СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "История казачества"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "История казачества" разработана на 4 года с 5 по 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа "История казачества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 г. Данкова Липецкой области



Рассмотрена

на заседании МК классных руководителей

____________________ 2016 года.

Протокол № _____

Утверждено

приказом № ____ МБОУ лицей №4

от ____________________2016 года






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«История казачества»

в 5-9 классах

на 2016- 2021 гг.






Составитель:

Рыжкова Елена Владимировна.

















2016


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «История казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции ее гуманизации: максимального учета потребностей региона, личностных интересов и направленности личности учащихся при условии сохранения единого образовательного пространства. Она отвечает регионально-территориальному спросу на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и духовной культуре родного края.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности решает основные задачи исторического образования в областях:

1. Удовлетворения интереса учащихся в области истории своего края.

2. Более глубокого изучения истории России через изучение истории казачества и его традиций.

3. Характеристики наиболее важных проблем возрождения казачества, его культуры и самобытности.

4. Развития исторического мышления обучающихся.

5.Воспитания современного исторического сознания, расширения кругозора, формирования мировоззрения детей.

Курс «История казачества» рассчитан на преподавание в 5-9 классах общеобразовательной школы и является ознакомительным, историко-познавательным по своей специфике.

Цели курса «История казачества» – патриотическое воспитание школьников, приобщение их к традиционной культуре, формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.

Для достижения заявленной цели курс ставит следующие задачи:

- обеспечение учащихся историческими знаниями о возникновении, становлении и развитии казачества России как особого сословия, о месте и роли казачества в военно-политической истории страны;

- ознакомление с образом жизни, бытом, культурой казаков, с историей казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов;

- пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края;

- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;

- воспитание патриотизма как важнейшего качества гражданина России во все времена, любви к Большой и Малой Родине;

- развитие личности учащихся на основе овладения историческими знаниями.

Программа внеурочной деятельности «История казачества» предназначена для учащихся 5-9 классов в объеме 2 часа в неделю.

Курс «История казачества» в 5-9 классах дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций, обычаев, особенностей материальной культуры казаков. При отборе фактов и событий основным критерием являлась их значимость в истории казачества и России. Большое внимание уделено истории и культуре казачества Липецкой области, что логически вытекает из воспитательных и образовательных целей курса.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В результате изучения истории казачества учащийся должен

знать/понимать:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;

-особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;

-роль православия в жизни казаков;

-особенности казачьей культуры и образа жизни;

-взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.

уметь:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

-представлять результаты изучения материала в формах проекта;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

-осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

III. Содержание курса внеурочной деятельности.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.

Актуальность.

Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине – Липецкой области, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования.

Виды внеурочной деятельности:  игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество; социальное   творчество; туристско-краеведческая деятельность.

В результате работы выполняется индивидуальный или коллективный проект по выбранной теме.

  1. Курс «История казачества» в 5-м классе рассчитан на 50 часов (2 часа в неделю).

Введение. «Мы потомки казаков» (1час)

История казачества – часть истории России. Мы потомки казаков: значение для человека малой родины, знания ее истории и культуры. Важность изучения своих исторических корней.

Раздел 1. Традиционная культура казаков (4часа)
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки.
Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи (4часа).
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов
моей семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 3. Труд и быт донских казаков (4часа).
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и
коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (4часа).
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия
(дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделии, предметы ДПИ, изготовленных в
Липецкой области.

Раздел 5. Памятники истории казачества(4часа)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры
родного населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории
казачества Липецкой области (4 часа).
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного казачества.

Раздел 7. Военно-исторический (9 часов)

Тема 1. «Откуда есть пошли казаки» (5 часов)

Значение слова «казак». Первые упоминания о казаках. Казаки-бродники. Казачьи городки на Дону. Запорожская Сечь. Вольные и служилые казаки.

Тема 2. Казачьи Войска России: краткая история происхождения, территория (4 часа).

