СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по внеурочной деятельности»

Программа кружка по внеурочной деятельности

«Словознайка»

2 класс

Содержание:

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность и особенность программы.

2. Цель и задачи программы «Словознайка».

3. Место курса в образовательной программе.

4. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса.

5. Система контроля, оценки знаний.

II. Содержание изучаемого курса.

III. Тематическое планирование программы «Словознайка».

IV. Результаты деятельности.

I . Пояснительная записка

  1. Актуальность и особенность программы.

Новые условия развития российского общества продиктовали необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.  Отличительной особенностью нового стандарта начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Именно деятельностный характер лежат в основе проектной деятельности учащихся.
Полноценное формирование навыков проектной деятельности возможно осуществить в рамках системы дополнительного образования, о развитии которого говорится в постановление Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы»).
В соответствии с новыми образовательными стандартами начальной школы УМК «Школа России» отдает предпочтение проблемно-поисковому методу обучения младших школьников. Он предусматривает создание проблемных  ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование  выводов, сопоставление результатов с эталоном. То есть каждый урок представляет собой проект. Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность результат которой – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Согласно федеральным государственным стандартам через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, необходимые не только для успешного учения, но и на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Рабочая    программа   учебного предмета  «Русский язык»  для 1-4 классов  УМК «Школа России» разработана  в соответствии с  федеральным   государственным образовательным  стандартом  начального общего образования  второго поколения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания. Но при этом учащиеся вторых классов не владеют навыками проектной деятельности. Возникает необходимость выделения времени для обучения работы над проектами.

2. Цель и задачи программы «Словознайка».

Проблема: учащиеся начальных классов не владеют навыками, необходимыми для создания проектов. С целью обучения навыкам работы над проектами, разработана программа кружка «Словознайка».

Цель: формирование проектных и исследовательских компетентностей обучающихся и, как следствие, готовности их к проектной и исследовательской деятельности.
Задачи программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

  • развитие психических процессов;

  • развитие личности младшего школьника;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

3. Место курса в образовательной программе.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа «Словознайка» реализуется как внеурочная деятельность в объеме 34 часа в год – 1 час в неделю. Предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по русскому языку и внеурочной деятельностью.



4. Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны научиться:

Личностные и метапредметные результаты.

На занятиях кружка продолжается работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия.

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия. 

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5. Система контроля, оценки знаний

Контроль и учет приобретенных компетентностей учащихся осуществляется в форме:

  • смотра проектных работ внутри класса,

  • предъявление результатов в виде публичных выступлений перед родителями и учащимися других классов,

  • распространения полученных материалов (листовок, брошюр),

  • выпуск стенгазет,

  • организация выставок.

III. Содержание изучаемого курса.

Программа состоит из вступления, двух основных модулей (теоретического и практического) и заключения.

Введение (1 ч.). Знакомство с понятиями «проект, проблема, информация».

Учимся делать проекты (12 ч.) При изучении первого модуля обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Проблема, объект, цель, задачи проекта. Способы познания окружающего мира и сбора информации, источники информации. Анализ, обобщение и систематизация полученной информации. Выводы, умозаключения. Правила оформления проекта. Презентация устная и письменная.

Мастерим проекты. (19 ч.) Практический модуль состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

Заключение(2 ч.) Систематизация и обобщение знаний по курсу «Словознайка»

V. Тематическое планирование программы «Наши первые проекты».

п/п

Название раздела / тема занятия


Содержание и ресурсы занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.

1 ч.

Введение

Что такое проект


Развитие интереса к проектной деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Презентация проектных работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Знакомство с понятиями «проект, проблема, информация».


2.

12 ч

Учимся делать проекты

1. Как выбрать тему проекта?

2. Обсуждение и выбор тем проекта.

3. Что такое проблема.

4. Формулирование цели, задач проекта.

5. Планирование работы.

6. Источники информации.

7. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

8. Основные логические операции.

9. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

10. Анализ и синтез.

Суждения, умозаключения, выводы.

11. Как сделать сообщение о результатах исследования

12. Оформление работы

Что такое проблема.

Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.

Игра «Посмотри на мир чужими глазами»

Понятия: проблема, объект.

Постановка целей проекта. Определение задач, необходимых для достижения поставленной цели.

Знакомство со способами познания окружающего мира и сбора информации.

Источники информации (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч).

Беседа. Правила общения.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Анализ, обобщение и систематизация полученной информации. Выводы, умозаключения.

Правила оформления проекта.

Презентация устная и письменная.

Учиться выделять проблему, ставить цель;

Составлять план работы над проектом;

Ориентироваться в различных источниках информации.

Уметь проводить первичную обработку информации;

Учиться составлять письменный отчёт о работе над проектом;

Формировать навык устной презентации ;

Учиться навыкам сотрудничества;

Учиться оценивать результаты своей работы.

Учиться излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.

19 ч.

Работа над проектами:

Определять проблему, ставить цель;

планировать свою работу над проектом;

находить необходимую информацию из

различных источников;

проводить первичную обработку информации;

составлять письменный отчёт о работе над проектом;

Уметь устно презентовать проект;

знать навыки сотрудничества;

давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать собеседника и вести диалог.

Излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения.


Проект «Рассказ о слове»

(3 часа)

Орфография или правописание слова

Лексическое значение

Однокоренные слова

Синонимы

Антонимы

Фразеологизм

Сочетаемость слова

Пословица

Загадка

Предложение с этим словом

« В мире многозначных слов» (3 часа)

Определить, почему мы так говорим.
Богат ли русский язык многозначными словами. Как различать многозначные слова .

«Русский алфавит или Азбука».

(3 часа)

Что такое алфавит?

Всегда ли люди владели искусством письма?

Когда появился алфавит?

Для чего и почему возник алфавит?

Где мы сейчас используем алфавит?

Одно ли и то же алфавит и азбука?

Рифма(решение частных задач)

(3 часа)

Секреты рифмы .
Значение и роль рифмы в литературных произведениях ;
Подбор рифмы к данным словам.
Сочинение небольших стихотворений по заданным рифмам.


Пишем письмо

(3 часа)

Виды писем;

Этикет письма
Структура письма.
Правила подписывания конвертов.

Проект «В словари – за новыми знаниями!»

(4 часа)

Какие бывают словари?
На какие вопросы можно найти ответы в словарях?
Какие задания можно придумать для работы со словарями?

Подготовить презентацию своего словаря и задания, для выполнения которого требуется представленный словарь


4.

2 ч.

Заключение

Что мы узнали и чему научились за год

Наши лучшие работы.


Систематизация и обобщение знаний по курсу «Словознайка»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.


Оценить проделанную за год работу.

Наметить план работы на следующий учебный год.



VI. Результатами работы кружка «Словознайка» являются:

  • Стремление к получению более глубоких знаний по русскому языку

  • Самостоятельное изучение дополнительной литературы

  • Пополнение словарного запаса

  • Развитие связной речи учащихся

  • Изменение формы проведения уроков (урок – мини проект)

Вся работа по формированию и развитию проектной деятельности по данной системе не только отражается в результатах деятельности класса, но связана с мероприятиями, проходящими в гимназии, городе.



5