СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа историко - краеведческого кружка "Лента времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа историко - краеведческого кружка

Просмотр содержимого документа
«Программа историко - краеведческого кружка "Лента времени"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа историко-краеведческого кружка «Лента времени» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и ориентирована на использование учебно-методического комплекта Сухова В.В., Клемешова А.С., Жигиревой Е.Г. История Московской области (М.: Перо, 2012).

Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп и предназначена для учащихся 5-9 классов основной общеобразовательной школы из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 2016-2017 учебный год.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)

Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009

Историко-культурный стандарт

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493

Закон Московской области №114/2015 - 03 от 13. 07.2015 года «О патриотическом воспитании в Московской области»

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

Учебный план МБОУ Жаворонковской СОШ на 2016-2017 учебный год

Устав МБОУ Жаворонковской СОШ

Используемый учебно-методический комплект

Сухов В.В., Клемешов А.С., Жигирева Е.Г. История Московской области. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. - М.: Перо, 2012

Сухов В.В., Клемешов А.С., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. - М.: Перо, 2012

Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. - М.: Перо, 2012

Актуальность изучения курса исторического краеведения

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ и Московской области: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей.

Общая характеристика курса исторического краеведения

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы, в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

История Московской области является составной частью российской истории. Многие важнейшие события, которые происходили на ее территории, изучаются в различных школьных курсах истории. Вместе с тем, из-за недостатка времени, значительная часть содержания остается за рамками учебной деятельности. Знакомство с историей родного края конкретизирует содержание школьных курсов истории и социальных дисциплин, расширяет и углубляет представления ученика о прошлом нашей Родины.

Деятельность историко-краеведческого кружка, созданного на базе школьного историко-краеведческого музея МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы способствует возрождению и успешному реформированию национальной системы образования путем привлечения ученической молодежи к изучению и сохранению культурного наследия российского народа и формирует образованную, творческую и компетентную личность с разносторонними интересами.

Содержание данной программы

  • расширяет содержательный блок исторических знаний;

  • создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

  • обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

  • создает возможности для формирования ценностных ориентиров в области социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

  • дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

Межпредметные связи

Реализация программы историко - краеведческого образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов исторического краеведения, истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории, краеведения и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

- способствование осознанному и прочному овладению обучающимися системы исторических знаний по истории родного края, неотделимой частью которой является история села Жаворонки и его школы;

- способствование развитию интеллектуального потенциала молодежи и привлечение ее к научной деятельности, ориентированной на удовлетворение национальных интересов государства;

- формирование новой генерации поколения России, основными чертами которого являются деловитость, компетентность непрерывному образованию и самосовершенствованию, разнообразие интересов и увлечений, дивергентность мышления в том числе;

- расширение общеобразовательной подготовки обучающихся методами внеурочной деятельности;

-развитие творческих интересов обучающихся к поисковой, краеведческой и научно-исследовательской деятельности;

- формирование у молодого поколения национального самосознания и любви к Родине и родному краю, обеспечение духовного единения поколений;

-участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ;

-изучение, охрана и пропаганда памятников истории и культуры;

-ведение культурно-просветительской работы среди ученической молодежи и других слоев населения ведение культурно-просветительской работы среди ученической молодежи и других слоев населения.

-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, необходимую для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации, и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи историко-краеведческого кружка

Образовательные:

  • формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные:

  • формирование активной гражданской позиции учащихся МБОУ Жаворонковская СОШ, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, посёлок; формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;

  • приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко - краеведческого материала; овладение основами журналистики и социального анализа.

Развивающие:

  • развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования;

  • развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Принципы рабочей программы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом;

  • принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;

  • принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;

  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;

  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации.

Требования к уровню подготовки учащихся-выпускников кружка

В результате изучения курса исторического краеведения ученики должны:

  • Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность

  • расположения во времени событий, происходивших на территории Московской

  • области и Одинцовского района.

  • Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события

  • Российской истории.

  • Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и

  • различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.

  • Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории

  • области и района.

  • Уметь ориентироваться по карте Московской области и Одинцовского района.

  • Знать историческую географию края.

  • Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края,

  • уметь рассказывать о них.

  • Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные

  • исторические эпохи.

  • Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников

  • событий в области и районе.

  • Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края,

  • уметь рассказывать о них.

  • Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края,

  • вещественных исторических источников, уметь составлять паспорт находки.

  • Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.

  • Знать памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни парода, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

  • Знать памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов

  • Принимать участие в охране памятников истории и культуры. Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

- формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм; - применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- социальной адаптации и выбора сферы профессиональной подготовки, будущей сферы деятельности после окончания средней школы,

- сохранения духовного и культурного наследия России, Одинцовского района, села Жаворонки и школы,

- передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся школы

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение курса способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса исторического краеведения приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое краеведение играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На занятиях кружка учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

  • мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям;

  • уметь выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимо­стей; определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • уметь осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • уметь осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в дру­гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

  • уметь осуществлять выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • уметь осуществлять подкрепление изученных положений конкретными при­мерами;

  • уметь давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру­жающей среде;

  • выполненять в повседневной жизни этиче­ских и правовых норм, экологических требований;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Место предмета в учебном плане

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 5-9 классов. Согласно Учебному плану МБОУ Жаворонковской СОШ она рассчитана на 3 часа учебного времени работы с преподавателем-руководителем. Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем работы по необходимости и корректировка в планировании по мере выявления новых направлений в работе в соответствии с найденными материалами в ходе проводимых исследований. Дополнительно, параллельно с поисковой исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов кружка по уже найденным и оформленным материалам для других учащихся школы и жителей социума в соответствии военно-патриотической программой школы. Программа предусматривает комплексный подход к реализации целей и задач, поэтому учебно - тематический план одновременно охватывает все разделы программы.

Изменения, внесенные в Рабочую программу:

Учебный план МБОУ Жаворонковской СОШ разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 5-9 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом, в календарно-тематическое планирование кружка «Лента времени» внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 117 часов, а 115 часов (в связи с началом учебного года с четверга 1 сентября 2016г.).

Методы и формы обучения

  • игры

  • лекции

  • беседы

  • встречи с интересными людьми

  • ролевые игры

  • конкурсы, викторины

  • диспуты,

  • экскурсии

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

- анализ исторических источников;

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

- написание рефератов

- проектная и исследовательская деятельность.

При изучении курса учащиеся могут выбрать:

- объект изучения;

- вид отчетных работ;

-литературу для подготовки докладов и рефератов.

- использовать Интернет - технологии;

- участвовать в «Дне науки».

Форма итоговой отчетности: итоговая конференция и защита рефератов и проектов

Содержание рабочей программы историко – краеведческого кружка «Лента времени»

Основные направления работы историко-краеведческого кружка

1.История школы: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

2. История посёлка, города, Москвы и Московской области: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

3. «Герои рядом с нами»: сбор информации о боевых прошлых ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживающих и проживавших в поселке Жаворонки; оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;

-сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;

4. Экскурсионная, просветительская работа членов кружка: проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы и на основе созданных выставок, презентаций.

Программа кружка «Лента времени» состоит из трех разделов.

Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность

Цель: способствование интеграции работы музея и кружковцев в учебно-воспитательный процесс, его интенсификация путем проведения музейных экскурсий, консультаций, уроков-экскурсий, выставок и широкого использования материалов музея педагогическим коллективом.

Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность

Цель: способствование развитию у детей гибкого, креативного интереса и любви к истории родного края, способствование профориентации учеников, определение структуры и направлений поисково-исследовательской работы согласно тематике музея.

Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ

Цель: учет, сохранение и пополнение основного и научно-вспомогательного фонда историко-краеведческого музея; анализ собранного материала; исследование информационного материала; написание ученических научно-исследовательских работ.

