Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области
«Иркутский кадетский корпус»
Рекомендована решением педагогического совета Иркутского кадетского корпуса протокол №___ «___» ____ 20___ г | Утверждена приказом директора Иркутского кадетского корпуса №____ «____» ________ 20___ г |
Дополнительная общеобразовательная программа
Школа юного исследователя
Научного общества учащихся «Эврика»
Адресат программы:
Учащиеся 7-11 классов
Срок реализации: 1 год
Направленность:
Естественно-научная
Форма обучения: очная
Разработчики программы:
Реутова Надежда Александр.
Учителем географии
Высшая квалификация
г. Иркутск - 2016
Пояснительная записка
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация научного общества учащихся.
Научное общество учащихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Создание «НОУ» позволяет:
попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;
развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;
учиться самоанализу и самосовершенствованию;
учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;
развивать различные компетентности.
Цель: создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать,
систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
развивать познавательную активность и творческие способности;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
ориентировать учащихся на познание как ценность.
Принципы деятельности НОУ:
свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
индивидуализация образовательной траектории учащихся;
создание условий для самореализации личности;
социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.
Направления деятельности НОУ:
организация научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с их научными интересами;
организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;
подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, конкурсов, соревнований;
проведение интеллектуальных игр, выставок творческих работ учащихся, экскурсий туристических поездок;
организация лекторий - консультаций с учителями предметниками;
распространение и пропаганда материалов о своей деятельности (лучших школьных проектов и материалов к школьным мероприятиям).
Структура и организация работы НОУ.
НОУ работает под руководством Методического совета школы.
Возглавляет работу НОУ руководитель из числа педагогических работников.
НОУ включает в себя:
Педагогов-руководителей исследовательских работ;
Представителей Совета старшеклассников;
Учащихся всех ступеней обучения, занимающихся научным исследованием в различных областях знаний.
Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов научного общества, которое проводится один раз в год для подведения итогов за отчетный период и определения задач на новый учебный год, утверждения планов, выборов Совета общества, принятия документов и решений, определяющих деятельность НОУ.
Занятия членов НОУ проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов.
Участники НОУ.
Членами общества являются учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе одной или двух секций общества.
Учащиеся – исполнители исследовательской работы имеют право:
выбрать тему в соответствии со своими интересами;
использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и консультантов;
свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачёта или оценки по соответствующему предмету;
добровольно выйти из состава общества.
Члены НОУ могут избирать и быть избранными в ученический совет; получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя.
К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относится:
выполнение исследования в соответствии с требованиями, утверждёнными образовательным учреждением;
соблюдение графика работы в соответствии с рабочей программой исследования;
соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев т.п.).
За активную деятельность в НОУ и выполнение конкретных работ школьники награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
Режим занятий.
Программа НОУ «Эврика» рассчитана на 72 часа. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Методы и формы проведения занятий.
Словесный метод подразумевает лекции, беседы; наглядный – демонстрация и обсуждение готовых работ и презентаций; исследовательский – работа в библиотеках, методических копилках кабинетов, в ресурсах Интернет; практический – работа с лабораторным оборудованием, соцопросы и т.д.
Прогнозируемые результаты: овладение навыками индивидуальной работы и работы в творческих группах; применение на практике полученных знаний по созданию презентаций в Power Point; повышение уровня образованности, коммуникативности и самооценки у учащихся.
Программой предусматривается проверка знаний и умений у учащихся в виде промежуточного контроля: семинары, практические задания, мини-проекты, выступления на секциях и на уроках, итоговые конференции.
Работа над темой исследования может быть рассчитана как на один учебный год, так и на два и более. Защита исследовательской работы (реферата, проекта) производится на научно-практической конференции или при проведении альтернативной формы. Время её представления не должно превышать 7-10 минут. Руководитель обязан представить к защите исследования рецензию на работу (как теоретическую, так и практическую части).