Краткая история происхождения и территории казачьих Войск России: Донское, Оренбургское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское, Амурское.

На защите рубежей Российского государства.

Раздел 8. Быт и культура казаков (16 часов)

Тема 1. Казачьи кони (3 часа).

Значение коня в жизни казака. Основные породы лошадей, разводимых оренбургскими казаками. Каким должен быть боевой казачий конь.

Тема 2. Казачьи поселения. Казачий дом (4часа).

Первые казачьи поселения на Урале. Казачья станица, особенности планировки. Казачий дом. Казачий двор.

Тема 3. Одежда казаков: мужская и женская (3 часа).

Заимствование традиционной одежды казаков у тюркских народов. Мужская одежда: летняя и зимняя. Женская одежда: летняя и зимняя.

Тема 4. Обряды казаков. Праздники, забавы, игры (4 часа).

Свадебный обряд. Крестины. Похоронный обряд. Проводы казака на службу. Возвращение казака из похода. «Помочь». Праздники: масленица, колядки. Посиделки. Игры: взятие снежного городка, конные скачки, детские игры.

Тема 5. Казачий фольклор (2 час).

Казачьи легенды, поверья, приметы, пословицы, поговорки.


  1. Курс «История казачества» в 6-м классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Раздел 1. Появление казаков на Дону (4 часа).

Расцвет государства Коссаков. Битва казаков на реке Калке. Вольное воинство. Появление служилых казаков.

Раздел 2. История казачьей формы. (3 часа)

Форма как обозначение особого образа жизни казаков. Основные элементы и атрибуты казачьей формы.

Раздел 3. Оружие казаков (2 часа).

Оружие ближнего боя. Оружие дальнего боя.

Раздел 4. Чины, награды, символы (4 часа).

Казачья служба и основные казачьи чины. Награды. Георгиевские кавалеры. Символы и знаки.

Раздел 5. Донское казачество в Смутное время ( 56 часов)

Тема 1. Донское казачество в войнах России в конце XVI в.

Сражения с татарами. Освоение Сибири. Поход на Полоцк. Оборона Пскова. В походе с князем Засекиным.(5 часов)

Тема 2. Взаимоотношения казаков с Борисом Годуновым. Лишение казаков государственного жалованья. Отказ принимать казачьи посольства. Аресты казаков. Прибытие на Дон царского посла П.Хрущева. Переход казаков на сторону Лжедмитрия. (6 часов)

Тема 3. Лжедмитрий I и казачество. Андрей Корела. Присяга Лжедмитрию. Сражение у села Добрынин. Сражение за г. Кромы. Донские казаки в Москве.( 5 часов)

Тема 4. Казачество в крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова. Казаки в Путивле под знаменами Болотникова. Осада Москвы. Оборона Калуги. Оборона Тулы. Победа под Веневым и у Пчельни. Битва на реке Восма под Каширой. (6 часов)

Тема 5. Лжедмитрий II и казачество. Казаки в Тушинском лагере. Разгром г.Галича. Грабежи в Угличском, Владимирском и Ярославском уездах. Осада Троице-Сергиева монастыря. Раскол тушинцев. (6 часов)

Тема 6. Донские казаки под предводительством Ивана Заруцкого. Под Смоленском у короля Сигизмунда. Возвращение к Лжедмитрию II в сентябре 1610 г. Признание царевичем сына Лжедмитрия и Марины Мнишек. Присоединение к П.Ляпунову. Убийство П.Ляпунова. Правительство казацких таборов. Уход на Юг. Поражение под Воронежем. Бегство из Астрахани. Гибель Заруцкого. (11 часов)

Тема 7. Второе ополчение Минина и Пожарского и участие в нем донских казаков. Присоединение части казаков к ополчению в Ярославле. Взаимное недоверие. Сражение с гетманом Ходкевичем. Призыв А.Палицына. Взятие Китай-города. Сражение у Волоколамска. (6 часов)

