СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа физика 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   по физике на 2017-18 учебный год (учебник Пёрышкина) содержит описание программы, обязательный минимум содержания образования, перечень ТСО, критерии оценивания ответов учащихся, входную диагностику  и итоговую контрольную работу. Также программа включает тематическое поурочное планирование с домашними заданиями. 

Просмотр содержимого документа
«Программа физика 9 класс»

«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ № 10


Е.И.Зейналова


Приказ от 31.08.2016 № 130


Рабочая программа


по физике


Основное общее образование 9 класс


Количество часов 70


Учитель Несмачная Галина Викторовна



Программа разработана на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина, М.: Дрофа, 2011 год



Учебный год 2017 - 2018



Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

  • Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Цели изучения физики

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Физика» предполагается в 7-11 классах. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Физика» в 9 классе отводится 70 часов , 2 чаас в неделю.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

В курсе 9 класса рассматриваются вопросы :, законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле. строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:

по программе-ч планирование-ч

Законы взаимодействия

и движения тел 27 27

Механические колебания

и волны. Звук 11 12

Электромагнитное поле 12 18

Строение атома и атомного

ядра 14 13

Резерв времени – 3 ч.- использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу

Образовательный минимум содержания

основной образовательной программы


Механические явления

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона . Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа .Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Механические колебания. Период. Частота. Амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона.

Наблюдение и описание различных видов механического движения. взаимодействующих тел, механические колебания и волны. объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона. законов сохранения импульса и энергии. на основе закона всемирного тяготения..

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины. периода колебаний маятника от длины нити. периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины. силы трения от силы нормального давления.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Электромагнитные явления

Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции. объяснение этих явлений.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по по изучению действия магнитного поля на проводник с током.

Квантовые явления

Радиоактивность. Опыты Резерфорда..Планетарная модель атома.

Состав атомного ядра. Энергия связи ядер. Ядерные реакции.

Практическое прменение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучени


Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-3 часа

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-

20.12

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

2

22.12 -

24.02

Механические колебания и волны. Звук.

12

1

1

26.02-

24.03

Электромагнитное поле

18

1

1

28.03-

16.05

Строение атома и атомного ядра

13

1


Всего

70

4

5



График контрольных и лабораторных работ - 9 класс


Законы движения и взаимодействия тел

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

28-30

сентябрь

Равномерное и равноускоренное движение

1-8

октябрь

Измерение ускорения свободного падения

18-20

ноябрь

Законы Ньютона. Закон сохранения импульса

25-30 ноябрь


Механические колебания и волны. Звук.

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины

24-28

декабрь


Механические колебания и волны. Звук

12-16

январь


Электромагнитное поле

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Изучение явления электромагнитной индукции

25-28

февраль

Электромагнитное поле


04-08

март


Строение атома и атомного ядра

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Изучение деления ядра атома уранапо фотографии треков

15-20 апрель

Строение атома и атомного ядра


14-18 май

Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

25-30

апрель







Календарно-тематическое планирование 9 класс


№ур

№ тем

Тема урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата

Базовый уровень

Повышенный уровень



Тема 1 Законы взаимодействия и движения тел (27)




1

1

Материальная точка. Система отсчёта

ОС: Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой.



Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, материальная точка, система отсчёта

Уметь: обосновывать возможность применения понятия «материальная точка»; задавать положение тел с помощью координатных осей.

Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчёта (по рис. 2 в учебнике).

§1. Упр.1


2

2

Перемещение

ОС: Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение».

Решение задач: качественные задачи на нахождение пути и перемещения тела.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: перемещение, модуль вектора, формулы для вычисления проекции вектора перемещения и координат тела.

Смысл физических величин: путь, перемещение.


Уметь: определять перемещение тела, проекцию вектора перемещения на ось; записывать уравнение координаты тела и вычислять её.

§2. Вопросы (с. 12), упр. 2.


3

3

Определение координаты движущегося тела

ОС: Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения.

Решение задач: практическое нахождение проекций векторов на оси


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, перемещение, координата движущегося тела, проекция вектора на ось, положительная и отрицательная проекция.


Уметь: определять проекцию вектора на ось, вычислять перемещение тела, записывать уравнение координаты тела и вычислять её.

§3. Упр. 3(1)


4

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении Решение задач.

ОС: Для прямолинейного равномерного движения: а) определение вектора скорости; б)формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения; в)равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости.

Решение задач: чтение графиков скорости

Знать/ понимать:

Смысл понятий: скорость прямолинейного движения, вектор скорости, модуль вектора скорости и перемещения; формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения.


