Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»
РАССМОТРЕНА на заседании МС протокол № 1 от «29» августа 2016 г. _________/ Тюлюбаева О.М. / | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по ВР ________/Голощапова Л.П./ «30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Губернаторская Куртамышская кадетская школа – интернат» приказ № 187 от «__» 31 августа 2016 г. ___________/Скутин В.В./ |
Программа
гражданско-патриотического воспитания
«Россия – моя Родина»
для 5 класса
Классный руководитель: Кобякова Ольга Михайловна
Куртамыш
2016 год.
«…вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»
В.В.Путин
Содержание программы.
1.Пояснительная записка------------------------------------------------------------------4
1.1.Цель и задачи программы-----------------------------------------------------5
1.2.Методы и формы патриотического воспитания--------------------------6
1.3.Принципы осуществления патриотического воспитания--------------6
2. Паспорт программы---------------------------------------------------------------------7
3. Направления патриотического воспитания-----------------------------------------9
4. План реализации программы---------------------------------------------------------11
4. Формы работы---------------------------------------------------------------------------14
5.Механизм реализации Программы--------------------------------------------------15
6.Работа ученического самоуправления----------------------------------------------15
7. Предполагаемый результат деятельности-----------------------------------------15
8.Список используемой литературы---------------------------------------------------16
3
Пояснительная записка
Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать.Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека.
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию определяет основные направления гражданско - патриотического воспитания обучающихся ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат».
Реализация программы осуществляется в течение 2016-2017 г.г. Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать
4
интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
1. Цели и задачи программы:
Целью программы является:
- воспитание патриотизма (основанного не на бездумном восхвалении, а на критическом восприятии тысячелетней истории российской государственности);
- воспитание гражданственности, неравнодушного отношения к событиям современности, чувства гордости за свою Родину;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
- интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и традиций своей страны, расширение знаний по истории России;
- активизация краеведческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории и культуры страны, своего края, района, села;
- развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям всех народов.
Результатом реализации данной программы должно стать достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с историей символики государства, своего края в и их исторической преемственности;
- ознакомление с примерами патриотического поведения людей на различных этапах российской истории; с военной славой страны; с жизнью выдающихся людей России и их жизненными принципами; с историческими и памятными местами страны, края, района, села; с обычаями и традициями своей семьи и народа;
- расширение кругозора учащихся;
- усиление интереса учащихся к исследовательской краеведческой работе;
- содействие правовому воспитанию и воспитанию гражданственности;
5
2. Методы и формы патриотического воспитания
Основные приоритеты методики осуществления патриотического воспитания таковы:
- ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера,
- межпредметная интеграция,
- воспитание на основе опыта и сотрудничества,
- учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,
- интерактивность.
Для реализации программы патриотического воспитания возможно использование различных коллективных и индивидуально-групповых форм:
поисковая и краеведческая работа, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, кинопросмотры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, тематические вечера, читательские конференции, диспуты, библиотечные уроки, викторины, устные журналы, круглые столы, конкурсы, «ток-шоу» и т.д.
3. Принципы осуществления патриотического воспитания:
При подборе материала для осуществления патриотического воспитания необходимо ориентироваться на следующие принципы:
- научность (материал должен быть исторически достоверен),
- доступность (материал должен быть адаптирован к возрастным особенностям восприятия учащихся, излагаться простым и доступным языком),
-актуальность (т.е. созвучен событиям и проблемам современности),
-практичность ( учащиеся приобретают знания и умения, имеющие большое значение, как в их повседневной жизни, так и в жизни общества)
- наглядность (использование иллюстраций, видео-, фотодокументов, мультимедиа-средств и т.д.)
6
Паспорт программы
Разделы программы | Содержание разделов программы |
Наименование программы | Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – моя Родина» для 5 класса. |
Основной разработчик программы | Учитель английского языка, кл. руководитель 5 б класса – Кобякова Ольга Михайловна |
Цель программы | Воспитание патриотизма и гражданственности |
Задачи программы | - знакомство учащихся с историей символики государства, своего края в и их исторической преемственности; - расширение кругозора учащихся; - усиление интереса учащихся к исследовательской краеведческой работе; - содействие правовому воспитанию и воспитанию гражданственности; |
Сроки реализации программы | 2016-2017г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы | Обучающиеся 5 класса, классный руководитель, педагогический коллектив школы, родители, администрация школы |
Основные мероприятия - программы | Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты. Уроки мужества. Митинги, торжественные линейки. Вахта памяти. Волонтёрская помощь ветеранам. Спортивные игры, викторины. Фестивали, конкурсы, концерты. Выставки рисунков, поделок. Экскурсии, поездки, походы. Встречи с интересными людьми. Исследовательская и проектная деятельность. Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме. |
Контроль за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения. Практическую работу осуществляет классный руководитель и педагогический коллектив. |
Ожидаемые результаты реализации программы | -Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. -Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну. -Снижение уровня правонарушений обучающихся. -Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников. -Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества. -Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе. |
8
Направления патриотического воспитания
Направление (название блока) | Основное содержание | Формы работы |
«Я живу на родной земле» | Знакомство с историей родного края, своего города, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей. Деятельность по благоустройству пришкольного двора, школы. Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края. | Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера. Субботники, трудовые десанты и акции. |
«Здоровый гражданин – здоровая нация!» | Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России. Приобщение учащихся к различным формам физической культуры. Развитие экологической культуры. Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул. | Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках, клубах. Тематические и классные часы, дискуссии, диспуты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, конкурсах. Походы, турслёты. |
«Красота и гармония в творчестве» | Приобщение учащихся к творческой деятельности, в которой дети развивают творческие способности, формируется художественный вкус, стремление к красоте во всём, происходит творческая самореализация, приобщение к духовным ценностям. Развитие творчества учащихся неразрывно связано со знакомством с жизнью и творчеством интересных людей своего края, страны. | Классные часы, конкурсы, «Огоньки», смотры, творческие отчёты, фестивали патриотической песни, праздничные акции, выставки, концерты. Экскурсии, посещение художественных музеев, театров. Заочные и очные, встречи. Просмотр видео фильмов. Знакомство с патриотическими песнями. |
«Защитники Отечества – истинные сыны России» | Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России. Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий. | Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, волонтёрская помощь ветеранам. Участие в митингах. Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины. Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества. Экскурсии в музей Боевой славы. |
«Жить в XXI веке!» | Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке. Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке. | Классные часы, дискуссии, круглые столы. Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия». Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов) Участие в общественных программах. |
10
План реализации Программы (2016-2017гг.)
