СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа группы неполного продленного дня 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ГПД для 4 класса по трем направлениям

Просмотр содержимого документа
«Мы дети природы.»

ПРОГРАММА
интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»

Пояснительная записка.

Программа «Природа и мы», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возраст​ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Представленная целостная программа разработана для уча​щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1.Планируемые результаты освоения программы:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • способность к самооценке;

  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

  • основы экологической культуры;

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Метапредметные

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

  • Обучающиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Предметные

  • способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира; 

  • дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

Ученик научится:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Ученик имеет возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • сравнивать исторические и литературные источники;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать.

2. Содержание  программы:



Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности







1. Моя земля – Югория.


Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края. Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира. Грибы – часть живой природы. Разнообразие птиц Югры. Священные птицы : гусь, гагара, кулик, орёл и др. Лес –« лёгкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.

17ч.

- рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны,

- выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.

- знакомство с этнографическим , краеведческим музеем.


2.Край таёжных рек и озер.

Водоёмы нашего края: реки, озёра, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Загадки и тайны югорских болот. Значение водоёмов нашего края ,их охрана. Рыбье царство Югры. Традиционное деление рыб нашего края на «чёрных и белых». Хищные и растительноядные рыбы. Минеральные, подземные воды – богатство нашего края.

6 ч.

- нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (посёлка).



3. Живая связь времен.

Югра – древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком. Первые упоминания о сибирской нефти. Главные события в истории нашего края. Гражданская война. Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны. Наша Югра сегодня. Замечательные люди Югры: поэты, писатели, сказители- Ю.Шесталов,А.Тарханов,М.Шульгин,А.Конькова,Ю.Вэлла(Айваседа),Р.Ругин, Е.Айпин и др. Местный композитор В.Шесталов. Имена нефтянников-первооткрывателей.

11ч.

- получение информации о главных исторических событиях Югорского края, замечательных людях Югры: поэтах, писателях, сказителях.




































3. Тематическое планирование :

п/п

Тема

Часы

Дата по

плану

Дата по факту

1

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

1 ч.

1 неделя


2

Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг Югры

1 ч.

2 неделя


3

Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

1 ч.

3 неделя


4

Югра - единая семья народов.

1 ч.

4 неделя


5

Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" "

1 ч.

5 неделя


6

Культура и быт коренного населения.

1 ч.

6 неделя


7

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1 ч.

7 неделя


8

Природная зона Югры.

1 ч.

8 неделя


9

Растительный мир Югры.

1 ч.

9 неделя


10

Экологический урок. Охрана растительности нашего края.

1 ч.

10 неделя


11

Животный мир Югры

1 ч.

11 неделя


12

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

1 ч.

12 неделя


13

Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры"

1 ч.

13 неделя


14

Экологический урок. Красная книга Югры.

1 ч.

14 неделя


15

Лес - природная зона Югры.

1 ч.

15неделя


16

Экологический урок. Лес - "легкие" Югры. Бережное использование богатств края.

1 ч.

16 неделя


17

Грибы - часть живой природы.

1 ч.

17 неделя


18

Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи.

1 ч.

18 неделя


19

Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1 ч.

19 неделя


20

Загадки и тайны Югорских болот.

1 ч.

20 неделя


21

Многообразие полезных ископаемых нашего края.

1 ч.

21 неделя


22

Мансийская легенда о происхождении нефти.

1 ч.

22 неделя


23

Экологический урок. Охрана водоемов нашего края.

1 ч.

23 неделя


24

Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей.

1 ч.

24 неделя


25

Югорская земля во глубине веков.

1 ч.

25 неделя


26

Первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

1 ч.

26 неделя


27

Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.

1 ч.

27 неделя


28

Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области.

1 ч.

28 неделя


29

Путешествие по городам Югры.

1 ч.

29 неделя


30

Города Югры. История их названий и возникновений.

1 ч.

30 неделя


31

Современные архитектурные памятники Югорского края.

1 ч.

31 неделя


32

Традиционные праздники северных народов.