Уметь: вычислять проекцию вектора перемещения, сравнивать пройденный путь и модуль вектора перемещения.

.. §4. Упр. 4


5

5

Самостоятельная работа. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

ОС: Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции.

Решение задач на нахождение ускорения.


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение

Смысл физических величин: мгновенная скорость, ускорение.

Уметь: описывать и объяснять равноускоренное движение,

Уметь вычислять модуль ускорения, определять направление вектора ускорения по отношению к направлению вектора скорости.

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;


§5. Упр. 5(2,3)


6

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

ОС: Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения:

а) сонаправлены; б) направлены в противоположные стороны.

Решение задач: упр.6(3,2,1)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: равноускоренное движение

Смысл физических величин: мгновенная скорость, ускорение.

Описывать и объяснять физические явления: равноускоренное движение;

Уметь: вычислять значение мгновенной скорости тела в любой момент времени равноускоренного движения, строить график проекции вектора скорости.

. §6. Упр. 6(4)


7

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

ОС: Вывод формулы перемещения геометрическим путём.

Решение задач типа: Р. № 69, 78


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория.

Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение.

Уметь: вычислять перемещение тела при равноускоренном движении.

Описывать и объяснять физические явления: равноускоренное движение;


§7. Упр. 7(1,2)


8

8

Перемещение тела без начальной скорости

ОС: Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.

Решение задач типа Р. №54

Демонстрации: зависимость перемещения от времени (по рис. 2 или 20 в учебнике)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория.

Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение

Уметь: вычислять перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости.

Описывать и объяснять физические явления: равноускоренное движение;


§8. Упр. 8(1)


9

9

Л.р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 229 (вариант 2).


Уметь: Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять расстояние, промежуток времени. Представлять результаты измерения в виде таблицы.


Повторить §8.


10

10

Контрольная работа

«Равноускоренное движение тела»





11

11

Относительность движения

ОС: Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе отсчёта).

Решение задач типа: Р. №28-32.

Демонстрации. 1. Относительность движения. Система отсчёта [6, опыт3] .


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчёта, относительность скорости и перемещения.

Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение

Уметь: Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной Солнцем ; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта


Упр. 9(1-3 устно, 4 )


12

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

ОС: Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке) Инерциальные системы отсчёта.

Решение задач типа: Р. №112-117, 119.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные системы отсчёта) [6, опыт 19]

Знать/ понимать:

Смысл понятий: инерция, относительность движения, закон, пространство и время, инерциальная система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, масса, сила;

Смысл физических законов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;

§10. Упр. 10, Р.№118, на повторение №55


13

13

Второй закон Ньютона

ОС: Второй закон Ньютона. Единица силы.

Решение задач типа:1) Упр. 11(1)

2) Пробковый спасательный круг массой 3 кг всплывает в воде. За 2 с его скорость возрастает от 0 до 10 м/с. Определите силу, сообщающую кругу ускорение.

Демонстрации. Второй закон Ньютона (по рис. 20 в учебнике или [6, опыт 20]


Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь: Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики для описания взаимодействия тел;

Определять по графику зависимости координаты от времени промежутки времени действия силы.

§11. Упр. 11


14

14

Третий закон Ньютона

ОС: Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам.

Решение задач типа: 1) Р. №151, 152

2) Упр. 12(1, 3а).

Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рисункам 21, 22 в учебнике)

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;


Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики

§12. Упр. 12(2,3)


15

15

Свободное падение тел

ОС: Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

Решение задач типа:1) Упр. 13(2)

2) Камень падал на дно ущелья в течение 7с. На сколько увеличивалась скорость камня за любые 2с его падения? (Сопротивление воздуха не учитывать).

Демонстрации. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве (по рис 28 в учебнике)

Знать/ понимать:

Смысл понятий: физическое явление, механическое движение, инерциальная система отсчета;

Смысл физических величин: сила тяжести, ускорение свободного падения;


Уметь:

Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

§13. Упр. 13(1,3)


16

16

Движение тела, брошенного вертикально вверх

ОС: Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения.

Решение задач типа: Р. №200


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, ускорение свободного падения;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики

§14. Упр. 14


17

17

Закон всемирного тяготения

ОС: Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная.

Решение задач типа: 1) Упр. 15(1, 2, 5)

2) Р. №174.

Демонстрации. Гравитационное взаимодействие [6, опыт 22].


Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: масса, сила;

Смысл физических законов: Всемирного тяготения;


Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона Всемирного тяготения

§15. Упр. 15(3,4)


18

18

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах

ОС: Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землёй.

Решение задач типа: Упр. 16(5,4,3).