Тема 8. Роль донских казаков в избрании царем М.Романова. Споры на Земском Соборе. Обвинения казаков и их ответ. Позиция донских казаков в вопросе о выборе царя. Провозглашение царем М.Романова. (5 часов)

Тема 9. Взаимоотношения Дона и Москвы при Михаиле Романове. Прибытие на Дон царского посла Ивана Опухтина. Царская грамота. Жалование. Просьбы не трогать татар и турок. Запрещение заниматься набегами. (5 часов)


  1. Курс «История казачества» в 7-м классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Раздел 1 . Азовское осадное сидение ( 21 час).

Взятие Азова 18 июля 1637 г. Причины похода на Азов. Сбор казаков в Монастырском городке. Земляные работы под Азовом. Уничтожение подкреплений из Керчи, Темрюка и Тамани. Убийство Кантакузена. Подкоп Ивана Арадова. Штурм Азова. Победа.

Переговоры с Москвой о судьбе Азова. Перенос столицы в Азов. Посольство атамана П.Петрова. Казачье послание царю Михаилу. Отказ Москвы. Причины отказа.

Азовское осадное сидение 24 июля-27 сентября 1641 г.

Силы казаков. Силы турок. Начало осады. Предложение о сдаче. Ответ казаков. Наум Васильев и Осип Петров. Штурм 25 июля. Вылазка казаков 30 июля. Обстрел города Непрерывные штурмы в течение 24 дней. Отступление турок. Потери.

Новые переговоры об Азове и царские наказ о его возвращении Турции. Казачье посольство в Москве. Предложение казаков. Подарки царя. Созыв Земского Собора. Мнения сословий. Новое наступление турок. Решение Собора оставить Азов. Последствия возвращения Азова для казаков.

Раздел2. Донские казаки в середине XVII в. ( 5 часов).

Основание в 1644 г. г. Черкасска. Нападение -гурок на Монастырский городок. Совещание казаков в Раздорах. Решение о строительстве новой столицы. Выбор места. Строительство городка.

Раздел 3. Жизнь и быт донских казаков в середине XVII в. ( 5 часов).

Занятия донских казаков. Охота. Рыболовство. Пчеловодство. Станичный юрт. Обряды. Праздники. Одежда. Пожалование Войску Донскому первого царскою знамени в 1645 г- Царь Алексей Михайлович. Нападение татар.

Похвальная грамота казакам. Царское знамя. Значение этого пожалования.

Раздел 4. Донские казаки в войнах России в XVII в. ( 16 часов).

Участие казаков в русско-шведской войне 1656-1658 гг.

Тактика боя. Подвиги казаков. Разведка. Преследование. Значение участия казаков в войне.

Участие казаков в русско-польской воине 1654-1667 гг.

Тактика боя. Подвиги казаков. Разведка сил противника Преследование. Значение участия казаков в войне.

Чигиринское сражение в 1677 г. Атаман Кириллов. Атаман Самарский. Атаман Минаев. Знамя 1679 г. Значение участия казаков в сражении.

Сражение с турками и татарами в 80-х годах XVII в.

Отвлечение сил противника на себя. Бахчисарайский мир. Набеги татар. Разгром Качалинского и Паншинского городков на Дону. Отпор татарам.

Участие донских казаков в битве под Веной в 1683 г.

Оборона. Вылазки, Разведка. «Виновники» победы. Тактика боя.

Голицинские походы в Крым и участие в них казаков в

1687 г. Атаман Ф.Минаев. Бой у Овечьих вод. Освобождение пленников. Причины неудач. Отступление русской армии.

Раздел 5. Участие казаков в восстании под предводительством Степана Разина. ( 21 час).

Взаимоотношения голытьбы и домовитого казачества.

Прирост населения на Дону. Положение голытьбы. Положение домовитых казаков. Походы на Волгу. Городок Рига. Уничтожение его домовитыми казаками. Нарастание напряженности.

