СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной работы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции психологической службы школы в рамках проекта «Формирование позитивного мышления участников учебно-воспитательного процесса как технологии поддержания и сохранения психического здоровья», а также с учетом работы школы по данной проблематике. Цель проекта: сохранение психического здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы»












Программа коррекционной работы

педагога – психолога

МБОУ БГО СОШ №6























2016 - 2017

Пояснительная записка.

В соответствии с Приказом Министерства Образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а также разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа начального общего образования определяют новое содержание профессиональной деятельности педагога-психолога (журнал «Школьный психолог», №14 2011, с. 32).

Новое содержание профессиональной деятельности (или направления деятельности) школьного педагога-психолога при введении ФГОС НОО:

  1. Участие в составе рабочей группы в разработке основной образовательной программы начального общего образования своего образовательного учреждения с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Участие в разработке основной образовательной программы НОО своего ОУ предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-методист или психолог-проектировщик и требует профессиональных компетенций:

  • «умение вычленять из педагогических проблем психологическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность»

  • «умение работать с теоретической информацией и переводить психологическое знание на язык педагогической практики»

  • «владение навыками организационно - деятельностного консультирования»

  • «владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом»

  1. Помощь педагогам в овладении и использовании современных психолого-педагогических технологий деятельностного типа в формировании УУД предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-методист и требует компетенций:

  • «умение вычленять из педагогических проблем психологическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность»

  • «умение работать с теоретической информацией и переводить ее на прикладной, технологичный язык»

  • «умение работать с теоретической информацией и переводить ее на прикладной, технологичный язык»

  • «умение вовремя и в нужном объеме предоставлять соответствующую педагогической задаче психологическую информацию»

  • владение современными технологиями деятельностного типа

  • владение методами активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.)



  1. Проведение учебных курсов психологической тематики в рамках урочной деятельности или/и психологических занятий в рамках внеурочной деятельности предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-преподаватель и требует профессиональных компетенций:

  • «умение ставить задачи психологического образования и находить пути их решения (чему учить и как?)»

  • «владение навыками сценирования образовательных мероприятий»

  • «владение современными образовательными технологиями»

  • умение адаптировать программы психологического обучения учащихся

  • владение методикой преподавания психологии как предмета, методикой проведения внеурочных мероприятий

  1. Участие в системе комплексного психолого – медико - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках Программы коррекционной работы предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-куратор и требует профессиональных компетенций:

  • владение методами и приемами работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья

  • умение работать в команде специалистов, в том числе и в рамках психолого-педагогического консилиума, и др.

  1. Оценка уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и ограниченная оценка достижения результатов в личностном развитии предполагает работу в рамках модели деятельности психолог-консультант и требует профессиональных компетенций:

  • «компетентность в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности»

  • «умение давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке» и др.



Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции психологической службы школы в рамках проекта «Формирование позитивного мышления участников учебно-воспитательного процесса как технологии поддержания и сохранения психического здоровья», а также с учетом работы школы по данной проблематике. Цель проекта: сохранение психического здоровья.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • Психолого – медико - педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

  • Овладение навыками адаптации к учебной деятельности и социуму.



  1. Психолого – медико- педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и учащихся с ограниченными возможностями.



Данное направление реализуется с участием городской комиссии ПМПК, которая предоставляет сведения об учениках, имеющих задержку развития, дает рекомендации по дальнейшей работе учителям, родителям, а также школьному психологу и логопеду. Сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении имеет несколько этапов:

  1. Поступление и формулировка проблемы от учителя (запрос на психолого – медико -педагогическое сопровождение) или поступление от коммиссии ПМПК конкретных рекомендаций по работе с учеником, имеющим проблемы в обучении.

  2. Выявление проблем, с помощью методов психодиагностики (выявление детей «группы риска»). Для этого ежегодно по плану и по запросу учителей осуществляется мониторинг или обследование учащихся первых классов (групповые мониторинги и индивидуальная диагностика готовности к школе и адаптации к первому классу). Обследование проводится только с согласия родителей (или законных представителей). Составление заключений на ПМПК.