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривают следующее распределение материала
№ темы | Тема | Примерные сроки | Кол-во часов | Контроль |
всего | Форма контроля |
1 | Организационный этап. | Октябрь | 5 | Акты, положение, циклограммы, тесты |
2 | Структура учебно-исследовательской деятельности | Октябрь | 9 | циклограмма |
3 | Этапы организации учебно-исследовательской деятельности | Ноябрь - май | 45 | Результат учебно-исследовательской деятельности |
4 | Оформление работ. Работа со стендом. Редакция буклета. Выпуск сборника НОУ «Эврика» | Весь год | 9 | Печатный материал |
5 | Итоговый контроль | март | 4 | Аналитическая справка |
| Итого | год | 72 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационный этап. (5 ч).
Работа с документацией НОУ. Подготовительная работа по организации работы НОУ «Эврика». Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.
Структура учебно-исследовательской деятельности (9ч).
Раскрывает содержание учебно-исследовательской деятельности. Раскрываются понятия: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры. Проводится практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.
Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (45 ч).
Выявить основные источники получения информации. Познакомить с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием. Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование». Совершенствование и освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем и т.д..
Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя и консультантов. Промежуточный контроль предполагает защиту теоретических проектов на семинарах, мини-слайд шоу.
Оформление работ.(9 ч)
Проведение работы по оформлению материала, редакция и выпуск сборника работ и буклетов, оформление стенда.
Знакомство с содержанием письменного отчёта, составление плана письменного отчёта. Знакомство со структурой и содержанием устного доклада
и визуального отчёта. Изучение структуры презентаций, приёмов, методов и технологий её изготовления.
Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством консультантов и научных руководителей.
Итоговый контроль (4ч).
Конкурсы творческих работ по научным секциям. Школьная итоговая конференция.
К работе с учащимися привлекаются учителя – предметники, воспитатели Кадетского корпуса, психолог, школьный библиотекарь.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Материально-техническая база.
Занятия проводятся на базе кабинетов с интерактивной доской, мультимедийной аппаратурой, информатики, физической, химической и биологической лаборатории, библиотеки с использованием их материальных ресурсов.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технические средства обучения:
Рекомендуемая учебно-методическая литература.
Е.Федоровская «Исследование с нуля: организация исследовательской работы учащихся» методическое пособие. г. Обнинск. Малая академия наук. 2015.
Е.Федоровская «Исследование с нуля: организация исследовательской работы учащихся» рабочая тетрадь. г. Обнинск. Малая академия наук. 2015.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
Д.А. Порохов. Как написать, оформить и защитить исследовательскую работу. СПб Изд-во МБИ. 2006. – 40 с.
Календарно-тематическое планирование НОУ «Эврика»
на 2016--2017 учебный год
№ | Дата | Фактическая дата выполнения мероприятия | Мероприятие | Кол-во часов | Всего Часов | теория | практика |
Первая четверть | | | |
1 | октябрь | | Работа с документацией НОУ. | 1 | 9 | | 1 |
2 | | Подготовительная работа по организации работы НОУ «Эврика». (работа с психологами корпуса) | 2 | 1 | 1 |
3 | | Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. | 1 | 1 | |
4 | | Вводное занятие Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов. | 2 | 1 | 1 |
5 | | Организационное собрание. | 2 | 1 | 1 |
6 | | Выбор Совета. а). Заседание совета НОУ. б). Выбор экспертного совета НОУ. в). Сбор информации о научно-исследовательских работах. Организация Совета НОУ | 1 | 1 | |
Осенние каникулы | | | |
9 | Ноябрь | | Оформление документов на Всероссийский конкурс «Открытый урок» темы урока "Туман". | 2 | 2 | 1 | 1 |
Вторая четверть | | | |
10 | Ноябрь | | Проектирование научно-исследовательской деятельности. | 2 | 6 | 1 | 1 |
