Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1.
Рекомендовано
к апробации
методическим советом
протокол № .
«18» октября 2011г.
Директор МОУСОШ № 1
Мартыненко О.М. .
Рабочая программа кружка
Общественно полезной (социальной) деятельности
«Добрые руки»
Составитель:
Лебедь О.А., воспитатель
группы продлённого дня
г.Завитинск
2011г.
Оглавление.
Классификация программы.
Пояснительная записка.
Учебно – тематическое планирование.
Содержание программы.
Календарно тематическое планирование.
Планируемые результаты.
Список литературы.
Классификация программы.
Тип – модифицированный.
Вид – общественно полезный, социальный.
Уровень – общеразвивающий.
Цель - создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося,
его успешной социализации в обществе.
Форма – комплексная.
Общеобразовательная область – общественно полезный труд, социальная деятель-
ность.
Направление – общественно полезная деятельность.
Пояснительная записка.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение допустимости качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили подходы к содержанию образования.
Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Поэтому в соответствии с требованиями к структуре образовательного стандарта на основании проекта базисного учебного плана, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений – общественно полезная (социальная) деятельность.
На занятиях кружка «Добрые руки» общественно полезная (социальная) деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, трудовой, а также включению учащихся в активный общественно полезный труд.
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося,
его успешной социализации в обществе.
Задачи: - формирование навыков трудовой и социальной деятельности;
- организация системы отношений через разнообразие формы воспитате-
льной деятельности коллектива группы;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой творческой деятельности обучающихся;
- формирование способности доброжелательно и чутко относиться к людям
Сопереживать;
- создание благоприятных условий для развития личности, самоутвержде-
ния, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных спосо-
бностей.
Данная программа составлена для организации общественно полезной деятельности младших школьников. Рассчитана на 135 часов (1 класс – 33ч., 2-4 классы – 34ч.). Занятия проходят в одной группе, один раз в наделю. В состав группы входят ученики пилотного класса.
Название раздела | Общее количество часов | Аудиторные часы | Внеадиторные часы |
Кружок «Добрые руки» | 135ч. | 117ч. | 18ч. |
На занятиях кружка «Добрые руки» оп(с)д воспитывает у младших школьников трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает активность, помогает соблюдать гигиенический режим продлённого дня.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они охотно и с интересом будут трудиться. Убеждённость в полезности выполненной работы вызывает чувства удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
ОПД младших школьников направлена на подготовку учащихся к труду, овладением трудовыми навыками и умениями, расширению самообслуживанию. Используя широкие возможности группы продлённого дня, следует прививать младшим школьникам необходимые навыки самообслуживания, приёмы ручной работы с разными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия и книги, участвовать в благоустройстве школьного двора, микрорайона и других общественно полезных делах.
В зависимости от содержания можно выделить следующие виды общественно полезной деятельности: самообслуживание, работы для школы, посильное участие в городских и районных мероприятий.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в классе, школьном дворе, игровой площадке. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с уходом за комнатными растениями, уборкой классной комнаты. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материаловдля учебных занятий и др..
Работа для школы включает в себя ремонт учебных пособий, книг из школьной библиотеки, изготовление поделок для школьных мероприятий и др..Также воспитанники группы продлённого дня выращивают цветочные растения, с последующим высаживанием их на клумбу.
Учебно - тематическое планирование.
Общественно полезная деятельность на улице:
Работа на игровой площадке (2ч.): уборка территории
Работа на цветочной клумбе (3ч.).
Общественно полезная деятельность в аудитории:
Введение (1ч.)
Работа в школьной библиотеке (5-6ч.): ремонт книг.
Работа в классной комнате (6ч.): уход за комнатными растениями, генеральные уборки.
Подготовка к различным мероприятиям (праздникам) (15ч.).
Предполагаемый результат.
Организацию ОП(С)Д кружка «Добрые руки» можно отследить по трём уровням:
1й уровень – приобретение школьником социального знания;
2й уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества;
3й уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного дейст-
вия.
Предполагаемый результат первого уровня рассчитан для 1 класса. Для 2 и 3 классов предполагаемый результат второго уровня. И для 4 класса предполагаемый результат третьего уровня. Это результат приобретения младшим школьником навыков трудовой и социальной деятельности, бережное отношение к книге, школьному имуществу; чуткому и доброжелательному отношению к людям; Правил поведения; умение общаться в группе сверстнков.
2 класс
1час в неделю (34ч.)
№ п\п | Тема занятий | Сроки проведения |
1. | Уход за комнатными растениями.(бесада+практич. работа) | 06.09. |
2. | Ремонт книг из школьной библиотеки. | 13.09. |
3. | «Кто работает в больнице» (беседа) | 20.09. |
4. | Подготовка ко дню пожилого человека.(изготовление сувенира. Тюльпан) | 27.09. |
5. | Экскурсия на пекарню. | 04.10. |
6. | «Всё умеем делать сами» (практич. занятие) | 11.10. |
7. | «Окуда хлеб пришёл?» ( Беседа) | 18.10 |
8. | «Откуда родом комнатные растения?» (экологический практикум). | 25.10 |
9. | Генеральная уборка класса. | 01.11 |
10. | Ремонт книг из школьной библиотеки.(практич.занятие) | 15.11. |
11. | Сувенир для МАМЫ.(прктич. занятие). | 22.11. |
12. | «Профессия – водитель». (беседа). | 29.11 |
13. | Мастерская Деда Мороза. (практич. занятие). | 06.12. |
14. | Мастерская Деда Мороза.(практич. занятие) | 13.12. |
15. | История Нового Года. | 20.12. |
16. | Генеральная уборка класса. | 27.12. |
17. | «Путешествие с комнатными растениями».(игра) | 17.01. |
18. | Ремонт книг из школьной библиотеки. | 24.01.. |
19. | «Кто нам шьёт одежду»(беседа+практич. занятие) | 31.01. |
20. | «Что такое Масленица?» | 07.02. |
21. | Подготовка к празднику 23 февраля. | 14.02. |
22. | Утренник посвящённый 23 февраля(для мальчиков) | 21.02. |
23. | Подготовка к празднику 8 марта. | 28.02. |
24. | Утренник посвящённый 8 марта.(для девочек) | 06.03. |
25. | Посадка семян садовых цветов для рассады. | 13.03. |
26. | Генеральная уборка класса. | 20.03. |
27. | Ремонт книг из школьной библиотеки. | 03.04. |
28. | «Праздник космоса» | 10.04. |
29. | «В гостях у животноводов» | 17.04. |
30. | Подготовка к празднику 9 мая.(практич.занятие) | 24.04. |
31. | «Тот самый первый день войны…» | 08.05. |
32. | Ремонт книг из школьной библиотеки. | 15.05. |
33. | Подготовка грунта для посадки садовых цветов. | 22.05. |
34. | Высадка рассады садовых цветов. | 29.05. |
Литература.
Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
Касаткина Н.А. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня.(конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации) выпуск 2. Волгоград : И. «Учитель», 2007 г.
Огородников А.А. Учебно – воспитательная работа в группах продлённого дня.(1 – 4 классы). Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
4 Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1 – 9 кл.).Центр теории воспитания ИТИП РАО.