СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Мы друзья пожарных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мы друзья пожарных"»

Программа кружка «Мы друзья пожарных»

Руководитель:

Н.Н.Алимова


Пояснительная записка.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Дети дошкольного возраста как никто нуждаются в безопасности. Развивать инстинкт самосохранения, учить видеть опасные факторы и предвидеть опасности – задача педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей. Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тыс. пожаров, во время которых погибает более 14 тыс. человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнем. Пожары часто возникают из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы внутреннего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в образовательных и лечебных учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с педагогами, детьми и родителями, что заставило дошкольное учреждение разработать Программу по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Посчитано, что на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожаров, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Уверены, что забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Актуальность

этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. При чрезвычайных ситуациях дети – самая незащищенная часть населения. В экстремальных случаях они зачастую хотят просто спрятаться - забиваются в угол комнаты, под кровать. Не знают как себя нужно вести при пожаре. Как научить ребенка правильно реагировать в любой опасности и тому, куда нужно звонить при таких случаях – задача данной Программы и всех педагогов ДОУ. Итак, работа по обучению детей правилам пожарной безопасности – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И чем раньше малыш начнет с ними знакомиться, тем прочнее будут его знания и навыки использования на практике. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать правила пожарной безопасности и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя».

Главная цель Программы:  привитие детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях. Она реализуется путем решения задач: 

Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

1 Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.  Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

2 Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

3Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

4 Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

5 Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам ,явлениям ,нравственную оценку отношениям. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность взрослых. Роль родителей в этом становлении очень важна. Только в детском саду ребенок получает наиболее систематизированную информацию о безопасном поведении и приобретает главную для дошкольного возраста ценность - определенный набор полезных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут даваться любые знания. Под безопасным поведением понимается «такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Одним из основных условий безопасности дошкольников - развитие у них самостоятельности, ответственности и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Новизной программы «Мы друзья пожарных» является:

•Решение задачи не только обучение детей правопослушному и безопасному поведению при возникновении пожара, но и их воспитания;

• Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностях поведения дошкольников;

• Создание механизма преемственности в подходах по обучению безопасному поведению дошкольников между педагогами, родителями и дошкольным учреждением;

• Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, позволяющих достичь наибольшего обучающего эффекта;

• Инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения дошкольников;

• Мониторинговое отслеживание показателей правил пожарной безопасности дошкольников. Программа « Мы друзья пожарных » относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления и практического опыта. В программе реализуются практические блоки занятий, конкурсы, соревновательные мероприятия. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку. Следует отметить, что предрасположенность ребенка- дошкольника к несчастным случаям обусловлена особенностями психофизиологического развития, как:

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения

; стремление подражать взрослым;

недостаток знаний об источниках опасности;

переоценка своих возможностей.

Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя ребенок в чрезвычайной ситуации, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений

Скрининговая диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по правилам пожарной безопасности в старших группах дошкольного учреждения выявила недостаток знаний и опыта пожарной безопасности, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением . Сравнительный мониторинг качества умений и навыков показывает, что четко спланированная и систематическая работа воспитателей в тесном взаимодействии со всеми специалистами и родителями позволяет добиться результативной динамики Данная ситуация поставила наше учреждение перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Все вышесказанное явилось основой для разработки образовательной программы «Мы друзья пожарных». Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст детей. Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков пожарной безопасности программа предусматривает специальные занятия по разработанному перспективному планированию блоки занятий по развитию речи и изобразительной деятельности, сюжетно-ролевые игры и другие формы работы с детьми. В программе представлены игровые ситуации, дидактические игры и упражнения, беседы целевые прогулки и наблюдения В программе делается акцент на поиск новых форм и методов обучения правилам пожарной безопасности, и осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности . Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил пожарной безопасности в программе ежемесячно спланирована работа с родителями

Игровые технологии дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения в помещении, в незнакомой для него обстановке, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

.Концептуальные основы реализации программы «Мы друзья пожарных » Пожары – великое бедствие для всего живого на планете. Не секрет, что большинство пожаров случается по вине людей, в результате их жизнедеятельности, а часто – по их беспечности. Немало несчастий происходит по вине дошкольников – из-за пустого любопытства, простого незнания. Программа «Мы друзья пожарных» в силу особого значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов.

Принцип воспитания – это основа действенного решения воспитательных задач.

