СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Проба поэтического пера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс можно использовать для 5-9 классов. Курс обучает основам стихосложения.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Проба поэтического пера"»

Утверждено
на педагогическом совете
протокол №1 от 29.08.2013года
Директор школы И.Ворожбит







Факультативный курс
«Проба поэтического пера»

8класс















Составитель: учитель литературы Ворожбит И.И.

Учитель: учитель русского языка и литературы Ворожбит И.И.











Архиповская СШ

2013г.






Программа факультативного курса «Проба поэтического пера» (5-9 класс)



Программа составлена учителем русского языка и литературы Архиповской средней школы Ворожбит Ириной Ивановной.


Общая характеристика курса:

Данная программа рассчитана для учащихся5-9 классов , интересующихся поэзией и теорией стихосложения.

Способствует повышению интереса к художественному слову, развитию стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова.

Дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного школьного курса. В процессе занятий вводятся новые сведения и литературные факты, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются историко- и теоретико-литературные знания, полученные на традиционных уроках, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельного анализа литературных произведений, во время самостоятельного творческого процесса.

Данный курсспособствует приобщению учащихся к творческой работе, позволяет более подробно, в доступной форме познакомить детей с теорией литературы, знаниями по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний.

Создаются благоприятные условия для развития творческого воображения, развития правильной, грамотной речи, развивает способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера.В программе отведено время на чтение произведений известных авторов, а также на знакомство с произведениями местных поэтов.

Цель курса: развитие творческого потенциала учащихся, формирование компетентности в области стихосложения;


Задачи:


1.Обучающие:

1) освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества,

2)развитие поэтического дара ребёнка,

3) аналитическая работа со словом,

4) обучение выразительному чтению поэтического произведения,

5) овладение основами стихосложения.


2. Воспитательные:

1) воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

2)формирование трудолюбия и требовательности к себе;


Ожидаемые результаты.


Удовлетворение запроса обучающихся познавательного и развивающего плана, продолжение формирования интересов к новым художественным и эстетическим аспектам литературы как искусства. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, ориентации в литературных явлениях; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, формирование элементарных навыков библиографической работы.Увеличениероста познавательной  и творческой активности школьников,увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

В качестве форм подведения итогов-организация публичных чтений произведений собственного сочинения, выступление на мероприятиях, общешкольных линейках, праздниках, участие в различных конкурсах.

Все это повлечет положительную мотивацию у большинства школьников и будет способствовать повышению качества образования.


Список литературы:

1.   Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

2.  Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.

3. Н.Н.Шевелева. Практикум по выразительному чтению. М.: Просвещение, 1970г.

4. .В.П. Медведев «Изучение лирики в школе» Москва «Просвещение» 1985г.

5.  Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

 6.    Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

7.    Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

8.    Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

9.    Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.





Содержание программы.

Тема 1.Вводное занятие. Поэзия.  Поэтические жанры.

Тема 2. Поэтические жанры.

Тема 3. Обучение выразительному чтению.

Тема 4. Поэтическая минутка.Чтение стихов русских поэтов.

Тема 5. Введение в стихосложение. Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.

Тема 6.Азбука стихосложения.Определение рифмовки лирических произведений известных поэтов.

Тема 7.« Занимательные игры с рифмой».Учимся подбирать рифмы.

Тема 8.Мое поэтическое творчество.Пишем стихи о школе, животных, друге…

Тема 9.«Я люблю природу, тропки и леса, речку возле дома, пышные луга.»

Чтение стихов русских поэтов о природе.Совершенствуем навыки выразительного чтения.

Тема 10.Азбука стихосложения.Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора.

Тема 11. Поэтическая минутка.Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных средств.

Тема 12. « Занимательные игры». «Подбери тропы.»

Тема 13. Мое поэтическое творчество.Сочиняем стихи о природе.

Тема 14.Поэтическая минутка.«Очей очарованье…».

Тема 15. Мое поэтическое творчество.Сочиняем стихи об осени.

Тема 16. Азбука стихосложения. Размер стиха.

Тема 17. Поэтическая минутка.Анализ поэтических произведений русских классиков с целью определения размера стиха.

Тема 18.Азбука стихосложения.Написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Тема 19.Поэтическая минутка.Чтение стихов о родине ,родном селе, труде , дружбе известных поэтов и собственного сочинения.

Тема 20. «Зимние этюды.»Чтение стихов русских поэтов о зиме.

Тема 21. «Новый год к нам мчится…»Чтение стихов русских поэтов о Новогодних праздниках и собственного сочинения.

Тема 22.Час творчества.Сочиняем стихи о зиме.

Тема 23. Музыка и поэзия.Роль музыкальных произведений в стихосложении.

