1.Пояснительная записка
Программа для внеурочной деятельности «Народные игры» создана на основе
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения)
Данная программа реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности младших школьников.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.
Цель программы: воспитание самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
- приобретение знаний о народных играх, о традициях, истории и культуре народов России;
- обучение разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
- повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народов России. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Сроки реализации программы
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию программы отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году ( 4.11.16г., 23.02.17г., 24.02.17г., 8.03.17г., 1.05.17г., 8.05.17г., 9.05.17г.) , расписанием занятий внеурочной деятельности МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа для внеурочной деятельности «Народные игры» во 2-м классе в 2016-2017 уч.году будет реализована в объеме 34 часа.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Основные формы работы на занятии: в парах, групповые и коллективные формы работы.
Формы подведения итогов: участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях школы.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Ожидаемые результаты:
должны иметь представление:
-об историческом наследии народов России и народных игр;
-о традициях народных праздников;
-о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
-историю возникновения народных игр;
-правила проведения игр, эстафет и праздников;
-основные факторы, влияющие на здоровье человека;
-основы правильного питания;
-правила поведения во время игры.
должны уметь:
-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
-владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
-применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
3. Содержание программы
1.Общие подвижные символические игры.
Русская народная игра «Платок», дагестанская народная игра «Достань шапку».
2. Игры для формирования правильной осанки.
Русские народные игры «Бои на бревне», «Ванька-встанька», дагестанская народная игра «Подними платок».
3. Игры со скакалками.
Русские народные игры «Скакалочка», «Люлька», чувашская народная игра «Хищник в море».
4.Игры с бегом.
Осетинская народная игра «Жмурки», татарская народная игра «Лисички и курочки», мордовская народная игра «Салки».
5. Игры с прыжками.
Русские народные игры «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», осетинская народная игра«Чепена»», татарская народная игра «Спутанные кони».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча или других предметов.
Русские народные игры «Сильный бросок», «Лови мяч», дагестанская народная игра «Выбей из круга», калмыцкая народная игра «Забрасывание белого мяча».
7. Игры с лазанием и перелезанием.
Русская народная игра «Распутай верёвочку», чеченская народная игра «Утушка»
8. Игры для развития внимания.
Русская народная игра «Волк и овцы», якутская народная игра «Сокол и лиса», удмуртская народная игра «Водяной
9. Общеразвивающие игры.
Русские народные игры «Встречный бой», «Перетягивание каната», «Казаки и разбойники».
10. Игры с разными предметами.
Русская народная игра «Лапта» .
11. Игры с камешками, шариками и палками.
Осетинская народная игра «Бита» , белорусская народная игра «Колечко»дагестанская народная игра «Слепой медведь»..
12. Хороводные игры.
Русские народные игры «Ясное золото», «Ручеёк».
13. Игры в помещении.
Русская народная игра «Море волнуется», белорусская народная игра «Гуси летят».
14. Игры в фанты.
Русские народные игры «Работа и забава», «Тяни - пускай», «Голуби».
15. Игры- шутки.
Белорусская народная игра «У Мазаля», украинская народная игра «Колдун», русская народная игра «Чур».
16. Сюжетные игры.
Русская народная игра «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», украинская народная игра Перепелочка», бурятская народная игра «Волк и ягнята».
17. Загадки, шарады, каламбуры.
«Отвечай, не говоря!», «Мимика», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир народных игр».
Игры разученные в разделах
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Общее количество часов |
1. | Общие подвижные символические игры. | 2 |
2. | Игры для формирования правильной осанки. | 2 |
3. | Игры со скакалками | 2 |
4. | Игры с бегом | 2 |
5. | Игры с прыжками | 2 |
6. | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча | 2 |
7. | Игры лазанием и перелезанием | 2 |
8. | Игры для развития внимания | 2 |
9. | Общеразвивающие игры | 2 |
10. | Игры с разными предметами | 2 |
11. | Игры с камешками, шариками и палками | 2 |
12. | Хороводные игры | 1 |
13. | Игры в помещении | 2 |
14. | Игры в фанты | 2 |
15. | Игры- шутки | 2 |
16. | Сюжетные игры | 2 |
17. | Загадки, шарады, каламбуры | 2 |
18. | Праздник «Мир народных игр» | 1 |
Итого часов: | 34 |
Методическое обеспечение и технологии программы:
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным физическим развитием. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Педагогические возможности преподавания содержания программы «Народные игры» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.
Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания. Народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.
С историческим наследием народов знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.
С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| план | факт |
1-2 | Общие подвижные символические игры: Русская народная игра «Платок» Дагестанская народная игра «Достань шапку» | 1 1 | 7.09. 14.09. | |
3-4 | Игры для формирования правильной осанки: Русские народные игры «Бои на бревне», «Ванька-встанька» Дагестанская народная игра «Подними платок». | 1 1 | 21.09. 28.09. | |
5-6 | Игры со скакалками: Русские народные игры «Скакалочка», «Люлька» Чувашская народная игра «Хищник в море». | 1 1 | 5.10. 12.10. | |
7-8 | Игры с бегом: Осетинская народная игра «Жмурки», татарская народная игра «Лисички и курочки» Мордовская народная игра «Салки». | 1 1 | 19.10. 26.10. | |
9-10 | Игры с прыжками: Русские народные игры «Кто дальше», «Перетягивание прыжками» Осетинская народная игра«Чепена»», татарская народная игра «Спутанные кони». | 1 1 | 9.11. 16.11. | |
11-12 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: Русские народные игры «Сильный бросок», «Лови мяч» Дагестанская народная игра «Выбей из круга», калмыцкая народная игра «Забрасывание белого мяча». | 1 1 | 23.11. 30.11. | |
13-14 | Игры лазанием и перелезанием: Русская народная игра «Распутай верёвочку» Чеченская народная игра «Утушка» | 1 1 | 7.12. 14.12. | |
15-16 | Игры для развития внимания: Русская народная игра «Волк и овцы», якутская народная игра «Сокол и лиса» Удмуртская народная игра «Водяной | 1 1 | 21.12. 28.12. | |
17-18 | Общеразвивающие игры: Русские народные игры «Встречный бой», «Перетягивание каната» «Казаки и разбойники». | 1 1 | 11.01. 18.01. | |
19-20 | Игры в помещении: Русская народная игра «Море волнуется» Белорусская народная игра «Гуси летят» | 1 1 | 25.01. 1.02. | |
21-22 | Игры с камешками, шариками и палками: Осетинская народная игра «Бита» , белорусская народная игра «Колечко» Дагестанская народная игра «Слепой медведь». | 1 1 | 8.02. 15.02. | |
23 | Хороводные игры: Русские народные игры «Ясное золото», «Ручеёк». | 1 | 22.02. | |
24-25 | Игры с разными предметами: Русская народная игра «Лапта» . | 2 | 1.03. 15.03. | |
26-27 | Игры в фанты: Русские народные игры «Работа и забава», «Тяни - пускай», «Голуби». | 2 | 29.03. 5.04. | |
28-29 | Игры- шутки: Белорусская народная игра «У Мазаля», украинская народная игра «Колдун» Русская народная игра «Чур». | 1 1 | 12.04. 19.04. | |
30-31 | Сюжетные игры: Русские народные игры «Два Мороза», «Гуси-Лебеди» Украинская народная игра Перепелочка», бурятская народная игра «Волк и ягнята». | 1 1 | 26.04. 3.05. | |
32-33 | Загадки, шарады, каламбуры: «Отвечай, не говоря!», «Мимика», «Отгадай слово», «Искатель цветов». | 2 | 10.05. 17.05. | |
34 | Праздник «Мир народных игр» | 1 | 24.05. | |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы:
Литература:
1.Примерная программа по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010
2.Кенеман А.В. (под редакцией Т.И.Осокиной) Детские подвижные игры. Москва, /Просвещение/ 1989.
3.Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
Оборудование:
Маты.
Теннисные мячи.
Обручи.
Скакалки.
Мячи волейбольные.
Платочки.
Камешки различных форм и размера (галька)
Флажки.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Н-УООШ №14 от «____»__________2016г.№_________ ___________ __________________ Подпись Ф.И.О.руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ______________ Подпись Ф.И.О. «____»___________2016г. |
19