Принцип интеграции образовательных областей – позволяет педагогически воспроизвести многообразие методов и приёмов работы с детьми, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.  Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип комплексного сквозного подхода– заключается во взаимодействии воспитателей со специалистами дошкольного учреждения (музыкальным руководителем), с родителями воспитанников и пожарным инспектором и привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по формированию навыков противопожарной безопасности дошкольников.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их, если они не будут соблюдать правила пожарной безопасности

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих. 

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил пожарной безопасности. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил пожарной безопасности. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. 

Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей

Методическое обеспечение и создание предметно-. развивающей среды для эффективной реализации программы

При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности педагогу следует учитывать, что у дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете «Дом», «Квартира», »Лес» выделяются определенные объекты где возможно возгорание, дополняется несколькими соразмерными объектами. Наполнение – дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, входящий в содержание уголка. Для обыгрывания макета дети имеют возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т. д.). В зависимости от уровня развития игры детей, воспитатель может подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпывания интереса детей и в зависимости от пройденного материала). Материал, подобранный педагогом, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек. Настольно-печатные игры (лото, пазлы, домино, разрезные картинки и т. д.), отвечающие тематике.

В каждой возрастной группе должна быть создана специальная среда, где должны представлены дидактические, настольные игры, различные атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в организованной форме обучения. Наборы иллюстраций, плакатов, знакомящие дошкольников с правилами пожарной безопасности, с работой пожарной службы Детская художественная литература в книжном уголке. В качестве наглядного материала может выступать фланелеграф, магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным (геометрические фигуры разного цвета и размера, дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций, возникающих при пожаре Для занятий по обучению Правилам дорожного движения воспитатели используют ТСО: телевизор, DVD, альбомы, видеофильмы и др. Ребенок усваивает сказанное быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет. Под руководством воспитателей дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр: огнетушители, пожарный рукав, противопожарный щит. Знаки - нагрудные и переносные: специальный транспорт пожарная машина, скорая помощь, милиция. В наличии должны быть наглядные пособия: - плакаты о противопожарной безопасности; - конструкторы (строительный, металлический).

Организация образовательного процесса по основам безопасности дошкольников.

Система работы по формированию у дошкольников знаний по правилам пожарной безопасности.

Обучение воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них навыков по предупреждению пожаров и тушению загорании, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся воспитателями дошкольного учреждения.

Система работы по данной проблеме включает: -

  1. создание предметно-развивающей среды: художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет объектов, знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбомы по основам пожарной безопасности, номера телефонов служб; - совместную деятельность педагога и детей, наблюдение, беседы дидактические игры, вечера досуга, , конкурсы рисунков;

- работу с родителями:

создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов; -взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности; Она проводится в средней, старшей и подготовительной группе



Цель работы с детьми седьмого года жизни

формировать правила пожарной безопасности;

расширить знания детей о борьбе с огнем,

воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения и этом случае, способами тушения, трудом пожарника Проводилась беседа где воспитатель познакомила детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. На занятиях детям объясняли, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места; как погасить маленький огонь песком, водой и ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно нажать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду. Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовались яркие, выразительные плакаты, открытки. Дети знакомились с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами 'домашнего обихода проводились дидактические игры, на занятиях дети знакомились с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, диафильмами, рассказывающими о борьбе людей с огнем. На данном этапе целесообразно использовать тренинги, беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности. Педагогам следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации. При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. Порядок проведения и темы занятий определяются воспитателями дошкольного учреждения. Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста воспитанников 1 раз в две недели. Многими исследователями в качестве важного условия сознательного заучивания правил безопасного поведения выделяется – формирование знаний у детей. На занятиях педагог может рассказать о труде пожарных, о различных случаях, происшедших с детьми, о причинах возникновения пожаров, о пожарных собаках, спасающих людей из огня. Для закрепления знаний можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. В связи с этим работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду должна вестись по трем направлениям.

• Профилактическая работа с детьми

. • Разъяснительная работа с родителями.

• Главное внимание необходимо сосредоточить на работе с детьми.

В связи с этим работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду должна вестись поэтапно.

Первый этап работы – это диагностика – выявление уровня знаний и представлений детей о правилах пожарной безопасности. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить направления последующей работы.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах пожарной безопасности через различные формы работы: занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил.

Третий этап- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, использование публикаций в периодической печати, игры- драматизации, творческие игры, наблюдения, экскурсии в пожарную часть, встречи с интересными людьми профессии «пожарный»,просмотр видеофильмов по данной тематике, организация тематических конкурсов «Огонь друг – огонь враг»

. Четвертый этап– формирование у детей чувства ответственности. Ребята принимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. Задача педагога: формировать в подрастающем человеке готовность отвечать за свои поступки.

