№101 мектеп-лицейі
Школа-лицей №101
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
педагогическим советом Директор школы – лицея № 101
школы – лицея № 101 ___________ Казтаев Р.К.
Протокол № 5 от «30» 05. 2016 г. « »__________2016 г.
№ 101 мектеп - лицейдің
оқу – тәрбие үрдісін ақпараттау
бағдарламасы
Программа
информатизации
учебно-воспитательного процесса
школы-лицея № 101
на 2016 – 2020 годы
Қарағанды, 2016
Составитель: зам. директора по информатизации Никитчук Г. В.
Одобрена методическим советом школы, протокол № 5 от 05. 2016 г.
Председатель методического совета: заместитель директора по инновациям
___________ Привалова Е. Н.
1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа информатизации учебно-воспитательного процесса школы-лицея № 101 на 2016 – 2020 годы |
Основание для разработки | Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы Закон Республики Казахстан от 24.11.2015 "Об информатизации" |
Разработчик Программы | Никитчук Г. В. зам. директора по информатизации |
Цель | Обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучших образовательным ресурсам и технологиям. Создание единой образовательной информационной среды. |
Задачи программы (направления деятельности): | 1. Повышение оперативности и качества управления системой автоматизации учебного процесса школы. 2. Эффективное использование оборудования в учебно-воспитательном процессе. 3. Продолжить развитие цифровой образовательной среды и технологической инфраструктуры школы. 4. Повышение уровня компетентности педагогов, учащихся и их родителей в области использования ИКТ. 5. Повышение квалификации учителей через дистанционные формы обучения. |
Механизмы реализации | Проект реализуется через: укрепление материальной базы компьютерной техникой и программным обеспечением; работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы; непрерывное образование и самообразование учителей; взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивают возможности сетевого общения |
Сроки реализации (этапы) | 2016 – 2020 годы 1 этап – подготовительный (2015 - 2016 гг.) 2 этап – формирующий (2017 – 2019 гг.) 3 этап – заключительный (2019 - 2020 гг.). |
Основные индикативные показатели программы | показатель | индикатор |
использование автоматизации учебного процесса (электронное планирование, электронные журналы, электронные библиотеки, оповещение родителей и т.д.) | 100 % |
доля педагогов, активных участников сетевых проектов | 20 % |
доля педагогов, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ | 40 % |
доля учителей, регулярно использующих цифровые образовательные ресурсы | 70 % |
доля учителей, использующих и апробирующих собственные ЦОР | 10 % |
доля учителей, имеющих собственные страницы, сайты или блоги | 20 % |
доля учителей, применяющих технологии дистанционного обучения | 30 % |
доля учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах | 80 % |
доля учащихся, участвующих в телекоммуникационных городских, областных конкурсах и проектов | 50 % |
доля родителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с администрацией школы и учителями | 90 % |
количество учащихся на 1 компьютер | 7 |
доля кабинетов, обеспеченных интерактивным оборудованием | 100 % |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам. Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения. Создание условий для дистанционного повышения квалификации учителей. Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения. Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий. Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов в области использования информационных технологий в образовательном процессе Создание условий для централизованного мониторинга, анализа и управления школой с помощью системы автоматизации учебного процесса. Создание единого информационного пространства. Повышение рейтинга школы. |
Исполнители основных мероприятий | Администрация, руководители кафедр и МО, учителя-предметники. |
Источники финансирования программы | Бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные средства. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Координационное и организационное обеспечение реализации Программы осуществляют директор и заместитель директора по информатизации. Информацию о ходе выполнения Программы предоставляет заместитель директора по информатизации на административных советах, педагогических советах. Заместитель директора по информатизации готовит аналитические отчеты по данному направлению каждое полугодие. |
2. Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
Формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способными осуществлять выбор и нести за него ответственность;
Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является построение стратегии функционирования и развития цифровой образовательной среды школы, что предполагает:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс обучения, повышающего его качество и эффективность;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов учения для творческого развития субъектов среды;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции и психодиагностики;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активизация деятельности учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков принципиально новых структур учебного процесса. Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободным и позитивным в своем отношении к детям. Используя образовательные материалы, подготовленные на основе ИКТ, каждый ученик может устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, что освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе. Поэтому перед системой образования встает новая задача – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде.