Содержательные линии истории изучения истории села, города Одинцово, Москвы и Московской области

История Московской области

Понятия: “губерния”, “область”. Их происхождение и смысловое содержание. Памятники прошлого на территории области. Документы по истории области, Герб области, ее символика. Территория области. Изменение ее границ. Карты разных лет. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения. Его национальный состав. Занятия жителей области. Земледелие. Животноводство. Заводы. Фабрики. Техника и технология производства. Торговля. Транс" порт. Связь. Страницы боевого прошлого области. Участие ее жителей в защите Отечества. Герои-земляки. Развитие культуры. Образование. Наука. Библиотеки. Музеи. Театр. Средства массовой информации. Религия. Роль церкви в жизни области. Экономические, научные, культурные связи области с другими регионами страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Города и области-побратимы. Органы власти и управления в области. Традиции жителей области.

История района

Районирование прежде и теперь. Понятия “уезд”, “район” их происхождение и содержание. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района, изменение ее границ. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения, его национальный состав. Герб района, его символика. Основные этапы истории района. Современные изменения в жизни района. Проблемы и перспективы развития. Место района в хозяйстве и культуре области. История районного центра и отдельных населенных пунктов. Органы власти и управления. Общественные организации. Быт и обычаи населения. Традиции жителей района.

История города

Города и их функции. Роль городов в развитии экономики, материальной и духовной культуры городов. Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания о родном городе. Происхождение названия. Памятники и достопримечательности. Его история в названиях улиц и площадей. Герб города, его символика. Географическое положение и природные условия. Территория города, ее рост. Изменение численности населения, национальный состав. Город -укрепленный пункт. Центр ремесла и торговли. Характеристика различных классов, сословий, различных этнических групп городского населения в разные периоды. Улицы, районы, слободы, поселки, посады и 'г.п. Участие жителей в общественно-политической жизни. Развитие культуры. Образование, школы, Библиотеки. Музеи. Роль церкви в жизни города. Город, административный центр района (области). Экономические и культурные связи с селом, другими регионами страны, ближним и дальним зарубежьем. Труд граждан города - перспективы их жизни и развития. Почетные граждане города. История родного города - часть истории края. Отечества.

История села Жаворонки

Территория. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения, его национальный состав. Герб села, его символика. Основные этапы истории села. Современные изменения в жизни села. Проблемы и перспективы развития. Органы власти и управления. Общественные организации. Быт и обычаи населения. Традиции жителей района.

Подмосковье и Одинцовский край в древности и в период феодальной раздробленности Руси (Х - ХIII в)

Расселение славян в Московском крае. Начальный период. Территория нынешнего Подмосковья в составе Древнерусского государства. Возникновение городов. Размещение и укрепление городов. Хозяйство края.

Феодальная раздробленность. Подмосковные земли в составе Владимиро-Суздальского княжества. Основание Москвы, Дмитрова, Перемышля, Владение Новгорода: Волок Ламский, Владение Смоленска - Можайск. Рязанские города и земли: Коломна, Зарайск. Кремли - как древние памятники военного искусства. Подмосковье в период нашествия Батыя.

Подмосковье и Одинцовский край в период создания Российского государства (ХIV-ХV в.)

Формирование территории Московского княжества в XIV в. Выделение в его составе удельных княжений. Феодальная война во второй четверти XIV в. Возникновение и развитие городов: Серпухова, Верея, Звенигорода, Радонежа, Рузы, Можайское, Дмитровское, Волоцкое удельные княжества. Тверские города: Клин, Микулин.

Московский и Одинцовский край в XVI-XVII вв.

Административное деление. Уезды, станы, волости. Московский уезд. Другие города и уезды Подмосковья. Сельское хозяйство, Системы землевладения. Крупнейшие вотчинники в Московском крае. Старинные села. Ремесло и торговля. Пути сообщения. Подмосковье в борьбе с иноземными захватчиками в XVI-ХVII в. Отражение татарской агрессии. Борьба с польскими интервентами в нач. XVII в.

Крупнейшие монастыри в Подмосковье.

