ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Разработала
Пономарёва Т.Ю.
Учитель географии высшей категория
Не зная своего прошлого, любое общество не может иметь будущего. Поэтому сейчас , как никогда возрастает роль краеведения в работе школьных учителей. В основе этой работы находится, прежде всего, Закон РФ « Об образовании», внедрение регионального компонента в систему школьного образования.
Внеклассная работа по краеведению помогает учащимся более глубоко и всесторонне узнать историю своей малой Родины, привить чувство гордости за свой родной край, за людей, которые внесли свой вклад, прославляя её .
Школьное краеведение как в урочной , так и во внеклассной деятельности является тем предметом, который позволяет обобщать и систематизировать знания учащихся сразу по нескольким направлениям – географии и истории, литературе и биологии, экологии и культурологии на примере отдельно взятого села, города, района, области, республики. Исходя из этого краеведческая работа может иметь несколько направлений – историческое, природно-географическое, природно –экологическое, историко – культурное , каждое из которых способствует более детальному изучению своей местности. Программа данного кружка - синтез этих направлений и в определённой степени подкрепление регионального компонента Крымоведение.
Наш город имеет многовековую историю , считаясь одним древнейших городов не только Крыма , но и России. И данный кружок в полной мере позволяет углубить знания учащихся в изучении особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой республики Крым ,страны, мира. Способствует развитию межпредметных связи с географией, экологией, историей, биологией, литературой.
Цели программы:
Обучающие:
-Развивать умения учащихся по сбору, систематизации, анализу получаемой информации.
- Умение составлять проектные работы по выбранным направлениям.
Развивающие:
- Углубление знаний учащихся по истории, географии родного края.
Воспитывающие:
- Привить интерес к изучению родного края, его природе и географии, истории и культуре.
- Толерантно относится к культуре малых и больших народов, проживающих в нашем городе.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1.Прививать интерес к изучению истории, географии, биологии , литературы.
2.Знакомить учащихся с историей родного города, школы.
3.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
4.Принятие участие в городской олимпиаде по краеведению, городских и республиканских краеведческих конкурсах
5.Создание проектных работ и их презентации во время внеклассных и внешкольных мероприятий, продолжение работы в городской секции краеведения МАН Крыма
« Искатель»
Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 11-13 лет.
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация экскурсий в школьные и городские музей;
- проведение пешеходных экскурсий по историческим местам Большой Феодосии;
- проведение исследовательской работы;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов как на городском , так и на республиканском уровнях;
- организация выставок, праздников, тематических дней и др.
Учащиеся должны:
- Знать историю своего города, своей улицы, своей школы.
-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию.
Ожидаемый результат:
Выступление на районных конкурсах и олимпиадах;
Составление буклетов: « История школы», «Путешествие по улочкам Феодосии», «Крымский венок», подготовка индивидуальных проектных работ.
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
№ | Тема занятия | Количество часов |
Тема 1. Знакомство с историей города.(7 ч.) |
1. | Знакомство с планом работы краеведческого кружка. Что такое «краеведение». | 1 |
2. | Феодосия – город 25-ти веков. Греки, скифы, сарматы, аланы. | 1 |
3. | Феодосия – город 25-ти веков. Генуэзцы, турки, крымские татары. | 1 |
4. | Феодосия – город 25-ти веков. В составе Российской империи. | 1 |
5. | Феодосия – город 25-ти веков. В годы Советской власти | 1 |
6. | Феодосия – город 25-ти веков. Наш город в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
7. | Феодосия – город 25-ти веков. Наш город и современность | 1 |
Тема 2. Наша школа(4 ч.) |
8 . | История школы. | 1 |
9. | Музей истории школы. Ими гордится наша школа | 1 |
10. | Музей 383-й шахтёрской Феодосийско-Брандербургской стрелковой дивизии. (экскурсия, презентация) | 1 |
11 . | Музей лётчика - испытателя Ю.А. Гарнаева . (экскурсия, презентация) | 1 |
Тема 3. Мы – феодосийцы (4 ч.) |
12. | Коренные народы Большой Феодосии – история караимов и крымчаков | 1 |
13. | Крымские татары в Феодосии | 1 |
14. | Русские и украинцы | 1 |
15. | Малые народы Большой Феодосии | 1 |
| | |
Тема 4.Топонимика Большой Феодосии (4 ч.) |
16-17 | «Что в имени тебе моём…» История возникновения названий географических объектов Большой Феодосии. | 2 |
| | |
18. | Улочки старой Феодосии. Карантин. | 1 |
19. | Улочки старой Феодосии. Фортштадт. | 1 |
20. | Улочки старой Феодосии. Армянка, Дурантовская балка | 1 |
Тема 4. Их имена носят улицы города. (5) |
21. | И.К. Айвазовский –«ангел хранитель» нашего города. | 1 |
22. | А.С. Грин . Алые паруса Ассоль. | 1 |
23. | Ю.А. Гарнаев, Ю.А.Гарнаев - им покорилось небо. | 1 |
24. | Они сражались за Родину: И. Мокроус, В. Коробков, Н.Листовничая, М.Старшинов | 1 |
25. | Классики русской литературы в нашем городе – А.С. Пушкин, А.П. Чехов. | 1 |
Тема 5.Исторические ,природные и культурные памятники города (4ч.) |
26. | Картинная галерея И.К. Айвазовского | 1 |
27. | Дом - Музей А.С. Грина | 1 |
28. | Дом-музей Максимилиана Волошина (презентация) | 1 |
29. | Феодосийский Музей Древностей | 1 |
30 . | Памятники природы Большой Феодосии. | 1 |
Тема 6 . Предприятия нашего города (6ч.) |
30. | Феодосийский торговый порт. | 1 |
31. | Феодосийская табачная фабрика | 1 |
32. | Феодосийская чулочная фабрика | 1 |
33. | Здравницы нашего города. | 1 |
| | |
34. | Защита проектов | 1 |
35. | Итоговое занятие | 1 |