СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Коррекция и развитие мышления у воспитанников младшего школьного возраста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: коррекция мышления у воспитанников от 7 до 9 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа «Коррекция и развитие мышления у воспитанников младшего школьного возраста»»








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

тел. 52- 5- 32 sh5len@rambler.ru




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский

_____________ Гришкевич Е.А.

от «______» __________ 2017 г.















Программа

«Коррекция и развитие мышления

у воспитанников младшего школьного возраста»







Составитель: Попова Светлана Анатольевна,

педагог-психолог

Возраст: от 7 до 9 лет
























п. Ленинский

2017 г.



Пояснительная записка

В основе предполагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры.

Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребёнку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чём он догадался сам, его собственное открытие остается в его памяти навсегда.

В процессе занятий специально направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме - игре. Кроме того, использование игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности развития нравственных и духовных качеств ребёнка и т.д.

Перед проведением какой – либо игры убедитесь в готовности детей к ней

( знают ли дети буквы, умеет ли считать, различают ли гласные и согласные звуки и т.д.)

Необходимо помнить, что эти игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.

Цель программы: коррекция мышления

Задачи программы:

  1. развитие мышления

  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций.

  3. Воспитывать нравственные качества младших школьников






























Приложение

Конспекты занятий


Занятие 1

Знакомство

Ведущий. Здравствуйте, дети! Мы – группа. Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.

Приятно, когда тебя называют по имени. Значит тебя ценят, уважают любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам… Меня зовут Анастасия Григорьевна (Ведущий передает мягкое сердечко самому близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому). Постарайтесь запомнить имена членов нашей группы. (Ведущий громко, четко и эмоционально повторяет имя каждого ребенка.)

Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хорошо ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (Ведущий называет имена детей.) Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.

Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

- Доброе утро, Саша! (улыбнуться и кивнуть головой.)

- Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу.)

- Доброе утро, Анастасия Григорьевна!

- Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают.)

- Доброе утро, небо! (Аналогичные движения.)

- Доброе утро, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

2. Правила поведения на занятиях.

Ведущий предлагает участникам совместно разработать правила занятий, которым все участники будут следовать.

К предложенным правилам ведущий предлагает еще следующие:

  1. Правило активности и ответственности каждого.

  2. Правило закрытости группы, то есть то, что происходит в группе, не
    обсуждается за ее пределами. Не рассказывать другим, что мы узнали друг о
    друге на занятиях.

  3. Правило откровенности и искренности: нужно попытаться быть
    самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь .

  4. Не оценивать поведение участников группы, если они сами об этом не
    попросят.

  5. Говорить только о себе и от своего лица (о чувствах, мыслях).

  6. Правило "Стоп": тот член группы, который не хочет отвечать на
    вопрос или участвовать в игре, может сказать "Стоп", но желательно его
    использовать как можно реже.

После прочтения каждого правила следует его обсуждение: Как ты понимаешь это правило? Готов ли ты следовать ему?

Далее ведущий "торжественно обещает следовать всем правилам" и предлагает всем участникам сделать то же.

Ведущий предлагает участникам группы завести "дневник настроений и достижений" - тетрадь, в которой они будут каждый день отмечать свое настроение и свои достижения. Вводятся условные обозначения.

  1. Упражнение на развитие скорости мышления
    «Закончи слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете .начинать сло­во, произнося первый слог, а он — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По...», — 'так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообрази­тельности и речевой активности.

5. Игра "Минута шалости".
Цель: психологическая разгрузка.
Ход игры:

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям. Далее следует обсуждение:

Что чувствовали, принимая участия в играх? Что понравилось? Почему? Кто был наиболее активен?

6. Ритуал прощания:

Дети становятся в круг, у ведущего мяч. Он называет имя ребенка, которому хочет кинуть мяч и говорит ему какое-нибудь пожелание или что-нибудь приятное. Ребенок ловит мяч и бросает его следующему, говоря при этом ему что-то приятное, о том, что нового он узнал о нем. Так продолжается до тех пор, пока не назовут всех детей.

Ведущий говорит детям, что таким образом будет заканчиваться каждое



Занятие 2.

Цель:

1.развитие мыслительных операций « Сравнение»

2. Работа над сплочением коллектива

1.Ритуал приветствия

Игра «Встаньте все, кто…»

Ведущий. Встаньте все кто

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

- имеет сестру,

- любит дарить цветы и т.д.

2. рефлексия прошлого занятия

- Произошло ли что-нибудь интересное за время, прошедшее с прошлого занятия?