Историко-краеведческое значение сохранившихся комплексов бывших монастырей в наши дни. Троице-Сергиев монастырь и его история. Возникновение монастыря, его роль в политической жизни страны в ХIV-XVI вв. Владения монастыря. Героическая оборона монастыря от польских интервентов в начале XVII века. Историко- художественный комплекс Троице-Сергиевой лавры: этапы его сформирования. Лавра в XVIII - нач. XX в. Сергиев Посад. Монастыри в годы Советской власти. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Другие монастыри на территории Подмосковья; Саввино - Сторожевский, Иосиф -Волоколамский, Воскресенский на Истре и другие мужские и женские монастыри. Их возникновение и история. Монастыри как архитектурные памятники. Клин православный

Особенности социально-экономического развития Подмосковья и Одинцовского края в ХVIII-ХIХ в.

Развитие сельского хозяйства. Подмосковная крепостная деревня. Разложение и кризис феодально-крепостнической системы. Развитие промыслов в Подмосковье. Художественные промыслы (Гжель, Федоскино, Жостово, Богородское и др.). Ремесло и торговля. Пути сообщения. Реформа 1861 в Подмосковье и социально-экономическое развитие края в пореформенную эпоху. “Раскрестьянивание” подмосковной деревни. Возникновение крупных промышленных центров. Текстильное производство.

Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья

Бородинское сражение и его историческое значение. Бородинское поле и его историческое памятники. Бородинский военно-исторический музей. Тарутинский лагерь. Сражение под Малоярославцем. Исторические памятники Тарутина и Малоярославца. Партизанское движение в 1812 г в Подмосковье. Герои 1812 года и их отражение в названиях населенных пунктов Подмосковья, в памятниках истории и культуры.

Подмосковье в истории русской культуры XVIII – начала XX века. Подмосковные усадьбы ХVIII - начала ХХ вв.

Усадьбы как историко-художественные комплексы. Их историко-краеведческое значение. Обилие “дворянских гнезд” в Подмосковье в крепостническую эпоху. Комплексы наиболее крупных усадеб, сохранившиеся до наших дней: Горенки, Глинки, Никольское-Гагарино, Пахра-Яковлевское, Ярополец, Виноградове, Гребнево, Остафьево, Марфино, Вороново, Абрамцево, Архангельское и др. Возникновение усадеб, их история. Коллекции живописи. Творчество иностранных и крепостных мастеров. Подмосковье в истории русской литературы и искусства. А.С. Пушкин в Подмосковье. Мемориальные места и памятники Подмосковья, связанные с жизнью и деятельностью И.И. Новикова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, П.И. Чайковского, Е.И. Танеева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.М. Пришвина. Усадьбы в наши дни.

Подмосковье и Одинцовский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Одинцовский край в революции 1905-1907 г.

Декабристы в Подмосковье. Революционеры-демократы в Подмосковье. Деятельность народнических организаций в Московской губернии. Зарождение и развитие рабочего движения в крупных промышленных центрах Московской губернии. Его особенности. Морозовская стачка. Т

Рабочее движение в ходе революции. Железнодорожники Москвы и Подмосковья в декабрьском восстании 1905 г. Крестьянское движение. Марковская “Крестьянская республика”.

Установление Советской власти в Подмосковье

1917 г. в Подмосковье. Мирный и вооруженный путь борьбы за Советскую власть. Установление власти Советов в отдельных городах и уездах Московской губернии. Преобразования в Подмосковье в первые годы Советской власти.

Московская область и Одинцовский район в конце 20-х - в 30-е годы.

Образование Московской области в январе 1929 г. Ее территория н административное деление в 30-е годы. Промышленность области в годы первых пятилеток. Развитие старых промышленных центров (Коломна, Серпухов, Богородск, Орехово-Зуево, Павлово-Посад и др.) и возникновение новых (Воскресенск, Электросталь, Красногорск и др.). С/х в годы коллективизации (особенности, проблемы). Культура и народное образование области в 20 - 30-е годы. Разрушено культовых памятников.

Подмосковье и Одинцовский район в годы Великой Отечественной войны

Битва под Москвой в 1941 г. Бои на подступах к Москве в октябре-ноябре 1941 г. Героические подвиги защитников Москвы. Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г. Разрушения на временно оккупированной территории. Партизанское движение в Подмосковье. Формирование и состав партизанских отрядов в городах и районах Московской области. Герои Подмосковья

Социально-экономическое развитие Подмосковья и Одинцовского района в 40-е - 80-е годы.