  3. Консультирование (индивидуальное или групповое) родителей по проблемам в обучении. Рекомендации и направление к другим специалистам (психоневрологу, психиатру).

  4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющих проблемы в обучении. Занятия также проводятся с согласия родителей (или законных представителей).

В курсе «Развитие познавательных способностей» представлена система заданий по развитию познавательных способностей детей (внимание, память, мышление, восприятие). С этой целью используются следующие психолого-педагогические приемы:

  • Включение в содержание заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, расшифровка слов и изображений, раскрашивание, игровые ситуации и соревнования, дорисовка изображений и т.д.).

  • Включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес.

  • Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке.

  • Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

  • Учет гендерных особенностей развития детей.

  • Учет индивидуального темпа деятельности учеников.

  • Групповая форма работы на занятиях, создание соревновательных условий.

По мере освоения учащимися курса «Развитие познавательных способностей» развивается потенциал учащихся, имеющих проблемы в обучении и ограниченные возможности. Формируется адекватная, позитивная самооценка как устойчивая основа личности, направленной на саморазвитие. Развивается творческое, креативное мышление, творческие способности учеников.

  1. Овладение навыками адаптации к учебной деятельности и социуму.

Адаптация рассматривается нами как привыкание или приспособление к школьной жизни, приобретение жизненно необходимых навыков для жизни в социуме. Адаптация ребенка к школе важна на кризисных этапах его становления – это поступление в школу и переход в среднее звено. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того насколько хорошо ребенок умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В случае незавершённости процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Её виды: 1) Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2) Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). 3) Коммуникативная – затруднения в общении с о сверстниками и взрослыми. 4) Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка. 5) Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. Известно, что перечисленные виды дезадаптации неминуемо связаны между собой, поэтому коррекционная работа признаков дезадаптации ребенка

Работа в этом направлении проводится по такой же схеме как и в предыдущем:

  1. Запрос от учителя, администрации школы или родителя.

  2. Диагностика факторов адаптации или причин дезадаптивного поведения (эмоциональных проблем, поведенческих, коммуникативных, соматических и интеллектуальных).

  3. Консультирование (индивидуальное или групповое) родителей по проблемам в обучении. Рекомендации и направление к другим специалистам (психоневрологу, психиатру).

  4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющих проблемы в обучении. Занятия также проводятся с согласия родителей (или законных представителей).



В курсе «Развитие познавательных способностей» решается проблема преимущественно интеллектуальной дезадаптации учащихся. Данный курс позволяет ученикам развивать познавательные процессы, необходимые для успешной учебной деятельности, выровняться в своем развитии и адаптироваться к учебному процессу. Учащиеся знакомятся со способами развития своего интеллекта, его тренировки. Занятия в данном курсе проводятся в течении всего года.

В курсе «Развитие эмоционально-волевой сферы» развиваются другие виды успешной адаптации. Корректируется эмоциональный фон настроения, а следовательно общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников.

В данном курсе используются следующие психолого-педагогические приемы:

  • Включение в содержание занятий заданий (технологий здоровьесбережения), выполнение которых активизируют и развивают навыки рефлексии и толерантности (дневник настроения, элементы тренинга, ролевые игры, методов вербализации и т.д).

  • Включение в содержание занятий заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение (раскрашивание мандал, элементы арт – терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина),

  • Включение в содержание занятий заданий, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции (упражнения энергизаторы, элементы психогимнастики, релаксационные техники).

  • Включение заданий, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказкотерапии, метод игротерапии и др.).

  • Включение заданий, позволяющих развивать коммуникативные навыки и навыки решения конфликтных, трудных жизненных ситуаций (поведенческий тренинг, метод психодрамы).

В результате освоения учащимися курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» учащиеся овладевают навыками адаптации к учебной деятельности и социуму. А также у детей формируются позитивные ценностно-смысловые установки, позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира. Развиваются навыки самопознания и управления своими эмоциями, самоконтроля поведения и навыки общения. Также развиваются элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

*Результативность занятий и успешность адаптации учеников зависит от количества посещенных занятий ребенком и при условии соблюдения всех рекомендаций, данных родителям или законным представителям и учителю.