 ч. «Солнышко-солнышко, выгляни в окошко…» (заклички и приговорки).


История жанра.

Стихотворные обращения к различным силам и явлениям природы.

Связь с календарной обрядностью.

Образы закличек и приговорок. Цели. Функции.

Наследие. Исполнители.

Результат обучения:

должны знать: значение слов «заклички», «приговорки»; история жанра; цель закличек и приговорок,

их функции; связь с магической функцией календарной обрядности; герои закличек и

приговорок;

должны уметь: находить заклички и приговорки среди других жанров детского фольклора; определять роль,

функции; исполнять заклички и приговорки.

Практическая работа: заучивание наизусть; сочинение собственных закличек и приговорок; творческая

работа.


1 ч. Небылицы, перевертыши.


История игрового жанра фольклора, связь с другими жанрами детского

фольклора.

Небылицы, перевертыши – первооснова юмора. Основа небылиц,

перевертышей – намеренное нарушение установленного порядка; нарочитое

отклонение от нормы; невероятное развитие событий.

Задача, суть небылиц, перевертышей.

Наследие. Собирание небылиц, перевертышей.

Результат обучения:

должны знать: значение слов «небылицы», « перевертыши»; история жанра; связь с другими жанрами

фольклора; суть небылиц, перевёртышей, их основа, сюжет, назначение, задачи,

оригинальность и комичность;

должны уметь: видеть жанровую особенность небылиц, перевёртышей;

определять юмористическую основу небылиц, перевёртышей;

составлять небылицы, перевёртыши.

Практическая работа: создание собственных небылиц, перевёртышей; собирание небылиц, перевёртышей;

заучивание наизусть, творческая работа; игра.

1 ч. «Доброе слово говорится не языком, а душой и сердцем» (мордовская пословица).

1 ч. «Доброе братство лучше богатства» (русская пословица).


История жанра.

Пословицы – «цвет народного ума… житейская народная правда» (В. Даль).

Назначение, сфера употребления пословиц и поговорок.

Выразительность, меткость, краткость этого жанра. Отличие поговорок от пословиц. Поэтический стиль.

Влияние общественных явлений на пословичный репертуар.

Тематика пословиц и поговорок: «Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение

в лицах» (В. Даль).

Связь пословиц с народными приметами, хозяйственным календарем.

Пословицы и поговорки – наиболее распространенный жанр фольклора Мордовии.

Результат обучения:

должны знать: значение слов «пословица», «поговорка»; история жанра;

назначение пословиц и поговорок, их роль, особенности,

место; тематика пословиц и поговорок;

должны уметь: видеть различия между пословицами и поговорками; определять

место пословиц и поговорок в нашей речи; толковать значение

пословиц и поговорок; распределять пословицы и поговорки по темам.

Практическая работа: сочинение-миниатюра, заголовком которого служит мордовская

пословица или поговорка; создание книжки - малышки «Пословицы и

поговорки русского и мордовского народов».

Блок: "Сказка ложь, да в ней намек" (15 ч.)


Русская народная сказка (6 ч.)


Мордовская народная сказка (5 ч.)


Сказки народов мира (4 ч.)


История жанра, понятие фольклорной сказки.

Собирание и изучение сказки.

Художественное своеобразие фольклорной сказки.

Назначение сказок, их роль.

Классификация сказочных сюжетов. Наиболее распространенные сюжеты сказок о животных, волшебных,

новеллистических. Их художественный мир.

Язык и композиция сказок.

Сказочный герой и его типы.

Образ рассказчика в сказках.


Результат обучения:

должны знать: значение слов «сказка», «сказочник», «сказитель», «собиратель

сказок»; история жанра; назначение сказки, её роль, особенности, место; классификация

сказочных сюжетов; сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, зачин,

присказка, повтор, постоянный эпитет, концовка;

иметь представление о парности нравственных и безнравственных качеств:

- отношение к людям (добрый - злой, уважение – высокомерие);

-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

-отношение к вещам (аккуратный - неряха, щедрый - жадный);

- честность (честный – лживый);

-смелость (смелый - трусливый).

должны уметь: отличать сказки по их сюжетным линиям (о животных, волшебные, новеллистические);

художественно пересказывать сказочный текст, выделяя основные эпизоды, события,

тему сказки; составлять характеристику героя;

находить выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы);

выразительно и правильно читать вслух фрагменты сказки;

строить устный аргументированный ответ на поставленный вопрос; словесно рисовать.

Практическая работа: инсценирование сказок

Театральные каникулы (4 ч.)


1 ч. Фольклорный праздник

3 ч. Посещение Национального театра, Музыкального драматического театра.


Итоговые занятия. (4 ч.)

Спектакль для родителей и учителей школы.


Список используемой литературы


1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных

славян. М., 2000.

2. Афанасьев А.Н. Русский народный фольклор в обучении и воспитании младших школьников.- М. 1993.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1982.

4. Колпакова Н. П. У золотых родников: Записки фольклориста. – Л., 1975.

5. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника.- М.: Просвещение, 1988.

6. Мордовские народные сказки. – Саранск. Морд. кн. издательство, 1988.

7.Новицкая М.Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение,1995.

8. Обрядовая поэзия. Кн. I. Календарный фольклор / Сост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. М., 1997.

9. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. – М., 1997.

10. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. – М., 1976.

11. Родники народной мудрости: Устно - поэт. творчество мордов. народа / сост. Л. В. Седова. – Саранск.

Морд. кн. издательство, 2007.

12. Русские сказочники. Пособие для учащихся. Сост. Э. Померанцева. - М.: Просвещение, 1976.

