СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Театральный сундучок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок», предназначенная для детей старшего и подготовительного возраста (5-7), направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Театральный сундучок»»

Содержание дополнительной образовательной программы


1. Целевой раздел 2

1.1 Пояснительная записка 2

1.2 Цели и задачи программа 3

1.3 Принципы к формированию программы 3

1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей 5-7 лет. 4

1.5 Ожидаемые результаты 5

2. Содержательный раздел 6

2.1 Описание содержания образовательной деятельности. 6

2.2 Календарно-тематическое планирование кружка «Театральный сундучок» на учебный год. 7

2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. 33

3. Организационный раздел 34

3.1 Материально-техническое обеспечение 34

3.2 Циклограмма рабочего времени 35

3.3 Методическое обеспечение программы 36







1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок», предназначенная для детей старшего и подготовительного возраста (5-7), направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.


Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.


1.2 Цели и задачи программа


Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.


Задачи:

  1. Познакомить детей с театральным искусством, видами театра.

  2. Развивать творческие способности детей, творческое мышление, воображение, навыки актерского мастерства и сценической речи.

  3. Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества детей и родителей через показ спектаклей (кукольных, драматических и т.д.).


    1. Принципы к формированию программы


Программа построена на принципах:

  1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.


Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.


  1. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.


Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.


  1. Принцип деятельности.


Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.


  1. Принцип реальности и практического применения.


Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.


1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей 5-7 лет.


В целом ребенок 5-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо».

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. У них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес.



1.5 Ожидаемые результаты


В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.





2. Содержательный раздел


2.1 Описание содержания образовательной деятельности.


Программа «Театральный сундучок» включает в себя 4 основных раздела:


  1. Основы театральной культуры;

  2. Театральная игра;

  3. Ритмопластика;

  4. Культура и техника речи;


Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.


Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.


Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.


Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.


На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

Ведущий методический прием– метод художественной импровизации.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой.

2.2 Календарно-тематическое планирование кружка «Театральный сундучок» на учебный год.

Сентябрь

 

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар

11

Основы театральной культуры


Театральная игра

«Приглашение в театр»

Теоретическая часть.

Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный)

«Давайте познакомимся»

Практическая часть.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность

1

Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров.


Театральный словарь: Сцена, занавес, спектакль


Объяснение, показ, игра



Объяснение, показ, игра

22

Основы театральной деятельности


Театральная игра

«Разрешите представиться»

Теоретическая часть.

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.

«Угадай, кто я?»

Практическая часть.

Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение.

1

Театральный словарь: художник, композитор


Объяснение, показ, игра



Культура и техника речи.



Ритмопластика

«Забавные стихи»

Практическая часть.

Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

«Осенние листья»

Игра-импровизация.

Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

1

Речевые упражнения, показ, разучивание, использование

Музыкально-двигательные импровизации




Вальс «Осенний сон»

33

Основы театральной деятельности


Театральная игра

«Театральные волшебники»

Теоретическая часть.

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

«Веселые обезьянки»

Практическая часть.

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

1

Демонстрация костюмов, фотографий.



Театральный словарь: костюмер, гример.


Объяснение, показ, творческие задания









«В каждом маленьком ребенке» Музыка:Ш.Каллош


44

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Мыльные пузыри»

Практическая часть.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

«В стране отгадай-ка»

Практическая часть.

Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

1

Показ, разучивание, использование



Музыкально-двигательные творческие задания





В. Ребиков Вальс из оперы «Елка»

55

Культура и техника речи

«Волшебная корзинка»

Теоретическая часть.

Познакомить детей с понятием: «Мимика».

Практическая часть.

Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов.

1

Игра-имитация сказочных персонажей




Мимические задания


66

Основы театральной культуры

«Ах, аплодисменты»

Теоретическая часть.

Воспитывать желание узнать новое.

Практическая часть.

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству

1

Показ, объяснение.

Театральный словарь: аплодисменты, зрители


7

Ритмопластика


Театральная игра

«Веселая зарядка»

Практическая часть.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

«Дружные зверята»

Практическая часть.

Развивать творчество, воображение и фантазию.

1

Музыкально-двигательное упражнение


Танец- миниатюра



«Песенка про зарядку» из мультфильма «38 попугаев»


«Танцующий зоопарк»


 

Октябрь

 №

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар

11

Основы театральной культуры

Экскурсия в ДК театрального кружка

Активизировать познавательный интерес к театру.