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: теория, гравитационное взаимодействие, планета, Солнечная система, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: сила, масса, траектория, энергия;


§ 16,17. Упр. 16(2)


19

19

Л.р.№2 «Измерение ускорения свободного падения»

ОС: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 231.

Решение задач на определение равнодействующей нескольких сил, приложенных к телу, на вычисление времени движения тела, скатывающегося по наклонной плоскости, и пути, которое оно проходит до полной остановки.

Уметь: Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять расстояние, промежуток времени. Представлять результаты измерения в виде таблицы.


Р. №210, 207. § 17


20

20

Прямолинейное и криволинейное движение

ОС: Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила.

Решение задач на вычисление центростремительного ускорения.

Демонстрации.1. Прямолинейное и криволинейное движение. 3. направление скорости при движении по окружности (по рис. 38 в учебнике).

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, центростремительное ускорение, центростремительная сила


Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;


§18. Упр. 17(1, 2). §19. Упр. 18(1)


21

21

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

ОС: Решение задач на нахождение центростремительного ускорения, центростремительной силы, веса тела, движущегося по выпуклому мосту.


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, центростремительное ускорение, центростремительная сила

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

§19. Упр. 18(4,5)


22

22

Искусственные спутники Земли

ОС: Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость.

Решение задач типа: Упр. 19(2)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, центростремительная сила


Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

§20. Упр. 19(1)


23

23

Импульс тела

ОС: Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формула импульса. Единица импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии.

Решение задач типа: Упр. 20(1), упр. 21(1)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона сохранения импульса;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

§21 Упр. 20(2), упр. 21(2).


24

24

Закон сохранения импульса

ОС: Вывод закона сохранения импульса.Вычисление скорости одного из взаимодействующих тел (до или после их взаимодействия) при различных движениях тел друг относительно друга Демонстрации. Закон сохранения импульса (по рис. 42 в учебнике); [6, опыт 38] .

Применять полученные знания для решения физических задач; Смысл физических законов: сохранения импульса;


Повторить §21, 22. Упр. 21(2)


25

25

Реактивное движение

ОС: Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты.

Решение задач типа: Упр. 22(2)

Демонстрации. 1. Реактивное движение.2. Модель ракеты (по рис. 44, 45 в учебнике; [6, опыт 30])


Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: теория, гравитационное взаимодействие,

Смысл физических величин: сила, масса, траектория, энергия;

Смысл физических законов: сохранения импульса;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: движение ракет

Смысл физических понятий: планета, Солнечная система, галактика, Вселенная;

§23. Упр. 22(1)


26

26

Решение задач. Подготовка к к.р.

ОС: Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». М.:Дрофа. 2000 г. Стр. 37

Применять полученные знания для решения физических задач


Повторить §§ 9-23


27

27

Контрольная работа

«Основы динамики. Законы сохранения в механике»







Тема 2 Механические колебания и волны. Звук (12ч)




28

1

Колебательное движение. Колебательные системы. Маятник

ОС: Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определения свободных колебаний, колебательных систем, маятника.

Решение задач типа: упр. 23

Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис. 48 в учебнике)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета, колебательная система;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, период;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики;


. § 24, 25. Выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе №2.


29

2

Величины, характеризующие колебательное движение

ОС: Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Решение задач типа: упр. 2491,2,4,7.

Демонстрации. 1. Зависимость периода колебаний: а) нитяного маятника от длины нити; б) пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

2. запись колебательного движения (по рисунку 59 или 61 учебника)

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета, колебательная система;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, период, частота, амплитуда, фаза колебаний;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;


§26. Упр. 24(3, 5,6). Подготовиться к лабораторной работе №3.


30

3

Л.р.№3 «Исследование зависимости периода колебаний мат. маятника от его длины» Превращения энергии при колебательном движении.

ОС: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 232.

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний.

Решение задач типа: Упр. 25(2), упр. 26(1,2)

Демонстрации. 1. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний [6, опыт 48].

2. Затухание свободных колебаний [6, опыт 52].

3. Вынужденные колебания [6, опыт 53].


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета, колебательная система;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, период, частота, амплитуда, фаза колебаний;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: вынужденные колебания, вынуждающая сила;

Смысл физических величин: период, частота, амплитуда, фаза колебаний и вынуждающей силы;

Уметь:

Применять полученные знания для решения физических задач;

Определять: характер физического процесса по графику, таблице;

§27, вопросы к параграфу.


31

4

Гармонические колебания. Затухающие колебания Вынужденные колебания. Резонанс

ОС: Определение гармонических колебаний. Пропорциональность силы, вызывающей колебания, смещению колеблющейся точки. Направление силы и смещения. Математический маятник. Закон синуса и косинуса.