13. Самородов К. Г. Мордовские пословицы и поговорки. – Саранск. Морд. кн. издательство, 1968.

14. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков – Ярославль. Академия развития.2005.
15. Фольклор народов России. В 2-х т. Т. 1. – М.: Дрофа, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень качеств

Нравственно развитой личности


Аккуратный человек тщательно следит за чистотой одежды, вещей, бережно к ним относится.

Альтруист (заботливый) проявляет внимание к людям и заботится о них, оказывает помощь, обладает высокими нравственными качествами, безукоризнен в своих поступках, действует в интересах других.

Вежливость – моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности, готовность оказать услугу, деликатность, такт.

Великодушие — такая форма проявления человечности во взаи­моотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

Верный человек неукоснительно выполняет данные обязатель­ства, постоянен в отношениях с другими людьми.

Вероломство — злоумышленные коварные действия, сознатель­ный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств.

Высокомерный человек держится важно, стремясь придать себе больше значения, чем следует, выставляет напоказ свое превосход­ство над другими людьми. Такого человека отличает неуважитель­но-презрительное отношение к людям без должных на то основа­ний. Преувеличивает свои достоинства и заслуги.

Грубость — внешнее проявление неуважения к людям. Выража­ется в недоброжелательности к окружающим, невнимании к чужим интересам, навязывании другим людям своей воли и желаний, не­умении сдерживать раздражение, оскорблении достоинства друго­го человека, развязности, сквернословии, употреблении унизитель­ных кличек и прозвищ, хулиганских действиях.

Добрый человек расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзыв­чивый, проявляет теплоту, чуткость.

Жадный человек стремится получить, захватить в свое владение, в свое распоряжение как можно больше всего, что представляет собой какую-либо ценность, не соизмеряя с необходимостью; проявляет чрезмерную бережливость, стремится избегать трат и расходов.

Зазнайство — отрицательное моральное качество, характеризу­ющее поведение человека, который утратил критическое отноше­ние к себе, который переоценивает свои способности и достоин­ства, перестал считаться с мнением окружающих. Возникает на почве достигнутых в прошлом успехов (действительных или мни­мых). К нему склонны люди с преувеличенным самолюбием, тщес­лавием и самомнением.

Злой человек стремится причинить неприятность, обидеть; его не трогают страдание, горе, беззащитность ближнего; не знает со­страдания, снисхождения.

Искренность — моральное качество, которое выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит.

Коварство — нравственная установка замышляющего злодея­ние индивида на лицемерие и обман. Основывается на осознанном принятии аморального принципа, согласно которому эгоистичес­кие цели могут быть оправданы любыми средствами.

Ленивый человек не желает трудиться, склонен к праздности, избегает работы.

Лживый человек (обманщик) намеренно искажает истину в сло­вах, поступках, действиях, вводит в заблуждение, скрывает под­линные чувства и мысли, лицемерит.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается мораль­ный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Малодушие — отрицательное моральное качество, слабость воли личности, выражающаяся в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит.

Милосердие — сострадательная и действенная любовь, выража­ющаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распро­страняющаяся на всех людей (на все живое). Это понятие обяза­тельно соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный (пережи­вание чужой боли как своей), конкретно-практический (порыв к реальной помощи).

Мужество — моральное качество человека, воплощающее твер­дость характера, верность идеалу и самому себе. В отличие от смело­сти мужество предполагает воздержание от слепой отваги и ярости.

Неряшливый человек (неряха) не следит за чистотой и порядком.

Рыцарство — образ жизни и сложившийся на его основе свод правил и норм достойного поведения. Предполагает проявление следующих качеств: чести, храбрости, мужества, достоинства, вер­ности слову, гордости, галантности.

Самоотверженность — добровольное принесение в жертву своих интересов ради достижения цели, идеалов. Проявление этого каче­ства необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от че­ловека требуется превышение меры своих обязанностей.

Скупость — моральное качество, характеризующее особое отно­шение человека к материальным ценностям, когда они рассматри­ваются как сокровище.

Смелый человек не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, вдет навстречу опасности, не теряет присутствия духа перед опасностью, трудностями.

Сочувствие — отношение к другому человеку, основанное на при­знании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании ему мо­ральной поддержки.

Трудолюбие - моральное качество, оно проявляется в трудовой активности, добросовестности, старании и усердии; предполагает наличие потребности и привычки трудиться, увлеченности трудо­вым процессом, заинтересованности в достижении полезного ре­зультата труда.

Трусливый человек всего боится, поддается чувству страха, не способен с ним бороться, отступает перед опасностью.

Тщеславие - желание добиться славы, привлечение всеобщего внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окру­жающих. Тщеславного человека интересуют собственные поступ­ки с точки зрения не их значения, а лишь внешнего эффекта, при­влекающего внимание окружающих.

Уважение подразумевает такое отношение к людям, в котором через поступки, мотивы признается достоинство личности.

Честный человек выражает свои подлинные чувства и мысли, всегда говорит правду, не скрывает от других людей и от себя самого действительного положения дел; исполнен постоянства и верности другому, на него можно положиться, ему можно довериться.

Чуткость — моральное качество, характеризующее отношение че­ловека к окружающим его людям. Тесно связано с уважением, вели­кодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внима­тельное отношение к их интересам, проблемам, мыслям и чувствам, понимание мотивов, которыми руководствуется человек в своем по­ведении, тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству соб­ственного достоинства другого человека, вежливое обращение с ним.

Щедрый человек охотно делится с другими своими денежными сред­ствами, имуществом и т. д.; не жалеет тратить, расходовать что-либо.

Эгоист ставит превыше всего свои личные интересы, заботится и думает только о себе.


13