Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Согласована Утверждаю Председатель ПЦК Зам. директора по УВР ___________Н.В. Абрамова _________А.Г.Анисимова «___»______________20___ «____»____________20___
Образовательная программа кружка технического творчества
ВОЛШЕБНАЯ ПОЛИТРА По профессии: «Маляр, Штукатур»
Автор, руководитель кружка: педагог дополнительного Абрамова Н.В.
Николаевск – на - Амуре 2016-2017 Пояснительная записка Направленность программы «Волшебная палитра» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству. Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Принцип построения программы: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первом полугодии обучения студенты выполняют творческие задания, во втором полугодии – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-18 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 1 год обучения. Первое полугодие является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. Второе полугодие закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстети-ческая оценка, бережное отношение к произведениям искусства),практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у обучающихся творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.). Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветерановвойны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: - Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем; - Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися; - В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; - Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; - Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; - Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у обучающегося только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотромработ и их обсуждением. На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Режим занятий Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 6 часов, 240 часов в год из которых 2 часа отводится на индивидуальные занятия для одаренных детей или для устранения пробелов в знаниях и умениях у отстающих ребят. Ожидаемые результаты освоения программы: Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Обучающиеся, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях. В конце первого полугодия обучения: Обучающийся будет знать: - отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета; - об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции. Обучающийся будет уметь: - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; - понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; Ученик способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; - творчески откликаться на события окружающей жизни; По завершении второго полугодия обучения: Обучающийся будет знать: - Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего. • Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства. • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции. • Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью. • Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка. • Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений. Обучающийся будет уметь: - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезномутруду и учебе. Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: - контрольных занятий по изученным темам; - конкурсы; - выставка детских работ; - в конце года готовится итоговая выставка работ. На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов. На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности. Механизм оценки результатов по программе: В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений обучающимися, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе обучающихся в сентябре для обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце первого полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству. Цель входной диагностики – выявить уровень развития: - Координации и тонкой моторики; - Умения изображать рисунок в цвете; - Творческого мышления ребенка; - Умение представлять объекты в различных пространственных положениях. Для выявления уровня развития творческих способностей обучающихся применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе. В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ. - выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; - выполнение конкурсных и выставочных работ; - подведение итогов по результатам каждого полугодия. Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем. Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | 1 | Вводная часть | 4 | 2 | 2 | 2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 8 | 2 | 6 | 3 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 12 | 3 | 9 | 4 | Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 18 | 3 | 15 | 5 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 8 | 2 | 6 | 6 | Орнамент. Стилизация. | 12 | 2 | 10 | 7 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 36 | 12 | 44 | 8 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж портрет натюрморт | 20 | 4 | 22 | 9 | Тематическое рисование. | 42 | 9 | 33 | 10 | Оформительские, творческие и выставочные работы. | 4 | | 48 | | Итого: | 160 | | | Программа кружка «Волшебная палитра» № | Тема занятия | Кол-во часов на тему (на урок) | 1 | Вводная часть | 4 | 1.1 | Введение. История красок. Правила