3. Упражнение на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. МУХА И БАБОЧКА

  2. ДОМ И ИЗБУШКА

  3. СТОЛ И СТУЛЬЯ

  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ

  5. ВОДА И МОЛОКО

  6. ТОПОР И МОЛОТОК

  7. ПИАНИНО Д СКРИПКА

  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА

  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

  10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких ко- ротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?*

.

4. Задачи на сравнение

В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и кото­рые опираются на наглядные представления.






1. "Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой де­вочки.

Кто из девочек самый грустный!"

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли тем­нее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"




3. "Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика".

5. Варианты задач

  1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?

  2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Ната­ша. Кто самый аккуратный?

  3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?

  4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?

  5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

  6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?

  1. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года стар­ше, чем Леша. Кто младше всех?

  2. Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

  3. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяже­лее, чем Валера. Кто легче всех?


  1. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее ,чем Катя. Кто светлее всех?

  2. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?

12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Ната­ша. Кто самый грустный?

  1. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?

  2. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?

  3. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася стар­ше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?

  4. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?


6 . Релаксационное упражнение

«Воздушный шарик»

Ведущий. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, заполни до отказа легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться все больше и больше.

Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделай паузу и сосчитай до пяти.

Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его , считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.


7. Упражнение. "Анаграмма"

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате оздания неких комбинаций. Примером таких комбинатор­ных задач являются анаграммы — буквосочетания, из кото­рых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного на­бора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до Н-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв'.

а) л, а, н, е, п

б) к, ч, а, р, у

в) ч, а, к, о, с

г) п, о, г, и, р

д) р, о, д, о, г

е) к, к, о, а, ш"


а) к, о, с а) е, р, о, м

б) у, д, б б) ш, а, к, а

в) м, р, и в) а, к, у, р

г) т, о, р г) б, о, н, е

д) ы, с, р д) а, с, о, к

е) д, м, ы е) д, а, в, о


После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".


2) ш, у, г, а, р е, р, а, з, б, е б, я, я, о, л, н н, о, и, л, м а, с, в, и, л


3) с, б, а, а, к, о о, о, р, к, а, в ш, к, к, о, а в, ь, я, и, с, н я, а, ц, з


1) с, л, у, т ш, а, ф, к ж, о, а, к, л к, ь, в, а, р, т, о с, л, т, о


Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить".


1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) и, е, н, и

т, ф, и, а, л ч, е, е, р, в д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н

г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж

8. Упражнение. "Найди окончание"



"Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получи­лись осмысленные слова".

в


Задания 3 и 4 являются более сложными, т.к. требуют под­бора не одной, а двух или трех букв.



9. Ритуал прощания .



Занятие 3


Цель:

1.Развитие наглядно – образного , наглядно – действенного мышления.

2.Воспитание взаимопомощи друг к другу


1. Ритуал приветствия

Игра «Круговая беседа»

Дети и ведущий садятся в круг. Ведущий начинает предложение, а дети по очереди , не перебивая друг друга, дополняют его.

Больше всего мне нравится в себе…

Я бы хотел стать…

Моя любимая игра…

Больше всего я боюсь…

Когда – нибудь я надеюсь…

  1. рефлексия прошлого занятия

3. Упражнение № 72. "Классификация"

Так же, как и предыдущее упражнение, это направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо само­стоятельно вьхбрать, каким образом можно разделить предла­гаемые фигуры на группы.

Инструкций "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходим0 было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур



Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деле­ние на 3 грунпы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.















4. Упражнение № 63. "Продолжи узор"
















5. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

Используется кубик Рубик (предполагается, что ребенок с ним знаком).

Ребенку предлагают разные по степени сложности задания, кото­рые необходимо выполнить в короткое время.

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета.

Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 стро­ки из квадратов одного цвета.

Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов од­ного цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика.

Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же цвета на какой-либо другой грани кубика.

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же цвета на третьей грани кубика.

Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика.

Задание 9. Собрать полностью три грани кубика одного цвета.

Если ребенок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

Релаксационные упражнение

6. Упражнение "Светофор"

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".









7. Упражнение "Лабиринт"

В качестве основы этого задания используется материал диагностической методики "Лабиринт". Необходимо выбрать любую полянку с домиками (с ориентирами или одними до­рожками) и попросить ребенка выбрать домик и составить к нему "письмо". Если занятия проводятся с несколькими деть­ми одновременно, то после того, как "письма" составлены детьми, необходимо поменяться и найти дома по заданному

"адресу".

При работе с этим упражнением важно помнить, что мы учим ребенка составлять "письмо" по ориентирам ("идем от травки к цветочку, деревцу и т.д.), по направлению и по ори­ентирам и направлению одновременно (см. методику "Лаби­ринт").



  1. Упражнение . «На что это похоже?»



9. Ритуал прощания .


