СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-патриотического воспитания в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. 

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания в 5 классе»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»



РАССМОТРЕНА

на заседании МС

протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

_________/ Тюлюбаева О.М. /


СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по ВР ________/Голощапова Л.П./ «30» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Губернаторская

Куртамышская кадетская школа – интернат»

приказ № 187

от «__» 31 августа 2016 г. ___________/Скутин В.В./








Программа

гражданско-патриотического воспитания

«Россия – моя Родина»

для 5 класса



Классный руководитель: Кобякова Ольга Михайловна







Куртамыш

2016 год.



«…вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»

В.В.Путин

















Содержание программы.

1.Пояснительная записка------------------------------------------------------------------4

1.1.Цель и задачи программы-----------------------------------------------------5

1.2.Методы и формы патриотического воспитания--------------------------6

1.3.Принципы осуществления патриотического воспитания--------------6

2. Паспорт программы---------------------------------------------------------------------7

3. Направления патриотического воспитания-----------------------------------------9

4. План реализации программы---------------------------------------------------------11

4. Формы работы---------------------------------------------------------------------------14

5.Механизм реализации Программы--------------------------------------------------15

6.Работа ученического самоуправления----------------------------------------------15

7. Предполагаемый результат деятельности-----------------------------------------15

8.Список используемой литературы---------------------------------------------------16

















3

Пояснительная записка



Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать.Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека.

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию определяет основные направления гражданско - патриотического воспитания обучающихся ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат».

Реализация программы осуществляется в течение 2016-2017 г.г. Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать

4

интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

1. Цели и задачи программы:

Целью программы является:

- воспитание патриотизма (основанного не на бездумном восхвалении, а на критическом восприятии тысячелетней истории российской государственности);

- воспитание гражданственности, неравнодушного отношения к событиям современности, чувства гордости за свою Родину;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;

- интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и традиций своей страны, расширение знаний по истории России;

- активизация краеведческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории и культуры страны, своего края, района, села;

- развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям всех народов.

Результатом реализации данной программы должно стать достижение следующих задач:

- знакомство учащихся с историей символики государства, своего края в и их исторической преемственности;

- ознакомление с примерами патриотического поведения людей на различных этапах российской истории; с военной славой страны; с жизнью выдающихся людей России и их жизненными принципами; с историческими и памятными местами страны, края, района, села; с обычаями и традициями своей семьи и народа;

- расширение кругозора учащихся;

- усиление интереса учащихся к исследовательской краеведческой работе;

- содействие правовому воспитанию и воспитанию гражданственности;

5

2. Методы и формы патриотического воспитания

Основные приоритеты методики осуществления патриотического воспитания таковы:

- ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера,

- межпредметная интеграция,

- воспитание на основе опыта и сотрудничества,

- учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,

- интерактивность.

Для реализации программы патриотического воспитания возможно использование различных коллективных и индивидуально-групповых форм:

поисковая и краеведческая работа, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, кинопросмотры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, тематические вечера, читательские конференции, диспуты, библиотечные уроки, викторины, устные журналы, круглые столы, конкурсы, «ток-шоу» и т.д.

3. Принципы осуществления патриотического воспитания:

При подборе материала для осуществления патриотического воспитания необходимо ориентироваться на следующие принципы:

- научность (материал должен быть исторически достоверен),

- доступность (материал должен быть адаптирован к возрастным особенностям восприятия учащихся, излагаться простым и доступным языком),

-актуальность (т.е. созвучен событиям и проблемам современности),

-практичность ( учащиеся приобретают знания и умения, имеющие большое значение, как в их повседневной жизни, так и в жизни общества)

- наглядность (использование иллюстраций, видео-, фотодокументов, мультимедиа-средств и т.д.)



6

Паспорт программы

Разделы программы

Содержание разделов программы

Наименование программы

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – моя Родина» для 5 класса.

Основной разработчик программы

Учитель английского языка, кл. руководитель 5 б класса – Кобякова Ольга Михайловна

Цель программы

Воспитание патриотизма и гражданственности

Задачи программы

- знакомство учащихся с историей символики государства, своего края в и их исторической преемственности;

- расширение кругозора учащихся;

- усиление интереса учащихся к исследовательской краеведческой работе;

- содействие правовому воспитанию и воспитанию гражданственности;

Сроки реализации программы

2016-2017г.г.

Исполнители  основных

мероприятий программы

 


Обучающиеся 5 класса, классный руководитель, педагогический коллектив  школы, родители, администрация школы

Основные мероприятия -

программы


  1. Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.

  2. Уроки мужества.

  3. Митинги, торжественные линейки.

  4. Вахта памяти.

  5. Волонтёрская помощь ветеранам.

  6. Спортивные игры, викторины.

  7. Фестивали, конкурсы, концерты.

  8. Выставки рисунков, поделок.

  9. Экскурсии, поездки, походы.

  10. Встречи с интересными людьми.

  11. Исследовательская и проектная деятельность.

  12. Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.


Контроль за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения.

Практическую работу осуществляет классный руководитель и педагогический коллектив.


Ожидаемые результаты

реализации программы


-Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.

-Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.

-Снижение уровня правонарушений обучающихся.

-Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.

-Развитие у обучающихся  потребности в изучении истории своего края и Отечества.

-Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.
























8

Направления патриотического воспитания

Направление

(название блока)


Основное содержание


Формы работы




«Я живу на родной земле»

Знакомство с историей родного края, своего города, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.

