Утверждаю Согласовано
Директор СОШ № 2 Зам директора по УВР
__ _________/Молодых В.Н./ __________(Бондарева Т.А.)
«___»____________2016г. «___»____________2016г.
МБОУ СОШ №2 имени А.С.Пушкина
Программа
кружка «Основы безопасности жизнедеятельности»
ФГОС ООО
направление: обще интеллектуальное
учебный год: 2016-2017
6 класс
По программе Основы безопасности жизнедеятельности
под редакцией А.Т.Смирнова 2007г
Количество часов: всего 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Ковалев Александр Прокофьевич
гвардии майор запаса
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождения человека в социальный мир, его адаптацию в нём, она должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Современному рынку труда нужен хороший сотрудник - человек, который может работать в команде, обладает навыками межличностного общения, способностью к самореализации, т.е. личность со сформированными ключевыми компетенциями.
В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству как виду (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации (ЧС), на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложном, полном опасностей мире. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6 классе из расчета 1 час в неделю внеурочно. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (1 час - резервный). Используется классно-урочная система, Предмет изучается первый год поэтому главное-накопление знаний.
Назначение и общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим
Актуальность и перспективность курса
В процессе обучения основной упор делается на формирование у школьников знаний и умений безопасной жизнедеятельности, но при этом среди умений и навыков безопасной жизнедеятельности необходимо выделять умение проектировать предстоящую деятельность.
Данное умение является обобщенным и может быть использовано в процессе выполнения любой человеческой деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.), в том числе и в ходе выполнения деятельности по предупреждению и выходу из чрезвычайной ситуации, несущей угрозу жизни и здоровью человека.
Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания учащихся на природе.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, на природе и др.).
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового об раза жизни».
Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Главная задача курса
Дать учащимся навыки выживания в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни: на воде; в чрезвычайной ситуации природного характера; по оказанию первой медицинской помощи при травмах; основам здорового образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по обеспечению личной безопасности во время активного отдыха на природе, общения с естественной природной средой.
Данный курс поможет овладеть навыками ориентирования на местности, определения своего местонахождения и движения по маршруту в заданном направлении.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из 3-х содержательных линий:
- безопасность человека в природных условиях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- безопасность дорожного движения
Межпредметные связи:
Биология, география.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 6 класса.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из 3-х содержательных линий:
- безопасность человека в природных условиях 20 час.;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 час.;
- безопасность дорожного движения 4 часа
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Информационно- методическое обеспечение:
- Интернет
- таблицы, графики, учебные плакаты
Планируемые результаты
1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
2. Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
3. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
4. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
5. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
6. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
7. Участие в планируемых школой делах и мероприятиях.
8. Работа школьников над проектами, защита проектов (портфолио школьника).
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2009г.
2. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2011г.
3. В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 6 класс», М., «Дрофа», 2010г
4. Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко « ОБЖ 5-6 классы», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.
5. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс». М., «Просвещение», 20012г.
6. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2010г.
Дополнительная литература
1. С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
2. В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.
3. В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
4. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М., «Дрофа», 2000г.
5. В.И. Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности», М., «Астрель», 2002г.
6. Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы». – М. « ВЛАДОС», 2003г.
8. В.П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.
9. С.С. Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.