Согласно Государственной Программе развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы предполагается решить ряд задач, направленных на решение стратегической цели информатизации школы-лицея № 101:
Продолжить создание единого информационного пространства школы для обеспечения равного доступа всех участников образовательного процесса к качественному образованию.
Реализация программы информатизации школы, рассчитана на 2016 - 2020 г.г.
3. Анализ текущей ситуации
Компьютерный парк школы на 1 января 2016 года составляет: 242 компьютера, рейтинговый показатель – 10.2 учащихся на 1 компьютер. Количество учащихся в школе составляет 2479.
Создана современная инфраструктура информационного обеспечения:
два кабинета информатики, которые оснащены 30 компьютерами Pentium - 4 (2008 года выпуска);
оборудован информационный зал, в котором установлен мультимедийный кабинет (24 компьютера 2013 года выпуска);
кабинет профессионально-ориентированного обучения оснащен 13 компьютерами Pentium – 4 (2012 года выпуска), сканером, принтером;
кабинет профессиональной карьеры – установлено 13 компьютеров, интерактивная доска, проектор, информационный киоск, сканер, принтер;
зал дистанционного обучения, в котором установлены 15 компьютеров, взятых в аренду на 5 лет в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза;
кабинет русского языка и литературы, оснащенный 15 компьютерами Pentium -4 (2009 года выпуска);
кабинет физики, оснащенный 6 компьютерами Pentium - 4 (2009 года выпуска);
компьютеризированы рабочие места административных работников, служб ведения школьной документации.
Имеются 11 кабинетов с интерактивными досками: кабинет профессиональной карьеры, биологии, химии, физики, казахского языка, русского языка, истории, географии, начальной школы, математики и музыки.
С 2012 года в школе-лицее внедряется система электронного обучения «E-learning», в рамках этого проекта школа оснащена следующим оборудованием:
компьютерный класс - оборудован 16 компьютерами, интерактивной доской, интерактивным проектором, сетевым принтером, установлен в кабинете русского языка и литературы;
библиотека - 6 компьютеров;
два комплекта интерактивного оборудования (проектор, экран, ноутбук), установлены в кабинетах начальной школы и русского языка;
мобильный класс (ноутбуки - 25 шт);
моноблоки (30 штук) – установлены во всех предметных кабинетах.
Для ведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий в школе-лицее открыты образовательные залы, оснащенные интерактивным оборудованием:
- Зал Первого Президента РК;
- Зал Ассамблеи народа Казахстана;
- Дистанционно-образовательный зал;
- Музыкальный зал;
- Спортивный зал.
Из 38 предметных кабинетов 11 кабинетов новой модификации, доля которых составляет 32 %. Во всех кабинетах новой модификации установлены учебные материалы и фильмы по предметам (истории Казахстана, истории мира, и т.п.).
Дополнительно школой приобретены два информационных киоска, которые установлены в кабинете профессиональной карьеры и фойе школы, на которых отображается расписание уроков, звонков, экзаменов и т. п.
Все компьютеры школы диагностированы и исправны, установлено необходимое программное обеспечение: антивирус; архиваторы; пакет офисных программ; мультимедиа приложения; проводится техническая помощь и консультация работников школы по вопросам использования средств ИКТ.
Систематически осуществляется поддержка технического обслуживания компьютерных и телекоммуникационных систем, настройка программно-аппаратных средств информатизации образовательной среды школы, антивирусная профилактика, наладка работы внутришкольной локальной сети, принимаются организационные меры по исключению доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
В качестве кадровых ресурсов имеется 1 ставка зам. директора по информатизации школы, 1 ставка системного администратора, 1 ставка инженера по обслуживанию компьютерной техники, 2 ставки лаборанта кабинета информатики, 1 ставка лаборанта программного обеспечения, 1,5 ставки лаборанта интерактивного оборудования.
Вместе с тем, проверка технического состояния компьютеров показала, что необходима модернизация устаревшего оборудования: 15 компьютеров 2004 года выпуска (которые находятся в нерабочем состоянии и не подлежат ремонту из-за отсутствия комплектующих деталей), мультимедийный класс 2005 года выпуска – 17 ПК, как устаревшие.
Установлено 2 сервера школы для систем электронного обучения Bilimal и E-learning.
Все компьютеры объединены в единую школьную локальную сеть и обеспечены выходом в Интернет, также смонтировано 16 точек доступа Wi-Fi. Поэтому в школе организован свободный доступ обучающихся и педагогических работников к ресурсам Интерне, что дает возможность подготовки к учебному процессу и самообразованию.
