«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/___________________ Протокол № ____ от «___» ___________ 2016 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ /Уросова В.В../ «___»___________2016 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В.Е. / Приказ № ___ от «___»___________2016 г. |
Рабочая программа
кружка «Музейное дело»
для 5,10 классов
Составитель:
Лескова А.В.,
учитель истории
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Презентация проектов на школьном, городском, областном и всероссийском уровнях
Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Программа предназначена для обучающихся 5, 10 кл классов. Срок реализации программы - 2016-2017 учебный год (1 и 2 полугодие).
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы.
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение, передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами , первостроителями города.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей для ветеранов и гостей школы.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей обучающихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью метапредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить обучающихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у обучающихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации и режим работы с музейной аудиторией:
(Вторник, 14.30 -15.15, музей школы)
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видео презентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории Смоленщины, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Способы определения результативности
Тесты
Педагогическое наблюдение
Описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в инвентарную книгу
Проекты, рефераты
Участие в тематических классных часах, конкурсах, викторинах
Проведение экскурсий
Программа кружка «Музейное дело»
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы. Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы – герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество | Обязательный минимум содержания образования | Прим. дата | Фактич. дата |
1 | Вводная беседа. | 1 | Задачи и содержание, значение работы кружка | | |
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | | |
3-4 | Паспорт экспоната | 2 | Паспорт экспоната | | |
5-6 | Правила оформления текстов для экспозиции. | 2 | Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. | | |
7 | Военно –патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно – патриотической работы. | | |
8 | Школа в годы Великой отечественно войны. | 1 | Школа в годы Великой отечественно войны. | | |
9 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 1 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроке. | | |
10 - 11 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 2 | Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. | | |
12 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Фиксирование исторически событий, точность и историческая достоверность. | | |
13 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | | |
14 | Копирование документов. | 1 | Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. | | |
15 | Изучение истории школы. | 1 | Школьный музей как источник изучения родного края. | | |
16 | История образования школьного музея. | 1 | История образования школьного музея. Выпускники школы. | | |
17 - 18 | Основные события в жизни школы. | 2 | Практические занятия: поиск документов по истории школы ( официальные документы ; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). | | |
19 | Работа музея. | 1 | Правила подготовки текстов экскурсий(обзорная и тематическая). | | |
20 - 21 | Работа экскурсовода. | 2 | | | |
22 -23 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея. | 2 | Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. | | |
24 – 25 - 26 | Историческое краеведение. | 3 | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. | | |
27 | История края. | 1 | Наш край в годы советской власти; в период Великой отечественной войны. | | |
28 | Родной край сегодня, перспективы развития. | 1 | Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. | | |
29 | Военно-патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы - герои войны и труда. | | |
30 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, записи их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок. | | |
31 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Порядок ведения дневника исторических событий. | | |
32 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | Практические занятия: фиксирование исторических событий в социальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним. | | |
33 | Изучение истории школы. | 1 | Основные события в жизни школы. | | |
34 | Деятельность пионерской и комсомольской организации. | 1 | Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | | |
Учебно-методический комплекс
Литература:
1.Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1998.
2.Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман.изд.центр, 2001.
3.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
4.Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. – М.: Просвещение, 1977