поведения. Техника безопасности и электро-пожарная безопасность. | 2 | 1.2 | Разработка эмблемы кружка. | 2 | 2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 8 | 2.1 | Рисунок - основа изобразительного творчества | 2 | 2.2 | Знакомство с видами графики и графическими материалами. Линия и штрих-основа рисунка. | 2 | 2.3 | Рукотворная графика. Городской пейзаж. | 2 | 2.4 | Печатная графика. | 2 | 3 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 12 | 3.1 | Цвет. Основные и составные цвета. | 2 | 3.2 | Цветоведение. Листопад. | 2 | 3.3 | Применение ахроматических цветов. | 2 | 3.4 | Применение хроматических цветов. | 2 | 3.5 | Подбор цветов по цветовому кругу «Фея осени». | 2 | 3.6 | Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью и гуашью. Стихия. | 2 | 4 | Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 18 | 4.1 | Красоту можно уметь замечать. | 2 | 4.2 | Рисование цветка и листьев в карандаше. | 2 | 4.3 | Рисуем дерево тампованием. | 2 | 4.4 | Ромашковое поле. | 2 | 4.5 | «Узоры на крыльях» | 2 | 4.6 | Рисование птиц «Птица счастья». | 2 | 4.7 | Рисование рыб «В гостях у Нептуна» | 2 | 4.8 | Рисование животных «Любимчики». | 2 | 4.8 | Изображаем свое любимое животное. | 2 | 5 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 8 | 5.1 | Выбор главного композиционного центра. | 2 | 5.2 | Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. | 2 | 5.3 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 2 | 5.4 | Рисование сюжета сказочного героя. | 2 | 6 | Орнамент. Стилизация. | 12 | 6.1 | Орнамент, виды, назначение. Стилизация. | 2 | 6.2 | Фон орнамента | 2 | 6.3 | Восприятие и передача красоты рисования линейного орнамента. | 2 | 6.4 | Восприятие и передача красоты рисования сетчатого орнамента. | 2 | 6.5 | Восприятие и передача красоты рисования замкнутого орнамента. | 2 | 6.6 | Оформление сказочного полотенца орнаментом. | 2 | 7 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 36 | 7.1 | Народное искусство. | 2 | 7.2 | Дымковская игрушка. | 2 | 7.3 | Упражнения по рисованию «Дымковской игрушки». | 2 | 7.4 | Филимоновская игрушка. | 2 | 7.5 | Упражнения по рисованию «Филимоновской игрушки» | 2 | 7.6 | Каргопольская игрушка. | 2 | 7.7 | Упражнения по рисованию «Каргопольской игрушки». | 2 | 7.8 | Богородская игрушка. | 2 | 7.9 | Упражнения по рисованию «Богородской» игрушки. | 2 | 7.10 | Русская матрешка. | 2 | 7.11 | Упражнения по рисованию русской матрешки. | 2 | 7.12 | Хохлома. Упражнения по рисованию. | 2 | 7.13 | Гжель. Упражнения по рисованию. | 2 | 7.14 | Городецкая роспись. Упражнения по рисованию. | 2 | 7.15 | Вологодские кружева. Упражнения по рисованию. | 2 | 7.16 | Упражнения по рисованию техники народностей Ульчей. | 2 | 7.17 | Упражнения по рисованию техники народностей Нанайцев. | 2 | 7.18 | Практические упражнения: основа, обводка, подмалевок, оживка. | 2 | 8 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж портрет натюрморт | 20 | 8.1 | Пейзаж | 2 | 8.2 | Изображение пейзажной местности с архитектурными постройками. | 2 | 8.3 | Изображение уголка леса. | 2 | 8.4 | Изображение поляны с речкой. | 2 | 8.5 | Портрет | 2 | 8.6 | Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. | 2 | 8.7 | Мы рисуем своих друзей. Человек в движении. | 2 | 8.8 | Натюрморт | 2 | 8.9 | Ваза с цветами и стакан. | 2 | 8.10 | Рисунок глиняной крынки с фруктами. | 2 | 9 | Тематическое рисование. | 42 | 9.1 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 | 9.2 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 2 | 9.3 | Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 2 | 9.4 | Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. | 2 | 9.5 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. | 2 | 9.6 | Художественный приём “заливка”. Рисование неба. | 2 | 9.7 | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 2 | 9.8 | Многослойная живопись на тему: “Север”. | 2 | 9.9 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 2 | 9.10 | Кляксография трубочкой. | 2 | 9.11 | Техника рисования “Свеча + акварель” | 2 | 9.12 | Техника рисования “Пуантилизм” | 2 | 9.13 | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | 2 | 9.14 | Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. | 2 | 9.15 | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | 2 | 9.16 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | 2 | 9.17 | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | 2 | 9.18 | Упражнения «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | 2 | 9.19 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | 2 | 9.20 | Упражнения «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | 2 | 9.21 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | 2 | 10 | Оформительские, творческие и выставочные работы. | 4 | 10.1 | Экспозиция работ. | 2 | 10.2 | Обсуждение выставки. Чаепитие. | 2 | | Итого: | 160 | Используемая литература Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007 Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008 А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010 Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007 В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010 С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007 А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006 В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009 |