Восстановление народного хозяйства Подмосковья. Промышленность Подмосковья: крупнейшие промышленные центры и ведущие промышленные предприятия Подмосковья. Сельское хозяйство области: специфика с/х производства в Московской области, его основные отрасли. Передовые хозяйства в аграрном секторе Подмосковья. Наука и наукограды Подмосковья. Население Подмосковья и тенденции демографического развития. Развитие культуры и народного образования. Повышение жизненного уровня жителей Подмосковья. Культура и культурные центры области.

Подмосковье в Одинцовский район в конце XX- начале ХХ1 вв. Знаменитые люди и почетные граждане.

Особенности социально-экономического развития. Трудности становления рыночной экономики. Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Демографическая ситуация. Связь Подмосковья с другими регионами страны, странами ближнего и дальнего зарубежья.



Содержательные линии раздела «Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ»

Основные понятия и термины музееведения. Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века). Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Античную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

История музейного дела в России. Коллекционирование. Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России.

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

Фонды музея. Работа с фондами.

Музейная экспозиция и её виды. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

Выставочная деятельность музея. Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

Культурно-образовательная деятельность музея. Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

Организация краеведческой работы. Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.






Учебно - тематическое планирование

историко-краеведческий кружок

3 часа в неделю, 115 часов в год

Раздел

Кол-во часов

Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность


39

Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность


39

Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ

37

ИТОГО

115

































Календарно-тематическое планирование

историко-краеведческий кружок

3 часа в неделю, 115 часов в год


Дата

план

Дата

факт

Название темы/ урока

теория

практика



1

Инструктаж по технике безопасности (ППБ, ПДД, электробезопасность)

1




2

Заседание Совета музея. Утверждение плана работы кружка на 2016-2017 уч. год


1



3

Ознакомление обучающихся с формами и методами работы в историко - краеведческом кружке. Основные термины и понятия музееведения

1




4

Определение направлений поисково-исследовательской деятельности


1



5

Обзорная экскурсия по селу Жаворонки: "История села Жаворонки" (Волшебный мир музея)


1



6

Обзорная экскурсия по селу Жаворонки: "История села Жаворонки" (Волшебный мир музея)


1



7

Введение. Наш край: история и современность.

1




8

Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов


1



9

Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов


1



10

Методика краеведческой науки. Ознакомление с методами исследований исторической науки

1




11

Обзорная экскурсия по музею для учащихся 1-х классов и их родителей


1



12

Обзорная экскурсия по музею для учащихся 1-х классов и их родителей


1



13

История Московской области

1




14

История Московской области. К годовщине образования Московской области. Круглый стол

1




15

Подготовка экскурсоводов. Музейная сеть и классификация музеев


1



16

Викторина «Москва златоглавая»


1



17

История Одинцовского района

1




18

Подготовка экскурсоводов. Музейная сеть и классификация музеев


1



19

Подготовка экскурсоводов. Фонды музея. Работа с фондами.


1



20

Роль музея в жизни человека


1



21

История города Москвы

1




22

Подготовка экскурсоводов. Фонды музея. Работа с фондами.


1



23

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века).

1




24

Оформление и инвентаризация полученных фондов. Подбор литературы для научно-исследовательской работы


1



25

История города Москвы

1




26

История села Жаворонки

1




27

Подготовка экскурсоводов. Музейная экспозиция и её виды.


1



28

Конкурс экскурсоводов «Серебряная указка"


1



29

История музейного дела в России. Коллекционирование

1




30

История музейного дела в России. Коллекционирование


1



31

Интеллектуальная игра «Колесо истории»


1



32

Подмосковье и Одинцовский край в древности и в период феодальной раздробленности Руси (Х - ХIII в)

1




33

Расселение славян в Московском крае.

1




34

Беседа "Русские ремесла" для кружковцев и обучающихся школы


1



35

Краеведческая работа «История Жаворонковской школы"


1



36

Краеведческая работа «История Жаворонковской школы"


1



37

Познавательная игра для учащихся 6-7 классов "Экологическая кругосветка"


1



38

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея


1



39

Выставочная деятельность музея


1



40

Круглый стол "Московская битва" (8-9 кл.)