10. Г.Н. Шевченко «ОБЖ. 6 класс. Поурочные планы», Волгоград, «Учитель», 2005г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС ФГООС
основы безопасности жизнедеятельности
(под редакцией А.Т.Смирнова) В неделю – 1 час
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домаш. задание |
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личные результаты |
| | Тема I Подготовка к активному отдыху на природе (25 часов) | |
1. | | Природа и человек | Входной урок | Сформулировать представление о значении отдыха на природе для человека. Позна-комить с опреде-лением-активный турист | Природа и человек. Общение с природой-естественная потреб-ность человека для развития своих духо-вных и физических качеств | Знать отличитель-ные особенности искусственной сре-ды обитания чело-века от естествен-ной нриродной среды | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование основ экологиче-ской культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях | § 1.1 стр. 6-8 |
2. | | Ориентирование на местности | Комбинированный | Познакомить с различными спо-собами ориентиро-вания на местно-сти. Изучить пра-вила определения сторон горизонта по компасу и ме-ханическим часам | Компас. Устройство компаса. Ориентиро-вание на местности с помощью компаса и механических часов. Способы определе-ния сторон горизонта по местным приме-там | Знать стороны гори-зонта. Уметь опре-делять стороны горизонта различ-ными способами. | Усвоение правил ориентирования на местности | § 1.2 стр. 9-14 |
3. | | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | Комбинирован. | Изучить правила своего местона-хождения и нап-равления движе-ния на местности. Познакомить с понятием-азимут | Определение своего местонахождения и направления движе-ния на местности. Ориентирование с помощью карты. Масштаб. Азимут. | Знать правила ориентирования по карте. Уметь опред-лять своё местона-нахождение и нап-равление движения на местности | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Извлечение необходимой информации | Усвоение правил ориентирования на местности | § 1.3 стр. 15-18 |
4. | | Подготовка к выходу на природу Подготовка к выходу на природу | КУ КУ | Изучить правила подготовки к вы-ходу на природу Изучить правила подготовки к вы-ходу на природу | Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по марш-руту. Расчёт времени движения. Расчёт времени движения по маршруту | Знать и уметь разрабатывать план и маршрут похода. Уметь производить расчёт движения. Уметь определять исход-ный и конеч-ный пункт маршрут | Усвоение правил движения по маршруту Усвоение правил движения по маршруту | § 1.4 стр. 19 21 стр. 19 21 |
5. | | Определение места для бивака и организация бивачных работ | Комбинированный | Познакомить с правилами опреде-ления места для бивака и организа-цией бивачных работ | Привалы и ночлеги, малые привалы, орга-низация обеденного привала. Ночлеги и дневки в полевых условиях, свёртыва-ние туристского лагеря. Разведение костра. Заготовка топлива, приготовле-ние пищи на костре | Уметь организовы-вать привалы и ночлеги, дневки. Свёртывание лаге-ря. Знать и соблю-дать правила разве-дения костра, заготовки топлива, приготовления пищи на костре | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Усвоение правил определения места для бивака и организации бива-чных работ | § 1.5 стр. 22-29 |
6. | | Определение необходимо-го снаряжения для похода | Комбинированный | Изучить требова-ния, предъявляя-емые к снаряже-нию для похода. Изучить правила комплектования аптечки первой медицинской по-мощи | Личное снаряжение, групповое снаряже-ние НАЗ. Определе-ние необходимого снаряжения для по-хода. Состав аптечки первой помощи. Правила её комплек-тования | Уметь определять необходимое снаря-жение для похода, комплектовать апте-чку первой медици-нской помощи | Усвоение правил определения необ-ходимого снаряже-ния для похода | § 1.6 стр. 30-34 |
| | Тема II Активный отдых на природе и безопасность | |
7. | | Общие правила безопас-ности во время активного отдыха на природе | Комбинированный | Изучить правила безопасности (дис-циплины) в похо-де. Сформировать представление о значимости соб-людения правил личной гигиены в походе | Активный отдых на природе. Общие пра-вила безопасности при активном отдыхе на природе | Соблюдать в походе режим и график движения. Знать и соблюдать правила личной гигиены. Знать и соблюдать правила безопасно-сти в походе | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 2.1 стр. 35-37 |
8. | | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | Комбинирован. | Познакомить с правилами подго-товки и проведе-ния пеших похо-дов на равнинной и горной местно-сти. Правила прео-доления водных | Пеший туризм. Поря-док движения поход-ной группы. Выбор темпа и линии дви-жения. Безопасность в пешем и горном походе. Правила переправы в брод | Знать особенности пеших походов. Уметь преодолевать лесные заросли, за-валы, водные пре-грады. Понимать особенности горных маршрутов | Усвоение правил подготовки прове-дения пеших похо-дов на равнинной и горной местности | § 2.2 стр. 38-45 |