1

Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки»


Беседа-диалог



2

Театральная игра

«Веселые сочинялки»

Теоретическая часть.

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.

Практическая часть

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность

1




3

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Фыркающая лошадка».

Практическая часть.

Развивать дикцию.

«В мире животных»

Практическая часть.

Учить создавать образ живых существ с помощью выразительных пластических движений.

1


Речевая игра, упражнение


Показ, разучивание, исполнение


Музыкально-двигательные игры и упражнения


Танцевальные импровизации

Сен-Санс «Карнавал животных»


4

Основы театральной культуры


Ритмопластика

«Этот удивительный мир театра»

Теоретическая часть

Развивать у детей интерес к сценическому искусству.

«В стране Фантазии»

Практическая часть.

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом

1

Рассказ, беседа.


Театральный словарь : сценарий, декоратор


Музыкально-двигательные игры и упражнения


Музыкально-двигательные импровизации

М.Глинка «Вальс- Фантазия»,

А.Грибоедов «Вальс Ре-минор»


5

Культура и техника речи


Театральная игра

«Часики»

Практическая часть

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

«Внимательные матрешки»

Практическая часть.

Развивать умение произвольно реагировать на команду

1

Речевая игра, упражнения


Показ, объяснение.


Объяснение, творческие задания


«Мы- веселые матрешки»


6

Основы театральной культуры


Театральная игра

«В гостях у сказки»

Теоретическая часть.

Знакомство с кукольным театром.

«Поиграем в сказку»

Практическая часть.

Учить строить диалог, используя нужные интонации.

1

Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра:

а) настольные: плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные

б) стендовые;

в) куклы-марионетки;

г) тростевые куклы;



7

Культура и техника речи


Театральная игра

«Фраза по кругу»

Теоретическая часть.

Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

"Что мы делали, не скажем".

Практическая часть.

Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми

1

Объяснение, показ, творческие задания



8

Основы театральной культуры

«Поиграем в театр»

Теоретическая часть

Просмотр кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Колосок» с участием родителей

1

Разбор ролей сказки


Драматизация сказки «Колосок» с использованием кукол Бибабо

Сказка «Колосок»

 

Ноябрь

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар




1

Основы театральной культуры

Теоретическая часть.

Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение

1

Просмотр сказки


Драматизация сказки «Колосок» с использованием кукол Бибабо

Сказка «Колосок»




2

Основы театральной культуры

«Мы-режиссеры».

Теоретическая часть. Практическая часть

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей.

1

Рассказ, игра


Творческие задания, показ атрибутов.

Театральный словарь: постановщик, режиссер.



3

Культура и техника речи

«Прыг, шмыг и голосистое горлышко»

Практическая часть.

Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность.

1


Ролевой диалог


Показ, разучивание, исполнение



4

Ритмопластика

Практическая часть.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

1

Музыкально-двигательные упражнения



5

Культура и техника речи

Практическая часть.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

1

Речевая игра, упражнение


Дыхательная гимнастика


Показ, разучивание, исполнение



6




Культура и техника речи


Ритмопластика

Практическая часть.

Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа.

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела

1

Творческие задания



7

Основы театральной культуры

Практическая часть.

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел

1

Артикуляционная гимнастика



8

Премьера сказки

«Прыг, шмыг и голосистое горлышко»

Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями

1



 

Декабрь


Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар


1

Основы театральной культуры


Культура и техника речи

«Все тот же театр»

Теоретическая часть.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

«Сочини предложение»

Практическая часть.

Учить подбирать слова по общим признакам

1

Рассказ, беседа, диалог


Просмотр картин известных художников,

прослушивание СD – дисков, чтение стихов


Речевая игра

Картины: В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, «Вальс цветов» муз. Чайковского


2

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Веселый пятачок»

Практическая часть.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

«В детском мире»

Практическая часть.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

1


Артикуляционная гимнастика


Показ, разучивание, исполнение


Музыкально-двигательные импровизации


«Резиновый ежик»,

О. Зарубина «Ожившая кукла»,

П.И. Чайковский «Танец маленьких игрушек»


3

Ритмопластика


Театральная игра

«Буратино и Пьеро»

Практическая часть.