С внедрением автоматизированной системы управления «Bilimal» административно - управленческая деятельность в школе несколько облегчилась:
создана база данных педагогического коллектива, учащихся, микрорайона, база статистической отчетности;
ведется электронный документооборот, электронные журналы и дневники;
ведется электронный мониторинг успеваемости учащихся; результатов ЕНТ;
систематически ведется работа по обновлению сайта школы.
Электронная почта стала незаменимым средством обмена информацией с отделом образования и другими учреждениями, и организациями.
В библиотеке установлены 6 ПК типа 2. В школе уделяется внимание применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения: мультимедийных учебных курсов, тестирующих программ, практикумов, тренажеров, виртуальных лабораторий. Создан каталог имеющихся дисков и электронных учебных пособий по учебным предметам, количество электронных учебников в школе – 169.
В плане подготовки и повышения квалификации учителей – предметников в области ИКТ были осуществлены следующие действия:
постоянное методическое сопровождение учителей, внедряющих ИКТ, повышение мотивации педагогов к изучению и внедрению ИКТ;
консультации учителей по использованию новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
проведение информационных и обучающих семинаров: «Работа с обновленной АСУ E-learning», «Интернет-банкинг», «Размещение материалов методического и учебного характера в сети Интернет», «Ознакомление педагогов с ЦОР и применение их в учебном процессе», «Создание электронных пособий», "Учебные материалы нового поколения", «Возможности сетевого общения с родителями и учителями школы», «Использование контента ресурса bilimland.kz», «Знакомство педагогов с возможностями дистанционного обучения в сети Интернет»;
проведение совещаний при директоре: «О состоянии компьютеризации и информатизации школы-лицея № 101», «О состоянии работы по внедрению проекта «Білімал. Электронды мектеп» в школе-лицее № 101»;
проведение педагогического совета по теме «Внедрение системы электронного обучения «Е-learning» в школе-лицее».
выступление на общешкольных родительских собраниях по параллелям по ознакомлению с услугами, предоставляемым АСУ «Білімал» на сайте www.bilimal.kz, возможностям сетевого общения с учителями и администрацией школы, контролем успеваемости ребенка.
В настоящее время педагогические работники школы самостоятельно используют ИКТ во время проведения занятий:
создают дидактический (раздаточный, контрольно-измерительный) материал к урокам с использованием оргтехники на бумажных и электронных носителях;
разрабатывают дидактические материалы для интерактивных досок;
разрабатывают мультимедиа презентации в среде PowerPoint для использования на всех этапах урока, демонстрируют фильмы, прослушивают аудиозаписи;
создают обучающие и контролирующие тесты в тестовых оболочках;
используют информационно-образовательные ресурсы Интернет при подготовке к урокам;
используют информационные ресурсы сети Интернет в режиме реального времени во время проведения уроков;
используют электронные учебники, диски программной поддержки предметных курсов по различным дисциплинам;
используют на уроках предметные электронные лаборатории и конструкторы.
Анализ использования интерактивного оборудования показал, что в среднем за месяц проводится около 2800 уроков и внеклассных мероприятий. За 5 лет проведено 20 городских и областных интерактивных урока.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках, как показывает практика, всегда дает положительный результат. Но пока персональный компьютер не стал рабочим инструментом для большинства педагогов школы. Учителями-предметниками в основном используются приобретенные ЦОР. Разработкой и использованием собственных авторских ЦОР пока занимаются единицы.
Поэтому необходимо продолжить работу по обучению педагогического коллектива разработке собственных программных продуктов.
Педагоги школы постоянно принимали участие в следующих городских и областных конкурсах и имеют призовые места:
городском конкурсе ФЛИПЧАРТОВ (Дипломы 1, 2 и 3 степени);
городском фестивале медиа-уроков учителей казахского языка (Дипломы 1 степени);
областном конкурсе "Интерактивная школа ИКТ" в номинациях «Авторский цифровой образовательный ресурс по предмету» и «Система использования ИКТ на уроках» (Диплом 2 степени, сертификаты);
областном конкурсе «Методический вернисаж» (Дипломы 1, 2 и 3 степени);
областном конкурсе учителей начальных классов «Учитель –профессионал 2016» (Диплом 3 степени);
областном конкурсе флипчартов (благодарственные письма);
на конференциях различного уровня (республиканские, областные, городские);
в работе различных сетевых сообществах, публикуют свои наработки в сети Интернет;
участие учителей в дистанционных олимпиадах по предметам.