9. | | Подготовка и проведение лыжных походов | Комбинирован | Сформировать представление об организации и проведении лыж-ных походов | Снаряжение туриста-лыжника. Одежда и обувь лыжника, под-бор и подготовка-лыж организация движения. Организация ночлега | Уметь выбирать одежду и обувь для лыжного похода. Знать правила движения туристов в лыжном походе | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Усвоение правил подготовки и прове-дения лыжных по-ходов | § 2.2 стр. 46-50 |
10. | | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | Комбинированный | Познакомить с правилами подго-товки к водному походу. Изучить правила безопас-ностого поведения на воде, возмож-ные аварийные ситуации на воде | Возможные аварий-ные ситуации в вод-ном походе. Подго-товка к водному походу. Ремонтный набор для деревян-ной лодки байдарки, надувной лодки. Ночлег в водном походе | Знать правила безо-пасного поведения на воде и при устройстве на ночлег. Уметь поль-зоваться спасате-льным жилетом | Усвоение правил подготовки и прове-дения водных по-ходов | § 2.4 стр. 51-57 |
11. | | Велосипедные походы и безопасность туристов | Комбинированный | Сформулировать представление об организации и проведении вело-сипедных походов Изучить правила безопасного пове-дения во время велосипедных по-ходов | Особенности органи-зации велосипедных походов. Обеспече-ние безопасности ту-ристов в велосипед-ных походах. Устрой-ство велосипеда. Виды велосипедов. Ремонтный набор | Знать что входит в ремонтный набор велосипеда. Уметь устранять неиспра-вности и отклоне-ния в работе вело-сипеда. Знать пра-вила безопасного поведения во время велопоходов | Усвоение правил подготовки и прове-дения велосипед-ных походов | § 2.5 стр. 58-64 |
| | Тема III Дальний и выездной туризм | |
12. | | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем выездном туризме | Комбинированный | Познакомить с понятиями даль-ний (выездной) ту-ризм. Сформиро-вать представле-ние о значении теоретической и практической под-готовке к путеше-ствию | Факторы, оказыва-ющие влияние на безопасность чел-овека в дальнем выездном туризме. Адаптация организма к новым климатиче-ским условиям. Адаптиция организма к новой пище | Знать определения выездной туризм и дальний туризм. Уметь время в различных часовых поясах | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 3.1 стр. 65-68 |
13. | | Акклиматизация человека в различных климатичес-ких условиях Акклиматизация человека в различных климатичес-ких условиях | КУ КУ | Изучить понятие-акклматизация; факторы, влияю-щие на здоровье человека при смене климато-географических условий | Акклиматизация к холодному климату, к жаркому климату. Основные правила поведения при смене климотогеографичес-ких условий, факторы влияющие на здоровье | Знать правила акклиматизации в различных климато-географических р. Знать правила акклиматизации в различных климато-географических районах | Усвоение правил акклиматизации в различных климато-географических р. Усвоение правил акклиматизации в различных климато-географических районах | § 3.2 стр 68 72 § 3.2 стр 68 72 |
14. | | Акклиматизация в горной местности | Комбинирован. | Сформировать представление об особенностях акклиматизации в горной местности | Акклиматизация, основные правила по-ведения в условиях горной местности. Горная болезнь. Кислородное голодание | Знать правила акклиматизации в горной местности | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Знать правила акклиматизации в горной местности | § 3.3 стр 73 76 |
15. | | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | Комбированный | Изучить правила безопасного пове-дения при следо-вании к местам отдыха наземны-ми видами транс-порта (автобус, ж.дорога) | Авария ТС в безлюд-ном месте. Обеспече-ние личной безопа-сности при следова-нии к местам отдыха наземными видами транспорта (автомо-льным, ж-дожным) | Знать правила безо-пасного поведения при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомо-льным, ж-дожным) | Усвоить правила безопасного пове-дения при следова-нии к местам отдыха наземными видами транспорта (автомо-льным, ж-дожным) | § 3.4 стр. 77-81 |
16. | | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | Комбинир. | Сформировать представление об обеспечении лич-ной безопасности на водном транс-порте | Способы подачи сиг-налов бедствия. Обе-спечение личной безопасности при следовании водным транспортом | Знать правила безо-пасного поведения при кораблекруше-нии | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез.. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Уяснение правил личной безопасно-сти при следовании водным транспор-том | § 3.5 стр 82 85 |
17. | | Обеспечение личной безопасности на воздуш-ном транспорте | Комбированный | Сформировать представление об обеспечении лич-ной безопасности на воздушном транспорте | Обеспечение личной безопасности при следовании воздуш-ным транспортом. Подготовка к взлёту. Правила пользования кислородной маской. Правила поведения при аварийной ситуа-ции | Знать правила испо-льзования кислоро-дной маски. Знать правила личной безопасности при возникновении ава-рийной ситуации | Уяснение правил личной безопасно-сти при следовании воздушным транс-портом | § 3.4 стр. 86-90 |
