СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Краеведение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы "Краеведение"-приобщитьучащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации в краеведческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Краеведение"»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«СОШ им. Р. Г. Карманова»

с. Усть-Нем Уляшева Н.И.

/__________/

                       


Программа

кружка

«Краеведение»

Автор-

учитель

коми языка и литературы

высшей категории

Нестерова Е.Ф.


2012-2013 г.г.



Пояснительная записка.

     

В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Усть-Нем хранит богатую историю, историю села делали замечательные люди.

     В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетны. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися

      Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края;  исторические памятники и культовые места села;  сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы;  описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;  высказывать собственное суждение владеть компетенциями:  коммуникативной;  информационно-поисковой;  рефлексивной; ·учебно-познавательной;  трудовой. Кружок рассчитан на учащихся старших классов.

Срок реализации программы: 2012-2015 годы.

Цель курса: 

1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

         Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:

*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучение истории и культуры России и родного края.

*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

Формы  работы

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-выставки

-уход за памятниками

Работа кружка «Краеведение» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, 
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее, посещение местной церкви,творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.

- Презентации.

- Конференции.

                         

Содержание тем

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

1.Письменные источники. 4 часа

Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные  памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие  сборники.

Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

2.Школьный музей. 7 часов

 Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. 

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.

3.Изучение родного края. 11 часов

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.

Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.

4. Военно-патриотическая работа

 Составление буклетов и презентаций по афганской войне сбор информации об участии наших земляков в сражениях В.О войны. Сбор информации о героях Гражданской и Великой Отечественной войнах.  Оформление стенда по теме  « Земляки – участники Гражданской войны», выставки «Письма с фронта».

Учебно- тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Письменные источники

4

2

2

3

Изучение истории церкви

7

1

6

4

Изучение родного края

11

5

6

5

Военно-патриотическая работа

11

1

10

6

Итоговое занятие

1



Календарно- тематический план.

    Дата

                     Тема занятий

Кол-во

 часов



Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие

1



Письменные источники

4



Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами




Письменные источники – знания о прошлом




Древнейшие рукописные памятники:




Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами


Школьный музей

7



Знакомство с экспонатами школьного музея.




История школы .




Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической




Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической




Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате




Экскурсия  в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов  «Что предметы старины рассказать тебе должны?»




Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов)




Изучение родного края

11



Территория и границы родного края. Понятие «родной край»




Сбор материала по истории села




История церкви.




Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства




Беседа  «наше село: прошлое и современность»




Краеведческая викторина «История  села в названиях»




Родной край сегодня, перспективы его развития.




 Поисковая деятельность  Сбор материала о национальных традициях жителей села




Экскурсия в храм во имя Святой Троицы




Беседа « Культура родного края на современном этапе развития».




Экскурсия в музей сельской библиотеки




Военно-патриотическая работа

11



Герой – это слово особое слово




«По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне




Сбор информации об героях Гражданской войны, В.О.войны..




Оформление стенда по теме  « Земляки – участники Гражданской войны».




Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях В.О.войне)




Оформление выставки «Письма с фронта»




Трудовой десант. Уборка территорий у памятников




Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках В.О.войны.




День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия

для односельчан и гостей




Выставка «Эхо той войны»




 История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим  в годы ВОВ




 Итоговое занятие

1


                                         


Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-   способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.