Демонстрации. Запись гармонических колебаний (по рис. 59 учебника)

Решение задач на нахождение амплитуды, периода и частоты колебаний по графику гармонического колебания.

Решение задач типа: При какой скорости поезда возникает резонанс, если длина железнодорожного рельса равна 25 м, а период собственных колебаний вагона 1,25с?

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, траектория, система отсчета, колебательная система, математический маятник;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, период, частота, амплитуда, фаза колебаний;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: вынужденные колебания, вынуждающая сила, резонанс;

Смысл физических величин: период, частота, амплитуда, фаза колебаний и вынуждающей силы;


Уметь:

Применять полученные знания для решения физических задач;

Определять: характер физического процесса по графику, таблице;

§28, 29. Упр. 25(1) § 30. упр. 27


32

5

Распространение колебаний в среде. Волны Продольные и поперечные воны

ОС: Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твёрдых, жидких и газообразных средах.

Решение задач типа: 1) Как движутся молекулы воздуха при распространении в нём звука? (Без учёта теплового движения)

2) Как меняется энергия колебательного движения частиц среды, в которой распространяется звук, при удалении от источника звука? В какой вид энергии она преобразуется?

Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис. 65-67 в учебнике)

Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, маятник, энергия, волна;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, период, частота, амплитуда, фаза колебаний;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;



§31,32


33

6

Длина волны. Скорость распространения волн

ОС: Характеристика волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.

Решение задач типа: Р. №435-437.


Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, колебательная система, волна;

Смысл физических величин: скорость, длина волны, период, частота, амплитуда;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;


§33. Упр. 28(1-3)


34

7

Источники звука. Звуковые колебания

ОС: Источники звука – тела, колеблющиеся с частотой 20Гц – 20кГц.

Решение задач типа:

  1. Упр. 29.

  2. 2) Р. №438, 411.

  3. Почему при выстреле из ружья слышен звук?

Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рисункам 70-72 в учебнике).


Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, ультразвук, инфразвук;

Смысл физических величин: скорость, длина волны, период, частота, амплитуда;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;


§ 34. Р. №410, 439


35

8

Высота тона, тембр. Громкость звука

ОС: Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний.

Решение задач типа: Р. №412, 446

Демонстрации. 1) Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

2) Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис. 74 в учебнике и [6, опыт 66Б]


Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна;

Смысл физических величин: скорость, длина волны, период, частота, амплитуда;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;


§35,36. Упр. 30


36

9

Распространение звука. Скорость звука

ОС: Наличие среды – необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах.

Решение задач типа: упр. 32(2-4).

Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 76 в учебнике).


Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна;

Смысл физических величин: скорость, длина волны, период, частота, амплитуда;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;


§37,38. Упр. 31(1, 2), упр. 32(1)


37

10

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

ОС: Условия, при которых образуется эхо.

Решение задач типа:

  1. В поле звук распространяется на значительно большее расстояние, чем в лесу. Почему?

  2. Почему даже на открытой местности, где нет препятствий для распространения звуковых волн, звук становится всё слабее по мере удаления от создающего его источника?

Демонстрации. Отражение звуковых волн и [7,опыт 47]


ОС: Примеры проявления звукового резонанса. Назначение резонаторов в музыкальных инструментах.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, эхо;

Смысл физических величин: скорость, длина волны, период, частота, амплитуда;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: колебательное движение;

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: вынужденные колебания, вынуждающая сила, резонанс;

Смысл физических величин: период, частота, амплитуда, фаза колебаний и вынуждающей силы;


Уметь:

Применять полученные знания для решения физических задач;

Определять: характер физического процесса по графику, таблице;

§39, 40.


38

11

Интерференция звука. Решение задач

ОС: Доклады учащихся по темам:

  1. Ультразвук и инфразвук, его распространение в природе.

  2. Эхолокация.

  3. Ультразвуковая дефектоскопия.

  4. Применение ультразвука в медицине.

Использование инфразвука. Сложение звуковых волн от двух источников. Разность хода двух волн. Условие минимума. Условие максимума. Когерентные волны. Интерференция звуковых волн.

Демонстрации. Опыт по сложению звуковых волн от двух источников.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: звук, интерференция звука;

Смысл физических величин: длина волны;



§41


39

12

Контрольная работа

«Механические колебания и волны. Звук»







Тема 3 Электромагнитное поле (18)





40

1

Магнитное поле и его изображение

ОС: Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Линии магнитного поля. Решение задач типа: Упр. 33(1),

Знать/ понимать: Смысл понятий: Электрический ток, магнитное поле, магнитная линия , взаимодействие.