| | Тема IV Обеспечение безопасности при существовании человека в природной среде | |
18. | | Автономное существова-ние человека в природе Автономное существова-ние человека в природе | КУ КУ | Познакомить с понятиями добро-вольная и вынуж-денная автономия человека в приро-дной среде | Автономное сущест-вование а природной среде. Добровольная автономия. Вынужде-ная автономия | Знать понятия доб-ровольная автоно-мия вынужденная автономия Знать понятия доб-ровольная автоно-мия вынужденная автономия | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 4.1 стр 91 93 § 4.1 стр 91 93 |
19. | | Добровольная автономия человека в природной среде | Комбиниров. | Сформировать представление о значении уровня подготовки к пре-дстоящим трудно-стям для достиже-ния поставленной цели | Цели добровольной автономии: познава-тельные, исследова-тельские, спортивные Исторические факты добровольной авто-номии | Знать цели добро-вольной автономии | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 4.2 стр. 94-97 |
20. | | Вынужденная автономия человека в природной среде | Комбиниров. | Познакомить с понятием вынуж-денная автономия в природной среде | Вынужденная авто-номия человека в природной среде. Способы подачи сигналов бедствия исторические факты вынужденной автономии | Понимать что безо-пасность человека в условиях вынуж-денной автономии всецело зависит от его духовных и физических качеств | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 4.3 стр. 98-100 |
21. | | Обеспечение жизнедея-тельности человека в природной среде при автономном сущест-вовании | Комбиниров. | Изучить способы добывания огня, виды временного укрытия, способы очистки воды, способы добыва-ния пищи | Сооружение времен-ного жилища из подручных средств: шалаш, иглу .снежная пещера. Способы добывания огня: с помощью увеличите-ного стекла, с помощью лука и палочки, другие. | Знать способы добывания огня, виды временного укрытия, способы очистки воды, спо-бы добывания пищи | Усвоение правил обеспечения жизне-деятельности чело-века в природной среде при автоном-ном существовании | § 4.4 стр. 101-107 |
| | Тема V Опасные ситуации в природных условиях | |
22. | | Опасные погодные явления | Комбиниров. | Дать определение-погода. Изучить правила поведения во время грозы и пурги. Познакомить с признаками ухуд-шения погоды | Опасные погодные условия и способы защиты от них. Гроза. Молния. Пурга. Правила безопасного поведения во время грозы, пурги Признаки ухудшения погоды используя местные признаки | Знать правила безо-напасного поведе-ния во время грозы и пурги. Уметь определять погоду по различным признакам | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 5.1 стр. 108-114 |
23. | | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | Комбиниров. | Изучить правила безопасного пове-дения при встрече с дикими живот-ными в природных условиях | Обеспечение личной безопасности при встрече с медведем, лосем, кабанами, змеями в природных условиях Дикие животные и их следы | Уметь по следам определять дикое животное. Знать правила безопас-ного поведения при встрече с дикими животными | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Усвоение правил личной безопасно-сти при встрече с дикими животными | § 5.2 стр 115 120 |
24. | | Укусы насекомых и защита от них | Комбинированный | Изучить правила защиты от укусов насекомых | Защита от укусов на-секомых Кровососу-щие насекомые. Жалящие насекомые. Клещи. Средства защиты от нападения насекомых. Периоды года активизации клещей. Места скопления | Знать и уметь испо-льзовать средства защиты от насеко-мых. Знать периоды года и места своего региона, где наиболее часто встречаются клещи | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез.. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 5.3 стр. 121-124 |
25. | | Клещевой энцефалит и его профилактика | Комбиниров. | Дать определение клещевой энцефа-лит. Изучить пра-вила удаления присосавшегося клеща. Правила ПМП | Клещевой энцефалит Периоды года активизации клещей. Места скопления. Правила удаления присосавшихся клеща и действия ПМП. Средства защиты от клещей | Уметь удалять присосавшегося клеща. Знать пра-вила, средства защиты от клещей, периоды активности клещей, места их распространения | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 5.4 стр. 125-129 |
| | Тема VI Первая помощь при неотложных состояниях | |
26. | | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях | Комбиниров. | Дать понятие –личная гигиена. Сформулировать Понимание что личная гигиена в походе обеспечи-вает профилакти-ку различных за-болеваний и травм Лекарсвеные трав | Личная гигиена. По-ходная аптечка, лека-рственные растения и их целебные свойства Правила применения Личная гигиена и оказание ПМП в природных условиях | Знать правила лич-ной гигиены в походных условиях Знать лекарствен-ные растения, их целебные свойства правила примене-ния при оказании ПМП | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез.. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Усвоение правил личной гигиены в походных условиях | § 6.1 стр. 132-137 |