Тема 24. Музыка в поэзии.Прослушивание музыки, русских романсов. Наложение стихов на музыку.

Тема 25. «Весенняя капель.»Чтение стихов русских поэтов о Весне.

Тема 26. Мое поэтическое творчество.Пишем стихи о весне, празднике 8 Марта, о маме.

Тема 27. Поэтическая минутка.Времена года. Чтение стихов русских поэтов

Тема 28. Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Тема 29.«В мастерской художника.»Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 30.Час творчества. Пишем стихи о родине, защитниках Отечества.

Тема 31.«В жизни всегда есть место подвигу…» Чтение стихов русских поэтов, собственного сочинения..Совершенствование навыков выразительного чтения.

Тема 32. Час творчества.Пишем стихи на летнюю тематику: цветы, грозу…

Тема 33. Итоговое занятие. «Творчество как состояние души.»Обсуждение результатов обучения за год, презентации «Мои достижения и успехи»,

Тема 34.«Ярмарка талантов.»



Календарно- тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие.

Поэзия.  Поэтические жанры.

Теория

Цель, задачи, содержание программы. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.


2

Поэтические жанры.

Практикум

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

3

 Обучение выразительному чтению.

Практикум

Прослушивание классических образцов выразительного чтения.

Обучение выразительному чтению

4

Поэтическая минутка

Конкурс

Чтение стихов русских поэтов.

Совершенствование навыков выразительного чтения

5

Введение в стихосложение.

Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.

Теория

Основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма.

Что такое рифма,основные способы рифмовки, виды рифмовки, как определить способ рифмовки

6


Азбука стихосложения.

Практикум

Определение рифмовки лирических произведений известных поэтов.


7

« Занимательные игры с рифмой».

Учимся подбирать рифмы.

Практикум

Подбор рифм к заданным словам.

Пишем стихи по заданным рифмам.


8

Мое поэтическое творчество

Практикум

Пишем стихи на свободную тему( о школе, животных, друге…)

9

«Я люблю природу,
Тропки и леса,
Речку возле дома,
Пышные луга.»

Подготовка к «Осеннемубалу.»

Чтение стихов русских поэтов о природе.Совершенствуем навыки выразительного чтения

10

Азбука стихосложения

Теория

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора.

11

Поэтическая минутка.

Практикум

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных средств.

12

« Занимательные игры».


Игра

«Подбери тропы»

13

Мое поэтическое творчество

Практикум

Сочиняем стихи о природе.

14

Поэтическая минутка. «Очей очарованье…».

Литературный вечер

Чтение стихов русских поэтов об осени.Совершенствуем навыки выразительного чтения.

15

Мое поэтическое творчество.

Практикум

Сочиняем стихи об осени.

16

Азбука стихосложения.

Размер стиха.

Теория

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)

17

Поэтическая минутка

Практикум

Анализ поэтических произведений русских классиков с целью определения размера стиха.

18

Азбука стихосложения

Практикум

Написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.


19

Поэтическая минутка.

Подготовка к концерту коДню с/хозяйства.

Чтение стихов о родине ,родном селе, труде , дружбе известных поэтов и собственного сочинения.

20

«Зимние этюды.»

Литературный вечер

Чтение стихов русских поэтов о зиме.

21

«Новый год к нам мчится…»

Подготовка к Новогодним праздникам

Чтение стихов русских поэтов о Новогодних праздниках и собственного сочинения.

22

Час творчества

Практикум

Сочиняем стихи о зиме.

23

Музыка и поэзия

Теория, презентации

Роль музыкальных произведений в стихосложении.

24

Музыка в поэзии

Видеоролики

Прослушивание музыки, русских романсов. Наложение стихов на музыку.

25

«Весенняя капель»

Общешкольное мероприятие.

Чтение стихов русских поэтов о весне.

26

Мое поэтическое творчество

Практикум

Пишем стихи о весне, празднике 8 Марта, о маме.

27

Поэтическая минутка

Конкурс

Времена года.

Чтение стихов русских поэтов.


28

Поэзия и живопись

Теория.

Презентация

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.


29

«В мастерской художника»

Практикум

Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.


30

Час творчества

Практикум

Пишем стихи о родине, защитниках Отечества.

31

«В жизни всегда есть место подвигу…»

Подготовка

к 9 мая

Чтение стихов русских поэтов, собственного сочинения..

Совершенствование навыков выразительного чтения.


32

Час творчества

Практикум

Пишем стихи на летнюю тематику: цветы, грозу…

33

Итоговое занятие

«Творчество как состояние души».

Круглый стол


Обсуждение результатов обучения за год, презентации «Мои достижения и успехи», рекомендации по творческому развитию на летних каникулах,анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться»

34

«Ярмарка талантов.»

Литературный вечер

«Это мой мир».