УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
«СОШ им. Р. Г. Карманова»
с. Усть-Нем Уляшева Н.И.
/__________/
Программа
кружка
«Краеведение»
Автор-
учитель
коми языка и литературы
высшей категории
Нестерова Е.Ф.

2012-2013 г.г.
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Усть-Нем хранит богатую историю, историю села делали замечательные люди.
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетны. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой. Кружок рассчитан на учащихся старших классов.
Срок реализации программы: 2012-2015 годы.
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:
*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучение истории и культуры России и родного края.
*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Формы работы
-экскурсии
-викторины
-конкурсы рисунков
-встречи с интересными людьми
-участие в конкурсах
-выставки
-уход за памятниками
Работа кружка «Краеведение» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее, посещение местной церкви,творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Содержание тем
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
1.Письменные источники. 4 часа
Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники.
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
2.Школьный музей. 7 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
3.Изучение родного края. 11 часов
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.
Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.
4. Военно-патриотическая работа
Составление буклетов и презентаций по афганской войне сбор информации об участии наших земляков в сражениях В.О войны. Сбор информации о героях Гражданской и Великой Отечественной войнах. Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны», выставки «Письма с фронта».
Учебно- тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Письменные источники | 4 | 2 | 2 |
3 | Изучение истории церкви | 7 | 1 | 6 |
4 | Изучение родного края | 11 | 5 | 6 |
5 | Военно-патриотическая работа | 11 | 1 | 10 |
6 | Итоговое занятие | 1 | | |
Календарно- тематический план.
Дата | Тема занятий | Кол-во часов | |
| Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие | 1 | |
| Письменные источники | 4 | |
| Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами | | |
| Письменные источники – знания о прошлом | | |
| Древнейшие рукописные памятники: | | |
| Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами |
| Школьный музей | 7 | |
| Знакомство с экспонатами школьного музея. | | |
| История школы . | | |
| Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | | |
| Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | | |
| Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате | | |
| Экскурсия в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов «Что предметы старины рассказать тебе должны?» | | |
| Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов) | | |
| Изучение родного края | 11 | |
| Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | | |
| Сбор материала по истории села | | |
| История церкви. | | |
| Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства | | |
| Беседа «наше село: прошлое и современность» | | |
| Краеведческая викторина «История села в названиях» | | |
| Родной край сегодня, перспективы его развития. | | |
| Поисковая деятельность Сбор материала о национальных традициях жителей села | | |
| Экскурсия в храм во имя Святой Троицы | | |
| Беседа « Культура родного края на современном этапе развития». | | |
| Экскурсия в музей сельской библиотеки | | |
| Военно-патриотическая работа | 11 | |
| Герой – это слово особое слово | | |
| «По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне | | |
| Сбор информации об героях Гражданской войны, В.О.войны.. | | |
| Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны». | | |
| Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях В.О.войне) | | |
| Оформление выставки «Письма с фронта» | | |
| Трудовой десант. Уборка территорий у памятников | | |
| Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках В.О.войны. | | |
| День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей | | |
| Выставка «Эхо той войны» | | |
| История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОВ | | |
| Итоговое занятие | 1 | |
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.