СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Весёлая грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка  реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающижся 4 класса. Содержание программы способствует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний, полученных на уроках русского языка, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Весёлая грамматика"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры ……………

Мелентьева С. В.

Протокол № … от ……2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СШ № 33» …………… Немчанинова В. П.

«Принято»


Решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016

«Утверждаю»


Директор МБОУ «СШ № 33»


………………….. Жойкин С. А.


Приказ № …. от ……… 2016 г.








Рабочая учебная программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности

«Весёлая грамматика»

в 4 Б классе






Составитель

Учитель начальных классов

Жеребицкая И. Н.















Пояснительная записка

Программа кружка «Весёлая грамматика» представляет собой «Мастерскую речевого развития» и реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО. Нормативно – правовой и документальной основой разработки программы кружка «Весёлая грамматика» являются Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников, Примерная программа внеурочной деятельности.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития обучающихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Урок не может вместить всё то, что интересует детей и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений помогает создать внеурочная деятельность. На занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Появляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Курс «Весёлая грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательного интереса как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою устную и письменную речь.

Содержание курса кружка способствует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и

поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своём дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению

и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель и задачи курса

Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи курса:

Обучающие:

  • поддержание интереса к русскому языку как учебному предмету, развитие мотивации к его изучению;

  • расширение и углубление запаса знаний и формирование лингвистической компетенции обучающихся;

  • обучение речевому общению на русском языке;

  • совершенствование общего языкового развития обучающихся.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, смекалки, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • развитие умения пользоваться различными словарями;

  • выявление и поддержка лингвистически одарённых школьников;

Воспитывающие:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению;

  • воспитание веры в свои силы у слабоуспевающих учеников.

Программа кружка рассчитана на возраст детей 10 - 11 лет. Занятия проводятся в 4 классе с группой обучающихся в количестве 12 человек во внеурочное время 1 раз в неделю (всего 34 занятия в год). Продолжительность занятия 45 минут.


Педагогические условия реализации программы

В основе организации кружковой работы по русскому языку, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи кружковой работы с уроками русского языка

Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать в кружковой работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала

Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание кружковой работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся

Согласно этому принципу содержание кружковой работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Принцип занимательности

Этот принцип является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т.д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой. Для учащихся начальных классов занимательно все то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

Принцип разнообразия форм и видов работы

Интерес к кружковой работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип добровольности

Участие школьников в кружковой работе должно быть добровольным. Чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные занятия увлекательно, живо, интересно.


Формы проведения занятий: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, шарад, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; конкурсы, весёлые викторины, КВНы, защита проектов, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая и игровая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • игровая технология;

  • технология развивающего обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

Содержание программы

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе   согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Богатства родного языка. Наша речь и наш язык.

Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Структура предложения. Однородные члены предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание. Обращение.

Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Слово и словосочетание. Омонимы. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении), их признаках и грамматических категориях. Работа с толковым словарём.

Состав слова. Корень слова. Формы слова и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком, с удвоенными согласными. Правописание приставок и суффиксов, приставок и предлогов. Правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных, личных окончаний глаголов.

Развитие письменной речи. Составление писем, объявлений, афиш, сочинение загадок, рифмовок и их письменное оформление.

Планируемые результаты

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

правила правописания слов с изученными орфограммами;
признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения);
главные члены предложения;
состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать приставки и предлоги, писать предлоги раздельно со словами, а приставки – слитно;

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • обозначать на письме интонацию перечисления;

  • разбирать слова по составу;

  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

  • писать правильно слова с удвоенными согласными;

  • определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;

  • определять число, время, спряжение глаголов;

  • писать раздельно НЕ с глаголами; падежные окончания имён существительных и имён прилагательных единственного и множественного числа, личные окончания глаголов;
    работать со словарем;

  • группировать и подбирать слова на определенные правила;
    различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

  • составлять и записывать небольшие рассказы по картинке.

Календарно – тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия

Дата

1

Язык и речь. Богатства родного языка


2

Виды предложений по цели высказывания и по интонации


3

Предложение с обращением. Диалог


4

Предложения с однородными членами


5

Простое и сложное предложение


6

Лексическое значение слова. Многозначные слова. Работа со словарями


7

Лексическое богатство языка. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы


8

Устаревшие и заимствованные слова в русском языке


9

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах


10

Проект «Тайна слова»


11

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу


12

Дружим с грамматикой. Правописание гласных и согласных в корне слова


13

Путешествие в страну удвоенных согласных


14

Игры деда Буквоеда. Разгадывание ребусов, кроссвордов


15

Морфологические признаки имени существительного


16

Учимся писать письма. Письмо деду Морозу


17

Имена существительные в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках


18

Учимся писать падежные окончания имён существительных


19

Игры деда Буквоеда. Правописание приставок и суффиксов


20

Незаменимый мягкий знак. Игра «Пишется – не пишется»


21

Морфологические признаки имени прилагательного


22

Роль имён прилагательных в речи. Учимся описывать предметы.


23

Сочиняем загадки. Проект «Имена прилагательные в загадках»


24

Учимся писать падежные окончания имён прилагательных


25

Местоимение. Разгадывание шарад и ребусов


26

Морфологические признаки глагола. Связь глагола с другими частями речи


27

Игры деда Буквоеда. Разгадывание ребусов, кроссвордов


28

Учимся спрягать глаголы


29

Глаголы – исключения. Разучивание занимательных рифмовок


30

Правописание личных окончаний глаголов


31

Учимся писать объявления, создавать афиши. Групповая работа


32

Занимательное словообразование


33

КВН по русскому языку «Ты наш друг, родной язык!»


34

Обобщение и систематизация знаний. Весёлая викторина


Учебно – методическое обеспечение кружка

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  9. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  12. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  13. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

  18. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

  19. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

  20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина.- М.: Просвещение, 1986