11 | | Занятие 1 "Как найти интересную тему исследования" | 2 | 1 | 1 |
12 | | Занятие 2 "Замысел исследования ". | 2 | 1 | 1 |
13 | Декабрь | | Занятие 3 " От замысла исследования к его планированию. Методы исследования". | 2 | 12 | 1 | 1 |
14 | | Занятие 4 "Обработка первичных данных". | 2 | 1 | 1 |
15 | | Занятие 5 "Подготовка методики проведения исследования по выбранной теме". | 3 | 1 | 2 |
16 | | Подготовка методики проведения исследования по выбранной теме | 3 | 1 | 2 |
17 | | Заседание совета НОУ. | 2 | 1 | 1 |
Зимние каникулы | | | |
18 | Январь | | Подготовка к семинару. Семинар: «Оформление исследовательской работы учащихся». Работа над сборником НОУ «Эврика» | 2 | 2 | 1 | 1 |
Третья четверть | | | |
19 | Январь | | Практикум 1. Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работ | 2 | 6 | 1 | 1 |
20 | | Практикум 2. Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работ | 2 | 1 | 1 |
21 | | Практикум 7. Требования к буклету. Редакция буклета. Конкурс буклетов в программе Microsoft Publisher. | 2 | 1 | 1 |
22 | Февраль | | Практикум 8. Как правильно оформить работу. Оформление работ | 2 | 8 | 1 | 1 |
23 | | Практикум 3. Требования к работам участников конференции. Оформление работ | 2 | 1 | 1 |
24 | | Практикум 4. Требования к оформлению стенда. Работа со стендом. Стендовая защита. | 2 | 1 | 1 |
25 | | Практикум 5. Требования к устному докладу. Оформление работ. Предварительная защита работ на секциях. | 2 | 1 | 1 |
26 | Март | | Практикум 6. Работа в программе Microsoft Publisher. Работа в программе Microsoft Publisher. | 2 | 14 | 1 | 1 |
27 | | Школьная олимпиада. Марафон знаний | 12 | | 12 |
Весенние каникулы | | | |
29 | Март-апрель | | Семинар» « Работа в программе Microsoft Publisher». Работа над сборником НОУ «Эврика». | 2 | 2 | 1 | 1 |
Четвертая четверть | | | |
30 | Апрель-май | | Заседание совета НОУ. Подведение итогов Школьной научно-практической конференции. | 2 | 17 | | 2 |
| | Школьная научная конференция. . Проектная деятельность Иркутского кадетского корпуса. | 10 | | 10 |
34 | | Работа над сборником кадетских достижений. Выпуск сборника исследовательских работ. | 2 | 1 | 1 |
35 | | Заседание совета НОУ. | 2 | 1 | 1 |
36 | | Собрание НОУ. Подведение итогов. Отчет работы НОУ. | 1 | 1 | |
| Год | | 72 | | |
Распределение часовой нагрузки за год.
Четверть | Количество часов | Теория | Практика |
Первая | 9 | 5 | 4 |
Вторая | 18 | 8 | 10 |
Третья | 28 | 8 | 20 |
Четвертая | 17 | 3 | 14 |
Каникулы | 6 | 3 | 3 |
Итого часов по программе | 72 часа | 24 | 48 |
Каникулярное премя | 6 часов методической работы | 3 | 3 |
Приложение:
Структура, содержание и оформление исследовательской работы.
Исследовательская работа оформляется в соответствии со стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист;
Введение;
Основное содержание;
Выводы и рекомендации;
Список используемой литературы;
Приложение.
Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели, задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат.
Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение известного способа действия и т.п.).
Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники, архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы, которые оформляются в приложении.
В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух-трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать.
Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания. При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или постраничные или в виде примечаний в конце текста).
Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации (доказательств) своих исследования.
Контроль уровня обученности.
Представление результатов учебно-исследовательской деятельности.
Критерии оценки исследовательской работы.
При выставлении оценки учитываются:
использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
научное и практическое значение результатов работы;
новизна работы;
получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
Постановка проблемы;
Методы решения;
Актуальность;
Наглядность;
Экспериментальный характер работы;
Практическая направленность;
Оформление работы;
Эмоциональность изложения;
Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
Рецензия научного руководителя.
17