1



41

Круглый стол, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ

1




42

Круглый стол, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ


1



43

Краеведческая работа " ВОВ в истории моей семьи"


1



44

Подмосковье и Одинцовский край в период создания Российского государства (ХIV-ХV в.)

1




45

Подмосковье и Одинцовский край в период создания Российского государства (ХIV-ХV в.)

1




46

Культурно-образовательная деятельность музея

1




47

Оформление и инвентаризация полученных фондов.


1



48

Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов


1



49

Традиции празднования Нового Года в России

1




50

Традиции празднования Нового Года в России


1



51

Традиции празднования Нового Года в Европе


1



52

Краеведческая работа «История села Жаворонки"


1



53

Краеведческая работа «Жизнь и быт русского народа"

1




54

Краеведческая работа «Жизнь и быт русского народа"


1



55

Московский и Одинцовский край в XVI-XVII вв.

1




56

Заседание Совета музея. Подведение итогов работы за 1-е полугодие.


1



57

Инструктаж по технике безопасности (ППБ, ПДД, электробезопасность). Подготовка к школьной научно - практической конференции. Разработка темы НИР. Анализ статистических данных


1



58

Московский и Одинцовский край в XVI-XVII вв.

1




59

Краеведческая работа "История села Жаворонки"


1



60

Беседа «Крупнейшие монастыри в Подмосковье»

1




61

Краеведческая работа "История Одинцовской земли"


1



62

Особенности социально-экономического развития Подмосковья и Одинцовского края в ХVIII-ХIХ в.

1




63

Особенности социально-экономического развития Подмосковья и Одинцовского края в ХVIII-ХIХ в.

1




64

Краеведческая работа «Жизнь и быт русского народа»


1



65

Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья

1




66

Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья


1



67

Подмосковье в истории русской культуры XVIII – начала XX века. Подмосковные усадьбы ХVIII - начала ХХ вв.

1




68

Подмосковье в истории русской культуры XVIII – начала XX века. Подмосковные усадьбы ХVIII - начала ХХ вв.


1



69

Проверка комплектации и сохранения основного и научно-вспомогательного фонда


1



70

Проверка комплектации и сохранения основного и научно-вспомогательного фонда


1



71

Подмосковье и Одинцовский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Одинцовский край в революции 1905-1907 г.

1




72

Подмосковье и Одинцовский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Одинцовский край в революции 1905-1907 г

1




73

Краеведческая работа «Знаменитые люди Одинцовского района"


1



74

Викторина для старшеклассников «Воинская слава России»


1



75

Анализ краеведческой работы «Жизнь и быт русского народа"


1



76

Научная организация работы ученика


1



77

Подмосковье и Одинцовский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Одинцовский край в революции 1905-1907 г.

1




78

Краеведческая работа «История Жаворонковской школы"


1



79

Краеведческая работа «История Одинцовской земли"


1



80

Установление Советской власти в Подмосковье

1




81

Краеведческая работа «Русские ремесла"


1



82

Круглый стол для старшеклассников «Мы - патриоты"


1



83

Установление Советской власти в Подмосковье

1




84

Установление Советской власти в Подмосковье

1




85

Викторина "Духовная культура Подмосковья"


1



86

Московская область и Одинцовский район в конце 20-х - в 30-е годы.

1




87

Краеведческая работа «Жаворонки в годы ВОВ"


1



88

Краеведческая работа «История Жаворонковской школы. Заслуженные педагоги"


1



89

Московская область и Одинцовский район в конце 20-х - в 30-е годы.

1




90

Анализ краеведческой работы по направлению: "Жизнь и быт русского народа"


1



91

Краеведческая работа «История Жаворонковской школы. Заслуженные педагоги"


1



92

Краеведческая работа «Известные выпускники Жаворонковской школы"


1



93

Встреча с известными выпускниками Жаворонковской школы


1



94

Подмосковье и Одинцовский район в годы Великой Отечественной войны

1




95

Подмосковье и Одинцовский район в годы Великой Отечественной войны

1




96

Анализ краеведческой работы по направлению: "История Жаворонковской школы"


1



97

Инвентаризация полученных экспонатов и фондов


1



98

Подмосковье и Одинцовский район в годы Великой Отечественной войны


1



99

Трудовой десант к местам захоронения воинов ВОВ


1



100

Турнир знатоков истории Одинцовской земли "Люби и знай свой родной край"


1



101

Социально-экономическое развитие Подмосковья и Одинцовского района в 40-е - 80-е годы.