§ 43, Упр. 33(2)


41

2

Неоднородное и однородное магнитное поле

Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитное поле соленоида.



§44. Упр.34


42

3

Направление тока и линий его магнитного поля

ОС: Картина линий магнитного поля постоянного полосового магнита и прямолинейного проводника с током.

Смысл понятий: Электромагнитное поле; взаимодействие.


§44., упр. 35


43

4

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

ОС ОС: Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки.

Решение задач типа:

  1. Упр. 36(1-4)

  2. Р. №829 а, в, д, з

Демонстрации. Движение прямого проводника в магнитном поле (по рис. 104 учебника).

Знать/ понимать:

Смысл понятий: Электрический ток, магнитное поле, магнитная линия, взаимодействие.



§45. Упр.36


44


Индукция магнитного поля.

ОС: Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единицы магнитной индукции.

Решение задач типа:

  1. Упр. 37(1, 2)

  2. Р. № 830, 832

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, магнитное поле тока


§ 47. Р. №831Упр.37


45


Магнитный поток

ОС: Зависимость магнитного потока, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля.

Смысл понятий: взаимодействие, магнитное поле тока




§47 Упр.38


46

7

Явление электромагнитной индукции.

ОС: Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока.

Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис 125-127 учебника)


Знать/ понимать:

Смысл понятий: явление, магнитное поле, электромагнитная индукция

Смысл физических законов: электромагнитной индукции

Вклад зарубежных ученых, оказавших

наибольшее влияние на развитие физики

Уметь:

Делать выводы на основе экспериментальных

данных.

Описывать и объяснять физические явления:

электромагнитная индукция

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики

§48 Упр.39


47

8

Л.р.№4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

ОС: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 235.





48

9

Направление индукционного тока. Правило Ленца




§49. Р. №902 Упр.40


49

10

Явление самоиндукции




§50. Упр.41


50

11

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

ОС. Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости i(t).

Решение задач на нахождение амплитуды, частоты и периода колебаний тока (по графику).


Знать/ понимать

Смысл понятий: магнитное поле;

Смысл физических величин: магнитный поток, индукция магнитного поля, сила тока, напряжение, частота;

Уметь

Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: действие магнитного поля на проводник с током;

Применять полученные знания для решения физических задач;


Определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Приводить примеры практического применения физических знаний: законов электродинамики в энергетике;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения БЖД в процессе использования, бытовых электроприборов;

§ 51, Упр.42


51

12

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

ОС: Выводы Максвелла. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями.

Решение задач типа:

  1. Упр. 41.

  2. Заряженное тело покоится относительно неподвижного стола в лаборатории. Учёный равномерно и прямолинейно движется относительно стола. Можно ли обнаружить магнитное поле заряженного тела в системе отсчёта, связанной с учёным?

ОС: Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Напряжённость электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

Решение задач типа: 1)Упр. 42(1-3).

2)Р. № 986, 995

3)Нахождение по графику амплитуды, периода и частоты колебаний силы тока; частоту волны, излучаемой катушкой.

Знать/ понимать

Смысл понятий: электромагнитное поле, электрический заряд

Смысл физических величин: скорость;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

Определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; Знать/ понимать

Смысл понятий: электромагнитная волна;

Смысл физических величин: скорость, период, частота, амплитуда, напряжённость электрического поля;


Уметь

Определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


§ 52,53,. Р, №981, 982,Упр.43,44.. ,Р. №987


52

13

Конденсатор


Знать назначение конденсатора, основные характеристики


§ 54, Упр.45


53

14

Колебательный контур.

Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Знать назначение колебательного контура, принципы получения электромагнитных колебаний


§ 55,56,Упр.46,47


54

15

Интерференция света. Преломление света

Электромагнитная природа света.



§ 57-59,Упр.48


55

16

Дисперсия света.

Цвета тел. Спектрограф



§ 60,61,Упр.49,50


56

17

Типы оптических спектров.

Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами


Практическое применение спектрального анализа

§ 62-64


57

18

Контрольная работа

«Электромагнитное поле»







Тема 4 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (13)




58

1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома Модели атомов. Опыты Резерфорда.

ОС: Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма-частица. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Демонстрации. Таблица «Альфа-, бета- и гамма-лучи»

ОС: Модель атома Томсона. Опыты резерфорда по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома.