Поход за зипунами С.Разина. С.Разин. Сбор отряда разинцев. Поход на Волгу. Разгром каравана купца Шорина. Взятие Царицына. Захват Яицкого городка. Каспийский поход.

Персидский поход С.Разина. Захват Дербента. Освобождение русских пленников от рабства. Поход на Баку и Решт. Переговоры с персидским правительством. Нападение жктелей Решта. Месть казаков. Разгром персидского флота. Возвращение С.Разина.

Начало восстания. Кагальницкий городок Противостояние С.Разина и домовитых казаков. Казнь дьяка Евдокимова. Поход на Волгу- Захват Царицына. Захват Астрахани Поход вверх по Волге. Бой под Симбирском.

Захват Кагалышцкого городка донскими старшинами и пленение С .Разина. Осада Кагальницкого городка. Сдача разинцев. Обман. Пытки Разина в Черкасске. Отправка Разина в Москву. Казнь С.Разина.


  1. Курс «История казачества» в 8-м классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Раздел 1. Донское казачество в конце XVII в.( 20 часов).

Присяга донских казаков Федору Алексеевичу в 1676 г. Спокойствие на Дону. Разведка под Азовом. Борьба с калмыцким ханом Аюком. Первая присяга. Запрещение набегов на Азов. Столкновение с татарами.

Влияние раскольников на Дону. Движение голытьбы на Верхнем Дону в 1682 г. Движение раскольников-старообрядцев на Дону. Политический характер религиозного вопроса. Ф,Минаев. С.Лаврентьев, К.Чурносов, Расправа над сторонниками раскола.

Влияние православной церкви на Дону. Появление церквей на Дону. Собор во имя Воскресения Христова. Победа над раскольниками. Донские монастыри. Значение монастырей и православных церквей.

Состояние медицины на Дону. Российские лекари. Первый госпиталь. Доктор Термонт. Состояние медицины во времена Азовских походов Петра I. Доктора и лекари.

Раздел 2. Донской край в XVIII в. (5 часов)

Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев.

Раздел 3. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне. (20 часов)

Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине ХVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.

Участие Войска Донского в войнах Российской империи в ХVIII в. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д. Ефремовы, И.М. Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.

Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.

Восстание донских казаков в1792-1794гг. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.

Культура края в ХVIII в.

Раздел 4. Донской край в XIX в. (10 часов)

Перенос столицы Войска Донского из Старочеркасска в Новочеркасск. Система управления Войском Донским.

Донские казаки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. М.И. Платов. Дело братьев Грузиновых. В.Д. Сухоруков и декабристы. Хозяйство Дона в дореформенный период. Земледелие, скотоводство, коневодство, промыслы, торговля.

Раздел 5. Защитники Веры и Отечества: подвиги казаков (7 часов).

Завоевание Ермаком Сибири. «Славное Азовское сидение». Казаки в Полтавском сражении. С Суворовым через Альпы. Казаки в Отечественной войне 1812 года. Присоединение Средней Азии уральскими и оренбургскими казаками.

Раздел 6. Казачьи атаманы. Исторические портреты (6 часов).

Ермак Тимофеевич. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Богдан Хмельницкий. Степан Разин. Кондратий Булавин. Матвей Платов.


  1. Курс «История казачества» в 9-м классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Раздел 1. Участие донских казаков в Кавказской войне.( 5 часов)

Генерал Я.П. Бакланов. Дон в период Крымской войны. Операции в Приазовье. Участие казаков в русско – турецкой войне 1877-1878 гг.

Раздел 2. Особенности реформ 1860-70-х годов на Дону. (5 часов)

Экономика родного края в пореформенный период: промышленность, товарное земледелие, банковское дело. Население родного края, его этнический и социальный состав. Ростов, Нахичевань-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск – важнейшие культурные и торговые центры юга России.

