СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по ОБЖ "Калейдоскоп" для обучающихся 5-7 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа  кружка «Калейдоскоп" по ОБЖ для обучающихся 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по ОБЖ "Калейдоскоп" для обучающихся 5-7 классов»

Программа психолого-педагогического кружка «Калейдоскоп»


1.Пояснительная записка

Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Внеурочная деятельность является одним из таких условий. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Кружок «Калейдоскоп» - это комплекс психологических занятий, направленных на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей,способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы.

Кружок калейдоскоп способствует достижению следующих личностных результатов :

  1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,

  2. развитие мотивации к обучению и познанию,

  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

  6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Цели и задачи программы:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

  6. готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;

  7. формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  8. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формы организации занятий

Для успешной реализации используются групповые занятия, по 16-20 человек. Индивидуальные занятия необходимы тоже для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.



2.Учебно-тематическое планирование 5-6 класс.

№п/п

Тема (цели)

Занятие (тема)

Кол-во часов

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

(10 часов)

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

1

2.Кто Я?

1

3. Какой я- большой или маленький?

1

4. Мои способности

1

5. Мой выбор, мой путь к успеху

1

6. Мой внутренний мир и мои друзья

1

7-8. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

2

9 Мои интересы

1

10. Что значит верить?

1

2

Я расту, я изменяюсь

(5 часов)

Цели:

- помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

11-12. Мое детство, мои друзья.

2

13-14. Мои одноклассники

2

15.Конфликты в классе

1

3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цели:

- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

- ввести понятие «Жизненный выбор»

16-17. Мое настоящее и будущее.

2

18. Хочу вырасти здоровым человеком!

1

19.Моя будущая профессия

1

20. Мое ближайшее будущее

1

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

(5 часов)

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

21. Кто такой интеллигентный человек?


1

22-23. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

2

24-25. Что такое идеальное Я?

2

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

(9 часов)

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

26. Кто такой свободный человек?

1

27-28. Права и обязанности школьника

2

29. Что такое «право на уважение»?

1

30. Права и обязанности.

1

31. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

32-33. Как разрешать конфликты мирным путем?

2

34. Итоговое занятие.

1


Итого


34



4. Содержание учебного курса.

Главная особенность обучающихся – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.

Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.

Методы используемые на занятиях:

  1. Игровые методы

  2. Арт-терапия

  3. Сказкотерапия

  4. Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности

  5. Работа в рабочих тетрадях для учащихся начальной школы «Тропинка к собственному Я»

Предполагаемые результаты

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:


Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;


- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем, сверcтниками

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления




5.Методическое обеспечение программы

Формы психологического контроля: входная, итоговая диагностика.


№ п/п

Методика исследования

Цель

Содержание

1

Исследование самооценки у

школьников по методике «Лестница» (модификация ЛуговойВ.Ф.- Методика Т.В. Дембо использована модификации С.Я Рубинштейн)


Изучение адекватности

самооценки детей старшего

дошкольного и школьного

возраста

Оцениваемые УУД :

Самооценка (действие

смыслообразования)

- представление себя в

роли ученика;

- осознание своих возможностей в

учении на основе сравнения "Я" и"хороший ученик"

Возраст: школьники 5 - 6кл.

2

Методика «Кто Я?» (модификация методики М.

Куна)


Выявление сформированности

Я-концепции ребенка

Оцениваемые

УУД:

-действия,направленные

на определение своей

позиции в отношении

социальной роли

ученика и школьной

действительности;

действия, устанавливающие

смысл учения.

Возраст: 11—12 лет.

Метод оценивания:

фронтальный письменный опрос.

3

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

методика Н. Г.Лускановой,

Определение уровня учебной мотивации

ОцениваемыеУУД:

-внутренняя позиция

школьника

Возраст: школьники5-6кл.

Форма оценивания:

индивидуальная или

групповая диагностика.


4

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Выявление мотивационной готовности к обучению, отношение к школе.

Анализ детских рисунков


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


5-6 класс

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,

  2. извлекать необходимую информацию из текста,

  3. определять и формулировать цель в совместной работе,

  4. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,

  5. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,

  6. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,

  7. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,

  8. соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,

  3. обогатить представление о собственных возможностях и способностях,

  4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,

  5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,

  6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,

  7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,

  8. адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

  2. учиться контролировать свою речь и поступки,

  3. учиться толерантному отношению к другому мнению,

  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении,

  5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,

  6. формулировать своё собственное мнение и позицию.

  7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.


6.Список литературы:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2014г

  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.

  4. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006

  5. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.

  6. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. – Минск, 1997.

  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.

  9. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  10. Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

  11. Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.

  12. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.