С целью повышении ИКТ-икомпетентности учителя школы прошли различные курсы повышения квалификации в области ИКТ:
СИН (100%);
E-gov (100%);
Дистанционные курсы по ActivStudio (30%);
Дистанционные курсы «GOOGLE сервисы» (3%);
Дистанционное обучение Академии ЛИМТУ Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по теме «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы по предмету «ИНФОРМАТИКА» (2 учителя информатики);
Дистанционные мастер-классы, творческие мастерские и т.п. (20%).
В проектах по направлению ИКТ активное участие принимали учащиеся школы:
конкурс презентаций и видеороликов «Одно небо – для моей страны, моего народа, моей семьи»;
конкурс творческих работ «Как IT-технологии изменили нашу жизнь»;
Казахстанкой Интернет Олимпиаде участвовали около 800 учеников по разным предметам и занимали призовые места;
конкурсах, проводимых республиканским журналом интернет – портала «Интеллект. Kz» («Новый год С ВЕСЁЛОЙ ОБЕЗЬЯНКОЙ», «ВОЛНУющий подводный мир», «Мое рукоделие» и т. д.);
международном дистанционном блиц - турнире по информатике, русскому языку, английскому языку, химии и математики проекта «Новый урок»;
международной дистанционной олимпиаде по информатике, русскому языку, английскому языку, химии и математики «Зима - 2014/2015» проекта «Инфоурок» (Дипломы 1, 2 и 3 степени, сертификаты участника);
международном конкурсе детского рисунка «Моя любимая игрушка»;
конкурсе «Осенний карнавал» (на сайте «Школьный урок»);
международная практическая интернет-конференция по энергосбережению и энергоэффективности "Энергосбережение - к ресурсам уважение!" (Республика Беларусь);
Данные показатели свидетельствуют о том, что школа ведет активную работу по внедрению информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Экспресс – диагностика уровня пользовательских умений показала, что:
- 100% учителей владеют программами Word, Excel, PowerPoint, умеют пользоваться Интернетом;
- 30% владеют программой АctivStudio;
- 44% учителей систематически используют интерактивное оборудование на уроках;
- 98% имеют компьютеры дома, из них 95% имеют дома доступ к Интернету;
- 100% учителей прошли обучающие семинары «Внедрение электронного обучения»;
- 98% учителей школы в своей педагогической практике могут подготовить урок с использованием ИКТ учащимися;
- от 40% до 50% учителей школы могут подобрать программное обеспечение для учебных целей;
- от 10% - 20% учителей школы используют ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями и для организации помощи ученикам.
Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ЦОР в учебном процессе:
- используют систематически – 40 %;
- используют эпизодически – 60 %.
Анализ использования ИКТ педагогическим коллективом показал, что наблюдается положительная динамика изучения и внедрения учителями ИКТ.
Несмотря на значительные достижения, остается ряд проблем:
модернизация материально-технической базы вычислительной техники;
недостаточно активная работа администрации школы с информационными базами;
низкая доля учителей, имеющих хорошую подготовку по использованию ИКТ и применением программных продуктов в учебном процессе, в том числе и размещенных на портале СЭО и Bilimal.kz;
низкая доля учителей, использующих технологии дистанционного обучения, как для самообразования, так и для обучения учащихся;
низкая доля учителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с родителями и учениками;
недостаточно активное участие педагогов школы в работе сетевых сообществ;
низкая доля учителей, имеющих собственные страницы, сайты или блоги;
необходимость подключения медиатеки к школьной сети.
На решение этих проблем направлена деятельность по реализации программы информатизации на 2016 - 2020 г.г..
4. Цели, задачи, целевые индикаторы
и показатели результатов реализации программы
Цель:
Обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучших образовательным ресурсам и технологиям. Создание единой образовательной информационной среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение оперативности и качества управления системой автоматизации учебного процесса школы.
2. Эффективное использование оборудования в учебно-воспитательном процессе.
3. Продолжить развитие цифровой образовательной среды и технологической инфраструктуры школы.
4. Повышение уровня компетентности педагогов, учащихся и их родителей в области использования ИКТ.
