Пояснительная записка
Актуальность
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Данная программа актуальна тем, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности учащихся, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся интерес к рукоделию.
Новизна программы
На занятиях объединения художественно-эстетической направленности создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама деятельность, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении электронного дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Направленность программы
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления в дополнительном образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
На занятиях объединения художественно-эстетической направленности создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама деятельность, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- обучение основам бисероплетения, бумагопластики, пластилинографии;
- закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
- развитие любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- развитие смекалки, изобретательности, устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера, умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
-воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия,
аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
взаимопомощи при выполнении работы, привитие основ культуры труда;
- воспитание любви к своей родине, к традиционному народному искусству.
Содержание программы соотносится целям и задачам основной образовательной программы.
Содержание программы «Умелые руки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, бисероплетение. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная категория детей– 8 - 14 лет.
Срок реализации программы– 1 год
Форма и режим проведения занятий
…Форма проведения занятий – групповая. Занятие объединения «Умелые руки»требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, , а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 10-12 человек.
Методы организации занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
-объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
-решение проблем и другие.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
– различные приемы работы с бумагой, пластилином, бисером;
–следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-создавать изделия из разных материалов, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– навыки культуры труда;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и приспособлениями.
учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея; выжигать салфетки; изготавливать сувениры и открытки.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа – 56 часов в год.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп: 8 - 14 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 8 лет.
Год обучения | Количество часов | Количество учащихся |
| В неделю | В год | |
1 | 2 | 56 | 12 |
Формы работы:
1.индивидуальная (каждый обучающийся должен сделать свою поделку);
2.групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
3.коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок работ учащихся: в школе.
Участие на конкурсах выставок детского декоративно - прикладного искусства.
Организация контроля
Освоение программы предусматривает проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль освоения программного материала проводится с целью выявления педагогом качества освоения содержания программного материала в процессе обучения (по темам, разделам, блокам) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация учащихся проводится 1 раз в год (декабрь).
Результаты промежуточной аттестации оформляются в виде протокола и хранятся у педагога дополнительного образования.
Итоговая аттестация проводится по завершении освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
учебно-методические комплекты.
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (словари, справочники и др.)
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную тонированную бумагу, бумажные полоски,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- пластилин;
-бисер;
-нитки разноцветные;
-джутовая веревка;
-леска;
-лоскутки ткани.
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, иголки.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение: правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 |
| Бумагопластика | 24 | | |
1 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги» «Чудо-дерево» | | 1 | 1 |
2 | Панно «Птенчики» | | 1 | 1 |
3 | Изготовление шкатулки | | 2 | 2 |
4 | Цветы из бумаги | | 2 | 2 |
5. | Цветы в технике оригами | | | 2 |
6. | Органайзер | | 2 | 2 |
7. | Органайзер | | | 2 |
8. | Снежинки | | | 2 |
9. | Новогодняя открытка | | | 2 |
| Пластилинография | 10 | | |
1. | Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию» | | 1 | 1 |
2. | Знакомство со средствами выразительности. «Собачка» | | | 2 |
3. | Картина из пластилина | | 1 | 2 |
4. | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | | 1 | 2 |
5. | Аппликация «Божьи коровки на ромашке» | | | 2 |
| Бисероплетение | 10 | | |
1. | Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности | | 1 | |
2. | Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку | | 1 | 1 |
3. | Выполнение отдельных элементов | | | 2 |
4. | Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок | | 1 | 2 |
5. | Низание крестиками | | 1 | 1 |
6. | Изготовление браслета “ёлочка” | | | 2 |
| Изготовление кукол. | 10 | | |
1. | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности. Кукла на картонной основе | | 1 | 1 |
2. | Изготовление каркаса куклы | | 1 | 2 |
3. | Сувенирная кукла | | 1 | 2 |
4. | Защита творческих проектов | | 1 | |
5 | Выставка. Презентация готовых работ | | | 1 |
| Итого: | 56ч. | 20 | 36 |
Содержание программы «Умелые руки»
Первый год обучения (56ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности -2ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Бумагопластика -24ч..
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
1. «Чудо – дерево»
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
2. «Птенчики».
Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3. Изготовление шкатулки. Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
4. Цветы из бумаги
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
5. Цветы в технике оригами.
История возникновения техники оригами. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники оригами.
6. Органайзер. Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Выбор материала.
7. Органайзер. Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
8. Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
9.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Пластилинография- 10 ч.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
2. .Знакомство со средствами выразительности. «Собачка»
Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
3. Картина из пластилина. Теория Создание выразительного образа посредством плоскостного изображения и цвета. Практическая часть. Создание картины посредством плоскостного изображения.
4.Аппликация «Бабочки»
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа
5.Аппликация «Божьи коровки на ромашке».
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Выбор цвета.
Бисероплетение -10ч.
1.Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2-3.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое
плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
5. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.
6.Изготовление браслета “ёлочка”.
Практическая часть. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.
Изготовление кукол -10ч.
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3-4.Сувенирная кукла.
«Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.
Особенности построения композиции. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
5. Защита творческих проектов.
6.Выставка- ярмарка. Презентация готовых работ. Итоговое занятие.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1.:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. No 1726-р.
3. СанПиН 2.4.4.3172-14.
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
учебно-методические комплекты.
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (словари, справочники и др.)