1




102

Анализ краеведческой работы по направлению: "История Одинцовского земли"


1



103

Жители Одинцовского района- Герои Советского Союза.

1




104

Подготовка экспозиции, посвященной ВОВ


1



105

Подготовка экспозиции, посвященной ВОВ


1



106

Социально-экономическое развитие Подмосковья и Одинцовского района в 40-е - 80-е годы.

1




107

Участие кружковцев в мероприятиях, посвященных Дню Победы


1



108

Участие кружковцев в мероприятиях, посвященных Дню Победы


1



109

Заседание кружковцев «Корзина добрых дел" Заседание Совета музея. Подведение итогов и анализ работы кружка и музея за 2015 -2016 уч. год. Планирование работы на 2016-2017 уч. год.


1



110

Подмосковье и Одинцовский район в конце XX- начале ХХ1 вв. Знаменитые люди и почетные граждане.

1




111

Подмосковье и Одинцовский район в конце XX- начале ХХ1 вв. Знаменитые люди и почетные граждане.

1




112

Оформление материалов по краеведческой работе


1



113

Инвентаризация основного и научно - вспомогательного фонда, работа с документацией и картотекой музея


1



114


Инвентаризация основного и научно - вспомогательного фонда, работа с документацией и картотекой музея


1



115

Итоговое занятие. Круглый стол «Моя школа - путь в счастливое будущее"

1





Итого

115ч.























Методическая литература

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  2. История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания. Сборник материалов ежегодной областной научно-практической конференции. Вып. 1-12. – М.: Коломна, 2004-2012.

  3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский - М.: Русское слово, 2014. – 72 с.

  6. Умбеткалиева Ж.И. Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности / Ж.И. Умбеткалиева // Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И.Сечина и др. – Волгоград: Учитель, 2013.


Дополнительная литература

  1. Альманах «Щербатово» (Марьино) – М.: Златограф, 2001.

  2. Богданов А.П. На поле Бородинском. М. Воениздат. 1987.

  3. Боркова С.Н. Заповедная Звенигородская земля. М.: Московский рабочий, 1982.

  4. Бояр О.П., Краснов Н.А. и др. Звенигород. Путеводитель. – М.: Советская Россия, 1974.

  5. Бубенников А.Н. История земли Можайской Руси святой (512 г. до н.э. -1812) М. Парад. 2003.

  6. Вахрушев А.М. Зори Бородина. М. Воениздат. 1992

  7. Вахрушев А.М. На Можайском направлении. М. Воениздат. 1959

  8. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  9. Гладышев А.Г. Одинцово: время и люди. - М.: Славянский диалог, 1997.

  10. Гнедич П.П. История искусств. (В 3-х т-г.). Репринтное издание 1897 г. Калининград, 1995.

  11. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.

  12. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

  13. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. - М., 1992.

  14. Звенигородская земля. История, археология, краеведение: Материалы научно – практической конференции, посвященной 80-летию Звенигородского историко - архитектурного и художественного музея. - Звенигород, 2001.

  15. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве!! Собр. соч.: В 10 т. Т. 6.- М., 1994.

  16. Как подготовить праздник Рождества Христова. – М.: Покров, 2001.

  17. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

  18. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.

  19. Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х - ХУIII вв.). М., 2001.

  20. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997. Города Подмосковья: В 3 книгах. М., 1979 – 1981.

  21. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. (В 4-х т). М., 2001.

  22. Куранты. Историко-краеведческий альманах. М.: Московский рабочий, 1989.

  23. Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003.

  24. Матюшин Т.Н. “Историческое краеведение". М., 1987 г.

  25. Мокеев Г. Можайск- священный город русских.16 век. М. Издательство «Кедр». 1992.