5. Повышение квалификации учителей через дистанционные формы обучения.
Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
Показатель | 2016 | 2020 |
доля администрации школы, работающих с системой автоматизации учебного процесса для централизованного мониторинга, анализа и управления школой (электронное планирование, электронные журналы, электронные библиотеки, оповещение родителей и т.д.) | 90 % | 100 % |
доля педагогов, активных участников сетевых проектов | 8 % | 20 % |
доля педагогов, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ | 20 % | 40 % |
доля учителей, имеющих хорошую подготовку по использованию ИКТ и регулярным применением программных продуктов в учебном процессе, в том числе и размещенных на портале СЭО и Bilimal.kz | 40 % | 70 % |
доля учителей, использующих и апробирующих собственные ЦОР | 3 % | 10 % |
доля учителей, имеющих собственные страницы, сайты или блоги | 8 % | 20 % |
увеличение количества учителей, использующих и применяющих технологии дистанционного обучения, как для самообразования, так и для обучения учащихся | 20 % | 30 % |
доля учителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с родителями и учениками | 20 % | 80 % |
увеличение количества учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных городских, областных конкурсах и проектов | 40 % | 50 % |
увеличение количества родителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с администрацией школы и учителями | 70 % | 90 % |
количество учащихся на 1 компьютер | 10.2 | 7 |
доля кабинетов, обеспеченных интерактивным оборудованием | 12 % | % |
5. Основные направления деятельности участников образовательного процесса, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы: администрация (директор и его заместители), социально-педагогическая служба, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), учащиеся (независимо от класса и возраста), родители (как основные заказчики «качества образования»).
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Приоритетные направления деятельности администрации.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Автоматизация управленческой деятельности. | 1, Автоматизация планирования и организации учебной деятельности | 1, Автоматизации учебного процесса. Доступ к информации всех участников педагогического процесса. Инд.: внедрение автоматизации учебного процесса (электронное планирование, электронные журналы, электронные библиотеки, оповещение родителей и т.д.) – 100 % Инд.: доля учителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с родителями и учениками, - 80 %. |
Организация работы по повышению ИКТ-компетенции педагогического коллектива. Создание собственных страниц в Интернете, сайтов или блогов. | Проведение школьных семинаров-практикумов. | Повышение ИКТ-компетенции педагогического коллектива Создание электронных учебников и пособий по предметам Инд.: наличие у педагогов школы собственных страниц, сайтов или блогов – 20 %; активное участие педагогов школы в работе сетевых сообществ - 20 % |
Активизация инновационной деятельности педагогов в ИКТ - насыщенной образовательной среде: участие в конкурсах с применением ИКТ. | Участие в конкурсах с применением ИКТ. | Увеличение количества педагогов, участвующих в конкурсах с применением ИКТ. Инд.: доля педагогов, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ – 40 %. |
Поддержание сайта школы, Web – страниц отдельных школьных проектов. | Поддержание сайта школы, Web – страниц отдельных школьных проектов | Установление тесного информационного контакта с партнерами и родителями школы. Инд.: наличие сайта и его пользователей |
2. Приоритетные направления деятельности учителя.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Использование на уроках готовых программных продуктов. | Включение учителями-предметниками ИКТ в свои тематические планирования. | Увеличение количества учителей, которые осознанно и обоснованно используют мультимедийные технологии. Инд.: доля учителей, имеющих хорошую подготовку по использованию ИКТ и регулярным применением программных продуктов в учебном процессе, в том числе и размещенных на портале СЭО и Bilimal.kz – 70 % |
Дистанционное образование, повышение квалификации в области ИКТ. | Повышение квалификации учителей через дистанционные формы обучения. Формирование списка образовательных услуг Интернет со ссылками на наиболее перспективные образовательные ресурсы. | Повышение ИКТ – компетенций учителей Освоение технологии дистанционного обучения Инд.: увеличение количества учителей, использующих и применяющих технологии дистанционного обучения , как для самообразования, так и для обучения учащихся – 30 %. |
Создание электронных учебников, пособий и размещение на порталах Интернета, пополнение школьной медиатеки. | Создание электронных учебников и пособий по предметам | Повышение методического потенциала педагогического коллектива. Инд.: доля учителей, использующих и апробирующих на уроках собственные ЦОР – 10 % |
Участие педагогов школы в работе сетевых сообществ. | Посещение школьных семинаров-практикумов. | Повышение ИКТ – компетенций учителей Инд.: доля учителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с родителями, учениками и коллегами – 80 %, |
3. Приоритетные направления деятельности ученика.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования | Организация свободного доступа к образовательным ресурсам сети Интернет | Повышение ИКТ-компетенций учащихся. |
