СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Бумажные чудеса"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит учащихся  с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: изонить, айрисфолдинг, вырезание, оригами. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Бумажные чудеса"»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия № 1404 «ГАММА»


107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: 268-46-86


Согласовано Рассмотрено

Зам. Директора по УВР на заседании МО ДО

____________________ ________________

_____________ ___________



Программа внеурочной деятельности

«Бумажные чудеса»

по обучению навыкам работы с бумагой

для 3 -4 класса начальной школы











Автор-составитель:

Пономарева Надежда Федоровна,

учитель ИЗО, МХК





Москва, 2016-2017 учебный год.



Пояснительная записка

Кружок «Бумажные чудеса» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Занятия кружка «Бумажные чудеса» позволяют дать детям дополнительные сведения по технологии разнообразной деятельности с бумагой. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На занятиях воспитанники знакомятся с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: изонить, айрисфолдинг, вырезание, оригами. Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.

Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Работа с бумагой - это, пожалуй, самый интересный вид художественной деятельности. Сколько полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, постигают свойства, структуру, наслаждаются палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм.

Работа в кружке «Бумажные чудеса» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Цели программы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • формирование образного, пространственного мышления и умения выразить при создании творческих работ рисунка;

  • совершенствование умения и формирование навыка работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;

Развивающие:

  • пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

  • развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

Воспитывающие:

  • осуществление трудового и эстетического воспитания школьников;

  • воспитание самостоятельности детского творчества.

Программа «Бумажные чудеса» составлена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год (36 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 60 минут.

Формы и  методы:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: мастер-класс, конкурс, выставка.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

2. Содержание программы «Бумажные чудеса»

1 год (36 часов)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств.

При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся 3-4 классов под руководством учителя составляют словесный план, различая понятия, материал и инструмент, само изготовление ведется под контролем учителя и по овладении навыком самостоятельно учеником.

Примерный тематический план кружка «Бумажные чудеса, 1 год обучения


№ п/п

Название темы

занятий

теория

практика

1

Введение.

Правила ТБ.

1

1

-

2

Знакомство с искусством изонити.

2

1

1

3

Изонить. Технология выполнения геометрических форм на бумаге (треугольник, круги).

Вышивка панно «Рыбки», «Елочка».

12

2

10

4

Айрисфолдинг.

История возникновения.

1

1

-

5

Айрисфолдинг.

Технология изготовления.

Новогодние сувениры (шар, сапожок, елочка).

Сердечко.

13

2

10

6

Оригами.

Простые методы складывания бумаги.

Кораблик, петушок, зайчик, кармашек,

Панно: «Весна».

7

1

7

Итого:

36

13

23









Календарно-тематическое планирование обучения кружка «Бумажные чудеса», 1год обучения

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Дата проведения

Формирование УУД

1


Введение.

Знакомство с искусством изонити.

1 ч.



2 ч.


1 Вводное. .

Правила ТБ во время работы с колющимися предметами.


Знакомство изонитью .

Первые практические навыки прокалывания бумаги, заполнения треугольника.


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

2

Изонить. Технология выполнения геометрических форм на бумаге (треугольник, круги).

Вышивка панно «Рыбки», «Елочка».

12 ч.

1-4.Основы вышивки геометрических фигур: треугольника и круга.

5-8 Вышивка рыбки.

9-11.Композиция «Елочка»


12.Декорирование изделий пайетками, бусинками.


Познавательные

- овладение принципами построения композиции по форме разных геометрических фигур.

Коммуникативные

- формирование умения ставить вопросы, если непонятен процесс изонити;

Регулятивные

-формирование умений создавать композицию;

Личностные

- снравственно- этическое оценивание;


Айрисфолдинг.

История возникновения.

1ч.

Знакомство с историей зарождения промысла.

Первые практические навыки складывания и крепления бумажных полосок.


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

3

Айрисфолдинг.

Технология изготовления.

Новогодние сувениры (шар, сапожок, елочка).

Сердечко.

13ч.

1-2.Основы заполнения цветными полосками геометрических фигур: треугольника и круга. 3-4.Шарик, елочка.

5-6. Сапожок.

7-8.Сердечко.

9-11.Композиция «Елочка»


12.Декорирование изделий пайетками, бусинками.


13. Мастер-класс для учащихся младших классов.


Познавательные.

- овладение принципами построения композиции по форме разных геометрических фигур.

Коммуникативные

- умения выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

-формирование умений создавать композиции творческого характера;

Личностные

нравственно- этическое оценивание.

4

Оригами.

Простые методы складывания бумаги.

Кораблик, петушок, зайчик, кармашек,

Панно: «Весна».

7

1-2.Основы складывания оригами: кораблик, зайчик.

3-4.Петушок. Композиция «Птичий дворик».

5-6.Панно «Весна» (птицы, цветы).



7. Итоговое занятие


Познавательные.

- овладение принципами построения композиции по форме разных геометрических фигур.

Коммуникативные

- умения выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

-формирование умений создавать композиции творческого характера;

Личностные

нравственно- этическое оценивание.

5

ИТОГО:

36

36












Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные геометрические понятия и базовые основы технологии изонити, радужного складывания бумаги, простые формы оригами; - научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - смогут применить полученные знания при создании коллективных композиций.

Метапредметные.

Регулятивные:

Ученики научатся:

- организовывать свое рабочее место;

- удерживать организованное поведение во время занятия;

- понимать учебную задачу;

- составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;

- осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя.

Коммуникативные:

Ученики научатся:

- оценивать свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;

- выражать свои мысли в устной форме;

- задавать простые вопросы по учебному материалу;

- вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

- слушать и понимать речь других;

- оказывать взаимопомощь в сотрудничестве..

Познавательные:

Ученики научатся:

- пользоваться моделями, схемами;

- делать рефлексивные высказывания;

Формы и виды контроля:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся.. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один – два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Методические рекомендации по проведению занятия:

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.





4.Методическое обеспечение

ТСО – компьютер, проектор, экран, учебно – методическая литература.

Материальное обеспечение:

- бумага белая, цветная

- клей, ножницы, линейка, скотч,

-Нитки цветные, фурнитура (пайетки, бусинки, пуговицы и т.п). - степлер



Источники информации:



- Власова А.А. Рукоделие в школе. – Санкт – Петербург «Крилл», 1996

- Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 кл.: Методические

рекомендации. – М.: Новая школа, 1994

- Джексон Д. Поделки из бумаги. – М.: Росмэн, 1996

- Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. – М.: ООО ТД «Изд. Мир книги», 2008

- Петрова И.М. Объемные аппликации. СПб: «Детство – Пресс», 2008

- Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учебная литература», 2004

- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб: Детство – Пресс», 2009

- Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

- Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

- http //masteriua.ru