Занятие 4


Цель:

  1. Развитие словесно – логического мышления

  2. Работа над сплочением коллектива , уважение прав человека


1. Ритуал приветствия

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. . «Определи понятие».

Ребенку предлагаются следующие набо­ры слов: .

. ВЕЛОСИПЕД, КНОПКА, КНИЖКА, ПЛАЩ, ПЕРЬЯ, ДРУГ, ДВИГАТЬСЯ, ОБЪЕДИНЯТЬ, БИТЬ/ТУПОЙ.

  • САМОЛЕТ, ГВОЗДЬ, ГАЗЕТА, ЗОНТИК, МЕХ, ГЕРОЙ,
    КАЧАТЬСЯ, СОЕДИНЯТЬ, КУСАТЬ, ОСТРЫЙ.

  • АВТОМОБИЛЬ, ШУРУП, ЖУРНАЛ, САПОГИ, ЧЕШУЯ,
    ТРУС, БЕЖАТЬ, СВЯЗЫВАТЬ, ЩИПАТЬ, КОЛЮЧИЙ.

. АВТОБУС, СКРЕПКА, ПИСЬМО, ШЛЯПА, ПУХ, ЯБЕДА, ВЕРТЕТЬСЯ, СКЛАДЫВАТЬ/ТОЛКАТЬ, РЕЖУЩИЙ.

. МОТОЦИКЛ, ПРИЩЕПКА, АФИША, БОТИНКИ, ШКУРА, ВРАГ, СПОТЫКАТЬСЯ, СОБИРАТЬ, УДАРЯТЬ, ШЕРШАВЫЙ.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например сло­во «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью во­проса: «Знаешь ли ты это слово?» или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность отве­тить самому.

4. «Найди похожее слово».

Используется тот же набор слов. Прочитайте ребенку первое слово из первого ряда — «велосипед», и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, опреде­ляемую одним понятием). Каждый последующий набор слов мед­ленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произно­симым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребенок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услы­шанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова «автомо­биль», «автобус» и «мотоцикл».

Если ребенок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд еще раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребенок делает неправильный выбор, объясните ему еще раз задание и приведите более простые примеры.

Как только для поиска нужных слов ребенку Прочитаны все четы­ре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из пер­вого ряда.

Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мыш­ления у ребенка придумайте аналогичные ряды слов.

5. Упражнение "Систематизация"

Упражнение направлено на развитие умения систематизи­ровать слова по определенному признаку.

"Скажите, какие ягоды вы знаете?

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услыши­те слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

Слова для предъявления — капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, от­носящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам — два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема — инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

лимон и груша

малина и земляника

яблоко и слива

смородина и крыжовник Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

7. Упражнение "Раздели на группы"

"Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".


8 .Упражнение "Подбери слова"

  1. "Подбери как можно больше слов, которые можно отне-
    • ти к группе дикие животные (домашние животные, рыбы,
    пчеты, погодные явления, времена года, инструменты и
    т.д.)".

  2. Другой вариант этого же задания.

"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч

тополь

шкаф

тарелка

пальто

муравей

щука

роза


мебель

цветок

насекомые

дерево

одежда

посуда

игрушка

рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выде-ч ять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное ре­чевое мышление.

9 .Упражнение "Найди общее слово"

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие ткой функции, как обобщение, а также способность к аб-• тракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

  2. а, б, с, в, н

  3. стол, диван, кресло, стул

  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

  5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подо­брать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)"

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобще­ния, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагирова­нию.

Очень эффективным с точки зрения развития обобщающей функции является следующее упражнение.

10. Задачи для решения

  1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко боль­шое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

  2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка — в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

  3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а чругой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

  4. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в


11 Ритуал прощания.





Занятие 5


Цель:

  1. Развитие абстрактно – логического мышления.

  2. Воспитание умений преодолевать трудности, отстаивая свои интересы и точку зрения.


1. Ритуал приветствия

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Упражнение "

"Автомобиль ездит на бензине или другом топли­ве; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? По­чему?"

Подобные упражнения выполняются и с другими понятия­ми : инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.


4. Упражнение. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания"

"Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

  • Карандаш или карандашик? Какое короче? Поче­му?

  • Кот или кит? Какое больше? Почему?

  • Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

  • Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.