Демонстрации. Модель опыта Резерфорда. Таблица «Опыт Резерфорда»


Знать/ понимать

Смысл понятий: теория;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; Знать/ понимать:

Смысл понятий: гипотеза, взаимодействие,

атом, атомное ядро;

Вклад российских и зарубежных ученых,

оказавших наибольшее влияние на развитие

физики.

Уметь: Приводить примеры опытов,

иллюстрирующих, что: эксперимент

позволяет проверить истинность теоретических

§ 65,66


59

2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

ОС: Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

Решение задач типа:

  1. Упр. 43(4)

  2. Упр. 43(5)

  3. Определить, выполняется ли закон сохранения массового числа в ядерных реакциях (по уравнению).

Знать/ понимать

Смысл понятий: физическое явление, атомное ядро, радиоактивность;

Смысл физических величин: энергия, скорость частицы, элементарный электрический заряд;

Смысл физических законов: сохранения массы;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


Уметь

Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: радиоактивность;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно- популярных статьях;

§ 67, Упр.51


60

3

Экспериментальные методы исследования частиц

ОС: Назначение, устройство и принцип действия счётчика Гейгера и камеры Вильсона. Дозиметрия.

Демонстрации.

  1. Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.


Знать/ понимать

Смысл понятий: физическое явление, атомное ядро, радиоактивность;

Смысл физических величин: энергия, скорость частицы, элементарный электрический заряд;

Смысл физических законов: связи массы и энергии;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: радиоактивность;


Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе разных моделей;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно- популярных статьях;

§ 68, Р. №1163


61

4

Открытие протона Открытие нейтрона.

ОС: Выбивание протонов из ядер атомов азота. Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона.

Решение задач типа:

  1. Упр. 44

  2. Р. №1181

  3. Определить, какие частицы возникают в результате ядерных реакций (по уравнению реакции)


Знать/ понимать

Смысл понятий: модель, принцип, гипотеза, атомное ядро, протон, нейтрон;

Смысл физических величин: элементарный электрический заряд;

Уметь

Применять полученные знания для решения физических задач;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


§ 69,70, Р. №1178, 1179,Упр.52


62

5

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число

ОС: Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа.

Знать/ понимать

Смысл понятий: модель, принцип, гипотеза, атомное ядро;

Смысл физических величин:, элементарный электрический заряд;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

Применять полученные знания для решения физических задач;


§71,Упр.53


63

6

Ядерные силы Энергия связи. Дефект масс.

ОС: Особенности ядерных сил.

Решение задач типа:

  1. №41-43 на стр. 248 учебника

  2. Определение числа протонов и нейтронов в ядре изотопа данного химического элемента

Определение второго продукта ядерной реакции по уравнению этой реакции. ОС: Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии при ядерных реакциях.

Уметь

Применять полученные знания для решения физических задач;

Знать/ понимать

Смысл понятий: атомное ядро, энергия связи, дефект массы

Смысл физических величин: энергия

Уметь

Применять полученные знания для решения физических задач;


§ 72,73, Упр.54 Р. №1177


64

7

Деление ядер урана. Цепная реакция

ОС: Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия её протекания. Критическая масса.

Решение задач типа: Написать цепочку ядерных превращений , захватившего нейтрон, в плутоний , учитывая, что все вновь образующиеся ядра являются бета-радиоактивными.

Демонстрации. Таблица «Деление ядер урана»

Знать/ понимать

Смысл понятий: радиоактивность, энергия связи, ядерная реакция, критическая масса;

Смысл физических величин: скорость;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


Уметь

Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: радиоактивность;

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;

§74,75


65

8

Ядерный реактор.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: атомное ядро;

Вклад российских и зарубежных ученых,

оказавших наибольшее влияние на развитие

физики.

Уметь: Приводить примеры практического использования физических знаний: законов ядерной физики в создании ядерной энергетики;

§ 76


66

9

Атомная энергетика

ОС: Необходимость использования энергии деления ядер. Преимущества и недостатки атомных электростанций по сравнению с тепловыми. Проблемы, связанные с использованием АЭС


Знать/ понимать

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


Уметь

Приводить примеры практического применения физических знаний: законов ядерной физики в создании ядерной энергетики;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно- популярных статьях;

§ 77


67

10

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

ОС: Поглощённая доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации.

Решение задач типа:

  1. Р. №1202

  2. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем (внешнем) облучении человека?

Уметь

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, научно- популярных статьях;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнений окружающей среды; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

§ 78


68

11

Термоядерная реакция

ОС: Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии.

Решение задач типа:

  1. По уравнению ядерной реакции определить, в какой из них имеет место термоядерный синтез.

  2. Какая энергия выделяется в термоядерной реакции, приведённой в предыдущей задаче?

