Программа кружка «Теория и практика написания сочинения» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах.
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план факультатива "Теория и практика написания сочинений " 10 класс (35 учебных часов)
№ | Тема занятия |
1 | Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения |
2 | Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений. |
3 | Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема». |
4 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения |
5 | Самостоятельность мышления |
6 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике. |
7 | Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. |
8 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. |
9 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование. |
10 | План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов. |
11 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. |
12 | Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. |
13 | Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
14 | Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя |
15 | Составление планов характеристик одного литературного героя. |
16 | Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
17 | Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. |
18 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии. |
19 | Составление планов – сравнительных характеристик. |
20 | Стилистические упражнения |
21 | Нормы литературного языка |
22 | Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала. |
23 | Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. |
24 | Совершенствование черновика сочинения |
25 | Составление планов – групповых характеристик |
26 | Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств. |
27 | Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов. |
28 | Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана |
29 | Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов. |
30 | Стилистические упражнения. |
31 | Нормы литературного языка |
32 | Предупреждение речевых ошибок |
33 | Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения |
34-35 | Практикум анализа стиха |
№ | Дата | Тема занятия |
1 | | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. |
2 | | Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления |
3 | | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
4 | | Предупреждение речевых ошибок |
5 | | Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода. |
6 | | Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления. |
7 | | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного. |
8 | | Стилистические упражнения |
9 | | Сочинение – характеристика образа автора. |
10 | | Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. |
11 | | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
12 | | Нормы литературного языка |
13 | | Сочинение – характеристика лирического героя |
14 | | Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления. |
15 | | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
16 | | Практикум анализа стиха. |
17 | | Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения. |
18 | | Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения. |
19 | | Совершенствование написанного. |
20 | | Определение темы прозаических и стихотворных произведений. |
21 | | Предупреждение речевых ошибок. |
22 | | Сочинение – обобщение по теме. |
23 | | Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме. |
24 | | Совершенствование написанного. |
25 | | Стилистические упражнения |
26 | | Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. |
27 | | Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения |
28 | | Совершенствование написанного |
29 | | Нормы литературного языка |
30-31 | | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы. |
32 | | Сочинение о жанровой природе литературного произведения |
33 | | Подготовительный этап к сочинению о жанре |
34 | | Обсуждение работ. |
35 | | Редактирование отрывков из сочинений. |
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004