Раздел 3. Общественно-политическая жизнь и культура Липецкой области в ХIX в. ( 4 часа)

Образование, просвещение, медицина, искусство, религия. Духовные святыни Дона.

Раздел 4. Выдающиеся земляки ХVIII-ХIX вв. ( 3 часа)

Раздел 5. Мой родной город, поселок в ХIX в. (2 часов)

Раздел 6. Казачество в XX в. ( 7 часов)

Хозяйственное развитие и система управления Области войска Донского в начале XX в. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 гг. на Дону. Особенности расстановки политических сил на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество в период революции.

Раздел 7. Развитие культуры края в начале ХХ в. ( 8 часов)

Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 г. на Дону. А.М. Каледин. Ф.М. Подтелков, М.В. Кривошлыков. Образование Донской Советской республики. П.Н. Краснов. Гражданская война на Дону: трагедия казачества, трагедия народа. Разгром белоказачьих формирований, победа Советской власти.

Раздел 8. Административно-территориальные преобразования в крае. ( 5 часов)

НЭП, Индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии.

Образование Липецкой области. Развитие образования, культуры.

Раздел 9. Донской край в Великой Отечественной войне. ( 7 часов)

Битва за Дон и Северный Кавказ. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле.

Участие донских казаков-эмигрантов во Второй мировой войне.

Раздел 10. Мой город (село) в годы войны. ( 5 часов)

Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.

Послевоенный период (1945-1985 г.г.). Тенденции и противоречия развития. Создание новых индустриальных центров в Липецкой области.

Раздел 11.Перестроечный период на Дону (1985-1991 гг.). (6 часов)

Экономическая и политическая ситуация в Липецкой области. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Липецкой области в хозяйственной и культурной жизни страны.

Раздел 12. Липецкая область в конце ХХ – нач. ХХI в.в (1991-2017 гг.) ( 11 часов)

Проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и исполнительной власти. Символика Липецкой области. Политика администрации Липецкой области. Дон многонациональный и поликонфессиональный.

Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.

Выдающиеся земляки ХХ в. Мой город (село



IV. Тематическое планирование.


п/п

Содержание материала

Количество часов


5 класс

50

Введение. «Мы потомки казаков»

1

Раздел 1. Традиционная культура казаков

4

Раздел 2. История моей казачьей семьи

4

Раздел 3. Труд и быт донских казаков.

4

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

4

Раздел 5. Памятники истории казачества.

4

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории
казачества Липецкой области.

4

Раздел 7. Военно-исторический .

9

Раздел 8. Быт и культура казаков

16


6 класс

68

Раздел 1. Появление казаков на Дону (4 часа).


Раздел 2. История казачьей формы.

3

Раздел 3. Оружие казаков

2

Раздел 4. Чины, награды, символы .

4

Раздел 5. Донское казачество в Смутное время

56


Тема 1. Донское казачество в войнах России в конце XVI в.

5


Тема 2. Взаимоотношения казаков с Борисом Годуновым.

6


Тема 3. Лжедмитрий I и казачество.

5


Тема 4. Казачество в крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова.

6


Тема 5. Лжедмитрий II и казачество.

6


Тема 6. Донские казаки под предводительством Ивана Заруцкого.

11


Тема 7. Второе ополчение Минина и Пожарского и участие в нем донских казаков.

6


Тема 8. Роль донских казаков в избрании царем М.Романова.

5


Тема 9. Взаимоотношения Дона и Москвы при Михаиле Романове.

5


7 класс

68

Раздел 1 . Азовское осадное сидение.

Взятие Азова 18 июля 1637 г.

Переговоры с Москвой о судьбе Азова.

Азовское осадное сидение 24 июля-27 сентября 1641 г.

Силы казаков. Силы турок.

Новые переговоры об Азове и царские наказ о его возвращении Турции.

21

Раздел 2. Донские казаки в середине XVII в.

5

Раздел 3. Жизнь и быт донских казаков в середине XVII в.