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

«Волшебная палочка и мячик»

Практическая часть.

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами

1

Двигательное упражнение


Объяснение, показ, творческое задание


Творческие задания

П.И.Чайковский Танец Феи Драже из сказки «Щелкунчик»


4

Основы театральной культуры


Ритмопластика

«Билет на балет»

Теоретическая часть.

Развивать интерес к видам театрального искусства.

«Марионетки»

Практическая часть.

Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

1

Рассказ, беседа, дидактическая игра


Рассматривание иллюстраций, просмотр DVD-дисков.


Театральный словарь: балетмейстер, хореограф, пуанты


Музыкально-двигательное упражнение


Объяснение, показ, творческое задание

Просмотр отрывка из балета

«Белоснежка и

семь гномов»


Д.Шостакович «Вальс- шутка»


5

Культура и техника речи


Театральная игра

«Игра со свечой»

Практическая часть.

Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания.

«Летает-не летает».

Практическая часть.

Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками


Артикуляционная гимнастика, упражнения


Показ, разучивание, исполнение



Объяснение, показ, вопросы, творческие задания





6

Ритмопластика


Театральная игра

«В гостях у Снежной Королевы».

Практическая часть.

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

«Снежинки», «Снежный ком».

Практическая часть.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

1

Музыкально-двигательные игры и упражнения


Музыкально-двигательные импровизации, игры –превращения






Объяснение, творческие задания

«Три белых коня»,








П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»



7

Культура и техника речи.


Ритмопластика

«Самолет».

Практическая часть.

Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков.

«Заколдованный лес».

Практическая часть.

Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

1

Показ, разучивание, исполнение


Музыкально-двигательные импровизации

М.Мусоргский «Картинки с выставки»,

С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти»


8

Основы театральной культуры


Театральная игра

«Как вести себя в театре?».

Теоретическая часть.

Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».

Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

«Что можно взять с собой в театр?»

Практическая часть.

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами.

1

Рассказ, беседа–диалог, игровой тренинг


Творческие задания, вопросы - ответы.


 

Январь

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар

11

Ритмопластика


Театральная игра

«Баба - Яга».

Практическая часть.

Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

«Превращение предмета».

Практическая часть.

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1

Музыкально-двигательные импровизации


Музыкально-двигательное упражнение


Объяснение, творческие задания


Отрывок из мультфильма «Красавица и чудовище»

М.Мусоргский «Баба-Яга»


2

Культура и техника речи


Ритмопластика

Стихотворение «Маленькие феи».

Практическая часть.

Пополнять словарный запас.

Совершенствовать навык четкого произношения

«В стране гномов».

Практическая часть.

Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста.

1

Ролевой диалог


Показ, разучивание, исполнение





Музыкально-двигательные игры и упражнения


Танцы-миниатюры, пластические этюды.

Э.Григ «Шествие гномов»,

М Мусоргский «Картинки с выставки»

33

Основы театральной культуры


Театральная игра

«Азбука общения».

Теоретическая часть.

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами.

«Этюды-пантомимы»

Практическая часть.

Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики

1

Рассказ, беседа-диалог


Мультимедийная презентация «Будем вежливы»


Объяснение, творческие задания




4

4

Ритмопластика


Театральная игра

«В царстве золотой рыбки».

Практическая часть.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

«Цапля».

Практическая часть.

Развивать находчивость, воображение, фантазию


Музыкально-двигательные игры и упражнения


Танцевальные импровизации


Объяснение, творческие задания

Сен-Санс «Аквариум», К. Черни «Опус 821, этюд № 152»


5

Основы театральной культуры

«Теремок».

Теоретическая часть.

Активизировать познавательный процесс. Знакомство с теневым театром

1

Рассказ, беседа


Показ знакомой сказки



6

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Колокольчики»

Практическая часть.

Расширять диапазон и силу звучания голоса.

«Снеговик».

Практическая часть.

Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мышц.

1


Голосовая

Гимнастика


Музыкально-двигательное упражнение


Объяснение, показ, творческое задание


Минков «Песенка Снеговика»


7

Основы театральной культуры

«Волк и семеро козлят».

Практическая часть

Просмотр теневого спектакля

1

Объяснение, показ, творческое задание



«Волк и семеро козлят».