1 ч.

32 неделя


33

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

1 ч.

33 неделя


34

Экологическая викторина «Ты дорог нам, Югорский край!»

1 ч.

34 неделя












Просмотр содержимого документа
«Группа неполного продленного дня»







Группа неполного продленного дня.



ПОНЕДЕЛЬНИК

Социокультурные источники

ВТОРНИК

Клуб веселых грамотеев.

СРЕДА

Клуб веселых грамотеев.

ЧЕТВЕРГ

Социокультурные источники

ПЯТНИЦА

Мы дети природы.



Режим дня

11.40 -12.00 обед

12.00-12.35 целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры.

12.40 – 13.20 внеурочная деятельность (кружки, клубные часы)

Просмотр содержимого документа
«ИСТОКИ»



Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 4 класс

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные УУД:

- чувство собственной ценности;

- чувство защищённости, уверенности в поддержке;

- доверие к оценке, отношениям, чувствам;

- опыт в различных эмоциональных состояниях;

- моральная установка на отзывчивость;

- способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;

- способность испытывать высшие нравственные чувства

– гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;

- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;

- проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)

Коммуникативные УУД:

- понятно и грамотно формулировать свою мысль;

- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;

- выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- уважать мнение собеседников;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;

- умение считаться с мнением других;

- способность радоваться совместному успеху

Регулятивные УУД:

- умение управлять собственной деятельностью

- умение делать выбор;

- умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);

- умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё мнение, приходить к согласию);

- умение быть ответственным

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга);

-составлять план и последовательность действий;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

-адекватно воспринимать оценки и отметки;

-взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

-анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

-устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

-строить доказательство;

-структурировать знания прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии;

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

-достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;

-присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать;

-управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;

-давать оценку и корректировать действия лидера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-структурировать знаний;

-самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;

-рефлексии способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения



Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 ч)

Что такое традиция. Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества. Традиции, обычаи, права и обязанности.


Тема «Родные образы» (15ч)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края. ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.



Тема «Умелые Дела» (11 ч)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество. Законы и нормы справедливого управления и суда. Традиции просвещения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Сделал дело - гуляй смело.


Тема «Заветные слова» (13ч)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Благодарность. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. Приветствие.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет человека в народной традиции. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое сговор. Приветствие. Слово обета. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Раскаяние. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Традиционные праздники. Духовная основа традиционных праздников. Хоровое исполнение песен. Хороводы. Праздник семейный. Торжество семейное, гостеприимство. Трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи народной трапезы. Где песня льется - там легче живется. Народные гулянья, игры. Ярмарка. Воинский парад. Возложение венков. Дни всенародной памяти. Тема


«Традиции Родного края» (27 ч) Память народа. Человек, традиции дела и служения. Гражданин.

ЗАБОТА О РОДНОМ КРАЕ - ДОЛГ ГРАЖДАНИНА. Единение. Ответственность. Россия, россияне. Праздники Отечества. Государственные, народные и национальные праздники. Символы Родного края. Памятные знаки и гербы Московских городов. Особо памятные места . Святыни. Чувство Родины. Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов России, проверенная временем. Совместный труд в годы Отечественной войны и в мирное время. Мы разные, но мы равны. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции здоровья. Традиции по сохранению духовного и физического здоровья. Труд, мастерство, помыслы, вера. Чистота помыслов. Верность слову и традициям. Традиционный образ жизни как сохраняющий здоровье. Традиции здоровья моих родственников (бабушек, дедушек и т. д.).

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Что я могу и за что я отвечаю. Какие права я имею. Малые и большие дела. Зачем я учусь и у кого я учусь.

Заключительное занятие (1 ч)

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать мир вокруг нас. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.



Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов


Основные виды внеурочной деятельности


Дата

По

плану фактич

1

Вводное занятие. Традиции, обычаи, права и обязанности

1

Познавательная деятельность

1 нед

Тема «Родные образы» (15ч)

2

Отец: роль и место отца в доме и семье


Проблемно - ценностное общение


3

Отец: роль и место отца в доме и семье


Художественное творчество

2 нед

4

Мать: роль и место матери в семье и доме


Проблемно - ценностное общение


5

Мать: роль и место матери в семье и доме


Проблемно - ценностное общение

3 нед

6

Родина – мать


Познавательная деятельность


7

Вера, надежда и любовь в сердце человека


Проблемно - ценностное общение

4 нед

8

Вера, надежда и любовь в сердце человека


Художественное творчество


9

Гимн, герб и флаг – святыни Родины


Проблемно - ценностное общение

5 нед

10

Гимн, герб и флаг – святыни Родины


Художественное творчество


11

Геральдика


Познавательная деятельность

6 нед

12

Геральдика


Художественное творчество


13

Особо памятные места родного края


Познавательная деятельность

7 нед

14

Особо памятные места родного края


Познавательная деятельность


15

Особо памятные места родного края


Проблемно - ценностное общение

8 нед

16

Образы мудрости и света


Художественное творчество


Тема «Умелые дела» (11 часов)


17

Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России


Познавательная деятельность

9 нед

18

Современные профессии


Познавательная деятельность


19

Современные профессии


Проблемно - ценностное общение

10 нед

20

Современные профессии


Игровая деятельность


21

Трудовые династии


Познавательная деятельность

11 нед

22

Трудовые династии


Проблемно - ценностное общение


23

Служение Отечеству


Познавательная деятельность

12 нед

24

Традиции просвещения


Познавательная деятельность


25

Традиции праведного дела


Проблемно - ценностное общение

13 нед

26

Молодой работает – старый ум дает


Проблемно - ценностное общение


27

Сделал дело – гуляй смело


Игровая деятельность

14 нед

Тема «Заветные слова» (13 часов)

28

Традиции святого слова


Познавательная деятельность


29

Благословение родителей


Познавательная деятельность

15 нед

30

Традиции честного слова


Познавательная деятельность


31

Традиции честного слова


Проблемно - ценностное общение

16 нед

32

Виды традиционных обетов


Познавательная деятельность


33

Виды традиционных обетов


Игровая деятельность

17 нед

34

Обычаи покаяния


Проблемно - ценностное общение


35

Традиционные праздники


Проблемно - ценностное общение

18 нед

36

Традиционные праздники


Игровая деятельность


37

Семейные праздники


Проблемно - ценностное общение

19 нед

38

Семейные праздники


Проблемно - ценностное общение


39

Семейные праздники


Игровая деятельность

20 нед

40

Народные гуляния


Игровая деятельность


Тема «Традиции родного края» (28 часов)