Пятый этап работы – развивать у детей чувство контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам пожарной безопасного эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

.Программа обучения воспитанников правилам пожарной безопасности На занятиях по обучению воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы

. Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях. Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства — всенародное дело. Предупреждение пожаров — основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Огонь — друг и враг человека. Что такое огонь? Какую пользу приносит, огонь человеку и как человек научился, управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых послед- ствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях — детская шалость со спичками и другие виды детской шалости; непотушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка — основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении. Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим при проведении культурно-массовых мероприятий.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров. Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей, оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотех- нических приборов, приборов и газовых плит, сжигание мусора вблизи строения и т.д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Тема 6. Первичные средства пожаротушения.. Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения

Тема 7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Основные сведения об автоматических установках пожаротушения Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации

. Тема 8. Что нужно делать при пожаре. Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.ппе

. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Методика для детей подготовительной группы

Показатели

1) Выявить знания детей о родителях:

а) (Ф.И. отчество)

б) место работы.

2) Выявить знания детей о домашнем адресе

: а) улица, б) номер дома, в) микрорайон.

3) Выявить уровень знания об экстренных службах:

а) пожарная часть - «010», б) милиция - «020», в) скорая помощь - «030». г) служба газа – «040».

4) Выявить уровень знаний о безопасном обращении с огнем:

а) Почему опасно играть со спичками, особенно в укромных местах?

б Почему нельзя озорничать с фейерверками, бенгальскими огнями?

в Почему, балуясь с огнем сам, ты подвергаешь опасности окружающих?

г) К чему могут привести детские шалости с пиротехникой?

д) Чем опасны пожары?

5)Выявить уровень знаний об огнеопасных предметах:

а) Что случится, если оставить без присмотра включенный утюг, телевизор, компьютер, электроприборы?

б) Какая опасность исходит от газовой плиты?

в) Почему нельзя озорничать с фейерверками, бенгальскими огнями?

6) Выявить уровень знаний как вести себя при пожаре

: а) Что делать, если вдруг начался пожар?

б) Как быть, если вместе с тобой в загоревшейся квартире остались дети младше тебя?

в) Чем опасен дым при пожаре?

г) Почему в случае пожара для эвакуации нельзя пользоваться окнами и лифтом?

7) Выявить знания детей о профессии пожарного:

а) Какими качествами должен обладать пожарный.

б) Почему работу пожарного называют опасной

8) Выявить знания детей о ПБ в природе

: а) Почему в лесу нельзя играть со спичками?

б) Почему, убегая из зоны огня нужно прикрывать нос и рот мокрым платком?

в) Почему убегая из зоны огня надо бежать, пригибаясь к земле?

. г) Почему возникают лесные пожары?

. 9) Выявить знания детей о горючих веществах:

а) Какие вы знаете горючие жидкости?.

б) Что тушат водой.

в) Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

. г) Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне?

высокий

средний


низкий




IV. Формы, методы и средства по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности

Обучая детей правилам пожарной безопасности, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.

  1. Беседа – позволяет избежать передачи уже известных дошкольникам знаний, помогает педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбирать адекватную методику. Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер

  2. Занятия. Знакомство с правилами поведения на улице педагог может осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д.

На занятиях по развитию речи педагог использует различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:

• рассматривание картин и иллюстраций,

• составление описательных рассказов по картине,

• разучивание стихотворений,

• чтение художественной литературы

, • разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения при возникновении пожара;

• просмотр видеофильмов с обсуждением ситуаций.

Кроме того, педагог знакомит с основными видами и характеристиками пожаров. Для этого целесообразно совместно с детьми анализировать возникновение пожара. На этой основе вводятся правила пожарной безопасности в быту, в лесу

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Пожар в лесу», «Мы пожарные», «Загородный дом», «Наша улица». В уголке изобразительной деятельности дошкольникам предоставляется возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, фиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику педагог оснащает уголок развивающим материалом: образцы различного вида средств пожаротушения, иллюстрации с различными ситуациями возникновения пожара. Книжки-раскраски «Пожарная техника», «Огонь- добрый, огонь-злой» и т. д. помогут ребенку учиться понимать и правильно вести себя на улице. Играя, ребенок самостоятельно разбирается в самых разных ситуациях, определяет, правильно ли ведут себя герои. Работая с книжками-раскрасками, ребенок закрепляет знания о профессии пожарного. Развитие наблюдательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в уголок помещаются: материал для аппликации, используемый детьми (картон, бумага цветная, ножницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т.д.), различные трафареты, обводки, печатки.