Знать/ понимать

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


Уметь

Приводить примеры практического применения физических знаний: законов квантовой физики в создании ядерной энергетики;

§ 79


69

12

Подготовка к контрольной работе

ОС: Планетарная модель атома. Протонно-нейтронная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Уметь

Применять полученные знания для решения физических задач


Повторить §65-79


70

13

Итоговая контрольная работа









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплекс


п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-9кл

2012

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2010

М.Просвещение


Физика. 7- 11 кл


Лабораторные работы. Контрольные задания.

. 2010.

Саратов: Лицей,


ТСО

1. Кодоскоп

2. Компьютер

3. Экран

Цифровые образовательные ресурсы

1.Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий

Печатные пособия


Комплект таблиц

Библиотека кабинета физики

Приборы общего назначения

1. Генератор звуковой частоты

2. Источник постоянного и переменного напряжения

3. Аквариум

4. Насос вакуумный с тарелкой и колпаком

5. Груз наборный на 1 кг

6. Штатив универсальный физический

7. Комплект соединительных проводов

8. Трансформатор универсальный

Измерительные демонстрационные приборы

1. Барометр-аденоид

2. Динамометры демонстрационные

3. Манометр жидкостный демонстрационный

4. Термометр жидкостный

5. Компьютерный измерительный блок

6. Термометр электронный

7. Осциллографическая приставка

8. Набор датчиков ионизирующего излучения и магнитного поля

Механика

1. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, с КИБ

2. Комплект «Вращение», с КИБ

3. Тележки легкоподвижные

4. Ведерко Архимеда

5. Камертоны

6. Набор тел равной массы и равного объема

7. Прибор для демонстрации давления в жидкости

8. Прибор для демонстрации атмосферного давления

9. Призма отклоняющаяся с отвесом

10. Рычаг демонстрационный

11. Сосуды сообщающиеся

12. Стакан отливной

13. Трибометр демонстрационный

14. Шар Паскаля

15. Трубка Ньютона

16. Прибор для изучения магнитного поля земли

Молекулярная физика и термодинамика

1. Набор капилляров

2. Трубка конвекционная

3. Наборы по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам с КИБ

4. Шар для взвешивания воздуха

5. Цилиндры свинцовые со стругом

6. Набор для демонстрации диффузии

7. Набор демонстрационный «Тепловые явления» с КИБ

Электродинамика

1. Источник высокого напряжения

2. Звонок электрический демонстрационный

3. Комплект полосовых и дугообразных магнитов

4. Набор для исследования принципов радиосвязи

5. Набор для исследования электрических цепей постоянного тока

6. Набор для исследования тока в полупроводниках

7. Набор для исследования переменного тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции

8. Набор для изучения движения электронов в электрическом и магнитном полях и в вакууме

9. Набор по электростатике

10. Маятники электростатические

11. Набор спектральных трубок источником питания

12. Палочки из стекла и эбонита

13. Комплект по геометрической оптике на магнитных держателях

14. Комплект по волновой оптике

15. Прибор для изучения правила Ленца

16. Стрелки магнитные на штативах

17. Султаны электрические

18. Электрометры с принадлежностями

19. Набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока

20. Набор демонстрационный «Ванна волновая»

Квантовая физика

1. Набор по измерению постоянной Планка с использованием лазера

Оборудование для лабораторных работ

1. Источник постоянного и переменного тока (4,5 В, 2 А)

2. Набор по механике

3. Набор по молекулярной физике и термодинамике

4. Набор по электричеству

5. Набор по оптике

6. Лоток для хранения оборудования

7. Весы учебные лабораторные

8. Динамометр лабораторный

9. Набор полосовой резины

10. Амперметр лабораторный

11. Вольтметр лабораторный

12. Миллиамперметр



Результаты освоения предмета и система оценивания


В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.


Оценка знаний, умений и навыков учащихся


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по физике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос  считается  безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается  безупречным, если  правильно выбран  способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно.

Лабораторная работа считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы работы, и было получено верное подтверждение изучаемого закона или зависимостей.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком  уровне владения знаниями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

 Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если  ученик:

 - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

 - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

 - правильно выполнил графическое изображение и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

 - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

 - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

 - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

 Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

 ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

 - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

 - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

 - допущены ошибка или более двух  недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

 - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы  умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

 - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

 - не раскрыто основное содержание учебного материала;

 - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

 - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

 - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

 - работа выполнена полностью;

 - в графическом изображении в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- выведена полная формула для окончательного решения задачи.

- оценка «4» ставится, если:

 - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

 - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах или решении задачи.