5. Упражнение. "Формирование умения

выделять существенные признаки

для сохранения логичности суждений

при решении длинного ряда однотипных задач"

Учитель говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обо­значающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора», земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук,
молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица,
велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот,
стены)

Д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш,
делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы,
наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать,

слово) и) Война (самолет, пушки, сражения,

ружья, солдаты)

6. Упражнение "Формирование способности оперирования смыслом"

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подо­брать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл по­словицы, например:

Семь раз отмерь, а) Если сам отрезал

Л. _

а один раз отрежь


неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать,
надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил
семь метров ткани и
отрезал

Правильный выбор здесь — "Прежде чем сделать, надо хо­рошо подумать", а ножницы или продавец — лишь частнос­ти и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше а) Одну хорошую книгу
прочесть полезней, чем
семь плохих

б) Один вкусный пирог
стоит десяти
невкусных

2. Поспешишь — людей насме­шишь а) Клоун смешит людей

б) Чтобы сделать
работу лучше, надо о
ней хорошо подумать

в) Торопливость может
привести к нелепым
результатам

3. Куй железо, пока горячо а) Кузнец кует горячее
железо

б) Если есть

благоприятные возможности для

дела, надо сразу их использовать

в) Кузнец, который
работает не торопясь,
часто успевает
больше, чем тот,
который торопится

4. Нечего на зеркало пенять,

коли рожа крива а) Не стоит кивать на
обстоятельства, если
дело в тебе самом

б) Хорошее качество
зеркала зависит не от
рамы, а от самого стекла

в) Зеркало висит криво


7 Релаксационное упражнение

8. ритуал прощания







Занятие 6


Цель:

1. Развитие мышления и сообразительности.

2.Воспитание взаимопомощи к людям, воспитание чувств милосердия, культуры мыслей.


1. Ритуал приветствия

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Игра: «Как это можно использовать»

Предложите ребенку игру: «Найди возможно большее число вариан­тов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумы­вает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, пи­сать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, гра­дусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

2. Игра «Говори наоборот»

а) Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты — («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай — («конец»).

б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже гово­
ри, но только наоборот, например: большой — маленький». Мож­
но использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

I КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ
и т. д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительно­сти ребенка.

3. Игра «Бывает — не бывает»

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребе­нок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бы­вает, а если — нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумы­вает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, пи­сать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, гра­дусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

4. Игра «Говори наоборот»

а) Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты — («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу^

Ну, отвечай — («конец»).


б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже гово­ри, но только наоборот, например: большой — маленький». Мож­но использовать следующие пары слов

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

I КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ
и т. д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительно­сти ребенка.

5. Игра «Бывает — не бывает»

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребе­нок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бы­вает, а если — нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации могут быть разными.

Папа ушел на работу. Лодка плывет по небу.

Поезд летит по небу. Девочка рисует домик.

Кошка хочет есть. Домик рисует девочку.

Человек вьет гнездо. Ночью светит солнце.

Почтальон принес письмо. Зимой идет снег.

Зайчик пошел в школу. Зимой гремит гром.

Яблоко солено*». Рыба поет песни.

Бегемот залез на дерево. Корова жует траву.

Шапочка резиновая. Мальчик виляет хвостом.

Дом пошел гулять. Хвост бежит за собакой.

Туфли стеклянные. Кошка бежит за мышкой.

На березе выросли шишки. Петух играет на скрипке.

• Волк бродит по лесу. Ветер качает деревья.

Волк сидит на дереве. Деревья водят хоровод.

В кастрюле варится чашка. Писатели пишут книги.

Кошка гуляет по крыше. Строитель строит дом.


6. Игра «Назови правильно»

Нужно взять первые буквы названий предметов (рис. 37) и записать их в клеточки.

а) «Назови имя мальчика» (ответ: Денис).

б) «Назови имя девочки» (ответ: Марина).

в) «Назови месяц» (ответ: ноябрь).


7. Игра «Угадай»


Вы загадываете ребенку загадки.


Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Ответ: филин, сова.)


Ты возьми особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ответ: фотоаппарат.)


Один льет,

Другой пьет,

Третий растет. (Ответ: дождь, земля, растение.)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Ответ: холодильник.)


В брюхе баня,

В носу — решето,

На голове — пуговица,

Одна рука,

Да и та — на спине. (Ответ: чайник.)

8 . Игра «Найди пару»


На рисунке 3нарисованы носки. Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».





9.Игра «Что не дорисовано?»

Предложите ребенку посмотреть на первые три прямоугольника и ре­шить, что должно быть в пустом (Ответ выбрать из трех предложенных.)




10 ..Ритуал прощания.


Список литературы:

  1. А.Ф. Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении детей»

Издательство «Ось-89», Москва 2000г .с. 271

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова « 350 упражнений для подготовки детей»

  2. И.Л. Юрковская « Разкитие мышления и внимания» Минск ООО «Юнипрес», 2003г. с.45

  3. Е.Е. Данилова. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва « Academ A», 19999

5. Ю. Гурьянова. Готовимся к школе. Интенсивный курс. Тесты, игры, упражнения. Дом РИПОЛ КЛАССИК. Москва, 2005г