41

Забота о родном крае – долг гражданина


Познавательная деятельность

21 нед

42

42 Забота о родном крае – долг гражданина


Проблемно - ценностное общение


43

43 Памятные знаки и гербы городов ХМАО


Познавательная деятельность

22 нед

44

44 Памятные знаки и гербы городов ХМАО


Художественное творчество


45

45 Памятные знаки и гербы городов ХМАО


Художественное творчество

23 нед

46

46 Памятные знаки и гербы городов ХМАО


Проблемно - ценностное общение


47

47 Памятные знаки и гербы городов ХМАО


Игровая деятельность

24 нед

48

Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера


Проблемно – ценностноеобщение


49

Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера


Проблемно - ценностное общение

25 нед

50

Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера


Познавательная деятельность


51

Мы разные, но мы равны


Познавательная деятельность

26 нед

52

Мы разные, но мы равны


Проблемно - ценностное общение


53

Мы разные, но мы равны


Проблемно - ценностное общение

27 нед

54

Мы разные, но мы равны


Художественное творчество


55

Традиции здоровья


Проблемно - ценностное общение

28 нед

56

Традиции здоровья


Познавательная деятельность


57

Традиции здоровья моих родственников


Познавательная деятельность

29 нед

58

Традиции здоровья моих родственников


Проблемно - ценностное общение


59

Что я могу и за что я отвечаю


Проблемно - ценностное общение

30 нед

60

Что я могу и за что я отвечаю


Проблемно - ценностное общение


61

Что я могу и за что я отвечаю


Игровая деятельность

31 нед

62

Связь поколений


Проблемно - ценностное общение


63

Связь поколений


Проблемно - ценностное общение

32 нед

64

Проектная деятельность. Народные гулянья, игры


Познавательная деятельность


65

Проектная деятельность. Традиции, обычаи, права и обязанности


Познавательная деятельность

33 нед

66

Проектная деятельность. Особо памятные места родного края


Познавательная деятельность


67

Истоки: прошлое в настоящем ради будущего


Проблемно - ценностное общение

34 нед

68

Заключительное занятие. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего


Игровая деятельность








Просмотр содержимого документа
«Клуб веселых грамотеев.»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб веселых грамотеев» 4 класс

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Клуб весёлых Грамотеев» реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной и УМК «Школа России».

1.Планируемые результаты:

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

– интерес к изучению языка.


Метапредметные :

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Предметные:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Ученик научится:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Ученик имеет возможность научится:

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознавать роли речи в общении людей;

- понимать богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.


2. Содержание курса .


Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Слова – противники

Антонимы.

Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот», «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.

Игра «Умники и умницы».

(10 часов)

фронтальная, индивидуальная и групповая :


- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

- главные члены предложения;

- состав слова.

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- различать приставки и предлоги.писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно; - разбирать предложения по членам предложения;

- обозначать на письме интонацию перечисления;

- разбирать слова по составу;

- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

- писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;


Почему их так называют?

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?», «Какое насекомое?» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.

Праздник слов.

(10 часов)

фронтальная, индивидуальная и групповая .


- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;


Устаревшие слова

Архаизмы.

Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкинглаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.

Конкурс «Непонятные слова»

(10 часов)


фронтальная, индивидуальная и групповая :

-Парная

-Дифференцированное-групповая

-Индивидуально-групповая .

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

- главные члены предложения;

- состав слова.

-отличительные признаки основных языковых единиц;


Новые слова

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.

Праздник слов.

(4 часа)

фронтальная, индивидуальная и групповая :

-Парная

-Дифференцированное-групповая

-Индивидуально-групповая .

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

- различать приставки и предлоги.писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно; - разбирать предложения по членам предложения;

- обозначать на письме интонацию перечисления;

- разбирать слова по составу;

- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

- писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;

Слова – пришельцы

Заимствованные слова.

Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.

Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.

Праздник «Пришли и прижились».

(10 часов)

-Индивидуально-групповая 

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

- определять число, время глаголов;

- писать НЕ с глаголами;

- работать со словарем;

- группировать и подбирать слова на определенные правила;

- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

- составлять рассказы по картинке;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Крылатые слова и выражения

Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.

Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,

Праздник крылатых выражений.

(10 часов)

фронтальная, индивидуальная и групповая :

-Парная


- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

- главные члены предложения;

- состав слова.

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- определять число, время глаголов;

- писать НЕ с глаголами;

- работать со словарем;

- группировать и подбирать слова на определенные правила;

- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

- составлять рассказы по картинке;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Грамотейка

Орфографическая зоркость.

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».

(10 часов)


фронтальная, индивидуальная и групповая :

-Парная


- правила правописания слов с изученными орфограммами;

- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

- главные члены предложения;

- состав слова.

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- различать приставки и предлоги.писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно; - разбирать предложения по членам предложения;

- обозначать на письме интонацию перечисления;

- разбирать слова по составу;

- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

- писать правильно слова с удвоенными согласными;

-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;

О словах

Что мы знаем о словах? Антонимы, синонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы…

Викторина «Что кроется в слове?».

Праздник слов.

Итоговое занятие.

(4 часа)


фронтальная, индивидуальная и групповая :

-Парная


- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

- определять число, время глаголов;

- писать НЕ с глаголами;

- работать со словарем;

- группировать и подбирать слова на определенные правила;

- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

- составлять рассказы по картинке;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.