- оценка «3» ставится, если:

 - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или решении задачи, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

 - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

 - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Лабораторная работа оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы работы;

 - работа выполнена полностью и получен верный вывод или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с приборами в рамках поставленной задачи;

 - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

 - оценка «3» ставится, если:

 - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы с оборудованием, требуемыми для работы.

- оценка «2» ставится, если:

 - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы с оборудованием или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

 - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы по проверяемой теме.



Входная контрольная работа по физике.


Вариант I.


  1. Вещества в каком состоянии могут сохранять свой объем неизменным, но легко менять форму?

  2. Сила тока в проводнике 0,12А, а приложенное напряжение на его концах 12В. Как изменится сила тока на этом проводнике, если напряжение увеличить в 2 раза?

  3. Каково сопротивление участка цепи, содержащем три резистора, соединенных так, как показано на рисунке?




  1. Сколько энергии потребуется для полного плавления и превращения в пар куска льда массой 4,5кг, взятого при -100С? (удельная теплоемкость льда 2100Дж/кг0С, удельная теплота плавления льда 340кДж/кг, удельная теплота парообразования воды 23МДж/кг).

  2. Какова сила тока в стальном проводнике длиной 12м и сечением 4мм2, на который подано напряжение 72мВ? (удельное сопротивление стали 0,12 Ом•мм2/м)

  3. Сила тока в стальном проводнике длиной 140 см и площадью поперечного сечения

0,2 мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах этого проводника? Удельное сопротивление стали 0,15 Ом мм2


Вариант II.


  1. Вещества в каком состоянии могут сохранять свой объем и форму неизменными?

  2. Каково сопротивление участка цепи, содержащем три резистора, соединенных так, как показано на рисунке?




  1. Во сколько раз изменится расстояние между свечой и ее отражением в зеркале, если расстояние от свечи до зеркала уменьшить в 3 раза?


  1. Сколько энергии потребуется для полного плавления и превращения в пар куска льда массой 2,5кг, взятого при -200С? (удельная теплоемкость льда 2100Дж/кг0С, удельная теплота плавления льда 340кДж/кг, удельная теплота парообразования воды 23МДж/кг).

  2. Какова сила тока в никелиновом проводнике длиной 12м и сечением 4мм2, на который подано напряжение 36мВ? (удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м)

  3. Напряжение в железном  проводнике длиной 100 см и сечением 1 мм2 равно 0,3 В. Удельное сопротивление железа 0,1 Ом · мм2/м. Вычислите силу тока в стальном проводнике.


Вариант III.

1. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 20° С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С?

2.Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение

30 секунд при силе тока 4 А?

3. Работа, совершенная током за 600 секунд, составляет 15000 Дж. Чему равна мощность тока?

4. Два проводника сопротивлением R1 = 100 Ом и R2 = 100 Ом соединены параллельно. Чему равно их общее сопротивление?

5.Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,1 м. Оптическая сила этой линзы равна:

6.Для нагревания 3 литров воды от 180 С до 1000 С в воду впускают стоградусный пар. Определите массу пара. (Удельная теплота парообразования воды 2,3 · 106 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С, плотность воды 1000 кг/м3).

Вариант IV.

1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания куска меди массой 4кг от

25 о С до 50 о С? Удельная теплоемкость меди 400 Дж/кг · о С.

2. Определите энергию потребляемую лампочкой карманного фонарика за 120 секунд, если напряжение на ней равно 2,5 В, а сила тока 0,2 А.

3. Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 880 Вт.

4. Два проводника сопротивлением R1 = 150 Ом и R2 = 100 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?

15. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,25 м. Оптическая сила этой линзы равна:

6. Сколько энергии выделится при кристаллизации и охлаждении от температуры плавления 327 С до 27 С свинцовой пластины размером 2 · 5 · 10 см? (Удельная теплота кристаллизации свинца 0,25 · 105 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 140 Дж/кг · °С, плотность свинца 11300 кг/м3).



6. Камень, брошенный вертикально вверх, через 4с. Падает на землю. Определите высоту подъёма, время падения и скорость камня в момент падения на землю.













6. Автомобиль массой 3,2 т движется по горизонтальному пути со скоростью 72км/ч. На каком расстоянии автомобиль остановится, если при торможении сила трения равна 90 кН?










6. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На какой высоте скорость тела станет равной нулю?










6. Стрела выпущена из лука вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какую максимальную высоту она поднимется?



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УР

Педагогического совета ______________Г.А.Крохина

МБОУ СОШ № 10 30 августа 2016 года

От 30.08.2016 № 1

Председатель

педагогического совета

________Е.И.Зейналова