Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по ОБЖ "Калейдоскоп" для обучающихся 5-7 классов»
Программа психолого-педагогического кружка «Калейдоскоп»
1.Пояснительная записка
Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Внеурочная деятельность является одним из таких условий. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Кружок «Калейдоскоп» - это комплекс психологических занятий, направленных на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей,способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы.
Кружок калейдоскоп способствует достижению следующих личностных результатов :
формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,
развитие мотивации к обучению и познанию,
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Цели и задачи программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия, по 16-20 человек. Индивидуальные занятия необходимы тоже для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
2.Учебно-тематическое планирование 5-6 класс.
№п/п | Тема (цели) | Занятие (тема) | Кол-во часов |
1 | Кто Я? Мои силы, мои возможности. (10 часов) Цели: - помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности; - помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость. | 1. Мое лето. | 1 |
2.Кто Я? | 1 |
3. Какой я- большой или маленький? | 1 |
4. Мои способности | 1 |
5. Мой выбор, мой путь к успеху | 1 |
6. Мой внутренний мир и мои друзья | 1 |
7-8. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | 2 |
9 Мои интересы | 1 |
10. Что значит верить? | 1 |
2 | Я расту, я изменяюсь (5 часов) Цели: - помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения; | 11-12. Мое детство, мои друзья. | 2 |
13-14. Мои одноклассники | 2 |
15.Конфликты в классе | 1 |
3 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Цели: - Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; - ввести понятие «Жизненный выбор» | 16-17. Мое настоящее и будущее. | 2 |
18. Хочу вырасти здоровым человеком! | 1 |
19.Моя будущая профессия | 1 |
20. Мое ближайшее будущее | 1 |
4 | Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (5 часов) Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов. | 21. Кто такой интеллигентный человек? | 1 |
22-23. Хочу вырасти интеллигентным человеком. | 2 |
24-25. Что такое идеальное Я? | 2 |
5 | Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов) Цели: - помочь детям осознать личную свободу и свободу другого; -помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей; | 26. Кто такой свободный человек? | 1 |
27-28. Права и обязанности школьника | 2 |
29. Что такое «право на уважение»? | 1 |
30. Права и обязанности. | 1 |
31. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | 1 |
32-33. Как разрешать конфликты мирным путем? | 2 |
34. Итоговое занятие. | 1 |
| Итого | | 34 |
4. Содержание учебного курса.
Главная особенность обучающихся – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.
Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.
Методы используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности
Работа в рабочих тетрадях для учащихся начальной школы «Тропинка к собственному Я»
Предполагаемые результаты
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
| Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | -осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | - работать в группе, в коллективе. -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем, сверcтниками - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления |
5.Методическое обеспечение программы
Формы психологического контроля: входная, итоговая диагностика.
№ п/п | Методика исследования | Цель | Содержание |
1 | Исследование самооценки у школьников по методике «Лестница» (модификация ЛуговойВ.Ф.- Методика Т.В. Дембо использована модификации С.Я Рубинштейн) | Изучение адекватности самооценки детей старшего дошкольного и школьного возраста | Оцениваемые УУД : Самооценка (действие смыслообразования) - представление себя в роли ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения "Я" и"хороший ученик" Возраст: школьники 5 - 6кл. |
2 | Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) | Выявление сформированности Я-концепции ребенка | Оцениваемые УУД: -действия,направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 11—12 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. |
3 | Анкета для оценки уровня школьной мотивации методика Н. Г.Лускановой, | Определение уровня учебной мотивации | ОцениваемыеУУД: -внутренняя позиция школьника Возраст: школьники5-6кл. Форма оценивания: индивидуальная или групповая диагностика. |
4 | Проективная методика «Что мне нравится в школе?» | Выявление мотивационной готовности к обучению, отношение к школе. | Анализ детских рисунков |
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
5-6 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,
извлекать необходимую информацию из текста,
определять и формулировать цель в совместной работе,
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
учиться контролировать свою речь и поступки,
учиться толерантному отношению к другому мнению,
учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
формулировать своё собственное мнение и позицию.
учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
6.Список литературы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2014г
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006
Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. – Минск, 1997.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.
Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.
Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.
Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.