Участие в дистанционных, сетевых проектах. | Ведение систематической работы по участию в сетевых конкурсах, конференциях и олимпиадах, обобщение опыта и организация возможности ознакомления с результатами. | Увеличение количества учащихся участвующих в различных конкурсах, проектах, олимпиадах с применением компьютерной техники. Инд.: увеличение количества учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных городских, областных конкурсах и проектах.- 50 %. |
Компьютерные технологии для подготовки к уроку. | Организация свободного доступа к школьной медиатеке Консультационное сопровождение ПО. | Активное освоение средств ИКТ. Самостоятельное обучение эффективным приемам работы с информацией на практике. |
Внеклассная деятельность. | Организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии. | Повышение мотивации к использованию средств ИКТ. Освоение ИКТ – компетенций на творческом уровне. |
4. Приоритетные направления деятельности родителя.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Повышение ИКТ – компетенции родителей | Обсуждение значения участия детей в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах с использованием ИКТ. Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы. Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. Проведение презентации для родителей о работе школы по проекту информатизации Интернет общение с администрацией школы и учителями. | Участие родителей в реализации проекта информатизации школы Родители получают оперативную и качественную информацию по вопросам обучения, воспитания и жизнедеятельности школы. Инд.: доля родителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с администрацией школы и учителями, - 90 % |
5. Создание единого информационного пространства школы.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности |
Повышение технической оснащенности школы. | Модернизация компьютерного класса Пополнение парка компьютерной техники ПК, принтерами, сканерами, интерактивными досками. | Повышение результативности УВП с использованием современных технологий. Максимальное использование ресурсов школы Инд.: количество учащихся на 1 компьютер – 7. доля кабинетов, обеспеченных интерактивным оборудованием – 100 % |
Модернизация единой локальной сети школы и подключение к сети Интернет новых абонентов. | Модернизация единой локальной сети школы и подключение ее к сети Интернет | Создание единого информационного пространства школы. Инд.: подключение к сети Интернет новых абонентов школьной сети. |
Техническая поддержка автоматизированной системы управления | Продолжить работу по автоматизированной системы управления по различным направлениям образовательного процесса. | Организована система обеспечения внутришкольного информационного обмена. Обеспечен свободный доступ к информации всем участникам образовательного процесса. |
Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный (2015 - 2016 гг.) – разработка программы информатизации школы; профессиональная переподготовка педагогического коллектива, направленная на реализацию задач программы; совершенствование материально-технической базы школы; начало системного формирования единой информационно-образовательной среды школы. Формирование единого информационного пространства на первом этапе реализации программы сводится к созданию общей информационной базы данных, объединяющей информационные потоки, которые функционируют в школе, и организации постоянного доступа к ней всех участников образовательного процесса.
2 этап – формирующий (2017 – 2019 гг.) – продолжение системного формирования единой информационно-образовательной среды школы; создание школьной медиатеки; постоянное совершенствование материально-технической базы информатизации школы; модернизация локальной сети, позволяющей обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места; использование ИКТ в управленческой деятельности, при организации учебного и воспитательного процессов; постоянное повышение квалификации педагогов и администрации школы в области ИКТ; проведение мониторинга внедрения программы информатизации.
3 этап – заключительный (2019 - 2020 гг.) – итоговый анализ реализации Программы. Мониторинг программы, определение перспектив развития школы с учетом результатов внедрения программы.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам.
Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.
Создание условий для дистанционного повышения квалификации учителей.
Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий.
Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов в области использования информационных технологий в образовательном процессе
Создание условий для централизованного мониторинга, анализа и управления школой с помощью системы автоматизации учебного процесса.
Создание единого информационного пространства.
Повышение рейтинга школы.
В результате выполнения Программы будет создана единая образовательная, воспитательная, управленческая информационная среда, обеспечивающая: планирование и управление учебным процессом, администрирование деятельности школы, активное использование средств и методов ИКТ в воспитательной работе, в деятельности социально-психологической службы школы; применение на постоянной основе информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе для различных предметных областей; повышение эффективности учебного процесса.