Деятельность по благоустройству пришкольного двора, школы.

Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.

Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера.

Субботники, трудовые десанты и акции.




«Здоровый гражданин – здоровая нация!»

Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России.

Приобщение учащихся к различным формам физической культуры.

Развитие экологической культуры.

Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул.

Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках, клубах.

Тематические и классные часы, дискуссии, диспуты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, конкурсах.

Походы, турслёты.




«Красота и гармония

в творчестве»

Приобщение учащихся к творческой деятельности, в которой дети развивают творческие способности, формируется художественный вкус, стремление к красоте во всём, происходит творческая самореализация, приобщение к духовным ценностям.

Развитие творчества учащихся неразрывно связано со знакомством с жизнью и творчеством интересных людей своего края, страны.

Классные часы, конкурсы, «Огоньки», смотры, творческие отчёты, фестивали патриотической песни, праздничные акции, выставки, концерты.

Экскурсии, посещение художественных музеев, театров. Заочные и очные, встречи. Просмотр видео фильмов. Знакомство с патриотическими песнями.






«Защитники Отечества – истинные сыны России»

Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России.

Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.

Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, волонтёрская помощь ветеранам.

Участие в митингах.

Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.

Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества.

Экскурсии в музей Боевой славы.






«Жить в XXI веке!»

Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке.

Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке.

Классные часы, дискуссии, круглые столы.

Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия».

Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов)

Участие в общественных программах.









10

План реализации Программы (2016-2017гг.)


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Прием 5-классников в кадетскую семью «Мы с детства выбрали кадетство»

08.09.16 г

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

2

День пожилого человека. Поздравления ветеранов.

01.10.16

Кл.руков

3

День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)

Товарищеская встреча по футболу

11.09.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель.

Руководитель физвоспитания

4

Праздник белых журавлей

22.10.16

Педагог-организатор.

Муз.руководитель Библиотекарь

Учителя литературы

5

День народного единства.

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612) Победа сохранившая святую Русь.

Тематическая линейка. Классный час.

04.11.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

6

День Матери (концертная программа).

Праздник с приглашением мам.

25.11.16

Педагог-организатор

Муз.Руководитель

Кл.руков.

7

День воинской славы. России.

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)

Тематическая линейка.

01.12.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

8

Всемирный день борьбы со СПИДом (акция). Оформление плаката. Беседа с обучающимися 5 класса

01.12.16


9

День неизвестного солдата (тематическая линейка)

03.12.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

10

День героев Отечества.

Соревнования по стрельбе.

Тематический кл. час

09.12.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

11

День Конституции (линейка)

12.12.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

12

День воинской славы России.

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790)

Дружеская встреча по волейболу

24.12.16

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель.

Руководитель физвоспитания

13

Начало месячника оборонно-массовой и спортивной работы

22.01.17

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель.

Руководитель физвоспитания

14

День воинской славы России.

Снятие блокады г. Ленинграда (1944)

Военно-патриотическая игра «Сегодня кадет-завтра солдат». Оформление боевых листков.

27.01.17

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

15

Месячник оборонно- массовой и спортивной работы


Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель.

Руководитель физвоспитания

16

День воинской славы России.

Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.)

Дружеская встреча по баскетболу

02.02.17

Руководитель физвоспитания

17

День памяти юного героя антифашиста (тематическая линейка)

Просмотром фильма с последующей дискуссией

08.02.17

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

18

23 февраля

Спортивная игра «А ну-ка парни!»

Спортивное соревнование «Папа, Мама,Я-спортивная семья»

Оформление плаката к празднику.

Поздравление пап и мальчиков класса.

23.02.17

Руководитель физвоспитания.

Кл.руков.

19

Концерт к 8 марта

Оформление плаката к празднику.

Поздравление мам и девочек класса.

07.03.17

Педагог-организатор

Муз.руководитель

20

День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями в битве на Чукотском озере.

Смотр строя и песни

18.04.17

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель

21

Велопробег «Навстречу Победе»

29.04.17

Кл.руков.

Ст.офицер-воспитатель.

Руководитель физвоспитания

22

Марафон «Дети против войны»

По плану ДДТ

Педагог-организатор

Муз.руководитель

23

Парад Победы

Вахта памяти.

09.05.17

Зам. директора по ВР

Ст. офицер-воспитатель



13

Формы работы:

  1. Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.

  2. Уроки мужества.

  3. Митинги, торжественные линейки.

  4. Вахта памяти.

  5. Волонтёрская помощь ветеранам.

  6. Спортивные игры, викторины.

  7. Фестивали, конкурсы, концерты.

  8. Выставки рисунков, поделок.

  9. Экскурсии, поездки, походы.

  10. Встречи с интересными людьми.

  11. Исследовательская и проектная деятельность.

  12. Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.

















14

Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы классного руководителя и педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.



Ученическое самоуправление.



Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.

Модель ученического самоуправления в Губернаторской Куртамышской кадетской школе-интернат включает в себя 6 комитетов:

1. гражданский комитет;

2. комитет образования;

3. комитет спорта;

4. комитет культуры;

5. комитет печати;

6. волонтёры.

Предполагаемый результат деятельности.



Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.









15

Список используемой литературы:

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.

  2. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.

  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.

  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.

  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.

  6. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.

  7. Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

  8. Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

  9. Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

  10. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.

  11. Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

  12. Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

  13. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006. 

  14. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/02/24/programma-patrioticheskogo-vospitaniya.

  15. https://infourok.ru/programma-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-1035596.html


























16