8

Основы театральной культуры

«Волк и семеро козлят».

Теоретическая часть.

Знакомство со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение. Воспитывать чувство коллективного творчества.

1

Показ, разучивание, исполнение



 

Февраль

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар




1

Основы театральной культуры

«Мы – актеры».

Теоретическая часть.

Знакомство с главными театральными профессиями.

«Волк и семеро козлят»

Практическая часть. Воспитывать чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей.

1

Рассказ, беседа–диалог, игра


Творческие задания, просмотр костюмов.

Театральный словарь: актер, артист, дублер



2

Культура и техника речи

«Волк и семеро козлят»

Практическая часть.

Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа

1

Артикуляционная гимнастика


Показ, разучивание, исполнение




3

Основы театральной культуры

«Мастерская актера»

Практическая часть.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию.

1



54

Культура и техника речи

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах

1




5

Культура и техника речи

Скороговорки.

Совершенствовать навык четкого произношения.

Музыкальная сказка.

Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей

1




6

Театральная игра

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

1




7

Ритмопластика


Культура и техника речи

Показать образы героев через пластические возможности своего тела.

Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа.

1



88

Премьера спектакля

«Волк и семеро козлят»

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

1



 



Март

 №

Раздел

Тема, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар






1

Основы театральной культуры


Театральная игра

«Путешествие в театральное зазеркалье»

Теоретическая часть.

Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра

«В магазине зеркал».

Практическая часть.

Развивать умение оценивать действия других детей, сравнивать их со своими собственными

1

Беседа- диалог


Рассматривание альбома «Все о театре». Театральный словарь: драматург, пьеса, постановка


Показ, разучивание, исполнение






2

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Испорченный телефон».

Практическая часть.

Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию

«Карнавал животных»

Практическая часть.

Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений

1

Артикуляционная гимнастика


Музыкально-двигательное упражнение


Музыкально-двигательные импровизации

Сан-Санс «Карнавал животных»




3

Культура техника речи


Театральная игра

«Капризуля».

Практическая часть.

Тренировать свободу звучания звука с мягкой атакой.

«Благодарность».

Практическая часть.

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение.


Речевая игра и упражнение


Показ, разучивание, исполнение


Объяснение, показ, творческие задания





4

Ритмопластика


Театральная игра

«Насос и кукла».

Практическая часть.

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мышц.

«Дюймовочка»

Практическая часть.

Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами

1

Двигательное упражнение


Объяснение, показ, творческое задание


Игра-импровизация


Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги

Музыкальная аудио-сказка «Дюймовочка»


5

Основы театральной культуры

«В мире музыки».

Теоретическая часть.

Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.


Рассказ, беседа


Просмотр фотографий оперного театра





6

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Медвежонок невежа» А.Барто.

Практическая часть.

Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

«Медведи в клетке»

Практическая часть.

Развивать чувство ритма, координации движений.

1

Игра –имитация



Мимическое задание



Музыкально-двигательные импровизации



«Песенка неуклюжевого медвежонка»

77

Основы театральной культуры

Экскурсия в оперный театр, либо просмотр фильма

1




8


Основы театральной культуры

«Путешествие с театральным билетом».

Теоретическая часть.

Выявить уровень знания театральных атрибутов.

КВН «Правила поведения в театре».

Воспитывать культуру поведения

1



 

Апрель

 №

Тема

Раздел, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар




1

Культура и техника речи


Ритмопластика

Скороговорки.

Практическая часть.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова

«Кто приехал в зоопарк».

Практическая часть.

Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста

1

«Аромат цветов»


Дыхательная гимнастика


Двигательное упражнение


Объяснение, показ, пластический этюд






2

Ритмопластика


Театральная игра

«В стране цветов».

Практическая часть.

Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

«Аленький цветочек».

Практическая часть.

Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок

1

Танцевальные импровизации, театральные миниатюры, игры на пластику


Танцевальные упражнения


Игра-импровизация


Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги

Р. Шуман «Первая потеря»,

С. Майкопар «Огонь и лед»



Е.Крылатов «Волшебный цветок»


3

Культура и техника речи


Театральная игра

«Чудеса в авоське» Стихотворение.

Практическая часть.

Пополнять словарный запас. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению.