5

Раздел 4. Донские казаки в войнах России в XVII в. Участие казаков в русско-шведской войне 1656-1658 гг.

Тактика боя. Подвиги казаков.

Чигиринское сражение в 1677 г.

Сражение с турками и татарами в 80-х годах XVII в.

Голицинские походы в Крым и участие в них казаков в 1687 г. Атаман Ф.Минаев.

16

Раздел 5. Участие казаков в восстании под предводительством Степана Разина.

Взаимоотношения голытьбы и домовитого казачества.

Прирост населения на Дону. Положение голытьбы. Положение домовитых казаков. Походы на Волгу. Городок Рига. Уничтожение его домовитыми казаками. Нарастание напряженности.

Поход за зипунами С.Разина. С.Разин. Сбор отряда разинцев. Поход на Волгу. Разгром каравана купца Шорина. Взятие Царицына. Захват Яицкого городка. Каспийский поход.

Персидский поход С.Разина. Захват Дербента. Освобождение русских пленников от рабства. Поход на Баку и Решт. Переговоры с персидским правительством. Нападение жктелей Решта. Месть казаков. Разгром персидского флота. Возвращение С.Разина.

Начало восстания. Кагальницкий городок Противостояние С.Разина и домовитых казаков. Казнь дьяка Евдокимова. Поход на Волгу- Захват Царицына. Захват Астрахани Поход вверх по Волге. Бой под Симбирском.

Захват Кагальницкого городка донскими старшинами и пленение С .Разина. Осада Кагальницкого городка. Сдача разинцев. Обман. Пытки Разина в Черкасске. Отправка Разина в Москву. Казнь С.Разина.

21


8 класс

68

Раздел 1. Донское казачество в конце XVII в.

Присяга донских казаков Федору Алексеевичу в 1676 г. Спокойствие на Дону. Разведка под Азовом. Борьба с калмыцким ханом Аюком. Первая присяга. Запрещение набегов на Азов. Столкновение с татарами.

Влияние раскольников на Дону. Движение голытьбы на Верхнем Дону в 1682 г. Движение раскольников-старообрядцев на Дону. Политический характер религиозного вопроса. Ф,Минаев. С.Лаврентьев, К.Чурносов, Расправа над сторонниками раскола.

Влияние православной церкви на Дону. Появление церквей на Дону. Собор во имя Воскресения Христова. Победа над раскольниками. Донские монастыри. Значение монастырей и православных церквей.

Состояние медицины на Дону. Российские лекари. Первый госпиталь. Доктор Термонт. Состояние медицины во времена Азовских походов Петра I. Доктора и лекари.

20

Раздел 2. Донской край в XVIII в.

5

Раздел 3. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.

Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине ХVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.

Участие Войска Донского в войнах Российской империи в ХVIII в. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д. Ефремовы, И.М. Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.

Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.

Восстание донских казаков в1792-1794гг. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.

Культура края в ХVIII в.

20

Раздел 4. Донской край в XIX в.

Перенос столицы Войска Донского из Старочеркасска в Новочеркасск. Система управления Войском Донским.

Донские казаки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. М.И. Платов. Дело братьев Грузиновых. В.Д. Сухоруков и декабристы. Хозяйство Дона в дореформенный период. Земледелие, скотоводство, коневодство, промыслы, торговля.

10

Раздел 5. Защитники Веры и Отечества: подвиги казаков .

Завоевание Ермаком Сибири. «Славное Азовское сидение». Казаки в Полтавском сражении. С Суворовым через Альпы. Казаки в Отечественной войне 1812 года. Присоединение Средней Азии уральскими и оренбургскими казаками.

7

Раздел 6. Казачьи атаманы. Исторические портреты .

Ермак Тимофеевич. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Богдан Хмельницкий. Степан Разин. Кондратий Булавин. Матвей Платов.

6


9 класс

68

Раздел 1. Участие донских казаков в Кавказской войне.

5

Раздел 2. Особенности реформ 1860-70-х годов на Дону.