27. | | Оказание первой помощи при травмах | КУ | Сформировать умение оказывать ПМП при: вывихе, потёртостях, уши-бе, растяжении. | Классификация травм Оказание ПМП при: ушибах, вывихах, растяжении связок | Уметь оказывать ПМП при: ушибах, вывихах, растяже-нии связок | Умение оказывать ПМП при: ушибах, вывихах, растяже-нии связок | § 6.2 стр 138 141 |
28. | | Оказание ПМП при тепловом солнечном ударе | КУ | Сформировать умение оказывать ПМП при: солнеч-ном и тепловом ударе, ожоге отморожении | Солнечный удар. Те-пловой удар. Отморо-жение. Термический ожог. Оказание ПМП | Уметь оказывать ПМП при: ожоге, солнечном ударе, тепловом ударе, отморожении | Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез.. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Усвоение правил оказания ПМП при: ожоге, солнечном ударе, тепловом ударе, отморожении | § 6.3 стр 142 147 |
29. | | Оказание ПМП при укусах змей и насекомых | Комбинирован | Познакомить с правилами оказа-ния ПМП при укусах змей и насекомых | Виды ядовитых змей обитающих на терри-тории России. Оказа-ние ПМП при укусах змей и насекомых | Уметь оказывать ПМП при укусах насекомых. Знать правила оказания ПМП при укусах змей | Усвоить правила оказания ПМП при укусах змей | § 6.4 стр 148 150 |
| | Тема VII Здоровье человека и факторы на него влияющие | |
30. | | Здоровый образ жизни и профилактика утомления | КУ | Дать определение ЗОЖ .Сформули-ровать умение оценивать свои возможности (умс-твенные и физиче-ские) | ЗОЖ. Утомление. Са-мочувствие. Объекти-вные и субъективные показатели самоконт-роля. Профилактика переутомления. | Знать определение ЗОЖ. Уметь оценивать свои возможности (умс-твенные и физиче-ские) при планиро-вании работы | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 7.1 стр 152 156 |
31. | | Компьютер и его влияние на здоровье | Комбинирован | Изучить правила безопасного испо-льзования компь-ютера. Научить выполнению спе-циальных упраж-нений для глаз | Компьютер и его влияние на здоровье. Профилактика переу-томления при работе за компьютером. «Гимнастики для глаз за компьтером» | Выполнять гимнас-тику за компьюте-ром. Знать правила безопасного исполь-зования компьютера | Усвоение правил безопасного исполь-зования компьютера | § 7.2 стр 157 159 |
32. | | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | Комбинированный | Формировать основы экологи-ческой культуры на основе призна-ния ценности жизни вр всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отнош-ения к окружаю-щей среды | Влияние неблагопри-ятной окружающей среды на здоровье человека. Загрязне-ние воздуха. Загряз-нение почвы. Загряз-нение вод. Вещества, которые повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окружа-ющей среды | Уметь повышать устойчивость орга-низма неблагоприя-тному воздействию внешней среды Знать, какие вещества повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окру-жающей среды | Формирование не-обходимости отве-тстенного береж-ного отношения к окружающей среде | § 7.3 стр. 160-164 |
33. | | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | Комбинированный | Познакомить с понятиями: социа-льное развитие человека, социаль-ная зрелость человека. Изучить основные факторы социальной среды которые оказы-вают влияние на социальное разви-тие человека и формирование его здоровье | Основные факторы социальной среды , которые оказывают влияние на социаль-ное развитие челове-ка и формирование его развитие | Знать определения: социальное разви-тие человека, социа-льная зрелость человека | Регулятивные: целепологание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анна-лизировать, обобщать, само-стоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлече-ние необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование го-товности к осознан-ному выбору траек-тории образования на базе ориентиро-вки в многообраз-ном мире профес-сий | § 7.4 стр. 165-167 |
34. | | Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека | Комбинирован. | Сформировать понимание о пагу-бном воздействии наркотиков и других психоакти-вных веществ на здоровье человека | Наркотики и психоак-тивные вещества. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Уголовная ответственность за употребление нарко-тиков. | Знать пагубное вли-яние наркотиков и психоактивных ве-ществ на здоровье человека | Формирование нравственных чув-ств и нравственного поведения, осознан-ного и ответстве-нного отношения к собственным посту-пкам | § 7.5 стр. 168-172 |
35. | | Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ | Комбиниров. | Изучить четыре правила «НЕТ НАРКОТИКАМ» Формулировать понимание цен-ности безопасного образа жизни | Профилактика упот-ребления наркотиков и психоактивных веществ | Уметь сказать «НЕТ НАРКОТИКАМ» | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выра-жать свои мысли, формулиро-вать свои затруднения, плани-рование учебного сотрудни-чества | Формирование по-нимания ценности безопасного образа жизни | § 7.6 стр 173 177 |
Примечание: в конце урока возможен тест |
Всего за учебный год – 35 часов |
Преподаватель ОБЖ______________/А.Ковалев/