«Пойми меня»

Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства

1

Игра- драматизация


Показ, разучивание, исполнение



4

Ритмопластика


Театральная игра

«Дискотека кузнечиков».

Практическая часть.

Развивать воображение и способность к пластической импровизации

«Пчелы и цветы».

Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными


Объяснение, творческие задания


Игра-импровизация

П.И. Чайковский «Вальс цветов»




5

Культура и техника речи


Ритмопластика

«Аромат цветов».

Дыхательное упражнение. Развивать речевое дыхание

«Ах, трава-мурава».

Чистоговорка. Развивать дикцию

«Вальс цветов».

Практическая часть.

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга.

1


П.И. Чайковский «Вальс цветов»


6

Культура и техника речи


Театральная игра

«Моя сказка».

Практическая часть.

Формировать четкую и грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

«Теремок».

Практическая часть.

Учить импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

1

Музыкально-двигательные импровизации


Объяснение, показ, театральные диалоги







7

Основы театральной культуры


Культура и техника речи

«Вежливые слова».

Теоретическая часть.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

«Запрещенные слова»

Практическая часть.

Пополнять словарный запас. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

1

Показ, разучивание, исполнение



8


Основы театральной культуры

«Муха-цокотуха».

Знакомство с музыкальной сказкой в аудио-записи. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей

1

Объяснение, показ, театральные диалоги


 

Май

Тема

Раздел, задачи

Количество занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Репертуар


1

Культура и техника речи

«Муха-Цокотуха»

Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за интонационной выразительностью образа

1




2

Культура и техника речи


Театральная игра

Чистоговорка. Скороговорка

Развивать правильную артикуляцию и четкую дикцию.

Импровизация «Прибегали Тараканы».

Учить снимать зажатость и скованность движений.

Развивать воображение и фантазию

1




3

Ритмопластика


Театральная игра

Практическая часть.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

«Танец бабочек».

Воспитывать готовность к творчеству.

1




4

Культура и техника речи

Практическая часть.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

1



55

Ритмопластика

Показать образы героев через пластические возможности своего тела.

1




6

Основы театральной культуры

«Мастерская актера»

Практическая часть.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию

1




7

Основы театральной культуры

Практическая часть.

Совершенствовать умение устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел

1




8

Премьера музыкальной сказки

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки

1



 2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.


В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 5 –7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)

В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:

  • чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;

  • игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

  • упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

  • упражнения на развитие детской пластики;

  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

  • театральные этюды;

  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.

Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.20.

Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, экскурсии в ДК театрального кружка, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).

Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года. (Приложение 1.)





3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение


Занятия по театрализации проходят в музыкальном зале в понедельник и в спортивном зале в четверг.

Помещения хорошо проветриваются. Все методическое обеспечение находится в музыкальном зале.


Наименование материально-технологического обеспечения

Количество, шт.

Костюм Белочка

3

Костюм Зайчика

10

Костюм Снеговик

7

Костюм Снегурочки

3

Костюм Огоньки

6

Костюм Лягушек

7

Костюм Цыган

5 д. /4 м.

Русские народные костюмы

14 д. / 7 м.

Костюм Цветов

9

Слоненок

1

Лев

2

Обезьянка

3

Костюм Красной Шапочки

1

Костюм Мальвины

1

Военная форма

7




Костюм Звездочетов

7

Набор ламинированных масок

1

Куклы – перчатки

4

Домик деревянный

2

Деревья

7

Музыкальный центр LG

1

Музыкальный центр

1

Ноутбук Acer

1

Мышь компьютерная

1

Проектор

1

Монитор

1



3.2 Циклограмма рабочего времени


Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

группы

9

15:15 – 15:45



15:15 – 15:45


6

15:15 – 15:45



15:15 – 15:45


5

15:15 – 15:45



15:15 – 15:45


7






8

15:15 – 15:45



15:15 – 15:45


4

15:15 – 15:45



15:15 – 15:45


11






10






3






1









    1. Методическое обеспечение программы


  1. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

  2. Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»

  3. И. Медведева, Т. Шишова «Улыбка судьбы»

  4. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

  5. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

  6. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.







Диагностика уровня развития детей Приложение 1



Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Музыкальное развитие

Основы оформительной деятельности

Основы коллективной творческой деятельности

Общий уровень развития

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!