3. Экскурсии. В ДОУ необходимо проводить с детьми за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с условиями работы пожарных, средств пожаротушения и т. д. Во время проведения экскурсии педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает особенности профессии пожарного.

4. Ролевые игры Знания, полученные на занятиях, закрепляются в сюжетно – ролевых играх. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для данного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ролевая игра вызывает большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты пожарного, макет огнетушителя, расположенные на стойках первичные средства пожаротушения, нагрудные знаки с изображением специального транспорта. Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя пожарной машины. Под руководством воспитателя продумывается содержание игры, обсуждаются действия участников, распределяются роли. 5. Конструктивная деятельность Для постройки различных зданий, детям необходимо предлагать строительный материал, из крупных модулей можно построить пожарную машину. Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах пожарной безопасности. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, педагогу следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи – сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).

6. Художественная литература «Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Однако, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с основами безопасной жизнедеятельности. Исходя из общих требований к отбору литературы, можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила противопожарной безопасности. К ним относятся:  «Кошкин дом» С.Я.Маршак , «Пожар» С.Я Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» С.Я Маршак , « Чтоб не ссорится с огнем» Т. Федотова, «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванов, «Наш номер 01» Т.Кинько, «Спички не синички» О.Вицисис ,«Путаница» К.Чуковский , «Пожарные собаки» А. Толстой , «Как сгорел один дом» Н.Афанасьев

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает: 1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально)

. 2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил пожарной безопасности и возможности их избежать.

3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально

. 4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о пожаробезопасном поведении на улице, например: - сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; - режиссерские игры; - демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр); - инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

. 6. Для успешного усвоения информации о первичных средствах пожаротушении может являться щит на территории детского сада. Последовательность работы по освоению дошкольниками правил пожарной безопасности представлена так;

1 многократные упражнения ребенка с взрослым в выполнении необходимых и достаточных для его безопасности Правил противопожарной безопасности (эта работа в основном осуществляется родителями);

2 формирование системы знаний о необходимости выполнения каждым человеком Правил пожарной безопасности при помощи объяснений, чтения специальной детской литературы, просмотра видеофильмов, рассматривания картинок с изображением пожарных ситуаций (реализуется в детском саду через систему занятий, закрепляется в семье);

3 игровое моделирование пожарных ситуаций, поиск разумного их разрешения (реализуется в сюжетно-ролевых играх детей в детском саду). Целесообразно использовать следующие методы воспитания:

внушение (особенно применительно к детям дошкольного возраста), убеждение, пример, упражнение, поощрение

IV. Перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности



Планирование по пожарной безопасности в группе общеразвивающей направленности 7-года жизни



Задачи:

- познакомить с историей создания пожарной службы, показать ее значимость для людей; -

познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного (БОП или боевика), номером телефона пожарной службы;

- закреплять знания о профессии пожарного

, воспитывать уважение к их труду;

-закреплять знания детей о литературных произведениях, правилах безопасного поведения (пожарная безопасность).


сентябрь

октябрь

ноябрь

Позновательная деятельность

Комплексное занятие; (пожарный номер-0-10

Составление загадок-описание об электроприборах


беседа-толкование пословиц и безопасности

Рассказ воспитателя-Из чего делают одежду пожарных? Отгадывание кроссворда Огнеборцы.|

Продуктивная деятельность

Рисование-Мирные пожары(викторины на основе литературных произведений)

Конструирование(ма-шины,здания (основа прямоугольная коробочка)

Выставка по результатам совместного детско – родительского проекта «Каждый пожарный -герой» (по литературным произведениям)

Игровая деятельность

Литературная викторина «Что, где, когда» Словесная игра «Продолжи стихотворение»

Подвижная командная игра-эстафета: «Быстрые и ловкие

Игровые задания «Куда звонит Чебурашка» «Кому, что нужно для работы» Пластические этюды «Где работает огонь»

Художественная литература

С.М Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

М.Кривич «Где работает огонь»

Н.Кун «Миф о Прометее» Л.толстой

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Правила, которые родители должны знать как таблицу умножения. Они очень просты, но от них зависит безопасность дошкольника».