3.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности « Клуб веселых грамотеев» 4 класс.


Дата

Тема занятия

Кол-во часов


план

факт

1

1 неделя


Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

1

2



Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов.

1

3

2 неделя


Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

1

4



Незаменимый мягкий знак.

1

5

3 неделя


Сочиняем сказку « Путешествие мягкого знака»

1

6



Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

1

7

4 неделя


Сочиняем сказку «Согласные близняшки»

1

8



Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита.

1

9

5 неделя


Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

1

10



Волшебник “Ударение”.

1

11

6 неделя


В стране одиноких согласных.

1

12



Дружим с грамматикой.

(Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

13

7 неделя


Сочиняем песню «Безударные гласные»

1

14



Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

15

8 неделя


Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный».

1

16



Сочиняем стихотворение « Антонимы»

1

17

9 неделя


Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно».

1

18



Игра «Умники и умницы»

1

19

10 неделя


Забытые слова.

1

20



Сочиняем загадки.

1

21

11 неделя


О чём расскажут нам фамилии?

1

22



Великие фамилии.

1

23

12 неделя


Конкурс «Непонятные слова».

1

24



Игра «Счастливый случай»

1

25

13 неделя


Праздник творчества и игры.

1

26



Трудные слова.

1

27

14 неделя


Словарные слова.

1

28



Анаграммы.

1

29

15 неделя


Метаграммы.

1

30



Шарады.

1

31

16 неделя


Логогрифы.

1

32



Откуда пришли наши имена.

1

33

17 неделя


Занимательное слообразование.

1

34



Почему их так называют. (Происхождение слов.)

1

35

18 неделя


Страницы истории родного языка.


1

36



Кто в алфавите живёт? Самая «трудолюбивая» буква и самая «ленивая» буква русского алфавита.

1

37

19 неделя


Согласные звуки и буквы и их «секреты». Самая удивительная буква русской азбуки.

1

38



Фонетический портрет слова.

Заседание «Клуба знатоков фонетики».

1

39

20 неделя


Сколько слов в русском языке? Кто придумывает слова?

Как устроены слова?

1

40



Нескучный урок. Детское словотворчество.

1

41

21 неделя


Слова- родственники. Секреты дедушки Корня.

Самые трудные корни.

1

42



Корень и главное «правило» или «Не лезьте за словом в карман».

1

43

22 неделя


Приставки – труженицы.

Самые трудные приставки.

1

44



Суффиксы – работяги.

Сложение бывает не только в арифметике.

1

45

23 неделя


Строительные блоки для предложений.

1

46



Сколько главных членов в предложении?

1

47

24 неделя


Однородные члены предложения и их добросердечные отношения.

1

48



Серьёзный разговор о сложных предложениях.

1

49

25 неделя


Где обитают знаки препинания

1

50



Диалоги… Диалоги… Диалоги…

(Диалог солнца и дождя, ручки и тетрадки, сосны и пальмы и т. п.)

1

51

26 неделя


Иноязычные слова в русском языке.

1

52



Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др

1

53

27 неделя


Праздник «Пришли и прижились»

1

54



Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку»

1

55

28 неделя


Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др.

1

56



Праздник крылатых выражений.

1

57

29 неделя


Из истории письменности

1

58



Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге»

1

59

30 неделя


Игра «Пиши и произноси правильно»

1

60



Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички»

1

61

31 неделя


Весёлая переменка. Игры со словами.

1

62



Нескучный урок. Описание животного (сказочного или реального

1

63

32 неделя


Пословица недаром молвится.

1

64



Из истории некоторых русских фамилий.

1

65

33 неделя


Нескучный урок. Составление мини-сочинений с использованием фразеологизмов, пословиц.

1

66



«Подумайте, как много значений у слова».

1

67

34 неделя


Нескучный урок. Словесные игры, речевые задания.

1

68



Привет, страна Олимпия!

1