5

Раздел 3. Общественно-политическая жизнь и культура Липецкой области в ХIX в.

4

Раздел 4. Выдающиеся земляки ХVIII-ХIX вв.

3

Раздел 5. Мой родной город, поселок в ХIX в.

2

Раздел 6. Казачество в XX в.

7

Раздел 7. Развитие культуры края в начале ХХ в.

Участие донских казаков в Первой мировой войне. Гражданская война на Дону: трагедия казачества, трагедия народа.

8

Раздел 8. Административно-территориальные преобразования в крае.

5

Раздел 9. Донской край в Великой Отечественной войне.

7

Раздел 10. Мой город (село) в годы войны.


5

Раздел 11.Перестроечный период на Дону (1985-1991 гг.).

6

Раздел 12. Липецкая область в конце ХХ – нач. ХХI в.в (1991-2017 гг.) Проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и исполнительной власти. Символика Липецкой области. Политика администрации Липецкой области.

Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.

Выдающиеся земляки ХХ в.

11



  1. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Е.И. Дулимова, С.А. Кис. Донская история в вопросах и ответах. Т.1 Ростов-на-дону, 2010г.

  2. К.Н. Хохумникова. Степные рыцари России. Ростов – на-Дону, изд. «Дончак» 2005.

  3. И.В. Рыжкова. Донские казаки в войнах России начала ХХ века. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005

  4. О.Г.Веряскина, В.В. Саяпин. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века, 2005, «Донской издательский дом»

  5. Е.П. Савельев. Археологические очерки Дона, 2009,ЭКСМО

6. Под ред. Н.И.Мартынова. Энциклопедия по истории государства Российского, 2008, ВЕНТАНА-ГРАФ

Ресурсы Сети Internet.

1. «Казачий стан» http://www.kazakdona.ru/

2. http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_donagf.htm

3. Александр Сидоров. Краткая история донского казачества http://lib.ru/NEWPROZA/SIDOROV_A/kazaki.txt

4. http://www.razdory-museum.ru/cossacks.html

5. http://drevo-info.ru/articles/1690.html






























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 г. Данкова Липецкой области



Рассмотрена

на заседании МК классных руководителей

____________________ 2016 года.

Протокол № _____

Утверждено

приказом № ____ МБОУ лицей №4

от ____________________2016 года




Приложение к рабочей программе

внеурочной деятельности

«История казачества»

в 5-9 классах

на 2016- 2021 гг.






Составитель:

Рыжкова Елена Владимировна.



















2016

Календарно - тематическое планирование 5 « Б» класс.

50 часов (2 часа в неделю).


п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


Плановые сроки прохождения


Приме-чание

план

факт


1.

Введение. «Мы потомки казаков»

1

14.11



2-5.

Традиционная культура казаков

4

18.11, 21.11,

25.11,

28.11



6-9.

История моей казачьей семьи

4

2.12

5.12

9.12

12.12



10-13.

Труд и быт донских казаков

4

16.12

19.12

23.12

26.12



14-17.

Декоративно-прикладное искусство

4

16.01

20.01

23.01

27.01



18-21.

Памятники истории казачества

4

30.01

03.02

06.02

10.02



22-25.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории
казачества Липецкой области

4

13.02

17.02

20.02

27.02



26-30.

«Откуда есть пошли казаки»

5

03.03

06.03

10.03

13.03

17.03



31-34.

Казачьи Войска России: краткая история происхождения, территория

4

20.03

24.03

03.04

07.04



35-37.

Казачьи кони

3

10.04

14.04

17.04



38-39.

Казачьи поселения.

2

21.04

24.04



40-41.

Казачий дом

2

28.04

05.05



42-44

Одежда казаков: мужская и женская

3

12.05

15.05

19.05



45-46

Обряды казаков.

2

22.05



47-48.

Праздники, забавы, игры

2

26.05



49-50.

Казачий фольклор

2

29.05









21