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Прием 5-классников в кадетскую семью «Мы с детства выбрали кадетство» | 08.09.16 г | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
2 | День пожилого человека. Поздравления ветеранов. | 01.10.16 | Кл.руков |
3 | День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790) Товарищеская встреча по футболу | 11.09.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель. Руководитель физвоспитания |
4 | Праздник белых журавлей | 22.10.16 | Педагог-организатор. Муз.руководитель Библиотекарь Учителя литературы |
5 | День народного единства. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612) Победа сохранившая святую Русь. Тематическая линейка. Классный час. | 04.11.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
6 | День Матери (концертная программа). Праздник с приглашением мам. | 25.11.16 | Педагог-организатор Муз.Руководитель Кл.руков. |
7 | День воинской славы. России. День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853) Тематическая линейка. | 01.12.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
8 | Всемирный день борьбы со СПИДом (акция). Оформление плаката. Беседа с обучающимися 5 класса | 01.12.16 | |
9 | День неизвестного солдата (тематическая линейка) | 03.12.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
10 | День героев Отечества. Соревнования по стрельбе. Тематический кл. час | 09.12.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
11 | День Конституции (линейка) | 12.12.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
12 | День воинской славы России. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790) Дружеская встреча по волейболу | 24.12.16 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель. Руководитель физвоспитания |
13 | Начало месячника оборонно-массовой и спортивной работы | 22.01.17 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель. Руководитель физвоспитания |
14 | День воинской славы России. Снятие блокады г. Ленинграда (1944) Военно-патриотическая игра «Сегодня кадет-завтра солдат». Оформление боевых листков. | 27.01.17 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
15 | Месячник оборонно- массовой и спортивной работы | | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель. Руководитель физвоспитания |
16 | День воинской славы России. Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.) Дружеская встреча по баскетболу | 02.02.17 | Руководитель физвоспитания |
17 | День памяти юного героя антифашиста (тематическая линейка) Просмотром фильма с последующей дискуссией | 08.02.17 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
18 | 23 февраля Спортивная игра «А ну-ка парни!» Спортивное соревнование «Папа, Мама,Я-спортивная семья» Оформление плаката к празднику. Поздравление пап и мальчиков класса. | 23.02.17 | Руководитель физвоспитания. Кл.руков. |
19 | Концерт к 8 марта Оформление плаката к празднику. Поздравление мам и девочек класса. | 07.03.17 | Педагог-организатор Муз.руководитель |
20 | День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями в битве на Чукотском озере. Смотр строя и песни | 18.04.17 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель |
21 | Велопробег «Навстречу Победе» | 29.04.17 | Кл.руков. Ст.офицер-воспитатель. Руководитель физвоспитания |
22 | Марафон «Дети против войны» | По плану ДДТ | Педагог-организатор Муз.руководитель |
23 | Парад Победы Вахта памяти. | 09.05.17 | Зам. директора по ВР Ст. офицер-воспитатель |
13
Формы работы:
Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.
Уроки мужества.
Митинги, торжественные линейки.
Вахта памяти.
Волонтёрская помощь ветеранам.
Спортивные игры, викторины.
Фестивали, конкурсы, концерты.
Выставки рисунков, поделок.
Экскурсии, поездки, походы.
Встречи с интересными людьми.
Исследовательская и проектная деятельность.
Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.
14
Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы классного руководителя и педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.
Ученическое самоуправление.
Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.
Модель ученического самоуправления в Губернаторской Куртамышской кадетской школе-интернат включает в себя 6 комитетов:
1. гражданский комитет;
2. комитет образования;
3. комитет спорта;
4. комитет культуры;
5. комитет печати;
6. волонтёры.
Предполагаемый результат деятельности.
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
15
Список используемой литературы:
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/02/24/programma-patrioticheskogo-vospitaniya.
https://infourok.ru/programma-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-1035596.html
16