  26. Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004. Москвоведение. География Москвы и Московской области. Пособие для учащихся 8-9 классов. - М.: Экопрос, 1996

  27. Московская область. История. Культура. Экономика. – М., 2005.

  28. Наша Победа. Военно- историческая хроника. /В.А. Ильин. М. – 264с.

  29. Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

  30. Одинцовская земля – мой край родной. Книга для чтения. Одинцово, 2007.

  31. Одинцовская земля / Серия «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья» /. Москва: «Энциклопедия российских деревень», 1994.

  32. Одинцовская земля/ Серия «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья»/. М.: Энциклопедия российских сел и деревень, 1994.

  33. Основы школьного краеведения. Учебное пособие, Петрозаводск, 1977

  34. Пушкинское Захарьево. М.: ИЦ журнала «Юность», 1999.

  35. Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997.

  36. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995.

  37. Русский биографический словарь М.: Аспент – Пресс, 1999.

  38. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва: «Вече», 2002.

  39. Святой Преподобный Серафимъ Соровский Чудотворецъ. Издательство Свято- Введенской Оптиной Пустыни. 1990

  40. Святыни земли домодедовской. М., 2004.

  41. Скетина Н.Г., Дробот Г.И., Колпакова Г.И. Подмосковье. На севере от Москвы. - М.: Мысль, 1998.

  42. Скетина Н.Г., Дробот Г.И., Колпакова Г.И., Авраменко Н.Н., Барковец Н.А. Подмосковье. – М.: Мысль, 1998.

  43. Славянская энциклопедия. (В 2-х т.) М.: Олма-Пресс, 2001.

  44. Собрание древнерусского искусства в Загорском Музее. Л.: «Аврора», 1968.

  45. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2005.

  46. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2005

  47. Федорова О. и др. Можайск. Московский рабочий. 1981.


Цифровые и электронные образовательные ресурсы


Описание ресурса

Адрес

Электронные библиотеки

INFOLIO. Университетская электронная библиотека

http://www.infoliolib.info/

Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ


http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Библиотека философского портала

http://www.philosophy.ru

Социально-гуманитарное и политологическое образование 

http://humanities.edu.ru/

Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, солциологии.

http://lib.ru/

Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам

http://www.gumer.info/

Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН

http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm

Электронная библиотека учебной литературы

http://www.alleng.ru/

Ресурсы по истории

Всемирная история в лицах

www.rulers.narod.ru

Вторая мировая война

www.1939-1945.net

Военная история

http://militera.lib.ru

Правители России

http://www.praviteli.org/

Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты.

http://www.hrono.info/biograf/index.php

Энциклопедии Кирилла и Мефодия

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp

Учебник по истории России ХХ века

www.history.ru

Интернет-проект «1812 год»

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

Сайт. Посвященный декабристам

http://decemb.hobby.ru/

Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки

http://lants.tellur.ru/history/

Материалы по истории Древней Руси и Российской империи

http://rus-hist.on.ufanet.ru/

Хрестоматия по истории государства и права России на сайте «Всё право»

http://www.allpravo.ru/library/doc313p0/instrum3155/ 


Большая Советская энциклопедия

http://www.rubrikon.com

Виртуальный музей «Эрмитаж

www.hermitage.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

Портал «Музеи России»

http://museum.ru/


Интернет-сообщество учителей истории и обществознания

http://itn.ru/board.aspx?cat_no=2715&BoardId=2718&tmpl=Themes

Клуб учителей истории

http://www.proshkolu.ru/club/historians

Клуб учителей права

http://www.proshkolu.ru/club/law

Профессиональная периодика (сайты периодических изданий)

Учительская газета

http://www.ug.ru

Преподавание истории в школе

http://pish.ru/

Вестник образования

http://www.vestnik.edu.ru/

Объединение педагогических изданий «1 сентября»

http://www.1september.ru/

Газета «Поиск»

http://www.poisknews.ru/

Журнал «Директор школы»

http://www.direktor.ru/


Технические средства обучения:

1.Мультимедийный проектор

2.Интерактивная доска

3.Экран проекционный

Учебно - практическое оборудование:

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для карт и таблиц

2.Шкаф для хранения карт и таблиц

3.Аудивизуальные средства




22