Рекомендации родителям «Убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «01», если вдруг начался пожар

Беседа с родителями о пожарной безопасности с использованием аудиозаписи детских рассказов.

Задачи: -закреплять знания детей о профессии пожарного; - воспитывать уважение к труду пожарного; - закреплять знания о пожарной безопасности; - упражнять в умении создавать плоскостные панорамы, соединяя между собой элементы композиции; - закреплять умение создавать поделку и бумаги на основе конструкции прямоугольной формы; - упражнять в лепке фигуры человека; - развивать умение планировать совместную работу


декабрь

январь

февраль

Познавательная деятельность

Комплексное занятие: «Пожарная часть»

Беседа «Откуда пришел огонь»

Рассказ воспитателя: «Несгораемый, или почему не горит асбест» «Из чего состоит дым»

Продуктивная деятельность


Рисование создание иллюстрированной Книги по сказке Е.Пермяка «О принце в голубой короне»

Создание макета «Пожарный щит»



Изготовление дидактических игр по типу разрезных картинок по пожарной безопасности. Начало и конец пословиц о пожарной безопасности

Игровая деятельность


Досуг «Внимание - огонь» Дидактические игры «Предметы –сточник пожара» «Лежебока»


Игры упражнения «Если в доме что- то загорелось» «Чем тушить огонь»


Пластические этюды -пламя свечи, -пламя костра, -пламя пожара. Подвижная игра «Тушим пожар»

Работа с родителями

Родительский всеобуч -Проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес, Ф.И.О. родителей и телефоны экстренной службы.

Консультация для родителей: «Правила пожарной безопасности в доме

Рекомендации родителям -Объясните ребенку, что надо делать, если в квартире возник пожар»

Задачи: - формировать у детей представления о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. - закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности


Март

апрель

май

Познавательная деятельность

Комплексное занятие: «Пожарная безопасность в природе» Беседа «как в лесу заживает пожар»

Рассказы воспитателя «Как вода тушит огонь», «Может ли вода гореть»

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожар» Отгадывание кроссворда «Потушить огонь поможет»

Продуктивная деятельность

Рисование иллюстрирование отрывка из стихотворения Г.Остера «Вредные советы

Рисование Иллюстрирование Правил безопасного поведения в природе «Мы пришли с друзьями в лес»

Коллективная работа «Пожарный щит»

Игровая деятельность

Блиц-турнир «Пожарная безопасность»

Дидактические игры «Помоги пожарному» «Средства пожаротушения» Игры-забавы «Я начну, а ты продолжи» «Закончи стихотворение» «Это я, это я, это все мои друзья».

Игра – пантомима (пластический этюд) «Добрый огонь. Злой огонь» Игра-соревнование «Мы помощники пожарных»


Художественная литература


Г.Остер «Вредные советы» В.Николаич «Добрый и злой джинн»


Т. Нуждина «История спички» Б.Житков «Пожар»


Г.Х.Андерсен «Огниво» Л.Толстой «Солдат»

Работа с родителями

Рекомендации родителям -Закрепите с детьми телефоны экстренной службы. -Объясните ребенку, что надо сказать, позвонив по телефону «01».

Консультация для родителей: «Детские шалости с огнем» «Детям всем должно быть ясно, что шутить с огнем опасно»

Родительское собрание «Меры по предупреждению пожарной безопасности в природе».

Партнерство с родителями

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно. «Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе», - это высказывание В.А. Сухомлинского, остается актуальным, по сей день. Педагогам следует уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами этого не всегда ему следуют. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность,обиду или даже агрессиюI.

Прогнозируемые результаты знаний и умений по правилам пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст

Должны знать;



что делать, если загорелась одежда



чем опасны электрические приборы



номер телефона пожарной службы


причины возникновения пожара в доме



причины возникновения пожара в лесу




Литература

. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: Детство-пресс, 2002. 2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М-2008. 3. Коломиец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.,2009 4.Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: «Издательство «Детство –пресс», 2010. 5.Прилепко Е.Ф.Пожарная безопасность для дошкольников, М-2008. 6.Жукова О.Г.,Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «АУ!» Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности.- СПб.: Детство-пресс, 2008 7.Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1994. 8.Как обеспечить безопасность дошкольников /Белая К.Ю, Зимонина В.Н.,Кондрыкинская Л.А.М.: Просвещение,2006. 9.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет., М-2006 10. Патрушина Т. Навыки личной безопасности: от детского садика до школы. Газета «Детский сад со всех сторон» № 32/2002. 11. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. М.— Астрахань, 1997.